Семинар
консультация (младшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение дошкольников к истокам родного края»
Цель: Обобщение знаний педагогов по приобщению детей к истокам родного края.
Задачи:
- Рассказать педагогам о формах и способах приобщения детей к истокам родного края.
- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;
- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).
Суть нравственно - патриотического воспитания дошкольника состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких ребенку людей, тех, кого зовут соотечественниками. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле:
Знакомство с историей и культурой своей малой Родины - города, края – это воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родины.
Задачи, стоящие пред педагогами:
- Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края.
- Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.
- Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.
- Знакомство с людьми, которые прославили наш город и край.
Формами работы по развитию представлений о малой родине могут быть:
1. Экскурсии к историческим памятникам, по улицам города, в музеи.
2. Прогулки по памятным местам родного края.
3.Просмотр фильмов и презентаций о родной земле, о подвигах людей.
4. Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине.
5. Встречи со знаменитыми деятелями культуры, искусства, ветеранами родного города.
6. Дидактические игры, задания, игровые упражнения на закрепление материала.
7. Оформление тематических выставок, изготовление сувениров, выпуск альбомов, буклетов.
8. Постановка музыкально-театрализованной деятельности.
9.Проведение познавательных викторин, олимпиад.
Одно из условий ознакомления детей с историей и культурой малой Родины - приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т.д.
Также предметно-развивающая среда является условием приобщения детей к истокам родного края.
Прежде всего и самое главное - предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией - каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта.
Одной из инновационных технологий в сфере личностного, нравственно-патриотического воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
Сегодня хочу рассказать вам о такой форме приобщения детей к истокам родного края это организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.
Сначала я предлагаю поиграть в игру «Ассоциации». Будем передавать игрушку - матрёшку и называть слова, которые у вас ассоциируются со словом «музей».
Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.
Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении.
Цель создания мини-музеев - обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями; приобщение детей и их родителей к музейному искусству, к истокам родного края.
Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.
По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.
При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:
- в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
- небольшие размеры экспозиции;
- определенная ограниченность тематики;
- участие в их создании детей и родителей;
- в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.
- в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
Формы организации детской деятельности в мини-музее:
- Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
- Организованная образовательная деятельность (экскурсии)
- Исследовательская деятельность
- Беседы, чтение художественной литературы
- Художественное творчество
- Музыкальная деятельность
Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать
принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.
Принцип доступности: дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;
Принцип интеграции. Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п.
Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
Принцип природосообразности - при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принцип научности - экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.
Принцип партнерства - мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.
Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется - по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.
Принцип разнообразия - независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.
Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:
1. Подготовительный этап: коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап:
- непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;
- разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,
- разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;
- выбор экскурсоводов.
Мини-музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа. Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.
В результате использования мини-музеев дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.
Давайте вместе придумаем содержание мини-музеев по теме приобщения детей к истокам родного края. Как могут называться эти музеи? Какие могут быть в них экспонаты? Какие виды деятельности детей, могут проводится в этих музеях.
Приобщение детей к ценностям родного края способствует формированию у них таких черт характера, которые помогут в дальнейшем стать патриотом и гражданином своей Родины. Не секрет, что незабываемые детские впечатления яркие, связанные с красотой природы, историей родного края часто остаются в памяти человека на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2. Тема семинара: Технологии школьного экологического мониторинга, включающие программные наблюдения за состоянием окружающей среды
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2....

Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
