РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация

Кочанова Людмила Ивановна

В данном материале приведены рекомендации воспитателям по развитию речи детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_vospitatelyam_po_razvitiyu_rechi_detey.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ

 ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

 РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2-Й ГОД ЖИЗНИ

Учить детей понимать и выполнять поручения, состоящие из двух-трёх действий. Например: «Подойди к полке, возьми машинку, принеси мне».

Приучать детей активно пользоваться своей речью, побуждать их обращаться к взрослому и сверстникам по различным поводам. Учить задавать вопросы, выражать словами свои желания, просьбы, рассказывать в нескольких словах о том, что видел.

Постоянно говорить с ребёнком, чётко, немногословно, так, чтобы он понимал, что данное слово служит для обозначения определённого предмета. Говорить надо медленно, выразительно, повторяя одни и те же слова.

Приучать детей к различию цветов и называть их соответствующими словами.

Использовать прогулки для развития наблюдательности, мышления и речи. На прогулке надо обязательно говорить с ребёнком, называя, поясняя тот или иной предмет или явление, а также вызывать на разговор.

Показывать картинки, на которых изображены знакомые предметы. Рассматривание картинок нужно всегда сопровождать вопросами: «Что это? Что делает?», т. е. побуждать ребёнка говорить.

Читать детям небольшие произведения, рекомендованные программой. Интересными для ребят будут рассказы с знакомыми им жизненными ситуациями, в которых они будут узнавать себя, свою маму, друзей.

Проводить артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения, как «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка»

3-Й ГОД ЖИЗНИ

Формировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру, различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных.

Обогащать словарь. Использовать существительные, обозначающие транспорт, части автомобиля, растения, фрукты, овощи, домашних животных и их детёнышей. Также применять глаголы, обозначающие некоторые трудовые действия взрослых и взаимоотношения детей, прилагательные, обозначающие величину, цвет, вкус, и наречия.

Воспитывать звуковую культуру речи. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Упражнять их в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний и отдельных слов.

Совершенствовать грамматический строй речи. Учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголом, строить предложения из 3–4 слов.

Развивать связную речь. Учить детей понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие вопросы, к концу года рассказывать в 2–4 фразах о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке.

Способствовать зарождению интереса и любви к художественному слову. Учить детей воспринимать небольшие потешки, сказки и рассказы (без наглядного сопровождения).

Использовать возможности для развития речи во время прогулок. Всё, что привлекает ребёнка, может послужить темой для разговора с ним.

Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, а также в повседневной жизни: в режимные моменты, в самостоятельной игре.

4-Й ГОД ЖИЗНИ

Создавать разнообразную и правильно организованную речевую среду. Для этого воспитателю следует говорить много, искренне и ярко, произносить фразы отчётливо и неторопливо, употреблять новые для ребёнка слова и выражения.

  • Вовлекать детей в разговоры на разные темы. Учить отвечать на вопросы «зачем?», «почему?», «когда?», задавать вопросы, включаться в разговор.
  • Формировать у детей потребность делиться впечатлениями. Если заинтересованно расспросить ребёнка о том, что запало ему в душу, он обязательно начнёт рассказывать.
  • Приучать детей рассматривать сюжетные картинки. Выбрав одну из них, воспитатель должен сначала сам разобраться в её содержании, составить рассказ, а затем наметить вопросы.
  • Развивать произносительную сторону речи. Подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков, вырабатывать чёткое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
  • Расширять словарный запас. Пополнять знания детей знаниями о свойствах и качествах предметов, учить умению обобщать значения слов, использовать полученные навыки в самостоятельной речи.
  • Развивать навыки грамотной устной речи. Учить детей правильному употреблению предлогов, выражающих различные пространственные отношения, составлять с детьми простые предложения за счёт однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Создавать условия, способствующие активизации речи. Чаще рассматривать с детьми их работы по изобразительному творчеству, просить рассказать о получившихся образах и говорить об окружающих предметах.

5-Й ГОД ЖИЗНИ

  • Обогащать речь детей во всех ситуациях речевого общения. Эффективный путь обогащения речи — подражание, поэтому педагог должен выступать носителем культурной речи, владеть умением рассказывать доходчиво, интересно, выразительно, иметь чёткую дикцию.
  • Развивать диалогическую речь. Нужно учить детей строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. В диалоге ребёнок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста.
  • Развивать монологическую речь. Нужно учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы.
  • Привлекать внимание детей к новым словам и помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета. Необходимо развивать желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения.
  • Использовать художественную литературу для развития и обогащения речи ребёнка. Задача педагога — донести до детей содержание произведения в единстве с его языковым богатством.
  • Использовать индивидуальный подход. Каждый ребёнок имеет свои индивидуальные особенности в произношении звуков и восприятии речи, и эти особенности должны учитываться при работе с ним.
  • Исправлять ошибки детей не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно.

6-Й ГОД ЖИЗНИ

  • Развивать умение внимательно слушать речь окружающих. Для этого можно давать детям задания, которые помогают устанавливать неточности.
  • Обращать внимание на интонационную выразительность речи. При чтении художественных произведений нужно, чтобы дошкольник учитывал интонационные средства выразительности: в зависимости от содержания читал стихи весело или грустно, возвышенно или спокойно, громко или тихо.
  • Использовать чистоговорки и скороговорки для выработки чёткой дикции и закрепления правильного произношения определённых групп звуков.
  • Уделять внимание формированию фонематического слуха. Нужно учить детей делать звуковой анализ: выделять из слов отдельные звуки, а из предложений — слова, последовательно называть звуки в словах, определять место звука в слове, делить слова на слоги.
  • Формировать грамматический строй речи. В процессе речевого общения с детьми на занятиях воспитатель подсказывает правильные формы слова, следит за тем, чтобы они не искажали слова.
  • Развивать связную речь. Обучение должно быть направлено на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь, отвечать на простые и более сложные вопросы, поддерживая разговор.
  • Привлекать детей к участию в инсценировках, драматизациях отрывков из произведений художественной литературы. Воспитатель побуждает повторять предложения, разные по структуре (распространённые и нераспространённые, с однородными членами), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные).

7- Й ГОД ЖИЗНИ

  • Уделять внимание дифференциации определённых групп звуков. Например, свистящих и шипящих, звонких и глухих, твёрдых и мягких. Для развития голосового аппарата можно использовать скороговорки, которые дети произносят с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно.
  • Формировать звуковой анализ слова. Нужно учить детей вычленять в словах или фразах определённые звуки, слоги и ударение, знакомить с фонетической структурой слова.
  • Развивать интонационную сторону речи. Важно работать над такими элементами, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи.
  • Обогащать, закреплять и активизировать словарь. Нужно уточнять в словаре ребёнка значения уже известных ему синонимов и антонимов, и особенно многозначных слов как с прямым, так и с переносным значением.
  • Развивать умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей можно вводить слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко использовать загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий.
  • Способствовать развитию диалогической речи, развивать связную речь. Нужно обучать детей осознанно применять в речи изученный материал, ориентируясь на конкретную ситуацию, активизировать использование диалога в общении.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Создавать условия, способствующие активизации речи. Например, рассматривать с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира.

При выборе метода обучения необходимо ориентироваться на индивидуальные и возрастные особенности развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста".

Работа по обогащению словаря ребенка. Развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи у детей 3-его тода жизни....

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18528137","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Отличительной чертой  детей дошкольного возраста является подражательная речь.  Дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всег...

Методические рекомендации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста

В предоставленном  материале даны краткие рекомендации педагогам по речевому развитию дошкольников пятого года жизни....

Методические рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

                 С каждым годом увеличивается количество детей с серьезными логопедическими расстройствами. С помощью упражнений, предложенных в мет...

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Введение Проблема развития речи детей дошкольного возраста продолжает оставаться  актуальной проблемой и в современном обществе.Утверждение и введение в действие Федерального государственног...

Консультация на тему: "Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста".

Консультация на тему: "Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста".    Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно...