Отчет по самообразованию за 2022-2023 г. “Пальчиковые игры основа развитии речи и мелкой моторики детей раннего возраста”.
методическая разработка (младшая группа)
Отчет по самообразованию за 2022-2023 г.
“Пальчиковые игры основа развитии речи и мелкой моторики детей раннего возраста”.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию за 2022-2023 г.
“Пальчиковые игры основа развитии речи и мелкой моторики детей раннего возраста”.
Подготовила : Чурикова Е.Г.
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему “Пальчиковые игры основа развитии речи и мелкой моторики детей раннего возраста”.
На начало года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
Изучая данную тему, провожу работу с родителями:
- Индивидуальные беседы:
- Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
- Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
- Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика»
- Составление памяток для родителей:
а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников»
б) «Развитие мелкой моторики рук»
В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.
Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.
Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.
К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.
Перспективный план пальчиковых игр и работы с родителями
месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | Заучивание пальчиковой игры «Семья». Пальчиковая игра «Дорожка». Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». |
октябрь | Пальчиковая игра «ОСЛИК» игра «Мозаика».(крупная) Д/и «Оденем куклу на прогулку» | Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», |
Ноябрь | Заучивание пальчиковой игры «КАПУСТА». ИГРА «ЧЕЛОВЕЧЕК» Д/и «Чудесный мешочек» | Индивидуальные беседы с родителями плохо говорящих детей. |
декабрь | Заучивание пальчиковой игры «ЗАМОК». Игра «КАЧЕЛИ» Конструирование «Башенка» | Брошюра для родителей «Нетрадиционные пальчиковые гимнастики» |
январь | Закрепление пальчиковых игр «Семья», «Капуста», «Замок». Игра «Собери бусы» Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. | Консультации на стенде информации «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». |
февраль | Заучивание пальчиковой игры «Апельсин» «КОТЕНОК» (пальчиковая игра с прищепками) Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | Памятка для родителей « Пальчиковые гимнастики» |
Март | Заучивание пальчиковой игры «ДОМ И ВОРОТА». ИГРА «ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ» Пальчиковый театр Сказка « Репка» | Консультация для родителей «Творческие пальчиковые игры: с использованием песка, пластилина, красок». |
Апрель | Заучивание пальчиковой игры «КАК ЖИВЕШЬ?» Настольная игра «Мозаика» (мелкая) Конструирование «Башенка» | Индивидуальные беседы с родителями |
Май | Заучивание пальчиковой игры «СПОКОЙНОГО СНА!» ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКАХ» | Выставка совместных работ Творческие пальчики( с использованием песка, пластилина, красок). |
пальчиковые игры
«Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
«КАПУСТА».
- Мы капусту рубим, рубим.
Руками показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем.
Руками показывать, как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим.
Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем.
Руками "мнем" капусту
«ЗАМОК».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично
раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не
расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно
меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок
полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
«Апельсин»
Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок,
начиная с большого)
Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас -беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся -сюда! (Складываем руки домиком)
«ДОМ И ВОРОТА».
- На поляне дом стоит (изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем. (изображаем "дом")
«КАК ЖИВЕШЬ?»
- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
«СПОКОЙНОГО СНА!»
Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик лег в кровать (загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)
А другой давненько спит (загните большой палец)
Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите
Пальчиковая игра «Дорожка».
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.
Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него
дорожку.
Пальчиковая игра «КАЧЕЛИ»
Ручку пальчиками взяли,
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели
Я попала на качели?»
Пальчиковая игра «ОСЛИК»
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.
Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки.
Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой
рукой («Ослик», «Качели»).
Пальчиковая игра «ЧЕЛОВЕЧЕК»
– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)
– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)
– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.
Пальчиковая игра с прищепками «КОТЕНОК»
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
ИГРА «ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ»
Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.
ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКАХ»
Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в
ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»...

"Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"
Сасообразование воспитателя...

План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы на 2021-2022год. Тема «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тон...

Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? Чтобы ответить на эт...

Самообразование воспитателя по теме "Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей"
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников . Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

"Пальчиковые игры- основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"
Программа по самообразованию 2022-2023 учебный год. Группа детей ранего возраста....

Самообразование: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
Цель самообразования по теме:-Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности...
