Отчет по самообразованию за 2022-2023 г. “Пальчиковые игры основа развитии речи и мелкой моторики детей раннего возраста”.
методическая разработка (младшая группа)

Чурикова Елена Григорьевна

Отчет по самообразованию за 2022-2023 г.

“Пальчиковые игры основа развитии речи и мелкой моторики детей раннего возраста”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию за 2022-2023 г.

“Пальчиковые игры основа развитии речи и мелкой моторики детей раннего возраста”.

                                                                          Подготовила : Чурикова Е.Г.

 В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?

       Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.

Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему “Пальчиковые игры основа развитии речи и мелкой моторики детей раннего возраста”.

На начало года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
  • Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Изучая  данную тему, провожу работу с родителями:

  • Индивидуальные беседы:                                                                                                        
  • Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы  среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
  • Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
  • Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»      «Пальчиковая гимнастика»
  • Составление памяток для родителей:

 а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников»

б) «Развитие мелкой моторики рук»

   В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр.

   Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время  физкультминутки, в свободное время утром и  после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

  В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

  Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру.  С   помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

 На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами,   для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

 Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Перспективный план пальчиковых игр и работы с родителями

месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Заучивание пальчиковой игры «Семья».

 Пальчиковая игра «Дорожка».

Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста».

октябрь

Пальчиковая игра «ОСЛИК»

игра «Мозаика».(крупная)

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить

речевые пальчиковые игры?»,

Ноябрь

Заучивание пальчиковой игры  «КАПУСТА».

ИГРА «ЧЕЛОВЕЧЕК»

Д/и «Чудесный мешочек»

Индивидуальные беседы с родителями плохо говорящих детей.

декабрь

Заучивание пальчиковой игры «ЗАМОК».

Игра «КАЧЕЛИ»

Конструирование «Башенка»

Брошюра для родителей

«Нетрадиционные     пальчиковые  гимнастики»

январь

Закрепление пальчиковых игр «Семья»«Капуста»«Замок».

Игра «Собери бусы»

Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на

шнурок.

Консультации на стенде информации

 «Как проводить с ребенком речевые

пальчиковые игры».

февраль

Заучивание пальчиковой игры  «Апельсин»

«КОТЕНОК» (пальчиковая игра с прищепками)

Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Памятка для родителей

   « Пальчиковые  гимнастики»

Март

Заучивание пальчиковой игры  

 «ДОМ И ВОРОТА».

ИГРА «ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ»

Пальчиковый театр

Сказка « Репка»

Консультация для родителей «Творческие пальчиковые игры: с использованием песка, пластилина, красок».

Апрель

Заучивание пальчиковой игры   «КАК ЖИВЕШЬ?»

Настольная игра «Мозаика» (мелкая)

Конструирование «Башенка»

Индивидуальные беседы с родителями

Май

Заучивание пальчиковой игры «СПОКОЙНОГО СНА!»

 ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКАХ»

Выставка совместных  работ

Творческие пальчики( с использованием песка, пластилина, красок).

пальчиковые игры 

«Семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«КАПУСТА».

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

«ЗАМОК».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично

раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не

расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно

меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок

полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Апельсин»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)

Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)

Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок,

начиная с большого)

Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)

Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Он сердит на нас -беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)

В домик прячемся -сюда! (Складываем руки домиком)

«ДОМ И ВОРОТА».

- На поляне дом стоит (изображаем "дом")

- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")

- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)

- В этот домик приглашаем. (изображаем "дом")

«КАК ЖИВЕШЬ?»

- Как живешь?

- Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь?

- Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь?

- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

- Вдаль глядишь?

- Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед?

- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед?

- Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь?

- Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь?

- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

«СПОКОЙНОГО СНА!»

Этот пальчик хочет спать(загните мизинец)

Этот пальчик лег в кровать (загните безымянный палец)

Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)

Этот пальчик уж заснул(загните указательный палец)

А другой давненько спит (загните большой палец)

Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите

Пальчиковая игра «Дорожка».

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него

дорожку.

Пальчиковая игра  «КАЧЕЛИ»

Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали.

- «Что такое? Неужели

Я попала на качели?»

Пальчиковая игра «ОСЛИК»

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай – качай – качай,

Но давай-ка не теряй.

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки.

Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой

рукой («Ослик»«Качели»).

Пальчиковая игра  «ЧЕЛОВЕЧЕК»

– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)

– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)

– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

Пальчиковая игра с прищепками «КОТЕНОК» 

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

ИГРА «ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.

ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКАХ»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в

ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»...

План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы на 2021-2022год. Тема «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тон...

Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?       Чтобы ответить на эт...

Самообразование воспитателя по теме "Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей"

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников . Повышение своего теоретического  уровня, профессионального мастерства и компетентности....

"Пальчиковые игры- основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"

Программа по самообразованию 2022-2023 учебный год. Группа детей ранего возраста....

Самообразование: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

Цель самообразования по теме:-Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности...