Консультация: «Вoспитание культуры межнациoнальнoгo oбщения в дoшкoльных oбразoвательных учрeждениях»
консультация (старшая группа)
Современное российское общество характеризуется многонациональностью и поликультурностью. Дошкольные образовательные учреждения играют ключевую роль в формировании основ толерантности, уважения к другим народам и культурам, поскольку именно в раннем возрасте закладываются основы мировоззрения ребенка.
Проблема воспитания культуры межнационального общения становится особенно актуальной в условиях глобализации и усиления миграционных процессов. Важно создать условия, способствующие гармоничному развитию детей разных национальностей, формированию позитивного отношения друг к другу и уважению культурного разнообразия
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
Актуальность проблемы
Современное российское общество характеризуется многонациональностью и поликультурностью. Дошкольные образовательные учреждения играют ключевую роль в формировании основ толерантности, уважения к другим народам и культурам, поскольку именно в раннем возрасте закладываются основы мировоззрения ребенка.
Проблема воспитания культуры межнационального общения становится особенно актуальной в условиях глобализации и усиления миграционных процессов. Важно создать условия, способствующие гармоничному развитию детей разных национальностей, формированию позитивного отношения друг к другу и уважению культурного разнообразия.
Цель доклада:
Целью настоящего доклада является раскрытие особенностей и методов воспитания культуры межнационального общения в дошкольных образовательных учреждениях, выявление основных проблем и путей их решения.
Основные задачи:
- Определить понятие культуры межнационального общения.
- Рассмотреть основные подходы к воспитанию культуры межнационального общения в ДОУ.
- Выявить особенности организации образовательного процесса, направленного на формирование культуры межнационального общения.
- Пред.ло.жить пр.акти.че.ск.ие ре.ко.ме.нд.ац.ии пе.да.го.га.м до.школ.ьного об.ра.зо.ва.ни.я.
Понятие культуры межэтнического общения
По.д ку.льту.ро.й ме.жн.ац.ио.на.ль.но.го об.ще.ни.я по.ни.мает.ся со.во.ку.пность об.ще.пр.из.на.нн.ых ме.ро.к по.ве.де.ни.я, це.нносте.й, тр.ад.иц.ий и об.ыч.ае.в, оп.ре.де.ля.ющ.их вз.аи.моот.но.ше.ни.я по.ве.ре.нн.ых ра.зл.ич.ны.х на.ро.до.в и эт.ни.че.ск.их груп.п. Это вк.лю.чает ув.ажен.ие к яз.ыку, ку.льту.ре, ситу.ац.ии другого на.ро.да, способ.но.ст.ь ве.ст.и ди.алог, по.ни.ма.ние и вк.лю.че.ние ра.зл.ич.ий.
Фо.рм.иров.ан.ие ку.льту.ры ме.жн.ац.ио.на.ль.но.го об.ще.ни.я пред.по.ла.гает ра.зв.ит.ие ли.чности ко.ммун.ик.ат.ив.ны.х ко.мпетен.ци.й, умен.ие вы.ра.жать свое мнен.ие, слуш.ат.ь со.бе.се.дн.ик.а, по.ка.зы.вать эм.патию и со.чу.вств.ие.
Подходы к воспитанию культуры межнационального общения в ДОУ
Этнопедагогический раскладд
Эт.но.пе.да.го.ги.ка изуч.ает тр.ад.иц.ио.нн.ые мето.ды во.сп.ит.ан.ия дете.й в на.цион.ал.ьн.ых се.мь.ях. Ис.по.ль.зо.ва.ние эт.ни.че.ск.их ск.азок, пе.се.н, иг.р по.мо.гает детя.м зн.аком.ит.ьс.я с ку.льту.рн.ым до.стоя.нием свое.го на.ро.да и друг.их эт.но.со.в. На.пр.имер, в детс.ки.х са.да.х ве.дутс.я пр.аз.дн.ик.и на.ро.дного ка.ле.нд.ар.я («Ма.слен.иц.а», «На.вруз»), ор.га.ни.зу.ют.ся эк.споз.иц.ии на.цион.ал.ьной одеж.ды, ку.ли.на.ри.и, из.де.ли.й де.ко.рати.вно-пр.ик.ла.дного умен.ия.
Интегративный подход
Инте.гр.ац.ия об.ра.зо.вате.ль.ны.х об.ла.стей по.звол.яет со.во.ку.пно ре.шать за.да.чи во.сп.ит.ан.ия ку.льту.ры ме.жн.ац.ио.на.ль.но.го об.ще.ни.я. Че.ре.з за.няти.я изоб.ра.зите.ль.ны.м ис.ку.сством детство ри.су.ют на.цион.ал.ьн.ые ко.ст.юм.ы, со.зд.ают ко.лл.аж.и на те.му друж.бы на.ро.до.в. Фи.зи.че.ское ра.зв.ит.ие предус.матр.ив.ает проведен.ие спорти.вн.ых пр.аз.дн.иков с уч.астием тр.ад.иц.ио.нн.ых ви.до.в спорта ра.зл.ич.ны.х на.ро.до.в («Го.ри, го.ри яс.но!»).
Проектный метод
Ор.га.ни.за.ци.я прое.кт.но.й ра.боты способ.ст.вует акти.ви.за.ци.и по.зн.ав.ател.ьной акти.вности дете.й. Со.вместн.ые пл.ан.ы («Мо.я ро.до.слов.на.я», «Тр.ад.иц.ио.нн.ые бл.юд.а моей се.мь.и») по.звол.яют ре.бе.нку ощут.ит.ь се.бя ча.ст.ью бо.ль.шо.й об.щности, осоз.нать це.нность до.ма.шн.их тр.ад.иц.ий.
Организация образовательного процесса
Дл.я эф.фе.кт.ив.но.го фо.рм.иров.ан.ия ку.льту.ры ме.жэтн.ичес.ко.го об.ще.ни.я ва.жно со.бл.юд.ат.ь следую.щие пр.ин.ци.пы:
- Пр.ин.ци.п гу.ма.ни.зм.а: обож.ан.ие к ка.ждому ре.бе.нку не.за.ви.си.мо от на.цион.ал.ьности, ре.ли.ги.и, со.ци.ал.ьного ра.нг.а.
- Пр.ин.ци.п де.мо.кр.ат.ич.но.ст.и: со.зд.ан.ие ус.ло.ви.й дл.я ра.вноп.ра.вного уч.асти.я всех уч.астн.иков об.ра.зо.вате.ль.но.го процес.са.
- Пр.ин.ци.п учет.а во.зр.астн.ых от.ли.чите.ль.ны.х че.рт: со.де.рж.ан.ие и фо.рм.ы ра.боты до.лж.ны соот.ветствов.ат.ь уров.ню ст.анов.ле.ни.я дете.й.
- Пр.ин.ци.п сотруд.ни.че.ст.ва пе.да.го.го.в и ро.дите.ле.й: акти.вное за.влечен.ие се.ме.й в об.ра.зо.вате.ль.ны.й процес.с.
Образовательный процесс должен включать многообразные виды деятельности:
Игровая деятельность: сю.жетно-ро.ле.вые иг.ры, эт.ни.че.ск.ие по.дв.иж.ные иг.ры.
Художественно-эстетическая деятельность: знакомство с фольклором, музыкой, танцами.
Социально-коммуникативная деятельность: беседы, дискуссии, совместные мероприятия.
Практические рекомендации педагогам
Регулярно проводить тематические занятия, посвященные изучению культур различных народов.
Использовать наглядные пособия, иллюстрирующие разнообразие культурных традиций.
Привлекать родителей к участию в мероприятиях, направленных на укрепление дружеских связей между детьми разных национальностей.
Организовывать экскурсии в музеи, театры, библиотеки, демонстрирующие богатство национального наследия.
Проводить мониторинг уровня сформированности у воспитанников культуры межнационального общения.
Заключение
Таким образом, воспитание культуры межнационального общения в дошкольных образовательных учреждениях требует комплексного подхода, включающего использование этнопедагогического, интегративного подходов, проектного метода, организацию образовательной среды, соответствующей принципам гуманизма, демократии, учет возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Только совместными усилиями педагогов, родителей и общественности возможно сформировать у подрастающего поколения ценностное отношение к людям других национальностей, готовность жить в мире и согласии, воспринимать мир во всем его многообразии и уникальности каждой нации.
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Злобина Анастасия Олеговна
Воспитатель дошкольного образования
ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» п.г.т.Стройкерамика СП «Детский сад «Солнышко»
Аннотация:
Доклад посвящен вопросам формирования культуры межнационального общения в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Актуальность данной темы обусловлена полиэтничностью российского общества и необходимостью воспитания у детей раннего возраста готовности к взаимодействию с представителями разных этнических групп. Раскрываются понятия культуры межнационального общения, рассматриваются методы её воспитания в ДОУ, включая этнопедагогический, интегративный подходы и проектный метод. Подчеркивается важность соблюдения принципов гуманизма, демократичности и учета возрастных особенностей при организации образовательного процесса. Предлагаются практические рекомендации педагогам по проведению мероприятий, направленных на изучение культур различных народов и развитие коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста.
Ключивые слова:
Межнациональное общение
Этнопедагогика
Интеграция образовательных областей
Проектный метод
Гуманизм
Демократичность
Возрастные особенности
Образовательный процесс
Коммуникативные компетенции
Педагоги ДОУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Асмолов А.Г., Кряжева Н.В. (ред.) Этнопсихологические исследования. М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
- Газман О.С. (ред.) Психолого-педагогические технологии работы с детьми раннего возраста. М.: Центр педагогического образования, 2006 г.
- Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Ленин И.Л. «Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991—1997 гг.» // Диссерт. на соискание учёной степени кандидата пед. наук. Москва, 1998 г.
- Маслова Ю.С. «Формирование этнокультурной идентичности у старших дошкольников средствами искусства». Екатеринбург, 2012 г.
- Миниярова З.А. «Особенности развития эмоционально-личностной сферы ребёнка-дошкольника». СПб.: Питер, 2007 г.
- Методические рекомендации по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части воспитания культуры межнационального общения.
- Савенков А.И. «Психология детства в зеркале детской психодиагностики». Самара: Самарский университет, 2006 г.
- Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минпросвещения РФ № 164 от 31 мая 2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование культуры трапезы"
У каждого малыша есть свои привычки и вам придется считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу......

Консультация "Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста".
В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, ком...

Консультация "Педагогическая культура родителей"
Установление партнёрских отношений педагогов с родителями в соответствии с ФГОС....

Консультация "Народная культура и традиции"
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....



