Активная консультация для воспитателей Тема: «Использование активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ»
консультация

Шальнева Наталья Юрьевна

Использовани активных методов обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnaya_konsultatsiya_dlya_vospitateley_2.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение д/с 146

        Активная консультация для воспитателей

 

Тема: «Использование активных методов обучения

в образовательном процессе ДОУ»

        

Подготовила воспитатель Шальнева Н.Ю.

Оренбург 2021

В системе образования на смену традиционным методам приходят методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Целями образования, которые ставит сегодня государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие

и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, что обеспечит позитивную социализацию.

По определению Российской энциклопедии Активные методы обучения (АМО) — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах : Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, М. А. Данилова, В. П. Есипова, М. В. Кларина, М. Крулехта, С. Л. Рубенштейна, А. М. Смолкина, и др.

Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения, так и воздействия на него.

Отличительные особенности применения АМО:

использование деятельностного подхода к обучению.

Дети открывают новые знания в процессе разнообразной деятельности, организованной воспитателем. Такие знания приобретают личную значимость и становятся интересными для самого ребенка. Стремлюсь, чтобы на каждом занятии каждый ребенок был активным участником образовательного процесса.

- практическая направленность деятельности участников образовательного процесса.

Развитие ребенка происходит именно в деятельности, практическая деятельность позволяет наглядно увидеть результат деятельности, сделанное своими руками становится предметом гордости ребенка, необходимо только создать условия, чтобы каждый ребенок был вовлечен в практическую деятельность.

- игровой и творческий характер обучения.

Игра – естественная форма обучения ребенка, которая повышает интерес детей к обучению, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение знаний, умений. Возможность проявить творческие способности во время образовательной деятельности способствует самопознанию, развитию положительной самооценки, способствует позитивной социализации ребенка.

интерактивность образовательного процесса.

Интерактивность достигается путем непрерывного взаимодействия, взаимообогащения, сотрудничества, взаиморазвитии, в коммуникации, рефлексии между педагогом и воспитанником. В образовательной работе с дошкольниками следую принципам интерактивности, что позволяет усилить мотивацию деятельности, повышаются интеллектуальные возможности детей, повышает качество обучения. На занятии выступаю в роли консультанта-фасилитатора (помощника, а не только в роли «эксперта»«носителя знаний».

- включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога.

Особенно активно дошкольники включаются в диалог, полилога для решения какой-либо проблемной ситуации, противоречия. Воздействуя на эмоции, пробуждает потребность в познании нового, а эмоция, возникающая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль. В результате у детей развивается умение видеть и принимать поставленную задачу, формулировать противоречие и решать его; дети учатся слышать друг друга.

использование знаний и опыта обучающихся.

Каждый ребенок является успешным в какой-либо деятельности, имеет интересный собственной опыт, знания, которыми может поделиться со сверстниками. Такой обмен опытом способствует поддержанию положительной самооценки, повышению статуса ребенка в группе.

- задействование в процессе обучения всех органов чувств.

С помощью органов чувств человек познаёт окружающий мир, его свойства, закономерности. Органы чувств являются единственным источником всех наших знаний об окружающем мире, единственным источником познания.

- рефлексия процесса обучения его участниками.

Каждый ребенок является успешным в какой-либо деятельности, имеет интересный собственной опыт, знания, которыми может поделиться со сверстниками. Такой обмен опытом способствует поддержанию положительной самооценки, повышению статуса ребенка в группе.

Для каждого этапа занятия использую некоторые активные методыпозволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа:

• АМ начала образовательного мероприятия - помогают начать деятельность, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе.

• АМ выяснения целей, ожиданий и опасений - такие методы позволяют выявить возможные страхи ребенка и в течении занятия, позволяют скорректировать индивидуальную работу с каждым дошкольником.

• АМ презентации учебного материала - позволяют актуализировать знания и опыт детей, выяснить все, что знают воспитанники по обсуждаемой теме занятия.

• Активные методы релаксации - позволяют активно и весело подвигаться, переключить внимание детей.

• АМ подведения итогов занятия - помогают выяснить впечатления детей от проведенной деятельности, подвести итог образовательной деятельности.

АМО дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов.

Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий.

Таким образомиспользование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема : «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе.

       «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе » "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасн...

Консультация для воспитателей Тема: «Организация активного отдыха в летний период»

Консультация для воспитателей. Тема: «Организация  активного отдыха в летний период»...

Консультация для воспитателей "Использование активных методов обучения в образовательном процессе"

Данный материал содержит информацию об использовании активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ....

Консультация для воспитателей Тема: « Использование игровых методов и приёмов при обучении детей элементарной математике 2015 год.»

Консультация для воспитателейТема: « Использование игровых методов и приёмов при обучении детей элементарной математике.» ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «Организация активного отдыха в летний период»

В летний период в детском саду особое место отводится физкультурно-оздоровительной работе. Это обусловлено, прежде всего, тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщаетс...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «Организация активного отдыха в летний период»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙТема: «Организация  активного отдыха в летний период»...

Активная консультация для воспитателей тема:" Использование активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ"

Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой...