"Сказка - любимый жанр фольклора"
план-конспект урока (младшая группа)
Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по предмету «Фольклорный театр»
Урок разработала преподаватель по фольклору Одаренко О.В.
Урок- викторина
«Сказка- любимый жанр фольклора»
(для начальных классов)
Самара 2025
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает, на протяжении всей жизни.
Цели и задачи
- Организовать досуг учащихся с пользой
- Приобщить детей к устному народному творчеству
- Привить любовь к нашим русским народным сказкам
Актуальность: В современном мире, где дистанционное образование все больше преобладает над основным, нужно и важно интересно преподнести материал для самостоятельного изучения. Для детей младшего школьного возраста сложно удержать и сконцентрировать внимание на нужную информацию. Важно в игровой форме, интересно и наглядно преподнести материал.
К данному уроку прилагается видео, где девочка в роли сказительницы, задает вопросы по сказкам. Данное видео предназначено для детей начальных классов в качестве домашнего задания, либо как каникулы с пользой или можно использовать на уроке как самостоятельная работа.
Весь материал построен по принципу от простого, к сложному. Викторину ведет ученица 5 класса, рассказывая между вопросами интересные факты по теме народное творчество, сама подача материала не как познавательное, а скорее развлекательное видео. Видео короткое и не занимает много времени.
Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Развивает воображение, учит отличать добро и зло.
Слово «сказка» произошло от старославянского глагола «казать» ( рассказывать). Еще в древние времена были «сказители»,которые зарабатывали на жизнь тем, что ходили по деревням и рассказывали различные истории. С каждым рассказом история обрастала новыми деталями, половину была правдивая, а наполовину выдумка. Передавались сказки, из поколение в поколение. Никто сказки не записывал, нет автора, передавались они устно, «из уст в уста».
Ведущий: А сейчас мы проверим, какие вы знатоки русских сказок. Для этого разделимся на 2 команды. Дайте название вашей команде. За каждый правильный ответ вы будите получать жетон. Какая команда больше наберёт жетонов, та и победит.
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка.
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу и стар и мал
От нее не задремал.
- В корзине у меня сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Ответьте мне, чьи эти вещи.
- кувшин с узким горлышком (“Лиса и журавль”);
- зеленые мелкие яблоки (“Гуси-лебеди”);
- золотое яйцо (“Курочка Ряба”);
- жар-птицу (“Жар-птица и Василиса-царевна”);
- лягушка(“Царевна-лягушка”);
- бобовое зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”);
- К нам пришли сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? Давайте посмотрим.
1.
Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
Ох, никак не вытянуть!
Ох – засело крепко.
Но еще помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко?
Может это… (репка).
2.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (колобок).
3.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три медведя).
4. Очень расстроена.
Нечаянно разбила яичко… (мышка из сказки “Курочка Ряба”).
6. Все закончилось благополучно,
Только хвост мой остался в проруби… (волк из сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”).
- Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.
1.Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.
- Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко- съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же слушай меня! Мы завтра далеко пойдем.(«Кот, петух и лиса»)
2. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
- Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю.
- Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки. (Мужик и медведь)
3. – Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?
- Съешь моего лесного яблочка,- скажу.
- У моего батюшки и садовые не едятся.(Гуси-лебеди)
4. – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.
-Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала.(Хаврошечка)
- В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».
«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
- Задание – продолжи сказку
Внимательно послушайте отрывок из сказки и продолжите её
1. …Бежит лиса, а навстречу ей волк.
– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!
– А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)
2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3. …Подошли к избушке – петух и запел:
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)
4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя – петушок не выглядывает. Лиса и говорит:
– А что говорит? (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)
- Задание – «Собери пословицы»
Детям выдаются карточки следующего содержания.
За добро добром платят.
Под лежачий камень вода не течёт.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Задание – Восстановить последовательность событий в сказках
Детям выдаются карточки с последовательностью, в которых они должны восстановить правильный порядок событий.
«Лиса и заяц».
4 Зайчик встретился с медведем.
6 Петушок выгнал лису.
1 У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.
3 Зайчик встретился с собакой.
2 Лиса выгнала зайца.
7 Зайчик живёт с петушком.
5 Зайчик встретил петушка.
«Гуси-лебеди».
5 Машенька встретилась с речкой.
6 Девочка в избушке бабы-яги.
8 Сестрица приводит братца домой.
3 Девочка встретилась с печкой.
1 Гуси-лебеди унесли Иванушку.
7 Мышка помогает Машеньке.
4 Девочка встретилась с яблоней.
2 Машенька бросилась догонять гусей.
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
Она живет в любом дому
И странствует по странам. А почему?
Да потому, что без нее нельзя нам!
- Викторина для капитанов команд
- Кто в сказке репка стоит по счету четвертым? (жучка)
- Назовите имя сказочного царя-долгожителя (царь подземного мира «Кощей Бессмертный»
- На чем ездил Емеля? (на печи)
- Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
- Какие сказочные транспортные средства вы знаете? (сапоги-скороходы, летучий корабль, ступа Бабы Яги, ковер-самолет и др.)
- Кто помог брату и сестре, в сказке Гуси Лебеди у3бежать от Бабы Яги? (мышка)
- Назовите музыкальные инструмент, на котором подыгрывали себе сказители в древние времена? (гусли)
- Какую волшебную рыбу поймал Емеля? (говорящую щуку)
- Кому принадлежит присказка «Битый не битого везет»? (лисе из сказки волк и лиса)
- Какое настоящее имя у царевны лягушки? (Василиса)
Сказка-любимый жанр фольклора. Сказку любят и взрослые и дети. Это рассказ, СКАЗ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. В русских народных сказках своя мудрость и наказ современному поколению, передача важной информации. Мудрость, которая передается из уст в уста и из поколения в поколение. Это наши корни.
Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам, урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством драматизации различных жанров фольклора.
Основу игр – драматизаций составляют наши любимые сказки. Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень люб...

Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...

Использование малых жанров фольклора в коррекционно – логопедической работе.
Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых жанров фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Анализ специальной литературы показал, что до настоящего време...

Презентация "Малые жанры фольклора"
Малые жанры фольклора- это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека оче...

Малые жанры (Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»)
Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...

Использование сказки как жанра детского фольклора в работе с детьми подготовительной группы. Из опыта работы.
В данной статье расссматривается сказка как особый жанр устного народного творчества, используемый наиболее часто в дошкольном учреждении. В рамках проекта "Детское книгоиздательство" на примере...

