Взаимодействие и воспитание ребенка от 1 года до 3 лет
консультация (младшая группа)

 Стройнова Наталья Александровна

Взаимодействие и воспитание ребенка от 1 года до 3 лет

 

Вы, быть может, заметили, что в названии этой статьи, наряду с взаимодействием, присутствует слово "воспитание". Это потому, что в возрасте от 8 месяцев у ребенка появляется ощущение, что он способен добиваться того, что ему интересно и хочется. Именно в рамке воспитания взрослый знакомит ребенка со словом "нет". Ребенок постепенно понимает, что есть много всего, чего ему нельзя. И от родителя нужна последовательность (если сегодня нельзя, то нельзя и завтра).

И так, главное отличие во взаимодействии родителя с младенцем и с ребенком от 1 года до 3х лет то, что ему можно и нужно уже позволять испытывать терпимые фрустрации (ожидание, незначительная задержка в удовлетворении потребностей). Появляются запреты, ограничения в тех действиях, которые могут навредить ему самому и другим. И появляется речь. Уже в первый год жизни полноценное общение со взрослым жизненно важно. А к концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_i_vospitanie_rebenka_ot_1_goda_do_3_let.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие и воспитание ребенка от 1 года до 3 лет

Вы, быть может, заметили, что в названии этой статьи, наряду с взаимодействием, присутствует слово "воспитание". Это потому, что в возрасте от 8 месяцев у ребенка появляется ощущение, что он способен добиваться того, что ему интересно и хочется. Именно в рамке воспитания взрослый знакомит ребенка со словом "нет". Ребенок постепенно понимает, что есть много всего, чего ему нельзя. И от родителя нужна последовательность (если сегодня нельзя, то нельзя и завтра).

И так, главное отличие во взаимодействии родителя с младенцем и с ребенком от 1 года до 3х лет то, что ему можно и нужно уже позволять испытывать терпимые фрустрации (ожидание, незначительная задержка в удовлетворении потребностей). Появляются запреты, ограничения в тех действиях, которые могут навредить ему самому и другим. И появляется речь. Уже в первый год жизни полноценное общение со взрослым жизненно важно. А к концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов.

В более ранней статье, к ней можно перейти по ссылке взаимодействие с ребенком от 0 до 8 месяцев я писала о сензитивных периодах развития. О том, как важно дать ребенку то, что нужно именно в определенное время.

Так, например, сензитивный период развития речи - от 1 года до 3 лет, и если этот этап упущен, компенсировать потери в дальнейшем, практически невозможно. Давайте остановимся подробней.

Это бывает, мило, если мы прочли статью о том, что детенышей другого вида спасли (например: "Кошка вскормила крольчонка"), но человеку, чтобы стать человеком быть вскормленным - не достаточно. Многие из нас слышали о детях, выросших среди животных. 

Развитие человека происходит благодаря овладению им различными средствами - орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, перестраивающими психику. Овладеть знаками (главным образом, словом, а также цифрами и др.) и, следовательно, опытом предшествующих поколений, ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды.

Если в книге "Маугли", которая была одной из моих любимых в детстве, с главным героем случился хэппи энд, то в жизни все гораздо менее радужно.

После 8 месяцев у ребенка появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Высшие психические функции сначала формируются в общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами.

Давайте попытаемся понять, что еще происходит с ребенком в эти годы его жизни.

Если до 8 месяцев с ребенком взаимодействовали приближенно к тому, как ему хорошо и комфортно, создавали все условия для роста и гармонии, удовольствия и удовлетворения ранних потребностей, то в 8 месяцев начинается период практики, который длится, приблизительно, до 1,5 лет.

Внимание младенца переключается с мамы и себя самого на окружающий мир. Она уже не центр его вселенной. Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Ребенок выполняет различные действия с предметами, может показать при помощи жестов и звуков куда ему хочется попасть и что взять. Позже он и сам сможет добраться до всех интересующих его предметов. Он отползает на безопасное расстояние, а затем снова возвращается к маме.

Такую свободу лучше не ограничивать, помнить, у любопытства ребенка границ нет и это хорошо, если безопасно. Исследование в этом возрасте поможет ему стать самостоятельным в будущем. Важно не держать ребенка рядом с собой насильно, чтобы не сформировать зависимую структуру личности. Когда он хочет двигаться (отойти от мамы), рекомендуется давать ему эту волю. Выражением своего лица как бы поощрять его, вдохновлять, дать понять, что все хорошо, что Вы ему доверяете, отпуская. Что у него все непременно получится. И в то же время, Вы всегда в пределах видимости, он знает, что в любой момент может вернуться, влезть на ручки в безопасность и тепло и Вы ему всегда рады.

Восприятие ребенком окружающего пространства меняется, когда он начинает самостоятельно ходить. Поднявшись на ноги, он видит многие вещи под другим углом резко увеличивается круг досягаемых для него предметов и ему кажется, что он уже очень самостоятельный, независимый, могущественный. Но он, безусловно, еще не в состоянии оценить опасность ситуаций.

Хотите, чтобы он вырос активным, целеустремленным, инициативным? Тогда запаситесь терпением, и не препятствуйте, когда он куда-то стремится, не стоит делать что-то за него, то, что он может сам: есть самостоятельно ложкой, принести сам укатившийся мяч (если ранее Вы ему показали как это делать). Понимаю, как это может быть не просто ждать, что ребенок наесться тем количеством каши, которое не улетело в стену и он не размазал по столу, особенно, если хочется к приходу мужа приготовить вкусный ужин при свечах и любишь дома чистоту, но тут следует решить, как совмещать и что сейчас важнее.

Да, малыш все делает значительно медленнее и не на столько качественно, как Вы, разумеется. Это нормально. Он ведь только учится. Вы тоже когда-то не умели, помните? Этот период, как и все в жизни, пройдет. Но он всего достигнет только благодаря и с грандиозной Вашей поддержкой, созданием благоприятных условий обучения, подстраховкой, верой и поощрением (воодушевляющим лицом и улыбкой). Вы можете собой гордиться! 

Технически хорошо бы заранее организовать пространство дома, потому, что с каждым разом расстояние на которое он будет удаляться, возрастает. Установить специальные заглушки на розетки, блокираторы для шкафов и дверей, мягкие амортизирующие уголки для мебели, убрать повыше, или в коробки и на чердак, бьющиеся предметы. Но помнить, что такого порядка на улице и в гостях может не быть. Маме, конечно же, стоит быть на чеку, чтобы ее чадо не проглотил что-то лишнее.

Ребенок к одному году жизни уже наработал некоторые навыки, способности. Он уже кое-что может сделать сам и от этого у него возникает ощущение своей индивидуальности. Помимо предметных действий, для развития в раннем возрасте важны и такие, как рисование и игра. Рисунок ребенка до 2 лет трудно назвать рисунком, это, скорее, каракули, но начать уже можно.

В 1,5 года, чуть лучше изучив мир, поняв, что не все бросаются тут же, как только он захотел, исполнять его желания, и сталкиваясь каждый день с какими-то пугающими или волнующими обстоятельствами (залаяла собака, увидел сильный дождь с грозой), он понимает, что еще не такой выносливый, как взрослые, начинает капризничать, плакать от усталости. Тогда ребенок снова хочет эмоциональной близости с мамой, может ее снова начать идеализировать. Ему нравится быть независимым, но тревожно, потому, что он осознает, что еще очень маленький, не со всеми своими эмоциями может справиться.

И с этого периода детства очень важно давать ребенку описательные отклики по поводу того, что он чувствует, чтобы он учился понимать и управлять своими эмоциями. громкий хлопок - стало страшно, увидел насекомое - интересно, забрали в песочнице лопатку - разозлился. Он этих слов (как называются эмоции) еще не знает, именно Вы ему говорите о том, что как Вам представляется, с ним сейчас происходит, называете их. Тем самым, снижая напряжение и интенсивность этих эмоций.

Вы ему нужны устойчивыми, Вы его обнимаете, успокаиваете, утешаете, обещаете, что все будет хорошо и Вы вместе со всем справитесь. 

Даже если он просто устал от долгой прогулки и ничего, на Ваш взгляд трагического не произошло. Понять его эмоции и поддержать его очень важно, чтобы во взрослом возрасте он умел это делать сам для себя в уже объективно тяжелых жизненных ситуациях. Здесь допускается сделать что-то за него, если видите, что он сильно устал. Он ничего не делает Вам на зло.

Ребенку сейчас нужна непоколебимая вера в то, что Вы у него есть, что Вы его любите и понимаете и принимаете, даже если он сам себя не понимает. Если Вы тоже не знаете, что же с ним происходит, хотя, обычно это видно, потому, как есть непосредственная связь с происходящим вокруг, то можно предположить. Обычно, когда детям сложно взаимодействовать с окружающими, они раздражаются и считают, что в их затруднениях виноваты другие. Встретив понимание, им становится легче.

Если этого не сделать в полтора года и старше, то у взрослого человека, которым станет ребенок, от одиночества, на фоне грусти, или в других обстоятельствах, могут сформироваться зависимости, он может заедать, например, свой стресс.

В 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Появляется слово "дай", потому, что он уже хочет иметь то, что имеют его родители и другие дети.

Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. К трем годам его активный словарь может достигать 1000-1500 слов. В лексиконе ребенка появляется местоимение "я" и речь его становится все более понятна и обогащается.

Появляется понимание, что он абсолютно отдельное существо, уникальное и другие люди тоже (например, его мама) уникальное существо, с глубоким внутренним миром и только при помощи эмпатии уже в более старшем возрасте ребенку легче будет понять что чувствуют другие люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни"

Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей среднего возраста...

Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»

«Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.Быстро развив...

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка первого года жизни в режимных моментах (в условиях дома ребенка)

1.     Особенности формирования личности ребенка в условиях депривации.2.     Теоретические пути решения проблемы формирования личности в условиях депривации.3....

«Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни»

Консультация на тему:"Трудовое воспитание ребенка пятого года рождения"...

Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни.

Консультация для родителей  «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни»...

Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни

Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет; движения их более совершенны, они способны уже к более продолжительному сосредоточению на какой-либо деятельности, к большему физическом...

Консультация для родителей: "РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ"

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях&r...