Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «LEGO и ТИКО» конструирование
рабочая программа (старшая группа)
ТИКО-моделирование и LEGO-конструирование являются одними из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 84.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25»
ПРИНЯТА: Педагогическим советом МАДОУ «Детский сад №25» протокол №___ от «___» сентябрь 2025г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Детский сад № 25» _________________/ О.А.Горохова Приказ № ____ от «____» сентябрь 2025г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
технической направленности
«LEGO и ТИКО» конструирование
Возраст детей: 5 - 6 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Разработчик:
Бахарева Т. А.
Воспитатель ВКК
г. Верхний Тагил, 2025 г.
Содержание
Раздел 1. Целевой | 3 | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы | 4 |
1.3. | Планируемые результаты освоения программы | 5 |
Раздел 2. Содержательный | 6 | |
2.1. | Формы, способы, методы и средства реализации программы | 6 |
2.2. | Характеристика программы | 7 |
Раздел 3. Организационный | 7 | |
3.1. | Материально-техническое обеспечение программы | 7 |
3.2 | Методическое обеспечение программы | 8 |
Приложения | 9 | |
1 | Перспективный план совместной образовательной деятельности (старший дошкольный возраст5-6 лет) | 9 |
2 | Мониторинг программы | 15 |
- ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ
Пояснительная записка
ТИКО-моделирование и LEGO-конструирование являются одними из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
На современном этапе возникает необходимость в организации образовательной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей ребенка, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса.
ТИКО-моделирование позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с ТИКО- трансформируемым Игровым конструктором для обучения.
LEGO-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно- речевую деятельность детей, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор детей с помощью уникального современного конструктора LEGO.
Актуальность ТИКО и LEGO-технологий значима в свете внедрения ФГОС, так как: они являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально- коммуникативное развитие); позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Программа «ЛЕГО и ТИКО» конструирование создана с опорой на учебное пособие «ЛЕГО-конструирование в детском саду», Е.В. Фешина, 2015г. Учитывая требования компетентностного подхода в обучении, в рамках реализации программы, разработана программа компетентностного компонента, включающая дополнительно – развивающие мероприятия за рамками часов учебной деятельности, цель проведения которой является формирование основ коммуникативной компетентности учащихся.
- 1.2. Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ: развивать у детей дошкольного возраста способности к техническому моделированию, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО и ТИКО-конструированием.
ЗАДАЧИ:
Воспитательные:
-развитие основ социальной активности через сюжетно-ролевые игры, участие в беседе, обсуждении;
-воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
-формирование навыков сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
-развитие социально-трудовых компетенций: трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца в рамках реализации программы.
Развивающие: формирование творческих способностей и познавательного интереса к окружающему миру в режиме деятельностного подхода.
Предметные: развитие логического мышления и конструкторских умений у воспитанников при создании творческих продуктов из ЛЕГО и ТИКО конструкторов.
Конструкторы LEGO и ТИКО являются универсальными и многофункциональными, поэтому они могут использоваться в различных видах деятельности и предоставляет огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности ребенка, стимулируют детскую фантазию, воображение, формируют моторные навыки, конструктивные и творческие способности.
Работа с конструкторами ТИКО и LEGO позволяет детям получить многие важные знания и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей, предусмотрены самые разные интересы ребят. Это и художественное, и техническое моделирование, и игровое творчество.
С помощью ТИКО и LEGO дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Полученные конструкции в дальнейшем используются не только на занятиях, но и в самостоятельно-игровой деятельности детей и способствуют развитию коммуникативных навыков.
Использование ТИКО и LEGO конструкторов помогает ребенку стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.
- 1.3. Планируемые результаты освоения программы
Программа нацелена на подготовку дошкольника к достижению личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
-осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
-соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
-формирование познавательной и социальной мотивации;
-формирование адекватной самооценки;
-формирование умения прийти на помощь другу;
-формирование способности учитывать чужую точку зрения;
-воспитывать нравственные ориентиры(любовь к близким, малой Родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).
Метапредметными результатами является умение использовать регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия: для предоставления учащимся возможности творческой самореализации и развития познавательного интереса к окружающему мирув режиме деятельностного подхода через участие в сюжетно-ролевых играх.
Предметными результатами являются умения:
- дети определяют основные детали ЛЕГО и ТИКО конструктора (назначение, особенности);
-осваивают простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения);
- используют все виды конструкций: плоские, объёмные;
-соблюдают технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
-осуществляют подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
-конструируют, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
-конструируют по образцу;
-с помощью педагога анализируют, планируют предстоящую практическую работу, осуществляют контроль качества результатов собственной практической деятельности, реализовывают творческий замысел.
- Содержательный раздел
- 2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Формы, способы, методы и средства реализации программы отбирались и используются исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Содержание программы рассчитано на детей от 3-5 лет. Работа организуется во второй младшей, средней, старшей группах с октября по май каждого учебного года, в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Познавательное развитие».
Кружокпроводится2разавнеделю(8развмесяц). Длительность занятий:
-детиот3-4лет-20минут,
-детиот4-5 лет-25минут,
-детиот5-6 лет -30минут.
Программа «ЛЕГОиТИКО»конструирование имеет социально- педагогическую, научно-познавательную и техническую направленность.
По уровню содержания программа–ознакомительная, по целевой установке – развивающая, по форме составления – адаптированная.
Методики ЛЕГО и ТИКО реализуются через следующие формы:
-плановые занятия или как часть занятия (конструкторы по выбору воспитателя или детей);
-индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 25-30 минут);
-подготовка ребёнка к конкурсу;
-работа с одарёнными или отстающими детьми, повседневное самостоятельное конструирование;
-строительная игра в свободное от плановых занятий время;
-участие в фестивалях, конкурсах;
-долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых являются дети, родители и воспитатели.
В процессе обучения используются такие педагогические приёмы: вступительная беседа, проблемная ситуация, сюжетно-ролевая и дидактическая игры, задание по образцу, конструирование с использованием технологических карт и инструкций, творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели.
Используются следующие способы обучения дошкольников конструированию: по образцу, по модели, по условиям, по карточкам- схемам, по свободному замыслу, тематическое конструирование.
- 2.2. Характеристика программы
Конструкторы ТИКО и ЛЕГО применяются и в самостоятельной деятельности детей в течение дня, посредством интеграции во все образовательные области.
В социально-коммуникативном направлении происходит развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности с другими детьми.
В познавательном развитии – воплощение замысла из деталей конструктора, а также формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
В речевом развитии-развитие звуковой и интонационной культуры
речи.
Самостоятельная творческая деятельность детей, создание замысла из
Деталей конструктора развивают художественно-эстетический вкус.
В физическом направлении идет развитие координация движения, крупной и мелкой моторики рук.
ЛЕГО и ТИКО конструкторы служат прекрасной средой для режиссерских и сюжетно - ролевых игр детей.
Конструирование носит проблемно-поисковый характер деятельности, игровая форма делает занятия увлекательными и способствует усилению к обучению.
Большое место в процессе обучения отводиться творческому и сотворческому (вместе с педагогом) конструированию. Сборке моделей по образцу, по схеме, на слух, по самостоятельному замыслу. В процессе занятий учитываются идеи, находки детей, возникшие в процессе обучения. Такое сотрудничество позволяет превратить общую работу коллективный замысел.
- Организационный раздел
- 3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Программа реализуется в кабинете дополнительного образования
«Робототехника»,расположенного на пером этаже МАДОУ
«Детский сад №25». Помещение оснащено:
-стеллажами и ящиками для хранения конструкторов;
-ноутбуком;
-мольбертом,
-столами для работы детей,
-наборами конструкторов: ТИКО-Грамматика, Фантазер, Геометрия, ЛЕГО- наборами: классик;
-демонстрационным материалом: наглядные пособия, цветные иллюстрации, образцы, необходимая литература, схемы.
- 3.2. Методическое обеспечение программы
Список литературы:
- БедфордА. «Большая книга LEGO»-Манн,ИвановиФербер,2014.
- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО// Дошкольное воспитание. - 2009.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества.
-М.:Гардарики,2008.–118 с.
- Дыбина О.В.«Творим, изменяем, преобразуем»;М.: Творческий центр
«Сфера»,2002г.*ИшмаковаМ.С.«Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
- Конструируем: играем и учимся Lego Dacta // Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ.
-М.,2007.37с.
- Кузьмина Т. Наш ЛЕГОЛЕНД//Дошкольноевоспитание.-2006.-№
1.-С.52-54.
- ЛЕГО-лаборатория (ControlLab): Справочное пособие.-М.:ИНТ,
1998.–150с.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
- Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно- методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
- Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
- Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. 2007. - № 10. - С. 112-115.
- Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно- методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
- СелезнёваГ.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготекав ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
- Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду»4 М.: Творческий центр «Сфера», 2015 г.
Приложение№1
- Перспективный план совместной образовательной деятельности
(старшаягруппа5-6лет)
Месяц | Тема | Цели |
Октябрь | Коллективная работа «Фермерское хозяйство» ЛЕГО-конструирование | Совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость |
«Осень. Урожай» ТИКО-конструирование | Задание на карточке (сконструируй фигуру по контурной схеме «Морковь», «Гриб»). Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по схеме, образцу. | |
«Грузовик везет кирпичи» ЛЕГО-конструирование | Учить строить по карточке, находить различия и сходства в схемах. Учить рассказывать о Проделанной работе. | |
«Белка» ТИКО-конструирование | Плоскостное конструирование Сравнение и классификация многоугольников по 2 -3 свойствам. Упражнение «Отгадай фигуру» (по описанию). Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева). | |
«Волк» ТИКО-конструирование | ||
«Пингвин» ЛЕГО-конструирование | Выработать способность осознанно заменять одни детали другими. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. Совершенствовать умение планировать свою деятельность. | |
«Лиса» ТИКО-конструирование | Плоскостное конструирование Сравнениеиклассификациямногоугольниковпо2-3 свойствам. Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева). | |
«Еж и заяц» ТИКО-конструирование | ||
Ноябрь | «Многоэтажные дома» ЛЕГО-конструирование | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщенные представления о домах. |
«Корабль» ЛЕГО-конструирование | Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. | |
«Куб, пирамида» ТИКО-конструирование | Объемное конструирование Закрепить умение различать многоугольники: четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник, восьмиугольник. Игра «Чудесный мешочек». Учить конструировать куб, четырехугольную, пятиугольную пирамиды из развертки. Соединять ТИКО-фигуры в определенном |
направлении. Логическое задание на замещение фигур (конструирование шестиугольника). | ||
«Берлога медведя» ЛЕГО-конструирование | Продолжить развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память. | |
«Детский сад» ЛЕГО-конструирование | Учить строить детский сад из ЛЕГО-конструктора. Развивать память и внимание. | |
«Призма» ТИКО-конструирование | Объемное конструирование Учить конструировать четырехугольную, пятиугольную призму из развертки. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по схеме, образцу. Учить делать выбор деталей для конструирования по представлению и договариваться в подгруппах | |
«Кормушка для птиц» ЛЕГО-конструирование | Продолжить развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память. | |
«Замки, крепости» ТИКО-конструирование работа в двух подгруппах | Объемное конструирование Учить конструировать четырехугольную, пятиугольную призму из развертки. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по схеме, образцу. Учить делать выбор деталей для конструирования по представлению и договариваться в подгруппах. | |
Декабрь | «Животные на ферме» ЛЕГО-конструирование | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. |
«Октаэдр» ТИКО-конструирование | Объемное конструирование Учить конструировать октаэдр из развертки. Задание на карточке (сконструировать фигуру по контурной схеме «Олень», «Снежинка»). | |
«Забор. Мост» ЛЕГО-конструирование | Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования. | |
«Коляска для малыша» ЛЕГО-конструирование | Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования. | |
«Елка, шар новогодняя игрушка» ТИКО-конструирование | Объемное конструирование Учить конструировать треугольную пирамиду, шар. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу. Объемное конструирование Учить конструировать треугольную пирамиду, шар. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу. | |
Коллективная работа «Дед Мороз» ТИКО-конструирование | ||
Коллективная работа «Снегурочка» ТИКО-конструирование |
«Сани Деда Мороза» ЛЕГО-конструирование | Продолжить формировать чувство формы и пластики при создании конструкций. Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования | |
Январь | «Снегокат» ЛЕГО-конструирование | Продолжить формировать чувство формы и пластики при создании конструкций. Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования. |
«Кормушка для птиц» ТИКО-конструирование | Объемное конструирование Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии. | |
«Карусели» ЛЕГО-конструирование | Продолжать учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора. | |
«Снегирь, синица» ТИКО-конструирование | Объемное конструирование Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии. | |
«Санки» ТИКО-конструирование | Объемное конструирование Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии. Осваивать2способсборкиобъемных конструкций. | |
«Горка» ЛЕГО-конструирование | Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения. | |
Февраль | «Лыжник, лыжи» ТИКО-конструирование | Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева, над, под). Учить делать выбор ТИКО- фигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии.Осваивать2способсборкиобъемных конструкций. |
«Маяк» ЛЕГО-конструирование | Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию. | |
«Самолет, вертолет» ТИКО-конструирование | Объемное конструирование Задание на карточке (сконструируй фигуру по контурной схеме). Учить делать выбор ТИКО- фигуры и конструировать по образцу, схеме. Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных конструкций. | |
«Автомобиль» ТИКО-конструирование | ||
«Знакомство с дорожными знаками» ЛЕГО-конструирование | Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плите. | |
«Военная техника» ТИКО-конструирование Пушка, бинокль | Объемное конструирование. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева, над, под).Продолжатьосваивать1-2способсборки |
Объемных конструкций. | ||
«Подводная лодка» ЛЕГО-конструирование | Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию. | |
«Подводная лодка, ракетная установка» ТИКО-конструирование | Объемное конструирование. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева, над, под). Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных конструкций. | |
Март | «Ваза» ТИКО-конструирование (3 вида по выбору) | Объемное конструирование Задание на карточке (конструирование фигуры по контурной схеме). Учить делать выбор ТИКО- фигуры и конструировать по образцу, схеме. Продолжатьосваивать1-2способсборкиобъемных конструкций. |
«Цветы» ТИКО-конструирование Ромашка, тюльпан | Объемное конструирование Задание на карточке (конструирование фигуры по контурной схеме). Учить делать выбор ТИКО- фигуры и конструировать по образцу, схеме. Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных конструкций. | |
«Играем в зоопарк» ЛЕГО-конструирование | Закреплять знания о работниках зоопарка и его обитателях. Строить фигуры животных из ЛЕГО- конструктора. | |
«Ворота для футбола» ЛЕГО-конструирование | Развивать способность видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Закреплять навыки строить по схемам. Продолжать учить работать в коллективе. | |
«Стадион» ЛЕГО-конструирование | ||
«Конструирование сказки «Репка» ТИКО-конструирование | Объемное конструирование или плоскостное Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу или по собственному замыслу. Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных конструкций. | |
«ЛЕГО-конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
ТИКО-конструирование Бабушка, дедушка, репка, девочка, собачка, кошка, мышка | Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу или по собственному замыслу. Продолжатьосваивать1-2способсборкиобъемных конструкций. | |
Апрель | «Ракета, космонавты» ЛЕГО-конструирование | Закрепить знания о первом космонавте Ю.Гагарине. Учить строить ракеты из ЛЕГО-конструктора. |
«Звездолет, ракета» ТИКО-конструирование | Задание на карточке (конструирование фигуры по контурной схеме). Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности-«вверх»,«вниз»,«справа», «слева»,«над»,«под»,«по диагонали»). Объемное конструирование. Учить делать выбор |
ТИКО фигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии.Осваивать3способсборкиобъемных конструкций. | |||
«Космический корабль» ЛЕГО-конструирование | Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль из деталей ЛЕГО- конструктора. | ||
«Луноход» ЛЕГО-конструирование | Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из Деталей конструктора. | ||
«ЛЕГО-конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | ||
«ТИКО-конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать Творческую инициативу и самостоятельность | ||
«Мемориал: Вечный огонь» ТИКО-конструирование | Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности-«вверх», «вниз», «справа», «слева», «над», «под», «по диагонали»).Диктант для ТИКО-конструирования «Звезда». Объемное конструирование. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. Продолжать осваивать 3 способ сборки объемных конструкций. | ||
«Пилотка военная» | |||
Май | «Обелиск» ЛЕГО-конструирование | Развивать способность видеть последовательность, операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. | |
«Самолет» ЛЕГО-конструирование | |||
«Бабочка, божья коровка» ТИКО-конструирование | Задание на карточке (сконструировать фигуру по контурной схеме «Бабочка»). Объемное конструирование. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. | ||
«Дома на нашей улице» ЛЕГО-конструирование | Закреплять умение строить домики разной величины и длины. | ||
«ТИКО-конструирование по замыслу» Мониторинг | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Объемное конструирование. Конструировать по собственному замыслу. | ||
«ЛЕГО-конструирование по замыслу» Мониторинг | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
В результате освоения программы ребенок может: | |||
Знать | Детали наиболее подходящие для постройки, способы их комбинирования. | ||
Уметь | самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений, работать коллективно,сооружать различные конструкции | ||
одного и того же объекта, механической модели в соответствии с их назначением. | |
Иметь представление | о конструкции объекта, механической модели и его функциональном назначении, о различных видах наборов ЛЕГО и ТИКО, планировании процесса возведения постройки, сооружения постройки, объединенной общей темой, о создании различных моделей: по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу, работы с ними, с помощью интерактивных средств. |
Приложение 2
- Мониторинг программы
Для выявления уровня развития конструкторских и творческих способностей детей в конструировании из деталей конструктора ЛЕГО и ТИКО, были определены показатели и подобраны диагностические методики, а именно специальные диагностические таблицы, с помощью которых отслеживались изменения в личности ребенка и определялась необходимая дополнительная работа с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «Лего - конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Результативность программы отслеживается в ходе проведения мониторинга, который предусматривает выявление уровня конструкторских умений и навыков. Виды мониторинга:
* промежуточный после первого полугодия( декабрь)в виде открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты.
* итоговый в конце учебного года в виде итогового открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты и демонстрацией фотоальбома работ учащихся, выполненных в течение учебного года.
Диагностическая карта
Ф.И.ребенка | Называет | Называет | Работает | Строит по | Строит по | Строит по | Работает | Умеет | Умеет | Итого | ||||||||||
цвет | детали | по схеме | творческо- | образцу | инструкц- | в команде | рассказыв- | скреплять | ||||||||||||
деталей | конструкт | му | ии | ать о | детали | |||||||||||||||
ора | замыслу | педагога | постройке | конструкт | ||||||||||||||||
ора | ||||||||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
(По каждому пункту ставится балл)
Уровни освоения программы:
сформирован –7–9б.
частично сформирован – 4 – 7 б.
не сформирован – 1 – 3б.
Критерии уровня развития умений и навыков
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий(4):может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный(3):может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (2): может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий(1):Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.
Умение проектировать по образцу
Высокий (4): может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (3): может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний(2):может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Умение конструировать по схеме
Высокий (4): может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме.
Достаточный (3): может самостоятельно, исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме.
Средний (2): может конструировать по схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Lego-конструирование» (4-7 лет)
Представленная программа «Lego-конструирование» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 4-7 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»
Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма...

дополнительна общеобразовательная программа технической направленности "маленький механик"
Программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста первоначальных конструкторских умений, на основе чтения чертежей, составления схем, чертежей, моделей, конструирования из разных ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА технической направленности «LEGO-конструирование» для детей 6 - 7 лет
ДОП программа "LEGO-конструирование" для детей подготовительного к школе возраста, цель которой - развитие первоначальных конструкторских умений на основе ЛЕГО-конструирования....

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Центр Лего-конструирования"
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экс...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей от 5 до 6 лет «Тико-мастера: Фантазер»
Программа «ТИКО-мастера» обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуаль...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «LEGO - мастера»
Современное образование ориентировано не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности ребёнка, его познавательных способностей. Конструкторы Лего стимулируют практ...




