Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «LEGO и ТИКО» конструирование
рабочая программа (старшая группа)

Бахарева Татьяна Анатольевна

ТИКО-моделирование и LEGO-конструирование являются одними из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lego_i_tiko.docx84.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25»

 

ПРИНЯТА:

Педагогическим  советом

МАДОУ «Детский сад №25»

протокол №___ от «___»  сентябрь 2025г.          

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ «Детский сад № 25»

_________________/  О.А.Горохова

Приказ №  ____ от «____» сентябрь 2025г.

Дополнительная общеобразовательная программа

технической направленности

«LEGO и ТИКО» конструирование

Возраст детей: 5 - 6 лет

Срок реализации: 1 учебный год

C:\Users\User\Desktop\-32235783_393601619.pdf-36.jpg

Разработчик:

Бахарева Т. А.

Воспитатель ВКК

г. Верхний Тагил, 2025 г.

Содержание

Раздел 1. Целевой

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

4

1.3.

Планируемые результаты освоения программы

5

Раздел 2. Содержательный

6

2.1.

Формы,        способы,        методы        и        средства        реализации

программы

6

2.2.

Характеристика программы

7

Раздел 3. Организационный

7

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы

7

3.2

Методическое обеспечение программы

8

Приложения

9

1

Перспективный план совместной образовательной деятельности (старший дошкольный возраст5-6 лет)

9

2

Мониторинг программы

15

  1. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ

Пояснительная записка

ТИКО-моделирование и LEGO-конструирование являются одними из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.

На современном этапе возникает необходимость в организации образовательной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей ребенка, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса.

ТИКО-моделирование позволяет системно формировать, развивать, корректировать        у        дошкольников        пространственные,        зрительные        и математические представления через игровой формат занятий с ТИКО- трансформируемым Игровым конструктором для обучения.

LEGO-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно- речевую деятельность детей, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор детей с помощью уникального современного конструктора LEGO.

Актуальность ТИКО и LEGO-технологий значима в свете внедрения ФГОС, так как: они являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально- коммуникативное развитие); позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Программа «ЛЕГО и ТИКО» конструирование создана с опорой на учебное пособие «ЛЕГО-конструирование в детском саду», Е.В. Фешина, 2015г. Учитывая требования компетентностного подхода в обучении, в рамках реализации программы, разработана программа компетентностного компонента, включающая дополнительно – развивающие мероприятия за рамками часов учебной деятельности, цель проведения которой является формирование основ коммуникативной компетентности учащихся.

  1. 1.2. Цель и задачи программы

ЦЕЛЬ: развивать у детей дошкольного возраста способности к техническому моделированию, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО и ТИКО-конструированием.

ЗАДАЧИ:

Воспитательные:

-развитие        основ        социальной        активности        через        сюжетно-ролевые        игры, участие в беседе, обсуждении;

-воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;

-формирование навыков сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

-развитие        социально-трудовых        компетенций:        трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца в рамках реализации программы.

Развивающие: формирование творческих способностей и познавательного интереса к окружающему миру в режиме деятельностного подхода.

Предметные: развитие логического мышления и конструкторских умений у воспитанников при создании творческих продуктов из ЛЕГО и ТИКО конструкторов.

Конструкторы LEGO и ТИКО являются универсальными и многофункциональными, поэтому они могут использоваться в различных видах деятельности и предоставляет огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности ребенка, стимулируют детскую фантазию, воображение, формируют моторные навыки, конструктивные и творческие способности.

Работа с конструкторами ТИКО и LEGO позволяет детям получить многие важные знания и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей, предусмотрены самые разные интересы ребят. Это и художественное, и техническое моделирование, и игровое творчество.

С помощью ТИКО и LEGO дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Полученные конструкции в дальнейшем используются не только на занятиях, но и в самостоятельно-игровой деятельности детей и способствуют развитию коммуникативных навыков.

Использование ТИКО и LEGO конструкторов помогает ребенку стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

  1. 1.3. Планируемые результаты освоения программы

Программа нацелена на подготовку дошкольника к достижению личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.

Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

-осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

-соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

-формирование познавательной и социальной мотивации;

-формирование адекватной самооценки;

-формирование умения прийти на помощь другу;

-формирование способности учитывать чужую точку зрения;

-воспитывать нравственные ориентиры(любовь к близким, малой Родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).

Метапредметными результатами является умение использовать регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия: для предоставления учащимся возможности творческой самореализации и развития познавательного интереса к окружающему мирув режиме деятельностного подхода через участие в сюжетно-ролевых играх.

Предметными результатами являются умения:

  • дети        определяют        основные        детали        ЛЕГО        и        ТИКО        конструктора (назначение, особенности);

-осваивают        простейшие        основы        механики        (устойчивость        конструкций, прочность соединения);

  • используют все виды конструкций: плоские, объёмные;

-соблюдают технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

-осуществляют подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

-конструируют,        ориентируясь        на        пошаговую        схему        изготовления конструкции;

-конструируют по образцу;

-с помощью педагога анализируют, планируют предстоящую практическую работу, осуществляют контроль качества результатов собственной практической деятельности, реализовывают творческий замысел.

  1. Содержательный раздел

  1. 2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Формы, способы, методы и средства реализации программы отбирались и используются исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Содержание программы рассчитано на детей от 3-5 лет. Работа организуется во второй младшей, средней, старшей группах с октября по май каждого учебного года, в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Познавательное развитие».

Кружокпроводится2разавнеделю(8развмесяц). Длительность занятий:

-детиот3-4лет-20минут,

-детиот4-5 лет-25минут,

-детиот5-6 лет -30минут.

Программа «ЛЕГОиТИКО»конструирование имеет социально- педагогическую, научно-познавательную и техническую направленность.

По уровню содержания программа–ознакомительная, по целевой установке – развивающая, по форме составления – адаптированная.

Методики ЛЕГО и ТИКО реализуются через следующие формы:

-плановые        занятия        или        как        часть        занятия        (конструкторы        по        выбору воспитателя или детей);

-индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 25-30 минут);

-подготовка ребёнка к конкурсу;

-работа        с        одарёнными        или        отстающими        детьми,        повседневное самостоятельное конструирование;

-строительная игра в свободное от плановых занятий время;

-участие в фестивалях, конкурсах;

-долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых являются дети, родители и воспитатели.

В процессе обучения используются такие педагогические приёмы: вступительная беседа, проблемная ситуация, сюжетно-ролевая и дидактическая игры, задание по образцу, конструирование с использованием технологических карт и инструкций, творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели.

Используются следующие способы обучения дошкольников конструированию: по образцу, по модели, по условиям, по карточкам- схемам, по свободному замыслу, тематическое конструирование.

  1. 2.2. Характеристика программы

Конструкторы ТИКО и ЛЕГО применяются и в самостоятельной деятельности детей в течение дня, посредством интеграции во все образовательные области.

В социально-коммуникативном направлении происходит развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности с другими детьми.

В познавательном развитии – воплощение замысла из деталей конструктора, а также формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

В речевом развитии-развитие звуковой и интонационной культуры

речи.

Самостоятельная творческая деятельность детей, создание замысла из

Деталей конструктора развивают художественно-эстетический вкус.

В физическом направлении идет развитие координация движения, крупной и мелкой моторики рук.

ЛЕГО и ТИКО конструкторы служат прекрасной средой для режиссерских и сюжетно - ролевых игр детей.

Конструирование носит проблемно-поисковый характер деятельности, игровая форма делает занятия увлекательными и способствует усилению к обучению.

Большое место в процессе обучения отводиться творческому и сотворческому (вместе с педагогом) конструированию. Сборке моделей по образцу, по схеме, на слух, по самостоятельному замыслу. В процессе занятий учитываются идеи, находки детей, возникшие в процессе обучения. Такое сотрудничество позволяет превратить общую работу коллективный замысел.

  1. Организационный раздел
  1. 3.1. Материально-техническое обеспечение программы

Программа реализуется в кабинете дополнительного образования

«Робототехника»,расположенного на пером этаже МАДОУ

«Детский сад №25». Помещение оснащено:

-стеллажами и ящиками для хранения конструкторов;

-ноутбуком;

-мольбертом,

-столами для работы детей,

-наборами конструкторов: ТИКО-Грамматика, Фантазер, Геометрия, ЛЕГО- наборами: классик;

-демонстрационным материалом: наглядные пособия, цветные иллюстрации, образцы, необходимая литература, схемы.

  1. 3.2. Методическое обеспечение программы

Список литературы:

  1. БедфордА. «Большая книга LEGO»-Манн,ИвановиФербер,2014.
  2. Варяхова        Т.        Примерные        конспекты        по        конструированию        с использованием конструктора ЛЕГО// Дошкольное воспитание. - 2009.
  3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества.

-М.:Гардарики,2008.–118 с.

  1. Дыбина О.В.«Творим, изменяем, преобразуем»;М.: Творческий центр

«Сфера»,2002г.*ИшмаковаМ.С.«Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

  1.  Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  2. Конструируем:        играем        и        учимся        Lego        Dacta        //        Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ.

-М.,2007.37с.

  1. Кузьмина Т. Наш ЛЕГОЛЕНД//Дошкольноевоспитание.-2006.-№

1.-С.52-54.

  1. ЛЕГО-лаборатория (ControlLab): Справочное пособие.-М.:ИНТ,

1998.–150с.

  1.         Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
  2.         Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно- методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
  3.         Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
  4.         Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. 2007. - № 10. - С. 112-115.
  5. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно- методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
  6. СелезнёваГ.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготекав ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
  7. Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду»4 М.: Творческий центр «Сфера», 2015 г.

Приложение№1

  1. Перспективный план совместной образовательной деятельности

(старшаягруппа5-6лет)

Месяц

Тема

Цели

Октябрь

Коллективная работа

«Фермерское хозяйство» ЛЕГО-конструирование

Совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и

устойчивость

«Осень. Урожай» ТИКО-конструирование

Задание на карточке (сконструируй фигуру по контурной схеме «Морковь», «Гриб»). Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по схеме,

образцу.

«Грузовик везет кирпичи»

ЛЕГО-конструирование

Учить строить по карточке, находить различия и сходства        в        схемах.        Учить        рассказывать        о

Проделанной работе.

«Белка»

ТИКО-конструирование

Плоскостное конструирование

Сравнение и классификация многоугольников по 2 -3 свойствам. Упражнение «Отгадай фигуру» (по описанию).

Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева).

«Волк»

ТИКО-конструирование

«Пингвин» ЛЕГО-конструирование

Выработать способность осознанно заменять одни детали другими. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. Совершенствовать умение планировать свою

деятельность.

«Лиса»

ТИКО-конструирование

Плоскостное конструирование

Сравнениеиклассификациямногоугольниковпо2-3

свойствам.

Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева).

«Еж и заяц» ТИКО-конструирование

Ноябрь

«Многоэтажные дома» ЛЕГО-конструирование

Развивать        творческую        инициативу        и самостоятельность.        Формировать        обобщенные

представления о домах.

«Корабль»

ЛЕГО-конструирование

Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать

в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

«Куб, пирамида» ТИКО-конструирование

Объемное конструирование

Закрепить умение различать многоугольники: четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник, восьмиугольник. Игра «Чудесный мешочек».

Учить конструировать куб, четырехугольную, пятиугольную пирамиды из развертки.

Соединять ТИКО-фигуры в определенном

направлении.

Логическое        задание        на        замещение        фигур (конструирование шестиугольника).

«Берлога медведя» ЛЕГО-конструирование

Продолжить        развивать        наглядно-действенное        и наглядно-образное        мышление,        воображение,

внимание, память.

«Детский сад»

ЛЕГО-конструирование

Учить строить детский сад из ЛЕГО-конструктора.

Развивать память и внимание.

«Призма»

ТИКО-конструирование

Объемное конструирование

Учить        конструировать        четырехугольную, пятиугольную призму из развертки.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по схеме, образцу.

Учить делать выбор деталей для конструирования по представлению и договариваться в подгруппах

«Кормушка для птиц» ЛЕГО-конструирование

Продолжить        развивать        наглядно-действенное        и наглядно-образное        мышление,        воображение,

внимание, память.

«Замки, крепости» ТИКО-конструирование работа в двух подгруппах

Объемное конструирование

Учить        конструировать        четырехугольную, пятиугольную призму из развертки.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по схеме, образцу.

Учить делать выбор деталей для конструирования по представлению и договариваться в подгруппах.

Декабрь

«Животные на ферме»

ЛЕГО-конструирование

Уточнять        и        закреплять        знания        о        домашних

животных, об их назначении и пользе для человека.

«Октаэдр» ТИКО-конструирование

Объемное конструирование

Учить конструировать октаэдр из развертки. Задание на карточке (сконструировать фигуру по контурной схеме «Олень», «Снежинка»).

«Забор. Мост» ЛЕГО-конструирование

Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе

конструирования.

«Коляска для малыша» ЛЕГО-конструирование

Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе

конструирования.

«Елка, шар новогодняя игрушка»

ТИКО-конструирование

Объемное конструирование

Учить конструировать треугольную пирамиду, шар. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме.

Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу.

Объемное конструирование

Учить конструировать треугольную пирамиду, шар. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме.

Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу.

Коллективная работа

«Дед Мороз» ТИКО-конструирование

Коллективная работа

«Снегурочка» ТИКО-конструирование

«Сани Деда Мороза» ЛЕГО-конструирование

Продолжить формировать чувство формы и пластики при создании конструкций. Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру,

динамику/статику в процессе конструирования

Январь

«Снегокат» ЛЕГО-конструирование

Продолжить формировать чувство формы и пластики при создании конструкций. Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру,

динамику/статику в процессе конструирования.

«Кормушка для птиц» ТИКО-конструирование

Объемное конструирование

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии.

«Карусели» ЛЕГО-конструирование

Продолжать учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора.

«Снегирь, синица» ТИКО-конструирование

Объемное конструирование

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии.

«Санки»

ТИКО-конструирование

Объемное конструирование

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии.

Осваивать2способсборкиобъемных конструкций.

«Горка»

ЛЕГО-конструирование

Учить        определять        состав        деталей        конструктора, особенности их формы, размера и расположения.

Февраль

«Лыжник, лыжи» ТИКО-конструирование

Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева, над, под). Учить делать выбор ТИКО- фигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии.Осваивать2способсборкиобъемных

конструкций.

«Маяк»

ЛЕГО-конструирование

Закрепить        умение        использовать        композиционные закономерности: масштаб, пропорцию.

«Самолет, вертолет» ТИКО-конструирование

Объемное конструирование

Задание на карточке (сконструируй фигуру по контурной схеме). Учить делать выбор ТИКО- фигуры и конструировать по образцу, схеме. Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных конструкций.

«Автомобиль» ТИКО-конструирование

«Знакомство с дорожными знаками» ЛЕГО-конструирование

Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плите.

«Военная техника» ТИКО-конструирование Пушка, бинокль

Объемное конструирование.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева, над, под).Продолжатьосваивать1-2способсборки

Объемных конструкций.

«Подводная лодка» ЛЕГО-конструирование

Закрепить        умение        использовать        композиционные закономерности: масштаб, пропорцию.

«Подводная лодка, ракетная установка» ТИКО-конструирование

Объемное конструирование.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности вверх, вниз, справа, слева, над, под). Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных конструкций.

Март

«Ваза»

ТИКО-конструирование (3 вида по выбору)

Объемное конструирование

Задание на карточке (конструирование фигуры по контурной схеме). Учить делать выбор ТИКО- фигуры и конструировать по образцу, схеме. Продолжатьосваивать1-2способсборкиобъемных

конструкций.

«Цветы»

ТИКО-конструирование Ромашка, тюльпан

Объемное конструирование

Задание на карточке (конструирование фигуры по контурной схеме). Учить делать выбор ТИКО- фигуры и конструировать по образцу, схеме. Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных конструкций.

«Играем в зоопарк» ЛЕГО-конструирование

Закреплять знания о работниках зоопарка и его обитателях. Строить фигуры животных из ЛЕГО-

конструктора.

«Ворота для футбола»

ЛЕГО-конструирование

Развивать способность видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Закреплять навыки строить по схемам. Продолжать учить работать в коллективе.

«Стадион»

ЛЕГО-конструирование

«Конструирование сказки «Репка»

ТИКО-конструирование

Объемное конструирование или плоскостное

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу или по собственному замыслу. Продолжать осваивать 1-2 способ сборки объемных конструкций.

«ЛЕГО-конструирование по замыслу»

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать

творческую инициативу и самостоятельность.

ТИКО-конструирование Бабушка, дедушка, репка, девочка, собачка,

кошка, мышка

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу или по собственному замыслу. Продолжатьосваивать1-2способсборкиобъемных

конструкций.

Апрель

«Ракета, космонавты»

ЛЕГО-конструирование

Закрепить знания о первом космонавте Ю.Гагарине.

Учить строить ракеты из ЛЕГО-конструктора.

«Звездолет, ракета» ТИКО-конструирование

Задание на карточке (конструирование фигуры по контурной        схеме).        Пространственное ориентирование (соединение деталей в заданной последовательности-«вверх»,«вниз»,«справа»,

«слева»,«над»,«под»,«по диагонали»).

Объемное конструирование. Учить делать выбор

ТИКО фигуры и конструировать по образцу, схеме, фотографии.Осваивать3способсборкиобъемных

конструкций.

«Космический корабль» ЛЕГО-конструирование

Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический        корабль        из        деталей        ЛЕГО-

конструктора.

«Луноход»

ЛЕГО-конструирование

Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из

Деталей конструктора.

«ЛЕГО-конструирование по замыслу»

Закреплять        полученные        навыки.        Учить        заранее обдумывать                содержание                будущей        постройки,

называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

«ТИКО-конструирование по замыслу»

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать

Творческую инициативу и самостоятельность

«Мемориал: Вечный огонь»

ТИКО-конструирование

Пространственное        ориентирование        (соединение деталей в заданной последовательности-«вверх»,

«вниз»,        «справа»,        «слева»,        «над»,        «под»,        «по диагонали»).Диктант для ТИКО-конструирования

«Звезда».

Объемное конструирование. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме. Продолжать осваивать 3 способ сборки объемных конструкций.

«Пилотка военная»

Май

«Обелиск»

ЛЕГО-конструирование

Развивать способность видеть последовательность, операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

«Самолет»

ЛЕГО-конструирование

«Бабочка, божья коровка»

ТИКО-конструирование

Задание на карточке (сконструировать фигуру по контурной схеме «Бабочка»).

Объемное конструирование. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу, схеме.

«Дома на нашей улице»

ЛЕГО-конструирование

Закреплять умение строить домики разной величины

и длины.

«ТИКО-конструирование по замыслу» Мониторинг

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Объемное конструирование. Конструировать по собственному замыслу.

«ЛЕГО-конструирование по замыслу» Мониторинг

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

В результате освоения программы ребенок может:

Знать

Детали наиболее подходящие для постройки, способы их

комбинирования.

Уметь

самостоятельно        находить        отдельные        конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений,

работать коллективно,сооружать различные конструкции

одного        и        того        же        объекта,        механической        модели        в

соответствии с их назначением.

Иметь представление

о конструкции объекта, механической модели и его функциональном назначении, о различных видах наборов ЛЕГО и ТИКО, планировании процесса возведения постройки, сооружения постройки, объединенной общей темой, о создании различных моделей: по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному

замыслу, работы с ними, с помощью интерактивных средств.

Приложение 2

  1. Мониторинг программы

Для выявления уровня развития конструкторских и творческих способностей детей в конструировании из деталей конструктора ЛЕГО и ТИКО, были определены показатели и подобраны диагностические методики, а именно специальные диагностические таблицы, с помощью которых отслеживались изменения в личности ребенка и определялась необходимая дополнительная работа с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «Лего - конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).

Результативность программы отслеживается в ходе проведения мониторинга, который предусматривает выявление уровня конструкторских умений и навыков. Виды мониторинга:

* промежуточный после первого полугодия( декабрь)в виде открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты.

* итоговый в конце учебного года в виде итогового открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты и демонстрацией фотоальбома работ учащихся, выполненных в течение учебного года.

Диагностическая карта

Ф.И.ребенка

Называет

Называет

Работает

Строит по

Строит по

Строит по

Работает

Умеет

Умеет

Итого

цвет

детали

по схеме

творческо-

образцу

инструкц-

в команде

рассказыв-

скреплять

деталей

конструкт

му

ии

ать        о

детали

ора

замыслу

педагога

постройке

конструкт

ора

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

(По каждому пункту ставится балл)

Уровни освоения программы:

сформирован –7–9б.

частично сформирован – 4 – 7 б.

не сформирован – 1 – 3б.

Критерии уровня развития умений и навыков

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий(4):может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Достаточный(3):может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

Средний (2): может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий(1):Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.

Умение проектировать по образцу

Высокий        (4):        может        самостоятельно,        быстро        и        без        ошибок проектировать по образцу.

Достаточный (3): может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний(2):может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (1): не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Умение конструировать по схеме

Высокий (4): может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме.

Достаточный (3): может самостоятельно, исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме.

Средний (2): может конструировать по схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (1): не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Lego-конструирование» (4-7 лет)

Представленная программа «Lego-конструирование» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 4-7 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»

Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма...

дополнительна общеобразовательная программа технической направленности "маленький механик"

Программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста первоначальных конструкторских умений, на основе чтения чертежей, составления схем, чертежей, моделей, конструирования из разных ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА технической направленности «LEGO-конструирование» для детей 6 - 7 лет

ДОП программа "LEGO-конструирование" для детей подготовительного к школе возраста, цель которой -  развитие первоначальных конструкторских  умений на основе ЛЕГО-конструирования....

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Центр Лего-конструирования"

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экс...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей от 5 до 6 лет «Тико-мастера: Фантазер»

Программа «ТИКО-мастера» обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуаль...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «LEGO - мастера»

Современное образование ориентировано не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности ребёнка, его познавательных способностей. Конструкторы Лего стимулируют практ...