Особенности наглядно-действенного мышления у детей первой младшей группы
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Особенности наглядно-действенного мышления
у детей первой младшей группы
Что такое наглядно-действенное мышление? Это первая, самая ранняя форма мышления ребенка, при которой задачи решаются не в уме (не через внутренний план), а с помощью реального, физического действия с предметами.
Мышление буквально «заключено» в действии и неотделимо от него. Ребенок мыслит, действуя. Если действие прекращается, прекращается и процесс мышления.
Ключевые особенности у детей этого возраста:
- Неразрывная связь «глаз – рука – предмет» .
Ребенок не обдумывает заранее, как он будет строить башню или собирать пирамидку. Он видит предмет (кубик) и действует с ним (ставит другой кубик сверху). Все решение проблем происходит в ходе манипуляций. Если кубик падает, он просто пробует снова, не меняя кардинально стратегию.
2. Метод «проб и ошибок» .
Это ведущий способ познания. Малыш не выстраивает логическую цепочку, а перебирает варианты наугад. · Пример: Ребенку дают матрешку. Он пытается ее открыть: тянет, стучит ею, пробует откусить. Случайно он дергает ее вверх, и она открывается. В следующий раз он, возможно, повторит это успешное действие, но еще не до конца понимая принцип.
3.Освоение орудийных действий .
В этом возрасте дети начинают осваивать использование одних предметов как орудий для воздействия на другие. · Пример: Ребенок может подставить стул, чтобы достать игрушку с полки; использовать палку, чтобы подкатить к себе мяч; есть ложкой, копать лопаткой. Это высшее проявление наглядно-действенного мышления в данном возрасте.
4. Отсутствие внутреннего плана действий.
Ребенок не может представить, что будет, если он поставит еще один кубик на неустойчивую башню. Он должен это сделать и увидеть результат — падение. Обратная связь от действия — главный учитель.
5. Целостность восприятия и нерасчлененность действия
Малыш часто воспринимает ситуацию целостно, не выделяя в ней ключевые детали. Например, пытаясь надеть кольцо пирамидки на стержень, он может не обращать внимания на размер колец и их последовательность. Его цель — «надеть», а не «собрать правильно».
6. Эгоцентризм мышления
Ребенок оценивает ситуацию только со своей точки зрения и не может посмотреть на нее глазами другого. Например, он может подарить маме свою любимую машинку, искренне считая, что это лучший подарок, потому что он сам ее любит.
Конкретные примеры проявлений в группе детского сада:
- Конструктор: Ребенок не строит по схеме, а просто соединяет детали, и только потом, глядя на результат, может дать ему название («Смотри, у меня машина получилась!»).
- Пазлы: Собирает вкладыши методом подбора — прикладывает деталь к разным отверстиям, пока не найдет нужное.
- Сюжетная игра: В игре «кормит» куклу, используя ложку, но сама игра — это цепочка действий (положил еду, поднес ко рту, поставил кастрюлю), а не развернутый сюжет. ·
-Решение бытовой задачи: Если игрушка закатилась под шкаф, он не попросит взрослого, а будет пытаться достать ее рукой, другой игрушкой, может лечь на пол и смотреть.
Задача взрослого — не учить ребенка думать, а создавать условия для действий, которые и будут развивать его мышление.
- Богатая предметно-развивающая среда: Предоставить разнообразные материалы для манипуляций:
- Различные конструкторы (крупные кубики, Лего Duplo). · Пирамидки, матрешки, сортеры, вкладыши.
- Материалы для подражания: детские наборы инструментов, посуды.
-Природные материалы (шишки, камушки, песок, вода).
2. Показ и совместное действие: Не объяснять словами, а показывать на примере. Лучше всего делать вместе с ребенком: «Давай построим высокую башню! Смотри, ставим большой кубик вниз, а потом поменьше».
3. Создание простых проблемных ситуаций:
- «Как достать шарик из тазика с водой, не замочив рук?» (Предложить сито, сачок). ·
-«Мишка хочет сесть на стул, но он слишком высокий. Как ему помочь?» (Подставить кубик).
4. Поощрение самостоятельности: Позволять ребенку пробовать, ошибаться и находить решение самому, даже если это займет больше времени.
Вывод
Наглядно-действенное мышление — это фундамент всего последующего интеллектуального развития ребенка. В первой младшей группе оно является ведущим и единственным. Через богатое и разнообразное действие с предметами малыш познает их свойства, связи между ними и законы физического мира, готовя почву для перехода к следующему этапу — наглядно-образному мышлению, когда решение задачи сможет происходить уже в уме, на основе образов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет)
На основе программы "От рождения до школы"...

Возрастные особенности детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет)
На основе программы "От рождения до школы"...

Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей первой младшей группы
В консультации даётся информация о том, что относится к культурно - гигиеническим навыкам, а так же формирование культурно - гигиенических навыков в едином союзе семьи и детского сада....

Презентация для детей первой младшей группына тему «Особенности летнего времени года».
В презентации отражены признаки и главные особенности летнего времени года....

Консультация для родителей: "Возрастные и индивидуальные особенности детей первой младшей группы"
Консультация для родителей: "Возрастные и индивидуальные особенности детей первой младшей группы"...

Особенности сенсорного развития у детей первой младшей группы.
Под сенсорным воспитанием понимается развитие у детей способностей к сенсорным восприятиям, ощущениям и представлениям. Именно возраст первой младшей группы наиболее благоприятен для сенсорного развит...

Особенности речевого развития у детей первой младшей группы
Особенности речевого развития у детей первой младшей группы...
