Консультация для родителей «Развиваем любознательность»
консультация

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Чем больше в Вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Любопытство и любознательность! Как вы думаете, уважаемые родители, одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность? Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное любопытство. Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Как вы думаете, нужно ли на вопрос ребенка сразу давать готовый ответ? Может какие – то вопросы можно было проверить опытным путём, и тогда ответ запомнился – бы лучше. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением. Мы с вами живём в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы. Помните, что большое значение для умственного развития ребенка имеет исследовательская деятельность. Проведение опытов - увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, маленькие научные открытия. Несложные опыты и эксперименты можно при желании организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, интернет вам в помощь. Любое место в квартире может стать местом для опытной деятельности, например, ванная комната. Во время купания ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворяется: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. д. Кухня - это место, где ребенок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей можно устроить соревнования между «физиками». Поставьте на стол несколько одинаковых емкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберет в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки, У кого воды оказалось больше? Почему? Можно ли набрать в губку воды, сколь хочешь? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы не остались без ответа. Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок. Они учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами. Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб. Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы. Послушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? (Морковь). Это шаблонный ответ детей, хотя отгадкой может и репа, и редиска, и свёкла, и редька. Послушайте загадку "Одевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином". Что это? (Автомобиль, трактор, автобус, грузовик, мотоцикл) А сейчас я вас попрошу отгадать следующую загадку: "Зимой и летом одним цветом". (Ель, сосна, туя, кедр, пихта) Вывод: Используйте загадки в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям. Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта. Новая информация должна отталкиваться от опыта ребенка и имеющихся у него представлений об окружающем мире: «Мы едим ложками и вилками, а есть такие страны – Япония, Китай, где люди едят с помощью палочек»; «У нас мальчики и мужчины носят брюки, а есть страны (Шотландия), где мужчины могут надевать клетчатые юбки» и т.д. Помните, предлагать ребенку нужно то содержание, в котором Вы сами хорошо ориентируетесь. Если же у вас возникают трудности в ответах на вопросы «почемучек» не стесняйтесь сказать ребенку, что вы не знаете ответа. Предложите вместе поискать ответ в энциклопедии или интернете. Развивать любознательность у детей, можно и нужно используя игры и упражнения. Можно поменяться с ребенком ролями и начать задавать вопросы ему по выбранной теме и в виде непрерывной логической цепочки. Первым вопросом, например, будет: «Откуда берется вода в пруду?» Ребенок, отвечает, что она накапливается, когда идет дождь. Следующим вопросом может быть: «Почему идет дождь?» Ребенок должен отвечать на вопросы до тех пор, пока знает ответ. Если цепочка прерывается, и малыш не знает ответа на очередной вопрос, можно ответить самим и объяснить ребенку. Ваш родительский авторитет возрастет, а у ребенка повысится тяга к знаниям. Чем большими знаниями ребёнок обладает, тем больше растёт и его любознательность. Таким образом, любознательные дети более инициативны, целеустремлены, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, что в дальнейшем поспособствует хорошей успеваемости в школе. Следовательно, развитие любознательности является одной из важных задач, как педагогов, так и самих родителей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем любознательность"

Детская психология утверждает, что внимание ребенка в раннем детстве не поддается сознательному управлению, оно непроизвольно. Поэтому важно, чтобы окружающее было интересным для вашего малыша. Воспит...

Консультация для родителей «Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребенка дошкольника»

Консультация для родителей  «Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребенка дошкольника»...

Консультация для родителей «Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребенка дошкольника»

Консультация для родителей «Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребенка дошкольника»...

Консультация для родителей "Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребёнка дошкольника"

Ребёнок по натуре своей любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: он узнает, что бумага рвётся, лёд тает, камень тонет в воде, а дерево плавает на поверхности....

Консультация для родителей «Развиваем любознательность у детей»

Консультация для родителей«Развиваем любознательность у детей»Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнае...

Консультация для родителей! Развиваем любознательность и познавательный интерес у дошкольников!

Растим любознательных детей. Информация для родителей дошкольников...

Консультация для родителей "Развиваем любознательность у детей"

Рекомендации родителям по развитию любознательности у детей дошкольного возраста....