Консультация для воспитателей
консультация

Дёмина Ольга Васильевна

«Трудовое воспитание и развитие личности ребенка в трудовой деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_vospit.docx23.07 КБ
Файл konsult_dlya_vospit.docx23.07 КБ
Файл konsult_dlya_vospit.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №86 комбинированного вида»

Консультация для воспитателей

Тема: «Трудовое воспитание и развитие

 личности ребенка в трудовой деятельности»

 

Подготовила:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Демина О.В.

г. о. Саранск, 2025г.

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Наряду с физическим, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием трудовое воспитание также очень важно для всестороннего развития дошкольников. Оно оказывает влияние на общее развитие ребёнка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

Трудовое воспитание по праву считается стержнем нравственного воспитания, так как направленно на формирование таких личностных качеств, как трудолюбие, уверенность, настойчивость и т.д. Для того, чтобы у детей формировался истинный интерес к труду, желание включаться в выполнение того или иного задания, знакомить детей с трудом взрослых, формировать желание помочь трудящемуся человеку и воспитывать уважение к его труду.

 Труд дошкольника, безусловно, отличается от труда взрослых: это не столько общественно-значимый продукт, сколько результат, который ценен в основном лишь для самого ребенка. Не нужно бояться приобщать дошкольника к различным видам трудовой деятельности – труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет стремление к самостоятельности. Ребенок с особым удовольствием выполняет ту деятельность, в процессе которой он может решать проблемы, преодолевать трудности, создавать что-то полезное, достигать конкретного результата.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Дошкольников надо учить ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат в соответствии с поставленной задачей. Если в действиях ребёнка прослеживаются эти моменты, можно говорить о складывающейся трудовой деятельности. Способность в течение определенного времени делать одну и ту же работу, доводить ее до конца и добиваться результата, преодолевать возникающие трудности, работать сосредоточенно и не отвлекаясь - это основное условие успешной учебной деятельности в школе. Именно по этой причине труд является важным средством, с помощью которого можно целенаправленно укреплять волю детей.

Воспитательное значение труда заключается также в том, что в процессе трудовой деятельности формируются трудолюбие, честность, ответственность, самостоятельность, целеустремленность, скромность, инициативность, решительность, настойчивость и другие нравственные качества.

Дошкольники хотят делать все, что делают взрослые, однако часто не заканчивают работу, прерывают ее, отвлекаются, поскольку у них еще слабо развиты волевые процессы. Для формирования у детей положительного отношения к труду существенную роль играет совместная со взрослым трудовая деятельность, где взрослый является примером для ребенка . Участие взрослого повышает интерес детей к этим трудовым процессам, воспитывает ответственность за выполнение порученного дела, стремление довести начатое до конца, позволяет расширить содержание трудовой деятельности. Их формирование наиболее эффективно протекает в тех случаях, когда дети оказываются в условиях и ситуациях, аналогичных условиям труда в обществе, т.е. когда в основе трудовой деятельности ребенка лежат те же нравственные отношения, которые характерны для жизни взрослых, когда ребенок чувствует себя членом коллектива. Интерес к труду людей, добросовестность и ответственность как проявление уважения к трудящемуся человеку, дисциплинированность и целеустремленность умение поступаться своими интересами ради общего дела, инициативность, организованность, бережливость и другие качества, наилучшим образом формируются в коллективе. Сравнивая способы и, главное, результаты труда, ребенок учиться объективно оценивать свой вклад и вклад окружающих людей в общее дело.

Из активного взаимодействия со взрослыми возникает потребность активно действовать самостоятельно, независимо, что свидетельствует о появлении произвольности. Ребенок постепенно начинает понимать, в чем состоят обязанности по самообслуживанию, почему их следует выполнять и т.д.

Очень важно не злоупотреблять отрицательной оценкой, т.к. это может вызвать негативное отношение к труду. Ребенок должен четко знать, какую работу он может сделать самостоятельно, какую – под руководством взрослых и на какую должен получить разрешение. Дело взрослых – организовывать труд таким образом, чтобы он был интересен ребенку и помогал формировать у него активные, нравственные ориентиры.

Как показывают исследования Я.З. Неверович, Е.И. Радиной, В.Г. Нечаевой, В.В. Кондратовой на результаты труда положительно влияют не только непосредственное общение детей с взрослыми, но и со сверстниками. Труд оказывает не только положительное влияние на формирование поведения ребенка, но и решает задачи трудового воспитания:происходит становление отношения к труду; воспитывается трудолюбие, ответственность, организованность; умение ставить цель и находить пути ее достижения; получать результат, соответствующий цели; ребенок учится преодолевать определённую физическую нагрузку.

Существуют и объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, отток детей из ОУ; снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей ; стремление дошкольников к самоактуализации в детском сообществе при малом социальном опыте.

Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В планировании воспитательно-образовательной работы «труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании была как можно большей.

Оптимальным периодом для самовоспитания является старший дошкольный возраст, когда у детей своего рода «расположенность к самовоспитанию». В этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов: «Кем быть?», «Куда пойти?» и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитанию.

Основные формы и виды организации труда дошкольников

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:

поручений

дежурств

коллективной трудовой деятельности.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с ОУ работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома. Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и в ОУ. Учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.

Педагог раскрывает полезность включения ребенка в труд взрослых, разъясняет, что старший дошкольник должен выполнять определенные постоянные обязанности: накрывать на стол, поливать растения, помогать в уходе за младшими братьями и сестрами, приводить в порядок свои игрушки, приносить газеты из почтового ящика, открывать дверь, подходить к телефону и т. д.  Педагог убеждает родителей в том, что труд по самообслуживанию имеет большое воспитательное значение, и объясняет им методы формирования необходимых навыков, умений и привычек. Он рекомендует давать детям разнообразные поручения: отнести на кухню посуду после обеда, подать нужный предмет, постирать мелкие вещи, поиграть с младшим братиком. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества приучает к трудовой деятельности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №86 комбинированного вида»

Консультация для воспитателей

Тема: «Трудовое воспитание и развитие

 личности ребенка в трудовой деятельности»

 

Подготовила:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Демина О.В.

г. о. Саранск, 2025г.

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Наряду с физическим, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием трудовое воспитание также очень важно для всестороннего развития дошкольников. Оно оказывает влияние на общее развитие ребёнка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

Трудовое воспитание по праву считается стержнем нравственного воспитания, так как направленно на формирование таких личностных качеств, как трудолюбие, уверенность, настойчивость и т.д. Для того, чтобы у детей формировался истинный интерес к труду, желание включаться в выполнение того или иного задания, знакомить детей с трудом взрослых, формировать желание помочь трудящемуся человеку и воспитывать уважение к его труду.

 Труд дошкольника, безусловно, отличается от труда взрослых: это не столько общественно-значимый продукт, сколько результат, который ценен в основном лишь для самого ребенка. Не нужно бояться приобщать дошкольника к различным видам трудовой деятельности – труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет стремление к самостоятельности. Ребенок с особым удовольствием выполняет ту деятельность, в процессе которой он может решать проблемы, преодолевать трудности, создавать что-то полезное, достигать конкретного результата.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Дошкольников надо учить ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат в соответствии с поставленной задачей. Если в действиях ребёнка прослеживаются эти моменты, можно говорить о складывающейся трудовой деятельности. Способность в течение определенного времени делать одну и ту же работу, доводить ее до конца и добиваться результата, преодолевать возникающие трудности, работать сосредоточенно и не отвлекаясь - это основное условие успешной учебной деятельности в школе. Именно по этой причине труд является важным средством, с помощью которого можно целенаправленно укреплять волю детей.

Воспитательное значение труда заключается также в том, что в процессе трудовой деятельности формируются трудолюбие, честность, ответственность, самостоятельность, целеустремленность, скромность, инициативность, решительность, настойчивость и другие нравственные качества.

Дошкольники хотят делать все, что делают взрослые, однако часто не заканчивают работу, прерывают ее, отвлекаются, поскольку у них еще слабо развиты волевые процессы. Для формирования у детей положительного отношения к труду существенную роль играет совместная со взрослым трудовая деятельность, где взрослый является примером для ребенка . Участие взрослого повышает интерес детей к этим трудовым процессам, воспитывает ответственность за выполнение порученного дела, стремление довести начатое до конца, позволяет расширить содержание трудовой деятельности. Их формирование наиболее эффективно протекает в тех случаях, когда дети оказываются в условиях и ситуациях, аналогичных условиям труда в обществе, т.е. когда в основе трудовой деятельности ребенка лежат те же нравственные отношения, которые характерны для жизни взрослых, когда ребенок чувствует себя членом коллектива. Интерес к труду людей, добросовестность и ответственность как проявление уважения к трудящемуся человеку, дисциплинированность и целеустремленность умение поступаться своими интересами ради общего дела, инициативность, организованность, бережливость и другие качества, наилучшим образом формируются в коллективе. Сравнивая способы и, главное, результаты труда, ребенок учиться объективно оценивать свой вклад и вклад окружающих людей в общее дело.

Из активного взаимодействия со взрослыми возникает потребность активно действовать самостоятельно, независимо, что свидетельствует о появлении произвольности. Ребенок постепенно начинает понимать, в чем состоят обязанности по самообслуживанию, почему их следует выполнять и т.д.

Очень важно не злоупотреблять отрицательной оценкой, т.к. это может вызвать негативное отношение к труду. Ребенок должен четко знать, какую работу он может сделать самостоятельно, какую – под руководством взрослых и на какую должен получить разрешение. Дело взрослых – организовывать труд таким образом, чтобы он был интересен ребенку и помогал формировать у него активные, нравственные ориентиры.

Как показывают исследования Я.З. Неверович, Е.И. Радиной, В.Г. Нечаевой, В.В. Кондратовой на результаты труда положительно влияют не только непосредственное общение детей с взрослыми, но и со сверстниками. Труд оказывает не только положительное влияние на формирование поведения ребенка, но и решает задачи трудового воспитания:происходит становление отношения к труду; воспитывается трудолюбие, ответственность, организованность; умение ставить цель и находить пути ее достижения; получать результат, соответствующий цели; ребенок учится преодолевать определённую физическую нагрузку.

Существуют и объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, отток детей из ОУ; снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей ; стремление дошкольников к самоактуализации в детском сообществе при малом социальном опыте.

Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В планировании воспитательно-образовательной работы «труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании была как можно большей.

Оптимальным периодом для самовоспитания является старший дошкольный возраст, когда у детей своего рода «расположенность к самовоспитанию». В этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов: «Кем быть?», «Куда пойти?» и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитанию.

Основные формы и виды организации труда дошкольников

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:

поручений

дежурств

коллективной трудовой деятельности.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с ОУ работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома. Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и в ОУ. Учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.

Педагог раскрывает полезность включения ребенка в труд взрослых, разъясняет, что старший дошкольник должен выполнять определенные постоянные обязанности: накрывать на стол, поливать растения, помогать в уходе за младшими братьями и сестрами, приводить в порядок свои игрушки, приносить газеты из почтового ящика, открывать дверь, подходить к телефону и т. д.  Педагог убеждает родителей в том, что труд по самообслуживанию имеет большое воспитательное значение, и объясняет им методы формирования необходимых навыков, умений и привычек. Он рекомендует давать детям разнообразные поручения: отнести на кухню посуду после обеда, подать нужный предмет, постирать мелкие вещи, поиграть с младшим братиком. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества приучает к трудовой деятельности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №86 комбинированного вида»

Консультация для воспитателей

Тема: «Трудовое воспитание и развитие

 личности ребенка в трудовой деятельности»

 

Подготовила:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Демина О.В.

г. о. Саранск, 2025г.

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Наряду с физическим, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием трудовое воспитание также очень важно для всестороннего развития дошкольников. Оно оказывает влияние на общее развитие ребёнка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

Трудовое воспитание по праву считается стержнем нравственного воспитания, так как направленно на формирование таких личностных качеств, как трудолюбие, уверенность, настойчивость и т.д. Для того, чтобы у детей формировался истинный интерес к труду, желание включаться в выполнение того или иного задания, знакомить детей с трудом взрослых, формировать желание помочь трудящемуся человеку и воспитывать уважение к его труду.

 Труд дошкольника, безусловно, отличается от труда взрослых: это не столько общественно-значимый продукт, сколько результат, который ценен в основном лишь для самого ребенка. Не нужно бояться приобщать дошкольника к различным видам трудовой деятельности – труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет стремление к самостоятельности. Ребенок с особым удовольствием выполняет ту деятельность, в процессе которой он может решать проблемы, преодолевать трудности, создавать что-то полезное, достигать конкретного результата.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Дошкольников надо учить ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат в соответствии с поставленной задачей. Если в действиях ребёнка прослеживаются эти моменты, можно говорить о складывающейся трудовой деятельности. Способность в течение определенного времени делать одну и ту же работу, доводить ее до конца и добиваться результата, преодолевать возникающие трудности, работать сосредоточенно и не отвлекаясь - это основное условие успешной учебной деятельности в школе. Именно по этой причине труд является важным средством, с помощью которого можно целенаправленно укреплять волю детей.

Воспитательное значение труда заключается также в том, что в процессе трудовой деятельности формируются трудолюбие, честность, ответственность, самостоятельность, целеустремленность, скромность, инициативность, решительность, настойчивость и другие нравственные качества.

Дошкольники хотят делать все, что делают взрослые, однако часто не заканчивают работу, прерывают ее, отвлекаются, поскольку у них еще слабо развиты волевые процессы. Для формирования у детей положительного отношения к труду существенную роль играет совместная со взрослым трудовая деятельность, где взрослый является примером для ребенка . Участие взрослого повышает интерес детей к этим трудовым процессам, воспитывает ответственность за выполнение порученного дела, стремление довести начатое до конца, позволяет расширить содержание трудовой деятельности. Их формирование наиболее эффективно протекает в тех случаях, когда дети оказываются в условиях и ситуациях, аналогичных условиям труда в обществе, т.е. когда в основе трудовой деятельности ребенка лежат те же нравственные отношения, которые характерны для жизни взрослых, когда ребенок чувствует себя членом коллектива. Интерес к труду людей, добросовестность и ответственность как проявление уважения к трудящемуся человеку, дисциплинированность и целеустремленность умение поступаться своими интересами ради общего дела, инициативность, организованность, бережливость и другие качества, наилучшим образом формируются в коллективе. Сравнивая способы и, главное, результаты труда, ребенок учиться объективно оценивать свой вклад и вклад окружающих людей в общее дело.

Из активного взаимодействия со взрослыми возникает потребность активно действовать самостоятельно, независимо, что свидетельствует о появлении произвольности. Ребенок постепенно начинает понимать, в чем состоят обязанности по самообслуживанию, почему их следует выполнять и т.д.

Очень важно не злоупотреблять отрицательной оценкой, т.к. это может вызвать негативное отношение к труду. Ребенок должен четко знать, какую работу он может сделать самостоятельно, какую – под руководством взрослых и на какую должен получить разрешение. Дело взрослых – организовывать труд таким образом, чтобы он был интересен ребенку и помогал формировать у него активные, нравственные ориентиры.

Как показывают исследования Я.З. Неверович, Е.И. Радиной, В.Г. Нечаевой, В.В. Кондратовой на результаты труда положительно влияют не только непосредственное общение детей с взрослыми, но и со сверстниками. Труд оказывает не только положительное влияние на формирование поведения ребенка, но и решает задачи трудового воспитания:происходит становление отношения к труду; воспитывается трудолюбие, ответственность, организованность; умение ставить цель и находить пути ее достижения; получать результат, соответствующий цели; ребенок учится преодолевать определённую физическую нагрузку.

Существуют и объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, отток детей из ОУ; снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей ; стремление дошкольников к самоактуализации в детском сообществе при малом социальном опыте.

Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В планировании воспитательно-образовательной работы «труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании была как можно большей.

Оптимальным периодом для самовоспитания является старший дошкольный возраст, когда у детей своего рода «расположенность к самовоспитанию». В этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов: «Кем быть?», «Куда пойти?» и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитанию.

Основные формы и виды организации труда дошкольников

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:

поручений

дежурств

коллективной трудовой деятельности.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с ОУ работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома. Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и в ОУ. Учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.

Педагог раскрывает полезность включения ребенка в труд взрослых, разъясняет, что старший дошкольник должен выполнять определенные постоянные обязанности: накрывать на стол, поливать растения, помогать в уходе за младшими братьями и сестрами, приводить в порядок свои игрушки, приносить газеты из почтового ящика, открывать дверь, подходить к телефону и т. д.  Педагог убеждает родителей в том, что труд по самообслуживанию имеет большое воспитательное значение, и объясняет им методы формирования необходимых навыков, умений и привычек. Он рекомендует давать детям разнообразные поручения: отнести на кухню посуду после обеда, подать нужный предмет, постирать мелкие вещи, поиграть с младшим братиком. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества приучает к трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...