"Масленица"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
формировать представление детей традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы
Образовательная задача: Познакомиться с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы, развивать умение договариваться и сотрудничать в ходе совместной деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЦКМ вподготовительной группе :
" Широкая Масленица .Проводы Зимы "
Цель:формировать представление детей традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы
Образовательная задача: Познакомиться с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы, развивать умение договариваться и сотрудничать в ходе совместной деятельности
Развивающая задача: Развивать речь (упражнять в словообразовании с помощью суффиксов, заучивать заклички. Активизировать словарь словами: чучело, артисты, зрители, бубен, балалайка, Кострома, зять,тёща, развивать координацию речи с движениями.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа
Материал: аудиозаписи русских народных мелодий, фонограмма песни «Мы давно блинов не ели», колокольчик, платок для завязывания глаз
Ход НОД :
Воспитатель в русском национальном костюме приглашает детей в группу
Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал? А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне –красне. Как вы думаете? (Ответы детей) Конечно, ребята, ступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поакукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем)
Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна, приходи, красна!
Давай, солнышко -колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!
Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы- Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца.
Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели готовились к посту,тому времени, когда не едят мясной и молочной пищи, а молочные продукты и масло ещё можно было кушать. Масленица от слова масло. К празднику пекут блины. Они напоминают солнышки: такие же горячие, румяные и круглые. На улице устраивают гулянья.
Длится праздник всю неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день -особенный. А какой вы сейчас сами мне отгадаете.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
1. Веселись и радуйся
Утро, день и вечер!
Наступает первый день-
Понедельник- (встреча)
В этот день делают куклу-чучело Кострому (показ иллюстрации) и строят снежные горки. И, конечно же, начинают печь блины.
2. У меня ещё вопрос….
Понедельник пролетел,
Вот и вторник зашумел.
Звучит веселый наигрыш
А вторник у нас (заигрыш)
В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры.
Давайте и мы с вами сейчас поиграем
Подвижная ига «Гори, гори ясно»
Играющие выстраиваются парами друг за другом- в колонку. Игроки берутся за руки поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит»Под воротами» и становится впереди. За ней идет следующая пара.» Горящий встает впереди шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят.
Колокольчики звенят:
-Дин -дон, дин -дон.
Выбегай скорее вон.
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
«Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь»
«Горящий старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е «горит». Если «горящий» поймает одного из бегущих,то он встанет с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
3. Разгулялись,господа,
А на дворе уже среда.
Сладкая маковка
Под названьем (лакомка)
В этот день приходят гости на блины
Пальчиковая гимнастика:
Мама нам печёт блины.
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной
(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной ладони)
Стала маша гостей собирать (хлопать в ладоши)
И Иван приди (загибать поочередно пальчики левой и правой руки, начиная с большого)
И Степан приди,
Да и Андрей при,
Да и Матвей приди.
А Митрошечка,
Ну, пожалуйста (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки
Стала Маша гостей угощать (хлопать в ладоши)
И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке -мятный пряничек (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки)
Стала маша гостей провожать (хлопать в ладоши)
Прощай, Иван (поочереди машем пальчиками обеих рук, начиная с больших)
Прощай Степан,
Прощай Андрей,
Прощай, Матвей,
Прощай, Митрошечка!
4. Он и чистый, и широкий
То четверг уж на пороге
В этот день ты не зевай,
Он зовётся (разгуляй)
Самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни
Рассматривание картины «Масленица- проводы зимы»
Посмотрите на картину. Это артисты. Они выступают перед зрителями (покажите зрителей). Артисты одеты в красивые костюмы. Посмотрите, какие музыкальные инструменты изображены на картинке. У молодого парня в руках гармошка (покажите гармошку). Эта девушка играет на балалайке. А другая бьет в бубен. Найдите бубен и балалайку (показывают). Кто на картинке танцует? (Дети-маленькие артисты) посмотрите, какие у них красивые костюмы. (описывают костюмы)Чей костюм вам больше понравился (дети отвечают). Девочки машут платочками и кружатся в танце. Посмотрите, как мальчик топает ножкой. Как вы думаете,зрителям на этом празднике весело. А как вы догадались (зрители улыбаются)
Давайте с вами тоже поиграем и потанцуем как артисты на картинке.
Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"
Дети передают в кругу бубен со словами:
Ты катись, веселый бубен.
Быстро -быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует нам
Давайте ещё посмотрим на картинку.
Вот соломенное чучело зимы. Это чучело называется «кострома».На него надели сарафан и украсили лентами. Покажите чучело, сарафан, ленты. Какого цвета ленты у чучела? (розовые, голубые, оранжевые, зеленые).
Дети выходят по одному и составляют рассказ по картине.
5. Вот и пятница пришла
Гостей в дом привела
Есть блины, кататься с горки
Это тёщины (вечёрки) Тёща- мать жены или по-другому мама вашей мамы
Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.
Масленичные блины-просто объеденье!
Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно :
На тарелке он один- называем просто….(блин)
Много испекли их мы-тогда назовём…. (блины)
Будет кушать их сынок-назовём тогда…. (блинок)
Огромный, как домище-назовём…. (блинище)
Дети поют песню «Мы давно блинов не ели»
6. А теперь пришла суббота,
Сидеть девчатам неохота,
И резвятся, словно белки,
Это –золовкины (посиделки) Золовка- это сестра мужа, или по-другому, сестра папы
В этот день ходят друг к другу в гости. Дарят подарки, сжигают чучело масленицы и окончательно прощаются с зимой.
7. День последний подошёл,
Великий пост с собой привел.
В последний день едим блины печёные
А зовётся воскресение (прощенное)
Прощенным называют потому, что в этот день все друг и друга прощения просят за то, что совершили ошибки, за всё то, что могло обидеть человека
Рефлексия
Воспитатель:
Вам понравился мой рассказ про Масленицу. С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась. А теперь будем пить чай и лакомиться вкусными блинами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ
В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.
Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...

Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка
В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»
Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...

«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.
♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...

Методическая разработка на тему: «Широкая масленица». Номинация: Проектная деятельность. Проект на тему : «Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение к культурным традициям Донской масленицы. «Масленица на Дону
Методическая разработка на тему: «Широкая масленица» направлена на духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение их к культурным традиция...
