Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Иванова Ирина Михайловна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_innovatsionnye_tehnologii_v_dou_.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Кумарейский детский сад

Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении

Подготовила: старший воспитатель Иванова И.М.

С.Кумарейка, 2025

Инновационные технологии в дошкольном

образовательном учреждении

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
Владимир Федорович Одоевский

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Инновация –что это такое: модное слово или старое понятие?

До сих пор нет точного определения понятия – инновация.

Инновация – это идея, новшество или процесс её внедрения.

Инновация – это одновременно и идея и процесс её внедрения.

Инновационные технологии в образовании- это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

  • усвоением максимального объема знаний;
  • максимальной творческой активностью;
  • широким спектром практических навыков и умений.

Современные образовательные технологии

  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровые технологии
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • технология «ТРИЗ»

Формы работы с использованием инновационных технологий

  • НОД с использованием ИКТСовместная деятельность
  • Совместная деятельность
  • Самостоятельная деятельность
  • Экскурсии
  • Кружки и конкурсы

Инновационные подходы в воспитательной работе ДОУ

Цель: создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи: - воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;

- развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

- научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Методы работы с использованием инновационных технологий

  • Исследовательский
  • Проектный
  • Информационный
  • Репродуктивный

Использование инноваций в образовательном процессе ДОУ

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.

Задачи: внедрение инновационных технологий для повышения профессиональной культуры педагогов;

- создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного процесса;

- выработка стремлений у педагогов к рационализации и эффективной организации инновационных технологий в педагогической деятельности.

Этапы реализации:

1. Анализ и сбор информации о нововведениях.

2. Выбор и реализация новшеств.

3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой инновации.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Педагоги нашего детского сада их тщательно отбирают и применяют в работе с воспитанниками

  1. Итак, первая инновационная технология- Интеллект –карта.

Интеллектуальная карта – это графический способ представления информации. Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным Тони Бьюзеном. В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития речи у детей.

А в наш детский сад интеллект- карты пришли благодаря Савиновой Галине Анатольевне!

Педагог вместе с детьми и родителями подбирали материалы, картинки на разные лексические темы, а потом создавали интеллект-карты (в ходе обсуждения предмета или темы)

на темы по временам года, виды транспорта, специальный транспорт, посуда, большую интеллект –карту в уголок патриотического воспитания. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином. Данный метод является отличным помощником в развитии мышления старших дошкольников, а следовательно, и связной речи.

  1. В рамках движения Эколята –дошколята начиная с младшего возраста педагоги ведут с детьми исследовательскую деятельность (проекты «Огород на окне», «Во саду ли, в огороде!», «Маленькие огородники»)

«Бумажные эксперименты», Эксперименты с водой, песком .

Нашими воспитателями созданы лэпбуки которые тоже являются инновационной технологией. Научной литературы по технологии «лепбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии.

Несмотря на кажущуюся простоту, в нём содержатся все необходимые материалы по теме. Он интересен и полезен и тем, что его можно делать совместно с детьми.

Лепбуки «Экология», «Зелёная аптека», «День птиц», «Сбережём планету от мусора».

  1. Инновационная технология –«Синквейн».

Эта технология была отработана на среднем дошкольном возрасте, но и на старшем возрасте тоже хорошо применяется.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения

Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Правила составления синквейна

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Синквейном хорошо воспользоваться для закрепления изученной темы.

  • Cемья
  • Крепкая, дружная
  • Защищает, дружит, растёт
  • Семья вместе-душа на месте!
  • Крепость

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные)
  • слова-признаки (прилагательные)
  • слова-действия (глаголы)
  • слова-предметы (существительные)

  1. «МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

  • С помощью мнемотехники для обогащения словарного запаса детей в ДОУ Мы пользуемся картотекой « Волшебные алгоритмы» которые помогают нам в режимных моментах ,таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания
  • Обучение пересказу по мнемотаблице

Если мы берём сказку -то мнемокартинки сводятся к изображению главных героев, именно они ребёнку напоминают о последовательности следующего события в сказке.

* Следующий пример мнемотехники – описательный рассказы по мнемотаблицам.

*17 Заучивание стихотворения

*- Скороговорки и чистоговорки

Составлена картотека чистоговорок для коллективного и индивидуального заучивания (Кодолбенко «зашифрованные скороговорки».

*Отгадываем загадки по мнемосхемам.

*И даже синквейны составлять нам помогают мнемокартинки.

5. Технология «Говорящая стена»

Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду.

Технология «Говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде детского сада.

«Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран.

«Говорящая стена» - это:

  • центр познавательного развития,
  • социально-коммуникативный центр,
  • центр художественно-эстетического развития и т.п.

Какие задачи решает интерактивная стена:

  • создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
  • позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;
  • развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
  • обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.

Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

В Младшей группе Светлана Сергеевна оформила говорящую стену «здравствуйте , я пришёл», в старшей группе также использует технологию «говорящих стен», вместе с детьми оформили стену «сколько нас», каждый день они считают сколько мальчиков и сколько девочек и сравнивают, стена «Выбери приветствие»-дети выбирают как им сегодня хочется поздороваться, стена «Наши занятия» дети на каждый день недели зарисовали свои занятия и ежедневно следят за расписанием., стена «Мы дежурим!»

  1. Кожура Светлана Сергеевна использует в своей работе Нетрадиционные техники рисования, вот некоторые из них

Рисование на сенсорном зип-пакете с моющим средством, который ещё и является составляющей ТРИЗ-технологии.

Сенсорный пакет -это игрушка, которая привлекает внимание, вызывает интерес, побуждает к исследованиям. Это эффективное упражнение для развития мелкой моторики рук.

С детьми младшего возраста, надо работать индивидуально, всегда следить, чтобы не пытались открыть пакет, а детям старшего дошкольного возраста можно организовать место для самостоятельных игр.

  • Учебно - игровое пособие «Шифоновая радуга» - необычный, но доступный конструктор из ткани, который таит в себе колоссальные возможности для развития детского воображения. игровое поле - «холст» (бязь);
  • набор шифоновых полотен.
  • в форме квадратов (70x70 см, 50x50 см, 30x30 см, 15x15 см);
  • в форме прямоугольников (70x50 см, 60x40 см)

Пособие зарекомендовало себя в качестве великолепной методики ознакомления детей с цветом в необычной форме.

Благодаря использованию пособия в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности, ребенок будет более чутко воспринимать мир природы и мир чувств, легче запоминать и распознавать названия цветов.

Универсальное пособие «Шифоновая радуга» может применяться как во время организованной образовательной деятельности, так и во время игры, и в режимных моментах. Лоскуткам ткани можно найти множество применений, если применить фантазию и творчество. А результатом будет разносторонне развитая творческая личность ваших воспитанников.

Манкография.

Можно просто предложить ребёнку выполнить несколько несложных упражнений, направленных на развитие тактильных ощущений:

скользить ладонями по поверхности манки, выполняя различные волнообразные движения «Плывут кораблики»;

оставить отпечатки кулачков (упражнение «Идут медвежата», отпечатки пальчиков (упражнение «Прыгают зайчики») ;

шагать по манке пальчиками правой и левой рукой поочерёдно, а затем одновременно.

  • Способов рисования с помощью манки достаточно, вот основные
  • 1. Рисование на подносе с манкой.
  • 2. Рисование с помощью клея по контуру.
  • 3. Рисование красками по манной крупе.
  • 4. Рисование подкрашенной манкой

Тренажер для развития речи.

  • При помощи трубочки для коктейля можно дуть на манку чтобы обнаружить под манкой наклейку с рисунком (которую предварительно нужно приклеить и засыпать)! Ребенок в восторге от находки!
  1. Развивающий Флисовый планшет.

Флисовый планшет, является одной из инновационных технологий, которую можно успешно применять на занятиях для реализации разнообразных задач, а также универсальным средством для решения проблемы создания образовательной среды, с его помощью можно учиться считать, составлять алгоритмы и схемы, выкладывать, знакомиться с фигурами, линиями, свойствами предметов, а самое главное – играть.

Флисовый планшет выполнен по принципу фланелеграфа, но по сравнению с ним обладают рядом преимуществ: современные материалы (ковролин, флис, фетр и текстильная лента) имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к основе и не падает с полотна во время занятий. В отличие от фланелеграфа и доски планшет создает условия для проявления творчества педагога и комфортного проведения занятия.

К панно прилагаются детали из фетра для накладывания деталей на плоскость. Детали могут содержать любую тематику, в зависимости от целей и задач игры.

Детали хранятся в коробочках.

В зависимости от возраста название игры из фетра может меняться, так, например, в раннем и младшем дошкольном возрасте – это «Волшебная коробочка», «Живые картинки», в старшем возрасте – «Сочинялки», «Затейники», «Фантазёры» и т.д.

Планшет развивает:

  • Познавательную и речевую активность;
  • Творчество, самостоятельность и креативность;
  • Коммуникативные навыки;
  • Память, внимание и логику.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»

В презентации даны понятия что такое инновационные технологии в ДОУ, описаны методы работы с использованием инновационных технологий....

«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»

В ежегодной августовской конференции работников образования мы выступили с методической выставкой на тему: «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении». В методическом стенде в м...

«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»

«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»...

Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении (консультация для воспитателей)

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть новых образоват...

Консультация для педагогов «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»

Уточнять представления педагогов о современных инновационных педагогических технологиях, применяемых в образовательном процессе, формировать мотивацию к использованию данных технологий в педагогическо...

Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении

Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении...