Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Кумарейский детский сад
Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении
Подготовила: старший воспитатель Иванова И.М.
С.Кумарейка, 2025
Инновационные технологии в дошкольном
образовательном учреждении
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
Владимир Федорович Одоевский
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Инновация –что это такое: модное слово или старое понятие?
До сих пор нет точного определения понятия – инновация.
Инновация – это идея, новшество или процесс её внедрения.
Инновация – это одновременно и идея и процесс её внедрения.
Инновационные технологии в образовании- это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
- усвоением максимального объема знаний;
- максимальной творческой активностью;
- широким спектром практических навыков и умений.
Современные образовательные технологии
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя
- технология «ТРИЗ»
Формы работы с использованием инновационных технологий
- НОД с использованием ИКТСовместная деятельность
- Совместная деятельность
- Самостоятельная деятельность
- Экскурсии
- Кружки и конкурсы
Инновационные подходы в воспитательной работе ДОУ
Цель: создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Задачи: - воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
- развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;
- научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
Методы работы с использованием инновационных технологий
- Исследовательский
- Проектный
- Информационный
- Репродуктивный
Использование инноваций в образовательном процессе ДОУ
Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.
Задачи: внедрение инновационных технологий для повышения профессиональной культуры педагогов;
- создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного процесса;
- выработка стремлений у педагогов к рационализации и эффективной организации инновационных технологий в педагогической деятельности.
Этапы реализации:
1. Анализ и сбор информации о нововведениях.
2. Выбор и реализация новшеств.
3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой инновации.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Педагоги нашего детского сада их тщательно отбирают и применяют в работе с воспитанниками
- Итак, первая инновационная технология- Интеллект –карта.
Интеллектуальная карта – это графический способ представления информации. Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным Тони Бьюзеном. В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития речи у детей.
А в наш детский сад интеллект- карты пришли благодаря Савиновой Галине Анатольевне!
Педагог вместе с детьми и родителями подбирали материалы, картинки на разные лексические темы, а потом создавали интеллект-карты (в ходе обсуждения предмета или темы)
на темы по временам года, виды транспорта, специальный транспорт, посуда, большую интеллект –карту в уголок патриотического воспитания. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином. Данный метод является отличным помощником в развитии мышления старших дошкольников, а следовательно, и связной речи.
- В рамках движения Эколята –дошколята начиная с младшего возраста педагоги ведут с детьми исследовательскую деятельность (проекты «Огород на окне», «Во саду ли, в огороде!», «Маленькие огородники»)
«Бумажные эксперименты», Эксперименты с водой, песком .
Нашими воспитателями созданы лэпбуки которые тоже являются инновационной технологией. Научной литературы по технологии «лепбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии.
Несмотря на кажущуюся простоту, в нём содержатся все необходимые материалы по теме. Он интересен и полезен и тем, что его можно делать совместно с детьми.
Лепбуки «Экология», «Зелёная аптека», «День птиц», «Сбережём планету от мусора».
- Инновационная технология –«Синквейн».
Эта технология была отработана на среднем дошкольном возрасте, но и на старшем возрасте тоже хорошо применяется.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения
Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Правила составления синквейна
- Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
- Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Синквейном хорошо воспользоваться для закрепления изученной темы.
- Cемья
- Крепкая, дружная
- Защищает, дружит, растёт
- Семья вместе-душа на месте!
- Крепость
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
- слова-предметы (существительные)
- слова-признаки (прилагательные)
- слова-действия (глаголы)
- слова-предметы (существительные)
- «МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
- С помощью мнемотехники для обогащения словарного запаса детей в ДОУ Мы пользуемся картотекой « Волшебные алгоритмы» которые помогают нам в режимных моментах ,таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания
- Обучение пересказу по мнемотаблице
Если мы берём сказку -то мнемокартинки сводятся к изображению главных героев, именно они ребёнку напоминают о последовательности следующего события в сказке.
* Следующий пример мнемотехники – описательный рассказы по мнемотаблицам.
*17 Заучивание стихотворения
*- Скороговорки и чистоговорки
Составлена картотека чистоговорок для коллективного и индивидуального заучивания (Кодолбенко «зашифрованные скороговорки».
*Отгадываем загадки по мнемосхемам.
*И даже синквейны составлять нам помогают мнемокартинки.
5. Технология «Говорящая стена»
Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду.
Технология «Говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде детского сада.
«Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран.
«Говорящая стена» - это:
- центр познавательного развития,
- социально-коммуникативный центр,
- центр художественно-эстетического развития и т.п.
Какие задачи решает интерактивная стена:
- создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
- позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;
- развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
- обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.
Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.
В Младшей группе Светлана Сергеевна оформила говорящую стену «здравствуйте , я пришёл», в старшей группе также использует технологию «говорящих стен», вместе с детьми оформили стену «сколько нас», каждый день они считают сколько мальчиков и сколько девочек и сравнивают, стена «Выбери приветствие»-дети выбирают как им сегодня хочется поздороваться, стена «Наши занятия» дети на каждый день недели зарисовали свои занятия и ежедневно следят за расписанием., стена «Мы дежурим!»
- Кожура Светлана Сергеевна использует в своей работе Нетрадиционные техники рисования, вот некоторые из них
Рисование на сенсорном зип-пакете с моющим средством, который ещё и является составляющей ТРИЗ-технологии.
Сенсорный пакет -это игрушка, которая привлекает внимание, вызывает интерес, побуждает к исследованиям. Это эффективное упражнение для развития мелкой моторики рук.
С детьми младшего возраста, надо работать индивидуально, всегда следить, чтобы не пытались открыть пакет, а детям старшего дошкольного возраста можно организовать место для самостоятельных игр.
- Учебно - игровое пособие «Шифоновая радуга» - необычный, но доступный конструктор из ткани, который таит в себе колоссальные возможности для развития детского воображения. игровое поле - «холст» (бязь);
- набор шифоновых полотен.
- в форме квадратов (70x70 см, 50x50 см, 30x30 см, 15x15 см);
- в форме прямоугольников (70x50 см, 60x40 см)
Пособие зарекомендовало себя в качестве великолепной методики ознакомления детей с цветом в необычной форме.
Благодаря использованию пособия в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности, ребенок будет более чутко воспринимать мир природы и мир чувств, легче запоминать и распознавать названия цветов.
Универсальное пособие «Шифоновая радуга» может применяться как во время организованной образовательной деятельности, так и во время игры, и в режимных моментах. Лоскуткам ткани можно найти множество применений, если применить фантазию и творчество. А результатом будет разносторонне развитая творческая личность ваших воспитанников.
Манкография.
Можно просто предложить ребёнку выполнить несколько несложных упражнений, направленных на развитие тактильных ощущений:
скользить ладонями по поверхности манки, выполняя различные волнообразные движения «Плывут кораблики»;
оставить отпечатки кулачков (упражнение «Идут медвежата», отпечатки пальчиков (упражнение «Прыгают зайчики») ;
шагать по манке пальчиками правой и левой рукой поочерёдно, а затем одновременно.
- Способов рисования с помощью манки достаточно, вот основные
- 1. Рисование на подносе с манкой.
- 2. Рисование с помощью клея по контуру.
- 3. Рисование красками по манной крупе.
- 4. Рисование подкрашенной манкой
Тренажер для развития речи.
- При помощи трубочки для коктейля можно дуть на манку чтобы обнаружить под манкой наклейку с рисунком (которую предварительно нужно приклеить и засыпать)! Ребенок в восторге от находки!
- Развивающий Флисовый планшет.
Флисовый планшет, является одной из инновационных технологий, которую можно успешно применять на занятиях для реализации разнообразных задач, а также универсальным средством для решения проблемы создания образовательной среды, с его помощью можно учиться считать, составлять алгоритмы и схемы, выкладывать, знакомиться с фигурами, линиями, свойствами предметов, а самое главное – играть.
Флисовый планшет выполнен по принципу фланелеграфа, но по сравнению с ним обладают рядом преимуществ: современные материалы (ковролин, флис, фетр и текстильная лента) имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к основе и не падает с полотна во время занятий. В отличие от фланелеграфа и доски планшет создает условия для проявления творчества педагога и комфортного проведения занятия.
К панно прилагаются детали из фетра для накладывания деталей на плоскость. Детали могут содержать любую тематику, в зависимости от целей и задач игры.
Детали хранятся в коробочках.
В зависимости от возраста название игры из фетра может меняться, так, например, в раннем и младшем дошкольном возрасте – это «Волшебная коробочка», «Живые картинки», в старшем возрасте – «Сочинялки», «Затейники», «Фантазёры» и т.д.
Планшет развивает:
- Познавательную и речевую активность;
- Творчество, самостоятельность и креативность;
- Коммуникативные навыки;
- Память, внимание и логику.
Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
В презентации даны понятия что такое инновационные технологии в ДОУ, описаны методы работы с использованием инновационных технологий....

«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
В ежегодной августовской конференции работников образования мы выступили с методической выставкой на тему: «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении». В методическом стенде в м...
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»...

Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении (консультация для воспитателей)
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть новых образоват...

Консультация для педагогов «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
Уточнять представления педагогов о современных инновационных педагогических технологиях, применяемых в образовательном процессе, формировать мотивацию к использованию данных технологий в педагогическо...

Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении
Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении...

