Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»
рабочая программа

Дунаева Анна Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа

«Юный исследователь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_5.docx64.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад № 16 г. Алзамай»

 

Дополнительная общеразвивающая программа

«Юный исследователь»

(естественнонаучной направленности)

Возраст обучающихся 4 – 5 лет

срок реализации 1 год

                                                                             Разработчик программы

                                                                    Дунаева Анна Александровна

                                                               

                                       

Алзамай, 2024г.

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основании авторской программы М. П. Костюченко, Н. Р. Камаловой «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории».

Направленность программы: естественнонаучная, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.

Актуальность

Современных детей окружают процессы информатизации и компьютеризации. Ребенок постоянно находится в мире поиска. Детское экспериментирование является эффективным средством интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Оно способствует развитию у дошкольников таких качеств, как самостоятельность, творческая и познавательная активность, самореализация и помогает в дальнейшем успешному обучению в школе. Чем разнообразнее и интенсивнее будет поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он будет развиваться.

Программа кружка «Юный исследователь» разработана для развития интеллектуальных способностей детей и направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты. Программа разработана с учетом образовательных потребностей и особенностей развития детей группы и соответствует требованиям ФГОС ДО. Задача программы состоит в том, чтобы организовать посильную экспериментальную деятельность, способствующую формированию естественнонаучных представлений дошкольников. Практический материал программы представлен с учётом условий нашего детского сада.

Новизна данной программы заключается в том, что она дает дополнительные возможности знакомства ребёнка с окружающим миром через:

• поэтапное развитие умственных способностей старших дошкольников путем формирования у детей навыков экспериментальных действий и обучения методам самостоятельного сбора и обработки информации;

• применение экспериментирования как творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира (знания, добытые самостоятельно путем исследования, всегда более осознанные и прочные);

• создание развивающей предметно-пространственной среды;

• совместную практическую деятельность воспитателя и детей.

Цель работы кружка: 

 1. Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; обеспечить безопасность дошкольников в ходе экспериментальной деятельности.

2.    Способствовать развитию наблюдательности детей, необходимого условия исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности; не просто фиксировать объект, а формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

3. Поддерживать стремление к самостоятельному поиску проблемы и выдвижению гипотезы, поиску путей решения проблемы в ходе исследований; способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение); формировать способы познания с помощью сенсорного анализа; развивать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

  • Задачи Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
  • Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа.
  • Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  • Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

Направленность программы:

Срок реализации: 1 год.

Объем учебного времени: 2 часа в неделю.

Возраст обучающихся: программа рассчитана для детей 4 – 5 лет.

Срок реализации

Программа рассчитана на один год обучения и реализуется на базе МКОУ «Начальная школа – сад №16 г. Алзамай».

Форма обучения

Занятия проводятся в группе и на территории детского сада (на участке, огороде, метеоплощадке, «Экспериментальной лаборатории»).

Форма проведения занятий кружка – занимательные игры, наблюдения, занятия с элементами экспериментирования.

Общий объём программы и режим

Занятия проводится во второй половине дня, 2 раза в неделю.  

Форма работы – подгрупповая

Длительность занятий – 20 – 25 мин.

2. Учебный план

Дополнительная общеразвивающая программа

Год обучения

Возраст для зачисления

Кол-во учащихся

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Форма промежуточной аттестации

Юный исследователь

2020- 2021

4-5

24

2 часа. Продолжи-тельность занятия 20-25мин

37

Проводят опыты с различным материалом

3. Календарный учебный график

Объем и срок освоения программы

Часов в неделю

Сентябрь 2020

Октябрь 2020

Ноябрь 2020

Декабрь 2020

Январь 2021

Февраль 2021

Март 2021

Апрель 2021

Май 2021

Всего часов в год

1

1 год

2

9

9

8

9

6

7

9

9

8

74

4. Учебно – тематический план

Раздел

Вид эксперимента

Количество занятий

1

Живая природа

Экспериментирование с растениями

6

Экспериментирование с живыми организмами

2

Экспериментирование с насекомыми

4

2

Неживая природа

Экспериментирование с предметами и материалами

12

Экспериментирование с водой

10

Экспериментирование с воздухом

5

Экспериментирование с магнитом

2

Экспериментирование со стеклом

2

Экспериментирование со светом

2

Экспериментирование со звуком

2

Экспериментирование с почвой

2

Экспериментирование с песком

8

Экспериментирование с температурой

2

3

Физические явления

Экспериментирование с физическими явлениями

8

4

Человек

2

5

Рукотворный мир

4

Итого

73

5. Содержание программы

  •  Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
  • Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа.
  • Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  • Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

Специфика отбора содержания рабочей программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:

1) живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;

2)  неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;

3)  человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.

                                                                             

по следующим темам:

«В гости капелька пришла» - изучение свойств и состояний воды, опыты на исследование плавучести, растворимости и нерастворимости различных веществ.

 «Свет и цвет» - знакомство со световым лучом, его движением и явлениями, влияющими на изменение направления и цвета светового луча.

«Воздух – невидимка» включает в себя занятия на обобщение и закрепление знаний детей о свойствах и качествах воздуха.

«Увидеть невидимое» - выявление на первый взгляд невидимых свойств веществ.

«Чудо магнит» - расширить знания детей о магните, его свойствах и способностях, формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов.

 «Неживая природа» - выделение признаков неживой природы.

«Необычное в обычном» подводит детей к пониманию того, что из совершенно обычных и привычных нам вещей можно сделать что-то интересное.

«Чудеса на окошке» - формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, умение наблюдать за их ростом.

«Руками человека» показывает детям, что человек, имея определенные знания, может изобретать интересные конструкции.

6. Планируемые результаты 

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

  • Активное использование опыта игровой и практической деятельности   детей (Почему лужи ночью замерзают, а днём оттаивают? Почему мячик катится?);
  • Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
  • Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

 В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

7. Мониторинг

Результативность внедрения опытно - экспериментальной деятельности определяется с помощью мониторинга. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми. Мониторинг помогает выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования. Для осуществления мониторинга развития навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста использовать индивидуальные карты формирования навыков экспериментирования.

Диагностический инструментарий: наблюдения воспитателя, фиксирование в дневнике наблюдений. Уровень усвоения определяется по структурно – логической схеме формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте. Она позволяет проследить динамику формирования навыков.

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные признаки и связи

Умение сопоставлять различные факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение делать выводы

Критерии

3 балла - умения и навыки сформированы

2 балла – частично, с помощью взрослого

1балл - умения и навыки не сформированы

Результаты

Фамилия и имя ребенка

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные признаки и связи

Умение сопоставлять различные факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение делать выводы

Итог

1

2

2- умение сформировано; 1 – частично сформировано; 0 – не сформировано

             

Диагностическая карта кружка «Юный исследователь» 
Начало года:

Высокий уровень _______ детей ______ %; Средний уровень _______ детей ______ %; Низкий уровень _______ детей ______ %.

Виды контроля:

Наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ детей; анкетирование и беседы с родителями воспитанников.

Индивидуальная карта овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности

Ф.И. ребенка__________________________________________________

Возраст______________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

Год 2020-2021

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

2

Умение принимать и ставить цель

3

Умение решать проблемы

4

Умение анализировать объект или явление

5

Умение выделять существенные признаки и связи

6

Умение сопоставлять различные факты

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

8

Умение делать выводы

Вывод:

Формы подведения итогов реализации программы

В качестве форм подведения итогов использовать: детям предоставить возможность продемонстрировать свои знания окружающего мира и умения их добывать посредством опытно-экспериментальной деятельности. В конце года провести итоговое занятие в рамках «Дня открытых дверей» для родителей.

8. Методическое обеспечение:

 Картотеки опытов и наблюдений;

 Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности;

 Записи музыкальных произведений (звуки природы, голоса птиц и зверей, звуки транспорта и других механизмов);

 Игротека на электронных носителях;

 Таблицы, картины, карточки, схемы;

 Художественные произведения (загадки, рассказы, пословицы, поговорки);

 Материал для взаимодействия с родителями (анкеты, буклеты, оформление информационных уголков);

 Методическая литература по организации опытно-экспериментальной деятельности.

Материально – техническое обеспечение:

Развивающая предметно – пространственная среда

Центр «Групповая мини – лаборатория».

1.Стол для экспериментирования. Резиновый коврик.

2. Халаты, передники, нарукавники.  

3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д.

4. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука, крахмал).        

5. Пищевые красители, гуашь.  

6. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.    

7. Книги познавательного характера, атласы; тематические карты.

8. Приборы – помощники: песочные часы, безмен, магниты, лупы, компас, различные не ртутные термометры (для измерения температуры воды, воздуха, тела); зеркала, воздушные шары и т. д.  

9. Технические материалы (болты, гайки, гвозди).

10. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл).

11.Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.

12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.                        

13. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов, календарь погоды.                                                                                                        

14. Комнатные растения с указателями по программе, алгоритм ухода за комнатными растениями.                                                                                              

15. Настольно – печатные игры для формирования первичных, естественнонаучных представлений.

Центр «Опытно – экспериментальная лаборатория» на территории детского сада                                                                                                                            

1. Стол для экспериментирования.                                                                                                  

2. Стенд «Вода».                                                                                                          

3. Стенд «Песок».                                                                                                      

4. Шкаф для оборудования и материалов для опытов и исследования.                                                                                        

5. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.                                                                            

6. Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.                                    

7. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.                        

8. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.                          

9. Ёмкости с различным материалом для проведения опытов

                          Список используемой литературы:

  1. Баландина Т.Б. Организация работы по экспериментированию в ДОУ//Дошкольная педагогика . – 2012. - № 10.
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа « От рождения до школы»
  3. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ « СФЕРА», 2005.
  4. Емельянова М. Исследовательская деятельность детей» //Ребёнок в детском саду. – 2009.- № 3.
  5. Емельянова М. Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» //Детский сад от А до Я.- 2006. –№ 2.
  6. Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения» //Дошкольное воспитание.- 2006. -№12.
  7. Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения//Дошкольное воспитание. 2007. -№1.
  8. Ильницкая И., Остапенко Л.Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. -2007. -№3.
  9. Иванова А.И. Живая Экология. - М.: ТЦ Сфера,2007.
  10. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
  11. Короткова Н. Организация познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. //Ребёнок в детском саду. -2002.- № 1.
  12. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. –М.- Педагогическое общество России, 2003.
  13. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет . -Издательство: Учитель, 2011.
  14. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009.
  15. Москаленко В. В. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009.
  16. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
  17. Прохорова. Л. Н.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005.
  18. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании

// Дошкольное воспитание.- 2005.- №12.

  1. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание.- 2006.- №1.

Перспективный план работы кружка

яц

Неделя

Раздел

Познавательно-исследовательской деятельности

Темы,

Цель совместной образовательной деятельности

Сентябрь

1

«История воды и воздуха»

Тема: Что растворяется в воде?

(Соль, сахар, песок, крупа).

Цели: развивать представление о свойствах воды, растворимости воды; учить формулировать вывод в ходе совершения практических действий.

2

Что на поверхности?

(Свойства песка, почвы, глины)

Тема: Рыхлая и твердая почва.

Цели: развивать умение выявлять свойства почвы (определять отличия рыхлой и твердой почвы); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям.

3

Предметы с секретом

(Свойства веществ и материалов)

Тема: Пройдем по лужам?

Цели: познакомить со свойством

Резины – непромокаемостью;

Учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта; развивать познавательный интерес, умение самостоятельно осуществлять

Практические действия.

4

Что мы знаем о себе?

(организм человека)

Тема: Что может нос?

Цели: развивать интерес к опытно-

экспериментальной деятельности;

 умения выделять особенности

исследуемого объекта, обогащать

полученные знания, самостоятельно

формулировать выводы.

Месяц

Неделя

Раздел

познавательно-исследовательской деятельности

Темы,

цель совместной образовательной деятельности

Октябрь

1

«История воды и воздуха»

Тема: Испарение (1-я часть)

Цели: расширять представления о

свойствах воды (испарение); совер-

шенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских

действий; развивать познаватель-

ный интерес.

2

Что на поверхности?

(свойства песка, почвы, глины)

Тема: Почему осенью бывает гряз-

но?

Цели: формировать представление о свойстве почвы впитывать воду;

продолжать обучать способам  исследования; развивать мысли -

тельные процессы (анализ, обобще-

ние, сравнение)

3

Предметы с секретом

(свойства веществ и материалов)

Тема: Магнитная задачка.

Цели: познакомить с магнитом,

его свойством притягивать метал -

лические предметы; учить обоб -

щенным способам исследования

различных объектов; развивать ин-терес к исследованиям.

4

Тайны живой природы

(мир растений и животных)

Тема: Для чего растениям плоды?

Цели: формировать представление

о развитии растений; привлекать

к совместным со взрослыми прак-тическим познавательным действи-

ям экспериментального характера;

закреплять умение устанавливать

взаимосвязь между объектами

исследования.

Месяц

Неделя

Раздел

познавательно-исследовательской деятельности

Темы,

цель совместной образовательной деятельности

Ноябрь

1

«История воды и воздуха»

Тема: Чем пахнет вода?

Цели: познакомить со свойством во-

ды (в чистом виде не имеет запаха,

но может приобретать его в резуль-

тате растворения ароматных веществ); привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспери

ментального характера.

2

Что на поверхности?

(свойства песка, почвы, глины)

Тема: Превращение песка и глины.

Цели: познакомить с некоторыми

свойствами песка и глины в сравне-

нии (водопроницаемость песка и во

донепроницаемость глины); закреп

 лять умение исследовать явления

 окружающей действительности с

помощью практических познава -

тельных действий; развивать инте-

рес к объектам исследования.

3

Предметы с секретом

(свойства веществ и материалов)

Тема: Картон.

Цели: познакомить со свойствами

картона; совершенствовать умение

самостоятельно осуществлять прак

тические действия; развивать познавательный интерес.

4

Тайны живой природы

(мир растений и животных)

Тема: Почему животным тепло зи –

мой?

Цели: познакомить с особенностями

приспособления животных к зиме

(теплая шерсть); закреплять умение

исследовать явления окружающей

действительности с помощью прак-

тических познавательных действий.

Месяц

Неделя

Раздел

познавательно-исследовательской деятельности

Темы,

цель совместной образовательной деятельности

Декабрь

1

Что на поверхности?

(свойства песка, почвы, глины)

Тема: Камни.

Цели: продолжать учить детей выяв

лять свойства веществ и материа-

лов (камней); закреплять умение

устанавливать взаимосвязь между

объектами исследования; развивать

интерес к практическим действиям.

2

Предметы с секретом

(свойства веществ и материалов)

Тема: Деревянный мир.

Цели: продолжать знакомить детей

со свойствами древесины, учить вы-

делять и обобщать свойства исследу

емого объекта, самостоятельно осу-

ществлять практические действия;

развивать познавательный интерес.

3

«История воды и воздуха»

Тема: Как «растет» вода?

Цели: формировать у детей пред –

ставление том, что уровень воды по

вышается при помещении в емкость

с водой посторонних предметов; раз

вивать интерес к эксперименталь-

ной деятельности.

4

Тайны живой природы

(мир растений и животных)

Тема: Как «растет» вода?

Цели формировать у детей понятие

о значении корня для роста и развития растений; закреплять уме-

ния устанавливать взаимосвязь меж

ду объектами исследования.

5

Что мы знаем о себе?

(организм человека)

Тема: Что «умеет» язычок?

Цели: продолжать знакомить детей

 с организмом человека (функцией

языка); закреплять умение выделять

особенности исследуемого объекта,

обобщать полученные знания; раз –

вивать интерес к опытно- экспериментальной деятельности.

Месяц

Неделя

Раздел

познавательно-исследовательской деятельности

Темы,

цель совместной образовательной деятельности

Январь

1

«История воды и воздуха»

Тема: Где прячется воздух?

Цели: продолжать знакомить детей

со свойствами воздуха, выявить его

повсеместное присутствие; продол-

жать учить делать выводы в процес

се обследовательских действий; раз

вивать познавательный интерес.

2

Что на поверхности?

(свойства песка, почвы, глины)

Тема: Мерзнет ли песок?

Цели: продолжать знакомить детей

со свойствами сухого и влажного

песка (при его замораживании);

обобщать полученные знания, са-

мостоятельно формулируя выводы;

развивать любознательность.

 

3

Предметы с секретом

(свойства веществ и материалов)

Тема: Стеклянный мир.

Цели: познакомить со свойствами

стекла, продолжать учить детей

обобщенным способам обследова –

ния объектов; развивать интерес к

исследовательской деятельности.

4

Тайны живой природы

(мир растений и животных)

Тема: Чем полезен холодный снег

для растений?

Цели: формировать у детей понятие

о взаимосвязи живой и неживой при

роды (польза снега для растений);

закреплять умение устанавливать

взаимосвязь между объектами иссле

дования.

 

Месяц

Неделя

Раздел

познавательно-исследовательской деятельности

Темы,

цель совместной образовательной деятельности

Февраль

1

Что на поверхности?

(свойства песка, почвы, глины)

Тема: Сравнение свойств песка, гли

ны и почвы.

Цели: продолжать учить детей выяв

лять свойства и качества  материа –

лов в сравнении, обобщать получен

ные знания, самостоятельно форму-

лируя выводы; развивать интерес к

 объектам исследования.

2

Предметы с секретом

(свойства веществ и материалов)

Тема: Какие разные игрушки!

Цели: продолжать учить выявлять

свойства и качества материалов в

сравнении, закреплять умение само

стоятельно осуществлять практичес

кие действия;  развивать  познава –

тельный интерес.

 

3

Тайны живой природы

(мир растений и животных)

Тема: Расти, семечко, расти!

Цели: формировать у детей понятие

о необходимости влаги на началь –

ном этапе роста и развития расте –

ний; закреплять умение исследовать

явления окружающей действитель –

ности с помощью практических поз

навательных действий.

4

Предметы с секретом

(свойства веществ и материалов)

Тема: Поплаваем?

Цели: учить детей выделять опреде-

ленные свойства предметов (тонет-

не тонет в воде), используя практи-

ческие действия; развивать интерес

к объектам исследования.

Месяц

Неделя

Раздел

познавательно-исследовательской деятельности

Темы,

цель совместной образовательной деятельности

                                                                                          Март

1

Предметы с секретом

(свойства веществ и материалов)

«История воды и воздуха»

Тема: Мыльные сказки.

Цели: учить детей выявлять свойст-

ва исследуемого объекта (мыла),

закреплять умение устанавливать

взаимосвязи между объектами ис –

следования (мыло и вода); разви –

вать интерес к практическим дейст

виям.

2

Четыре сезона

(природные явления)

Тема: Почему тает снег?

Цели: формировать у детей понятие

о зависимости смены сезонов от

Солнца; учить обобщать получен –

ные знания, самостоятельно форму-

лируя выводы, развивать познава –

тельный интерес.

 

3

Тайны живой природы

(мир растений и животных)

Тема: Сажаем лук.

Цели: продолжать формировать у

детей понятие о том, что растениям

для роста необходимы вода и свет;

закреплять знания о росте и разви –

тии растений, учить устанавливать

взаимосвязи между объектами ис –

следования.

4

Что мы знаем о себе?

(организм человека)

Тема: Ушки- «подслушки».

Цели: продолжать знакомить детей

с организмом человека (функцией

органа слуха); закреплять умение

выделять особенности объекта ис-

следования, обобщать полученные

знания; развивать познавательный

интерес.

 

Месяц

Неделя

Раздел

познавательно-исследовательской деятельности

Темы,

цель совместной образовательной деятельности

Апрель

1

«История воды и воздуха»

Тема: На поиски воды.

Цели: продолжать знакомить детей

со свойствами воды (впитываемос –

тью); продолжать учить делать выво

ды в процессе обследовательских

действий, развивать  познаватель –

ный интерес.

2

Предметы с секретом

(свойства веществ и материалов)

Тема: Магнитная сила.

Цели: продолжать знакомить детей

с магнитом, его свойством притяги-

вать металлические предметы на

расстояни; учить детей обобщен –

ным способам исследования объек-

тов, развивать интерес к исследова-

ниям.

3

Предметы с секретом.

Тайны живой природы.

Тема: Что природа создала?

           Что сделал человек?

Цели: продолжать знакомить детей

с объектами природы и предмета –

ми, созданными человеком, учить

отличать объекты друг от друга;

развивать интерес к познавательно-

исследовательской деятельности.

4

Тайны живой природы

(мир растений и животных)

Тема: Птичьи дома.

Цели: формировать у детей понятие

об особенностях жизни птиц весной

(постройка гнезд); включать детей в

совместные со взрослым практичес-

кие познавательные действия экспе-

риментального характера, развивать

любознательность.

Месяц

Неделя

Раздел

познавательно-исследовательской деятельности

Темы,

цель совместной образовательной деятельности

                                                                                  Май

1

«История воды и воздуха»

Тема: Чистая вода.

Цели: продолжать знакомить детей

со свойствами воды, способами ее

очистки; закреплять умение самос-

тоятельно осуществлять практичес

кие познавательные действия экспе

риментального характера.

 

2

Что на поверхности?

(свойства песка, почвы, глины)

Тема: Ищем клад (на прогулке).

Цели: продолжать знакомить детей

со свойствами песка; закреплять умение исследовать явления окружа

ющей действительности с помощью

практических познавательных дей-

ствий, развивать интерес к объектам

исследования.

3

Что мы знаем о себе?

(организм человека)

Тема: Видимые- невидимые отпечат

ки.

Цели: продолжать учить самостоя –

тельно осуществлять практические

действия,  развивать познаватель –

ный интерес.

4

«История воды и воздуха»

Тема: Из чего «сделаны» облака?

(на прогулке).

Цели: продолжать знакомить детей

со свойствами воздуха; включать их

в совместные со взрослым практи –

ческие познавательные действия эк-

спериментального характера, раз –

вивать любознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Юный исследователь»для детей 6-7 лет  (срок освоения – 1 год)...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юные исследователи"

Данная программа разработана для  дополнительного образования детей 5-6 лет по познавательно-исследовательской деятельности....

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»

Детское экспериментирование основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательнос...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь». Направленность программы: естественнонаучная. Уровень программы: ознакомительный. Возраст обучающих...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные исследователи»

Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа «Юные исследователи» реализуется в рамках естественно-научной направленности и направлена на развитие познавательной активност...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»...