Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядно-демонстрационного материала и дидактических игр на занятиях с целью развития познавательной деятельности дошкольников»
консультация

Правильная организация педагогического процесса - одно из условий успешного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Выполнение задач по совершенствованию воспитания и обучения детей в детском саду не может проходить успешно без оснащения дошкольных учреждений современными учебными пособиями и игрушками, без целенаправленного и систематического их использования в педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospit.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                     МАДОУ д/с «Теремок» с. Красная Башкирия

Консультация для воспитателей на тему:

«Использование наглядно-демонстрационного материала и дидактических игр на занятиях

с целью развития познавательной деятельности дошкольников»

2025 год.

Правильная организация педагогического процесса - одно из условий успешного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Выполнение задач по совершенствованию воспитания и обучения детей в детском саду не может проходить успешно без оснащения дошкольных учреждений современными учебными пособиями и игрушками, без целенаправленного и систематического их использования в педагогическом процессе.

Ребенку дошкольного возраста присущи конкретность, образность, наглядность мышления, поэтому процесс его воспитания и обучения требует от педагога умелого применения разнообразных пособий и игрушек, от этого во многом зависит и успех реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Известно, что у детей среднего дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное, наглядно-образное мышление. Неслучайно Я.А. Каменский, основатель принципа наглядности обучения, назвал его "золотым правилом". К.Д. Ушинский, раскрывая преимущества наглядного обучения, отмечал, что ребенок "...мыслит формами, красками, звуками".

При подготовке к занятию воспитатели заботятся о том, чтобы не только рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный анализатор, как выяснили физиологи, в 800 раз мощнее слухового. Нужно научиться рационально, использовать этот фактор.

Информация, воспринимаемая человеком, в соответствии с концепцией Ж. Пиаже должна пройти четыре естественных этапа: сенсорно-моторный, символьный, логический, лингвистический. Следовательно, и предъявляться она должна с соблюдением иерархии кодов: предметного или рисуночного, знакового, символьного и словесного.

Для объяснения нового материала воспитатели используют демонстрационные наглядные пособия, которые позволяют организовать коллективную деятельность детей и дают возможность наблюдать за эффективностью восприятия учебного материала по реакции детей (взгляд, мимика, желание подключиться к работе и др.) и своевременно корректировать свои действия. "Каждая высшая психическая функция ребенка, – пишет Л.С. Выготский, – появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка". Для стимулирования второго необходимы индивидуальные наглядные пособия. Желательно использовать не только готовый раздаточный материал, но и самодельные пособия, дидактические игрушки-самоделки. В процессе их изготовления дети имеют возможность проследить путь развития знания и сформировать понятие как итог этого пути.

Разнообразие пособий и их многофункциональность создают условия для усвоения учебного материала детьми с разными типами интеллекта.

Зрительное и тактильное восприятие обеспечивает активизацию мыслительной деятельности дошкольников и ее эффективность на этапе первоначального предъявления информации за счет обеспечения цветовой яркости и графической точности в отражении учебного материала; содействует формированию системной умственной деятельности детей благодаря способности правого полушария к охвату информации. Положительные эмоции являются спутниками успешного обучения.

Широкое использования демонстрационных наглядных пособий продиктовано необходимостью "расширения зрительно-пространственной активности", предъявление учебного материала на максимальном удалении от глаз в режиме "зрительных горизонтов" (на доске, на стенах и даже на потолке). Одной из причин нездоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста он назвал "обедненную дидактическую среду". Прекрасным средством ее обогащения являются красочные демонстрационные пособия. Особую ценность представляют многофункциональные таблицы-матрицы и пособия с подвижными деталями, позволяющие преобразовать информацию, создавая условия для ее сравнения, сопоставления и обобщения.

Комплексное использование наглядных средств обучения обеспечивает комплексное интеллектуальное развитие детей, благотворно влияя на психическое и физическое здоровье детей. Не случайно Л.С. Выготский назвал наглядные пособия "психологическим орудием педагога".

Учебное оборудование используется на различных этапах обучения: при объяснении нового материала, при закреплении его детьми, во время повторения изучаемого материала и при проверке воспитателем знаний детей.

Наглядный материал, применяемый в дошкольных учреждениях, подбирается с учетом возрастных особенностей детей, методов и приемов воспитания и обучения, отвечает определенным научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Так как порой одни и те же пособия и игрушки применяются нами для решения разных задач воспитания и обучения, то опыт их использования раскрывается не в одном, а в нескольких разделах. Например, о сюжетные картины используются в разделах «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Ознакомление с природой», «Музыкальное воспитание» и т.д.

Известно, что только комплексное использование различных игрушек и наглядных пособий обеспечивает всестороннее воспитание детей. Так, в разделе «Развитие элементарных математических представлений» доказана необходимость использования для решения одной и той же задачи детям различного наглядного материала, для того чтобы вызвать у них интерес к повторению и закреплению знаний. Например, при объяснении детям, что количество предметов не зависит от их величины, воспитатели используют различные группы предметов и т. п. Эта же мысль прослеживается и в других разделах.

В дошкольном детстве детям нравится эмоционально насыщенный материал. Педагоги, помня об этом, должны создать зону положительных переживаний, чтобы вызвать и поддержать непроизвольное внимание ребенка. Безусловно, в развитии непроизвольного внимания дошкольников главную роль играют именно взрослые.

отечественные учёные единодушно признали игру ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Ведь именно в игре наиболее эффективно развиваются главные новообразования детей дошкольного возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Ведущую роль имеет игра в становлении разных форм произвольного поведения дошкольников. Играя, дошкольники развивают произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность. В процессе дидактической игры у дошкольника развивается самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

Дидактические игры помогают решить задачи нравственного воспитания, развивают у дошкольников внимание, память, общительность. Педагог в дидактической игре ставит дошкольников в такие условия, которые требуют от детей умения играть вместе, регулировать свое поведение, а также быть внимательными, справедливыми, честными, уступчивыми.

Условно дидактические игры можно разделить на три основных типа: игры с предметами (игрушки, природный материал), настольно-печатные и словесные игры.

В среднем дошкольном возрасте в дидактических играх используют такие предметы, в которых разница между ними становится всё незаметней. В дидактических играх с предметами дошкольники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. В игре дети развивают умение складывать целое из частей, нанизывать предметы на верёвочку, выкладывать узоры из разнообразных деталей.

Задание для детей в дидактической игре «Подбери картинки по парам» это нахождение среди разных картинок совершенно одинаковые: две варежки, одинаковые по цвету, узору. Далее задание усложняется: дети объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два платья. Платья, изображенные на картинке, могут быть разные по форме, по цвету, но их объединяет название одежды.

В дидактической игре «Подбери картинки по общему признаку» требуется от дошкольников умение обобщать, установливать связи между предметами. В игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» дошкольники находят картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом, где они растут, объединяют по одному признаку.

Если рассматривать дидактическую игру как форму обучения дошкольников, то она содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог, играя с детьми, одновременно является и учителем, и играющим.

Обязательные структурные элементы дидактической игры это: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

При выборе дидактической игры педагогу необходимо учитывать уровень развития воспитанников, так как в играх дети должны опираться на имеющиеся знания и представления.

При определении дидактической задачи, педагогу необходимо иметь в виду, какие знания, представления детей должны расширяться, закрепляться воспитанниками, какие умственные операции должны развиваться, какие качества личности можно формировать посредством данной игры.

 В любой дидактической игре стоит своя обучающая задача, что отличает игры друг от друга. Определяя дидактическую задачу педагогу следует избегать повторений в ее содержании, известных фраз («развивать внимание, мышление, память и др.). Известно, что эти задачи решаются в любой дидактической игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других - мышления, в-третьих - внимания.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дошкольники решают умственные задачи, которые даются им в занимательной игровой форме, дети сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Дошкольник принимает умственную задачу, как практическую, игровую, и это повышает его умственную активность, развивает внимание.

В дидактических играх развивается познавательная деятельность детей, проявляются особенности этой деятельности. В среднем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.

Дидактическая игра имеет огромное значение для умственного развития детей среднего дошкольного возраста. В игре с игрушками, разнообразными предметами, с картинками у дошкольника происходит накопление чувственного опыта. Играя с матрёшкой, подбирая парные картинки, ребёнок учится различать и называть размер, форму, цвет и другие характеристики предметов. Интересные для дошкольника дидактические игры создают предпосылки к решению умственных задач: успех в результате умственного усилия, преодоление трудности приносят детям удовлетворение. Увлечённые игрой дошкольники таким образом повышают свою способность к произвольному вниманию, развивают наблюдательность, мышление. Все эти данные делают дидактическую игру важным средством подготовки дошкольников к обучению в школе.

Следовательно, дидактические игры способствуют развитию всех психических процессов (памяти, мышления), а также большое влияние оказывают на развитие внимания. В дидактических играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности.

Таким образом, для развития у дошкольников 4-5 лет определенных качества внимания (объём, устойчивость, концентрация) и способность управлять им, нужны специальные дидактические игры, где эта задача стоит в центре деятельности педагога и ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме "Использование дидактических игр в процессе непосредственно организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений"

Данная консультация представляет собой подборку дидактических игр, используемых в процессе НОД по формированию элементарных математических представлений, и реализацию их в процессе НОД....

Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "

Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "...

Консультация для воспитателей на тему: " Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников"

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.Цель речевого развития детей дошкольного возра...

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс » (Образовательная область «Познавательное развитие»)

Вед.: Все педагоги детских садов должны детально изучить Стандарт дошкольного образования. Сейчас мы немного пройдёмся по нему с помощью практических заданий. Вам необходимо будет прочесть утверж...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников"

Консультация на тему:«Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников» То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я по...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗО В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный ...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования с целью развития у детей творческих способностей"

Консультация для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования с целью развития у детей творческих способностей"...