Главные вкладки
Картотека дидактических игр и упражнений по речевому развитию для детей первой младшей группы
картотека (младшая группа)
Картотека дидактических игр и упражнений по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста включает игры, которые помогают: обучать ребенка воспринимать речь как средство связи; пополнять словарный запас; развивать фонематический слух; развивать речевое творчество; воспринимать интонационную и звуковую культуру речи; учить грамотно использовать речевые обороты и предлоги; развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по речевому развитию
для детей младшего дошкольного возраста
«Чудесный мешочек»
Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
Оборудование: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры: Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки – это фрукты.
Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».
«Разноцветный сундучок»
Цель: развивать умение ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Оборудование: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей.
Ход игры:
Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.
В том случае, если на картинках будут изображены 2-3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.
«Теремок»
Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.
Оборудование: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Ход игры:
Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.
— Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.
Прискакала к теремку ... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:
— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.
«Где наши ручки?»
Цель: упражняться в форм родительного падежа множественного числа существительных.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:
Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)
— Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.)
— Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши ножки!
Игра повторяется 2—3 раза.
«Поручения»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.
Оборудования: грузовик, мышка, мишка.
Ход игры:
Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:
— Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)
— Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?
Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.
«Чего не стало?»
Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Оборудование: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.
Ход игры:
Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.
Комментируем:
— Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.
— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.
На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»
«Исправь ошибку»
Цель: Строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу.
Ход игры:
Буратино, называя предметы на картинках, ошибается. Дети его исправляют, например: «Это репа. Она желтая».
«Чей голос?»
Цель: активизировать в речи названия детенышей и животных.
Оборудование: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.
Ход игры:
В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.
— Му-у-у – кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)
Ква-ква – чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).
«Добавь слово»
Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол).
Оборудование: кукла Гена.
Ход игры:
Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.
Гена.
Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол ... (подметать). Я умею пыль ... (вытирать). Я умею посуду ... (мыть, полоскать). Я умею постель ... (застилать). Я умею цветы ... (поливать). Я помогаю стол ... (накрывать). Я помогаю тарелки ... (расставлять). Я помогаю вилки ... (раскладывать). Я помогаю крошки ... (сметать). Я помогаю комнату ... (убирать). При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным. (Глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).
«Чего не стало?»
Цель: Развитие зрительной памяти.
Ход игры:
На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну – две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка – вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек).
«Кто больше действий назовёт»
Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.
Оборудование: Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход игры:
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например:
Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...).
Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...).
Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...)
Что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...)
Что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать...).
Что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...).
Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает...).
Игра «Поспешили - насмешили»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.
Краткое описание: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. За квохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»
Игра «Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Игра «Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
Игра «Плыви, кораблик!»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Игра «Бульки»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
Игра «Бумажный флажок»
Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15x2,5 см).
Ход игры: Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).- Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер - вот так! Флажки полощутся на ветру! Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
«Чей голос?»
Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Оборудование: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.
Ход игры:
В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.
— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)
— Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка?
— Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка.) Как лает собачка?
— Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка?
— Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)
— Мяу, мяу! Чей это голос? (Кошки.) Что кошка делает? (Мяукает.)
— Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка? (Кудахчет.)
— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает.)
— Мяу. Мяу!
«Подарки»
Цель: Соотносить глагол с существительным.
Оборудование: Кукла Оля, корзинка, дудочка, шапочка, конфета (шоколадка), птичка, жук, рыбка, собачка.
Ход игры:
Взрослый говорит детям, что у куклы Оли сегодня день рождения. Она пришла с подарками, которые ей подарили друзья. (Все подарки находятся в корзинке.)
— Вова подарил подарок, в который можно дудеть. Что подарил Оле Вова?
После ответов детей дудочку вынимают из корзинки и кладут на стол. Далее игра продолжается по мотивам стихотворения Э. Мошковской «Какие бывают подарки». Сопровождается действиями с игрушками.
— Коля подарил то, что можно надеть. Что можно надеть?
- Петя подарил вкусный подарок, который всем нравится. Этот подарок можно съесть, а золотая бумажка останется.
— Саша подарил такой подарок, который может летать, сидеть в клетке и петь.
— Витин подарок может ползать.
— Толин подарок умеет плавать и грести плавниками.
— Миша принес подарок, который ходит!
Который хвостом виляет и лает,
И каждый этот подарок желает.
— Теперь Оле хочется узнать, что дарят вам в день рождения родные и друзья, что вы делаете со своими подарками.
«У кого кто?»
Цель: Составлять описание игрушки вместе с взрослым или другим ребенком.
Ход игры:
Взрослый и ребенок составляют описания разных животных. Начинает взрослый.
— У меня утенок.
Ребенок называет свою игрушку
— A y меня цыпленок.
— Утенок желтый.
— И цыпленок желтый.
— У утенка большие красные лапы.
— А у цыпленка лапки маленькие... И т. д.
Сначала берутся игрушки, похожие друг на друга внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать совсем разные игрушки. Например: лягушонка и гусенка, медведя и зайца, курочку и козлика.
Словесно-речевая игра «Надуваем воздушный шарик»
Цель: формировать речевое дыхание у детей как базу для развития
правильного звукопроизношения.
Описание игры:
Вот как шарик надуваем!
И рукою проверяем.
(Делают вдох)
Шарик лопнул – выдыхаем.
Наши мышцы расслабляем!
Дышим легко…ровно…глубоко…
Дидактическое упражнение «Ветерок»
Цель: развивать речевое дыхание, внимание; учить, медленно выдыхать
через рот.
Описание игры: дети на сигнал воспитателя «Дует ветерок», медленно
выдыхая воздух через рот, сдувают лёгкие листики с бумаги.
Дидактическое упражнение «Мельница»
Цель: тренировать навык правильного носового дыхания: формировать
ритмический вдох и выдох, обучать глубокому выдоху; укреплять мышцы
лица.
Описание игры:
Воспитатель: собрались однажды ветры со всех концов мира и решили
выбрать сильнейшего. А для этого они утроили соревнование, чтобы решить,
какой ветер дует сильнее.
Из детей сформировать пары, раздать вертушки и показать, как правильно
надо набирать воздух: вдохнуть через нос, а потом резко выдохнуть через
рот. Каждый ребёнок дует на свою вертушку. Выигрывает тот ребёнок, чья
вертушка вертится дольше.
Дидактическая игра «Воробышек, лети!»
Цель: выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Описание игры: дети стоят у натянутого шнура между стойками.
Воспитатель говорит: «Стайка воробышков прилетела к нам. Посмотрите,
как они летают! (Дует на бумажных воробышков на нитках). А теперь вы
подуйте.
Игра «Дует ветерок»
Цель: упражнять детей в произнесении звука [ш].
Описание игры: дети на сигнал воспитателя «Дует ветерок», слегка
раскачивают руками (деревья) и произносят звук [ш] (шелестят листочками).
Дидактическая игра «Ослик»
Цель: обучать правильному звукопроизношению звуков «и» и «о».
Описание игры: Дети описывают ослика на картинке, зкукоподражают ему,
с закрытыми глазами учатся прилеплять хвостик.
Дидактическая игра «У куклы болят зубы»
Цель: обучать правильному произношению звуков «а» и «о».
Описание игры: воспитатель показывает ребёнку куклу, матрёшек и
рассказывает: «Смотрите, в гости к матрёшкам идет кукла Ляля. Она стонет:
«О-о-о, о-о-о», у Ляли болит зуб. Как стонет Ляля?» Ребёнок произносит: «Оо-о, о-о-о».
Воспитатель говорит, что сейчас полечит зуб и Ляля перестанет плакать. Она
«лечит» больной зуб, потом укачивает куклу, предлагая ребенку подпевать:
«А-а-а, а-а-а, а-а-а». Кукла «засыпает», и к ней «подходят» матрёшки.
Ребёнок рассказывает им, что у Ляли болел зуб, она стонала «О-о-о».
Матрёшка «просит» повторить, как стонала Ляля.
Взрослый следит, чтобы ребёнок произносил звук «О», округляя губы.
Упражнение «Позови цыплёнка».
Цель: учить детей правильно и чётко произносить звук «ц» в слогах и
словах.
Описание игры: Дети играют с игрушками, изображающих курицу и
цыплят. Дети зовут цыплят «цып-цып-цып».
Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Краткое описание:
Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.
Игра «Идите с нами играть»
Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.
Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.
Игра «Угадай, кто кричит»
Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.
Краткое описание:
Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это
Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и упражнения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»
Задачи:1. Формировать умения детей выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы.2....

Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
В статье рассматриваються варианты использования некоторых игровых упражнений, которые можно использовать в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста....

Рецензия на методическую разработку дидактических игр и упражнений по звукопроизношению для детей младшего дошкольного возраста.
дидактические игры и упражнения по звукопроизношению....

Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников...

Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.Материал подготовила Меркулова Елена Анатольевна - воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорож...

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
В данной картотеке представлены игры по звуковой культуре речи, игры на развитие словаря, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи....
