Мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данный материал направлен как на актуализацию теоретических знаний педагогов по этой теме, так и на отработку практических навыков, направленных на выражение гнева в приемлемой форме, профилактику и коррекцию агрессивных тенденций дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 234.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для воспитателей на тему:
«Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Цель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников.
Задачи: Учить педагогов структуре исследовательской деятельности; обращать внимание педагогов на умения детей в ходе исследовательской деятельности; обобщить и обменяться педагогическим опытом по данной теме; повысить уровень мастерства педагогов; создать положительный эмоциональный климат у педагогов.
Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.
Содержание:
1. Определение темы.
2. Актуальность выбранной темы.
3. Раскрытие темы.
3. Использование ИКТ в исследовательской деятельности.
4. Влияние негативных факторов на развитие исследовательских способностей.
5. Умения детей для развития исследовательской деятельности в ходе решения практической работы вместе с участниками мастер – класса.
6. Выводы.
7. Рефлексия
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
Темой моего мастер-класса является использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Этот метод на сегодня является одним из самых востребованных, так как новые образовательные документы ориентируют нас на переход от знаниевой модели организации образовательной деятельности (т.е. от передачи готовых знаний) к активной модели самостоятельного поиска ребенком нужных знаний через формирование умений поискового характера.
Ребенок-дошкольник по своей природе неутомимый исследователь. Мир, который его окружает, наполнен разными предметами и явлениями, свойства и качества которых малыш постигает сам, например, перекатывая или отбивая мяч он интуитивно открывает для себя некоторые эталоны, присущие только этому предмету.
Задача взрослого поддержать и направить любознательность и стремление к деятельности в рамках конкретной учебной задачи. При этом организуя совместную образовательную деятельность с детьми в данной форме, педагог полностью освобождается от «диктаторских» функций. Его главная обязанность — поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.
Для этого педагогу необходимо владеть данным методом работы с детьми. И понимать, что составляет основу исследовательского метода - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. На первый взгляд кажется, что эта деятельность сложна и недоступна ребенку и может быть даже следует заменить либо опустить некоторые компоненты. Но использование на практике доказывает, что это мнение ошибочно и дети достаточно быстро при систематичном обучении осваивают данные компоненты. А возможность перевода компонентов в знаково-символьную систему приучает детей исследовать предметы и явления гораздо полнее и структурированее. При этом взрослый принимает участие в деятельности лишь в роли фасилитатора.
Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для того мы используем не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях. С детьми более старшего возраста мы организуем «мини-лаборатории», в которых собраны и постоянно дополняются новыми различные интересные предметы, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов. В подготовительной группе мы предлагаем детям совместно с родителями собрать «интересный чемоданчик», который отразит интересы ребенка и покажет педагогу уровень овладения ребенком исследовательскими умениями.
Однако на развитие исследовательских способностей сегодня влияет много негативных факторов: заорганизованность процесса обучения и воспитания; применение зачастую репродуктивных методов обучения; авторитарность и доминирование взрослого при организации взаимодействия с детьми; проблемы с развитием речи у детей; отсутствие диалога с родителями в вечернее время. Все это приводит к потере любопытства и познавательного интереса детей.
Поэтому прежде всего мы должны обратить свое внимание на развитие некоторых умений детей. А каких мы узнаем в ходе практической работы.
Практический этап
А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и вместе со мной выполнить несколько заданий.
Организация деятельности творческих групп.
Цель – обучить некоторым приемам, развивающим исследовательские умения детей.
1 стол – «Учимся задавать вопросы»
На столе располагается «загадочный» предмет (например, барометр, песочные часы или магнит).
Задача педагогов исследовать предмет и записать как можно больше вопросов, отражающих желание узнать об этом предмете как можно больше.
Примеры вопросов: Что это? На что это похоже? Чем оно отличается от других предметов? Где это можно применить? И т.п.
2 стол – «Учимся выдвигать гипотезы»
На столе лежит конструктор «Макформерс» либо кинетический песок.
Также педагогам предложен:
Словарь гипотез (некоторые слова, которыми можно начать предположение. Например: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если и пр.)
Задача педагогов исследовать конструктор или песок, выявить его интересные стороны и ответить на вопрос: «Что бы произошло, если бы целый город был построен из этого материала?»
3 стол – «Учимся видеть проблемы»
На столе лежит картинка, на которой нарисована коробка, установленная на столе в странном положении.
Задача педагогов рассмотрев картинку, сказать, есть ли в ней что-то, что удивляет. Педагоги должны увидеть «проблему», оценить ее последствия и предложить варианты ее решения.
4 стол – «Учимся делать умозаключения» или « Сделай выбор!»
Участникам предложены картинки, которые им по очереди необходимо выложить в порядке предпочтений. Пусть каждый проделает это самостоятельно!
Задача педагогов сделать вывод на основе предложенных действий – что все участники сделали разные выборы и разложили картинки по разному. Далее им необходимо на основе фиксации в таблице выяснить какая картинка является самой предпочитаемой.
5 задание выполняют члены жюри.
Их единственный метод – наблюдение. Их задача, выяснить какие качества развиваются в детях в ходе исследовательской деятельности. Записать выделенные качества в таблицу.
Итогом практической работы становится вычленение основных задач при организации исследовательской деятельности с детьми на этапе обучения детей методу исследований предметов и явлений.
В завершении своего выступления мне хочется отметить, что использование в образовательном процессе активных методов обучения, таких как исследовательский метод способствует качественно более высокому уровню организации детей. Тем самым мы подтверждаем истину: «дети усваивают прочно и надолго то, что слышат, видят и делают сами».
Спасибо за внимание!
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данный материал направлен как на актуализацию теоретических знаний педагогов по этой теме, так и на отработку практических навыков, направленных на выражение гнева в приемлемой форме, профилактику и коррекцию агрессивных тенденций дошкольников.
Цель: расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
#1072;ктуализировать теоретические знания педагогов по проблеме взаимодействия с агрессивными детьми в детском саду;
#1088;ассмотреть методы и приемы работы с агрессивными дошкольниками в условиях ДОУ;
#1087;роиграть с педагогами упражнения, направленные на позитивные способы выражения гнева, коррекцию и профилактику агрессивных тенденций дошкольников.
План проведения мастер-класса:
1. Теоретическая часть
Актуальность проблемы.
Психологический портрет агрессивного ребенка
Коррекционные методы и приемы агрессивного поведения дошкольников
2. Практическая часть
Разминка. Коммуникативная игра «Найди пару»
Игра «Ручеек»
Упражнение «Маленькое приведение»
Игра с мячом «Обзывалки»
Упражнение «Солнце»
3. Подведение итогов. Рефлексия
Ход мастер-класса:
Теоретическая часть мастер-класса
Психолог: "Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале! Хочу начать наш мастер-класс со слов Э.Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли». Тема сегодняшнего семинара актуальна. Сегодня мы с вами рассмотрим психологический портрет агрессивного ребенка, методы и приемы в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников, а во второй части нашего семинара мы освоим игры и упражнения.
Агрессивность – нарушение поведения ребенка, она не является симптомом психического заболевания.
Говоря о психологическом портрете агрессивного ребенка, можно выделить следующее. Агрессивный ребенок нападает на других детей, обзывает, бьет их, отбирает, ломает игрушки, специально употребляет грубые выражения, он очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным.Такой ребенок часто подозрителен и насторожен, любит сваливать вину на других, им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, они имеют низкий уровень эмпатии(умение сопереживать другому человеку).Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.
Причины появления агрессии разнообразны:
1) ребенку не хватает родительской любви (агрессивный ребенок чувствует, что он не до люблен!);
2) если ребенка строго наказывают за любое проявление агрессивности;
3) если требования родителей не согласованны – у ребенка нет четких норм поведения;
4) пренебрежительное и попустительское отношение к ребенку;
5) слабость родителей (например, беспомощная мать и уклоняющийся отец). Неспособность постоять за себя и ребенка. Часто агрессивные дети у неуверенных родителей;
6) родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. Наследственные нарушения, например, лишняя У-хромосома у мальчиков, повышенный уровень тестостерона у ребенка любого пола обязательно будут способствовать агрессивности.
7) влияют на поведение и различия темперамента, которые начинают проявляться с 9 мес. Специалистами выделен "синдром трудного темперамента".
Ребенок выражает свой гнев либо прямо, либо в косвенной форме.
Наша задача, задача педагога: задержать отрицательную эмоцию до момента ее поступления, не давая возможности ей развиться.
Вопрос к педагогам: какие позитивные способы выражения гнева Вы применяете в своей практике? (психолог записывает предложенные варианты на ватмане) -(Психолог: «Мы вместе создадим сегодня памятку и я вам позже их оформлю и раздам на группы»)
Позитивные способы выражения гнева: (записывать на ватман)
1) высказать словесно свои чувства, эмоции, используя «Я - высказывание» (детей нужно учить этому, не обвинять другого!!!!)
2) использовать вежливость при общении, развивать культуру эмоциональной сферы
3) стремление найти конструктивное решение (есть дети в группе пассивно-агрессивные!)
4) чтение и обсуждение литературы, сочинение собственных сказок (и обязательно поощрять выражение ребенком своих чувств словами!)
Коррекционные методы и приемы работы педагогов с агрессивными детьми:
•беседа;
•социометрия;
•психологические игры для снижения агрессии у детей: «Клубочек»; «Дружба начинается с улыбки», «Выбиваем пыль» (использовать игрушку, которую можно поломать, использовать подушку, которую можно побить),«Уходи злость, уходи!», «Воробушки и Ворона», «Два барана», «Слепой и поводырь» и др.
•рисунок как самовыражение ребенка («Я в детском саду», «Я дома», «Моя семья», «Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем», «Кем я хочу стать», «Что было бы со мной самое плохое и хорошее»);
•сказкотерапия;
•релаксация, или мышечное расслабление;
•прием «Обретение самоконтроля» (ребенку предлагаем положить в карман значок, «Когда почувствуешь внутри себя злость, опусти руку в карман и возьми значок «СТОП!»;
•сжимать в руке игрушку и рассматривать отпечаток(например, от киндер-сюрприза);
•использовать "стаканчики для криков".
Психолого - педагогическая коррекция агрессивного поведения заключается в следующем:
#1053;еобходимо доносить информацию до родителей.
#1053;ужно обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
#1053;еобходимо обучать высказываться ребенка о своем гневе.
#1054;бучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях (через упражнения,психологические игры, тренинговые занятия)
#1054;тработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (большая роль родителей в обговоре этих ситуаций!!!)
#1060;ормирование таких качеств как эмпатия, доверие к людям.
Уровень агрессивности и аутоагрессии среди детей растет, необходимо работать с этими качествами личности как можно раньше, систематично, совместно с родителями и педагогами.
Просвещение семьи можно проводить только в случае осознания ее членами проблемы!
Невозможно разрешить проблему, если родители отрицают ее наличие у ребенка.
II. Практическая часть семинара
1. Коммуникативная игра «Найди пару»
Цели:
•ранжирование на пары;
•способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.
Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.
На прогулку косолапый вышел мишка погулять.
Участники расходятся по комнате.
По тропинке громко топал, друга он пошел искать.
«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!»
Двигаются по комнате произвольно.
Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить».
Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку.
Мишка с другом покружился…
Кружатся.
Он в лесу устроил бал.
А потом остановился,
По головке гладить стал.
Гладят друг друга по голове.
Спины звери почесали…
Поворачиваются друг к другу спинами.
Вправо, влево, вверх и вниз.
Трутся спинами.
И немного потолкались.
Слегка толкаются.
Крепко-крепко обнялись.
Обнимают друг друга.
2. Игра «Ручеек»
Цели:
•провокация переживаний, связанных с оцениванием;
•анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок;
•найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребенка в контакте и помогающие преодолению барьера.
Материалы:
•карточки с фразами и словами (педагоги заполнили самостоятельно за день до занятия).
Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге психолог раздает карточки с фразами и словами, которые обычно говорят ребенку, когда им довольны, другой — карточки со словами, когда ребенком недовольны.
Психолог дает инструкцию: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».
Психолог проводит каждого по коридору. При этом человек, который стоял в «хорошем» ряду, после прохождения встает в «плохой» и наоборот. Это даст возможность большинству участников побывать в роли хвалящего и ругающего.
Далее проводится обсуждение.
•Что вы чувствовали во время упражнения?
•Какие слова и фразы вызвали переживания?
•Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова?
•Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками?
3. Упражнение «Маленькое приведение»
Цель: отреагирование гнева
Ход игры: «Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (психолог приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывает: «У-у-у!». Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить». Молодцы! Пошутили – и достаточно. Давайте снова станем педагогами.
(в эту игру можно играть с детьми)
4. Игра с мячом «Обзывалки»
Цель: снятие отрицательных эмоций, развитие коммуникативных навыков.
Ход игры: психолог рассказывает педагогам, что в эту игру с мячом можно играть с детьми. Перед началом игры можно провести с ними беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.
Далее педагогам предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например, названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик; «А ты, Лешка-картошка!», «А ты, Иришка – редиска!», «А ты, Вовка - морковка! и т. д. Предупреждаю, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно нужно хорошими словами: «А ты, Маринка – картинка!», «А ты, Леночка – солнышко!». Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
4. Упражнение «Солнышко»
Цель:показать влияние манеры говорить, степени эмоциональности высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка.
Материалы:
•детские рисунки на тему «Злой человек»,
•3 листа ватмана;
•маркеры и краски (для каждого участника).
Психолог предлагает педагогам разделиться на три группы. Первая группа воспитателей — со стажем работы
20—25 лет, вторая группа — со стажем 10—15 лет, третья группа — молодые специалисты.
Каждая группа берет лист ватман с нарисованным по середине кругом (размер не имеет значения).
Задача членов каждой подгруппы — дорисовать круг, нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного человека. (Рисовать можно маркерами, карандашами, красками.)
Каждый член группы рисует от созданного образа луч и пишет над ним окончание фразы:
«Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя иногда агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что…»
Затем группы представляют свои работы.
Прочитав все фразы, написанные над лучами, им нужно проанализировать причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям и сказать, что нужно делать, чтобы не травмировать детей подобными реакциями и своим поведением.
Далее проводится обсуждение:
• Почему у разных возрастных категорий педагогов разные причины агрессивного поведения?
Следует подвести членов группы к мысли о том, что необходима внутренняя работа над своими поступками, сообща наметить пути решения данной проблемы.
#1055;одведение итогов. Рефлексия
Участники мастер-класса поочередно высказываются.
1. Что понравилось/не понравилось на мастер-классе?
2. Какие упражнения/игры вызвали трудности у педагогов?
3. Какие приемы/упражнения я буду применять в своей педагогической практике?
Список использованной литературы:
#1041;аркан А.И. Его величество ребенок, какой он есть: учебник / А.И.Баркан - Москва: Столетие, 1996. - 368 с.
#1055;рактические семинары для педагогов. Вып.2. Психологическая компетентность воспитателей/авт.-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
#1057;азонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье.: Уч.-метод. пособие. – СПб.: Изд-во «Детство - пресс», с.
1. 2. 3гр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данны...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»
Описание материала:предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данный ...

Материал из опыта работы мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников».
Данный мастер-класс поможет педагогам расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»
Мастер-класс для педагогов ДОУ«Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников"
Данный мастер-класс поможет расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....

Буклет для педагогов "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников"
Собран материал для использования его в работе воспитателями с агрессивными детьми...

Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников
Агрессивность-нарушение поведения ребенка, она не является симптомом психического заболевания....
