Воспитываем ответственность у дошкольников
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
В дошкольном возрасте ребенок еще не готов нести ответственность за предметы материального мира. Но и через игры можно учить ребенка ответственному отношению. Держа перед ребенком свое слово, исполняя обещания, мы воспитываем в нем умение отвечать за свои слова и поступки. Мы учим малыша чувствовать и познавать себя и людей вокруг.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Какое же место может занимать ответственность в жизни дошкольника?
Самая большая трудность для родителей в этом возрасте, как ни странно, - помнить, что ребенок маленький. Поэтому и средства воспитания тоже должны соответствовать возрасту - это игра и личный пример. Вы говорите ребенку, что придете во столько-то, - всеми силами постарайтесь сдержать слово. Вы не только избавите себя от капризов и детского плача, вы подарите ребенку уверенность в том, что его любят, что он представляет ценность, что он - тот, с чьим мнением и жизнью считаются. Ничего не может быть в этом возрасте оправданием нарушения вашего родительского слова.
Остановимся подробнее на этом моменте. Ребенок еще слабо представляет себе мир; его свойства и закономерности. Это для нас просты многие вещи, но для него-то нет. Дитя часто живет в сказке - свойства предметов и явлений не известны, текучи; в его мире мало определенного. Вдруг под ванной живет крокодил? А вдруг родители больше не придут? Нарушая свое слово, данное ребенку, вы ломаете его уверенность в мире и собственной ценности. Потом он поставит под сомнение и ваш родительский авторитет. Все же в жизни состоит из мелочей, все начинается с малого… В этом хаотичном, постоянно меняющемся мире должна оставаться твердая надежная гавань, куда можно возвращаться, должны быть люди, которым можно верить и доверять - а кто же это, как не мама и папа?
Держа перед ребенком свое слово, исполняя обещания, мы воспитываем в нем умение отвечать за свои слова и поступки. Как же иначе вести себя, если не как отец? Как же реагировать на то, что происходит, если не как мать?
Этот возраст - возраст активного запечатления образа мира, складывание его картины, которая будет вести по жизни человека - практически неизменной до конца жизни. Считается, что до пятилетнего возраста ребенок в целом определяется с тем, чего ему ждать от жизни, кем и каким он станет, какую систему отношений построит он с людьми.
В этом возрасте у ребенка преобладает образное восприятие мира, он открыт новому опыту, познанию. И тут мы помогаем ему тем, что вводим его в мир норм и смыслов человеческих отношений. Рассказываем ему о чувствах, которые испытываем; учим определять эмоциональное состояние, называя его - "Ты обиделся", "Ты рассердился", "Ты радуешься"; "Бабушке неприятно, когда ты морщишься и отворачиваешься", "Давай порадуем деда".
Мы учим его, малыша, чувствовать и познавать себя и людей вокруг. Не стоит уповать на то, что он сам всему научится - при нашем невнимательном и безответственном отношении к ребенку он не будет учиться сам, высока вероятность того, что ребенок просто не научится проявлять заинтересованность в других. Наша родительская ответственность и в том, чтобы научить ребенка считаться с другими людьми, и легче это сделать, конечно, в семье.
В дошкольном возрасте ребенок еще не готов нести ответственность за предметы материального мира. Но и через игры можно учить ребенка ответственному отношению. Например, известная никитинская игра "Сложи узор" устроена так, что если сложить кубики в коробку неправильно, не закроется крышка. В воспитании не бывает мелочей; так, помогая ребенку сложить все кубики правильно, пока он еще не устал, пока у него еще есть ресурс убрать за собой, мы учим его распределять свои силы, управлять собой, приводить тот кусочек мира, который ему уже по плечу, в порядок. Всякому приятно слышать, что он - молодец; часто мы забываем это говорить, подкреплять ответственное поведение ребенка честно заработанной похвалой.
Очень много значит вовремя произнесенное признание успеха человека! Мы одобряем и ободряем ребенка; да он горы свернет после заработанной и честной похвалы! Потому что мы признаем в нем человеческое достоинство, мы считаемся с ним, мы уверены в том, что он - достойный человек. Этим мы формируем в нем тот внутренний стержень, что поможет ему выстоять и не сломаться под грузом житейских проблем.
Мы также должны научить ребенка отделять себя от своих поступков. В его сознании плохой поступок равен тому, что плох и сам человек; а это не так. Мы все можем совершать ошибки, заблуждаться, испытывать слабость и страдать от собственной трусости. Разница только в том, как мы это принимаем и что делаем потом. "Упал - вставай; снова упал - снова вставай". Смелости признавать промахи, заблуждения, грехи ребенок может научиться только от родителей. И отделяя себя от них - исправлять из последствия.
Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод: в этом возрасте основная ответственность ребенка - за его обучение общению, построению отношений с миром и с собой, навыкам понимания и чувствования состояний других. И решающим в этом процессе является только наш личный повседневный пример.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовой грамотности и ответственности у дошкольников
В данном материале предоставлены работы по формированию правовой грамотности и ответственноости у дошкольников...

Консультация для родителей "Воспитание ответственности у дошкольников"
Рассматривается проблема ответственности детей за свое поведение и ценности системы родителей в ориентации на детское воспитание....

Воспитание ответственности у дошкольника
Воспитание ответственности у ребенка - начинается с примера поведения родителей....

«Условия развития инициативности, самостоятельности и ответственности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их ...

Консультация «Становление ответственного поведения дошкольников»
Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет,...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание ответственности у дошкольников»
Родительское собрание...

"Воспитываем ответственных потребителей"
Формировать у детей первичное представление о профессии продавец. Познакомить детей с профессией «продавец».Формировать представления о выполнение трудового процесса с названием профе...
