Главные вкладки
Мастер-класс Использование лого – ритмических упражнений в режимных моментах
материал
Предварительный просмотр:
Мастер- класс на тему:
«Использование лого – ритмических упражнений в режимных моментах»
Цель мастер-класса: повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.
Форма проведения: мастер-класс с использованием информационного материала.
Участники: педагоги
Материал: презентация; буклеты.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами на занятиях с использованием лого - ритмики;
- показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников;
- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного и профессионального стиля при работе с детьми.
Актуальность:
С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это, по- моему мнению, результат замены живого общения детей современными технологиями: телевидение, компьютеры и телефоны! Поэтому педагогам приходится применять более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.
Лого- ритмика – это один из видов здоровьесберегающих технологий и одно из звеньев коррекционной педагогики, которое связывает воедино слово (звук, музыку и движения. Именно такая взаимосвязь способствует развитию у детей дошкольного возраста правильного и четкого звукопроизношения, у детей совершенствуется навыки словообразования и накапливается активный словарный запас.
Целью лого - ритмики является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова, движения и музыки.
Задачами лого - ритмики являются:
• развивать общую и мелкую моторику, внимание, память и речь;
• совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;
• развивать артикуляционный аппарат;
• закреплять умение ориентироваться в пространстве;
• воспитывать музыкальный слух и ритм.
ПОЧЕМУ ЖЕ ЛОГОРИТМИКА? Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если психически устал – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну, а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее.
Лого - ритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
ОНА ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ следующие элементы, многие из которых вы уже используете в своей педагогической деятельности…
Утренняя гимнастика и гимнастика после сна с речевками и звукоподражаниями.
Пальчиковая и дыхательная гимнастика с применением разнообразных движений или музыки.
Музыкально-ритмические игры и игры с применением музыкальных инструментов.
Проговаривание потешек, поговорок, чистоговорок с применением разнообразных движений или музыки.
Подвижные игры, хороводы с пением.
Коммуникативные игры и танцы.
Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами (сказки-шумелки, поэтическое музицирование)
Разучивание песен и стихов, сопровождаемые движением рук.
И сегодня я Вам предлагаю окунуться в мир лого - ритмики…
Лого - ритмические упражнения очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка. Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Использование лого - ритмических упражнений, в педагогической деятельности, возможно на всех этапах взаимодействия с ребенком. Особое развитие получило использование таких упражнений в процессе выполнения режимных моментов.
Придя утром, перед зарядкой, вы можете поприветствовать детей не словами «Здравствуйте», а использовать музыкальное приветствие
«Здравствуй, дружочек!», слова С.Коротаева (с музыкальным сопровождением)
Дети стоят в одну линию, держась за руки.
Здравствуй, дружочек!
Здравствуй, дружок!
(взрослый обращается к детям, которые стоят первым и последним)
Скорей становись со мною в кружок
(дети подходят к ведущей с двух сторон и образуют круг)
Друга зови, и я позову, руку ему протяну.
Здравствуйте, наши ладошки! Хлоп, хлоп.
(движения выполняются по тексту)
Здравствуйте, резвые ножки! Топ, топ.
Эй, язычки, просыпайтесь! Цок, цок.
Здравствуйте, глазки! Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Значение приветствия очень важно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи – воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение. Дети учатся творить.
При выполнении утренней гимнастики возможно использование упражнений, имитирующих утреннюю зарядку различных животных, дети легко вовлекаются в процесс благодаря близости данной тематики их возрастному развитию. При этом животные могут меняться в зависимости от тем, изучаемых в процессе непосредственно образовательной деятельности, что приведет к закреплению и углублению знаний.
В качестве примера можно предложить использование упражнения "Муравьиная гимнастика".
Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),
Потянулись (встают, потягиваются).
Встали прямо (опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)
Новый начался денек!
Вместе весело живем –
Хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
Проведение данного упражнения с использованием бубна, или маракасов, которыми может отбивать ритм один из детей, сделает процесс более ритмичным и позволит эффективней закрепить последовательность действий.
Проговаривание потешек, поговорок, чистоговорок во время режимных моментов – умывания, одевания на прогулку.
а) Поговорки во время умывания:
«Помоем ручки»:
Мылом мы намылим ручки,
Раз, два, три. Раз, два, три.
А на ручках у нас пузыри, пузыри.
«Водичка»:
Водичка, водичка, (двумя руками по-очереди показывать , как сверху льется водичка)
Умой мое личико, (ладошками имитировать умывание)
Чтобы глазки блестели, (дотрагиваться до глазок по-очереди)
Чтобы щечки краснели, (тереть щечки)
Улыбался роток (улыбаться, гладить руками ротик)
И кусался зубок (стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик).
б) Чистоговорки:
РА-РА-РА - очень холодно с утра, РУ-РУ-РУ - я на улицу пойду;
ША-ША-ША - как погода хороша, ШИ-ШИ-ШИ - на прогулку идут малыши;
ЛИ-ЛИ-ЛИ - мы на улицу пошли, ЛО-ЛО-ЛО – много снега намело.
в) «Перчатки» :
Надеваю я перчатку, (как будто одеваем перчатку)
Я в нее не попадаю!
Сосчитаем – ка, ребятки, (хлопаем в ладоши)
Сколько пальцев у перчатки:
Раз, два, три, четыре, пять! (считаем пальчики).
г) Наблюдение за работой помощника воспитателя:
Пылесос, пылесос, ты куда суешь свой нос?
ЖУ – ЖУ - ЖУ, ЖУ – ЖУ – ЖУ!
Я порядок навожу!
д) Дыхательная гимнастика со звукоподражанием:
Шум леса – Ш – Ш – Ш. ,
Полет комара – З – З – З. ,
полет жука – Ж – Ж – Ж. ,
мячик сдулся – С – С – С. ,
накачиваем насосом – Ф – Ф – Ф.
В процессе беседы с детьми на прогулке, рассматривая различные природные явления, также возможно провести лого - ритмические упражнения, которые расширят знания детей об окружающем мире. Гуляя в дождливую погоду можно провести игру «Дождик кап», которая обратит внимание детей на звуковую составляющую природного явления.
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами).
При этом важно понимать, что лого - ритмические упражнения не всегда содержат стихотворения, под которые необходимо адаптировать действия, иногда достаточно музыки, или речи воспитателя подсказывающей движения, которые необходимо производить дошкольникам.
Игра "Дождик" может проводиться в иной последовательности. Дети гуляют под музыку, совершая произвольные движения, когда воспитатель выключает музыку, дети должны собраться вместе, имитируя укрытие под зонтом.
Рече - двигательные подвижные игры.
Пример: «Дождик»
Вышли дети погулять, (Дети ходят по кругу)
Стали дождик умолять: (Водящий стоит в центре)
Дождик, дождик, подожди!
Дождик, дождик, не дожди!
Я вас слушать не хочу, (Говорит водящий, дети разбегаются)
Я сейчас вас намочу! (Водящий их ловит).
Пальчиковая гимнастика « Мои вещи» (можно применять в любом блоке образовательного процесса) с музыкальным сопровождением.
Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).
А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.
Могу почитать,
Раскрываем ладони "книжечкой".
Могу вам картиночки
В ней показать.
Руки вытягиваем, ладони открыты.
Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.
Его я бросаю
Над головой.
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Поочерёдно гладим одну руку другой.
СКАЗКА-ШУМЕЛКА «ТЕРЕМОК»
(раздаются музыкальные инструменты)
Тук-тук-тук, молоток – (МОЛОТОК)
Мишка строит теремок.
Позовёт в него гостей,
Чтобы было веселей!
Мышка-норушечка в гости бежит,
Тихо шуршунчиком Мышка шуршит. (ШУРШУНЧИК)
Медведь в теремке с самоваром сидит.
Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)
Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)
Мышку в дом впускает, (БАРАБАН)
Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Печеньем угощает. (ХРУСТ)
Зайка весёлый потом прискакал,
Лапками он застучал. (ТРЕЩОТКА)
Мышку Медведь вкусным чаем поит. (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)
Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)
Зайца в дом впускает, (СТУК В БАРАБАН)
Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Печеньем угощает. (ХРУСТ)
Использование лого – ритмических упражнений в процессе занятий требует особой подготовки от педагога. Важно подобрать упражнение так, чтоб оно соответствовало теме проводимого занятия и при этом не отвлекло внимание детей на себя, нарушив привычный ход образовательной деятельности.
При этом существуют универсальные упражнения, применимые в рамках изучения любой темы.
Упражнение "Просьба" является отличным примером. Воспитатель читает текст по теме занятия, а дети внимательно вслушиваются. При повторном воспроизведении текста взрослым, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит предложение, содержащее просьбу, совет или приказ.
Например, шуточное стихотворение загадка, в нем спряталась тема нашего занятия:
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Вы можете в зубы попасть к крокодилам!
Они притаились на каждой площадке.
И всех, кто съезжает, хватают за пятки.
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Лого - ритмические упражнения способствуют решению основной задачи, развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Лого - ритмика - это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей.
Используемая литература:
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр«Академия», 2021. - 400 с.
2. Запятая О. В. Общие умения коммуникации как компонент содержания образования. Красноярск, 2015. С. 6.
3. Кравцова Е. Е. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом / Е. Е. Кравцова // Дошкольное образование, 2020. № 4. С. 6
4. Привалова С. Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 8. – С. 213–217.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС по теме «Знакомство с городом в режимных моментах»
Сегодня прСегодня приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. У ребенка практически не остается времени на игры, общение друг с другом, поэтому мы стараемся как можно больше знаний о го...

Мастер-класс на тему:"Музыкально-ритмические упражнения и динамические паузы с детьми в НОД и режимных моментов ДОУ и начальной школе"
«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку.Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный двигатель, в...

Использование логоритмических упражнений в режимных моментах
Использование логоритмических упражнений в режимных моментах...

Консультация для педагогов «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы....

Использование логоритмических упражнений в режимных моментах группы
Консультация для педагогов«Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»...
Мастер-класс "Использование музыкально-ритмических упражнений в работе с детьми ОВЗ"
Мастер-класс "Использование музыкально-ритмических упражнений в работе с детьми ОВЗ"...
Использование музыкально-ритмических игр в режимных моментах
Презентация опыта работы...
