Если есть проблема с речью
консультация (старшая группа)

Демченко Зинаида Яковлевна

Как помочь ребенку говорить чисто, красиво и грамотно? Ответы найдете в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_est_problemy.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Если есть проблема с речью

Овладение речью — один из важнейших этапов развития ребенка. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Поэтому основной задачей развития речи дошкольников - научить правильно излагать свои мысли. Необходимым условием развития речи является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих животных, друзьях, игрушках. Важно для этого создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.

 Ж. Пиаже выдвинул теорию, согласно которой ребёнок сначала строит свою речь без учёта слушателя - «эгоцентрическая речь», и позже ребенок учитывает точку зрения слушателя  (социализированная речь)  [2]

 А Л. С. Выготский попытался объяснить речевое развитие ребёнка, исходя из того, что способность к общению и к сообщению является результатом имманентного, изнутри идущего развития обобщения. [1]

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Как писала М. М. Алексеева, «ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить».

 Речь ребенка оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

На протяжении дошкольного периода формируется контекстная  (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Исследования Рузской А.Г., Рейнстейн А.Э доказали, что в общении со сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью (более сложной), а в общении со взрослыми – ситуативной речью (простой). Это связано со следующими особенностями.

·         Взрослый лучше понимает ребенка и чаще догадывается, что ребенок хотел сказать, часто взрослые сами договаривают за ребенком предложения или подсказывают слова, словосочетания. То есть  взрослый не ставит перед ребенком задачу использовать свои речевые возможности.

·        Сверстник еще не умеет расшифровывать обращенную к нему речь и ребенку приходится больше стараться при подборе слов и построении предложений. Говорящий ребенок использует контекстную речь. Она используется, когда ребенку необходимо составить рассказ о прошедшем событии.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции:

·        помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми,

·        определяет и регулирует нормы поведения в обществе.  

Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.

Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или действиях, объясняя что-то друг другу.

 Речь становится более последовательной, совершенствуются понимание смысловой стороны речи.

Итак,  ребенок активно усваивает все компоненты родного языка и может составить смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Развивается звуковая сторона речи. В этом возрасте дети правильно понимают термины «слово», «звук», находят слова, сходные и различные по звучанию, выделяют в них определенные звуки.

Словарь ребенка пополняется словами, которые обозначают детали предметов, их форму, величину и цвет. Ребенок называет физические качества предметов (теплый, гладкий) и их свойства (бьется, рвется). Умеет определять и правильно называть  вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый)  Дети используют слова обобщения.

Рассказывая о том, куда ходил, что видел, ребенок подражает взрослому, поэтому речь взрослых должна быть литературной.

Вместе с тем в речи детей еще встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Чтобы помочь в этом детям, используем упражнения: «Послушай, повтори»

Дошкольники практически осваивают правила грамматики, учатся грамотно передавать мысли и идеи друг другу, порой придумывая слова, которыми люди не пользуются, то есть у детей появляется словотворчество. Например: «Я долгее (дольше) прыгаю на одной ножке».   Ребенок охотно подбирает и рифмует слова, порой лишая их при этом всякого смысла. Само же занятие способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию:  «дом – ком»

В работе с детьми я использую синквейн - метод наглядного моделирования. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Сейчас я предлагаю отгадать загадку, которую придумали дети с помощью синквейна

Что бывает белым? Что бывает черным? Кто и что бывает полосатым?

Полосатый, разлинован на асфальте. Что это?

Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа). Например, дети говорят: «Много карандашов», вместо карандашей.

Чтобы научить детей выражать свои мысли сложными предложениями, использую теорию ТРИЗ, которая помогает детям рассуждать. Например, плохо, что идет дождь. А что хорошо, когда идет дождь?

Особенно помогает развивать речь у детей проблемное обучение, при котором, создавая проблемные ситуации,   дети  решают проблемы.

Например, Что нужно сделать, чтобы лиса не съела колобка?  Как помочь упрямым козлятам пройти по узкому мостику?

Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи.  Предлагать детям смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять, делать выводы и излагать свою точку зрения.

Литература

     1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

     2.  Жан Пиаже  Речь и мышление ребенка Год издания: 2008 Издательство: Римис

     3.  Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста // Учебно-методическое  пособие  -  М., 2004

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Есть проблема? Поиграй!»

Консультация направлена на формирование детских интересов, которая заметно повлияла на отношение родителей к играм, к увлечению малышей подвижными играми и упражнениями....

Если у ребёнка проблемы с речью. Рекомендации для родителей.

Разговаривайте с ребенком всегда и везде. Общайтесь со своим ребенком с помощью простых предложений обо всем, что происходит вокруг него. Если вы собираетесь на прогулку, обращайте внимание ...

"Если у ребенка проблемы с речью"

Консультация для родителей " Если у ребенка проблемы с речью"...

Есть проблема- поиграй

Дети — народец действия. Вот и действуйте: ему на радость, себе на перемирие. Возможно, вы сами, играя, ощутите, как груз прожитых лет скатывается с плеч, а проблемы, которые вас «достали...

Если есть проблемы с речью… или Как правильно развивать речь ребёнка

Памятка для родителей детей младшего дошкольного возраста.  Составлен по материалам https://www.pravmir.ru/u-sosedki-syin-molchal-a-potom-vdrug-kak-zagovorit/...

Консультация "Если у ребёнка проблема с речью"

Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного  развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии ...

Для родителей. Если у ребенка проблемы с речью.

"Учите ребенка всему через игру! Это будет для ребенка интересно и познавательно.Обеспечьте вашему ребенку удовлетворение физических потребностей, психологический и, эмоциональный комфорт. Постарайтес...