Если есть проблема с речью
консультация (старшая группа)
Как помочь ребенку говорить чисто, красиво и грамотно? Ответы найдете в статье.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Если есть проблема с речью
Овладение речью — один из важнейших этапов развития ребенка. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Поэтому основной задачей развития речи дошкольников - научить правильно излагать свои мысли. Необходимым условием развития речи является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих животных, друзьях, игрушках. Важно для этого создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.
Ж. Пиаже выдвинул теорию, согласно которой ребёнок сначала строит свою речь без учёта слушателя - «эгоцентрическая речь», и позже ребенок учитывает точку зрения слушателя (социализированная речь) [2]
А Л. С. Выготский попытался объяснить речевое развитие ребёнка, исходя из того, что способность к общению и к сообщению является результатом имманентного, изнутри идущего развития обобщения. [1]
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Как писала М. М. Алексеева, «ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить».
Речь ребенка оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
На протяжении дошкольного периода формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Исследования Рузской А.Г., Рейнстейн А.Э доказали, что в общении со сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью (более сложной), а в общении со взрослыми – ситуативной речью (простой). Это связано со следующими особенностями.
· Взрослый лучше понимает ребенка и чаще догадывается, что ребенок хотел сказать, часто взрослые сами договаривают за ребенком предложения или подсказывают слова, словосочетания. То есть взрослый не ставит перед ребенком задачу использовать свои речевые возможности.
· Сверстник еще не умеет расшифровывать обращенную к нему речь и ребенку приходится больше стараться при подборе слов и построении предложений. Говорящий ребенок использует контекстную речь. Она используется, когда ребенку необходимо составить рассказ о прошедшем событии.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции:
· помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми,
· определяет и регулирует нормы поведения в обществе.
Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.
Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или действиях, объясняя что-то друг другу.
Речь становится более последовательной, совершенствуются понимание смысловой стороны речи.
Итак, ребенок активно усваивает все компоненты родного языка и может составить смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Развивается звуковая сторона речи. В этом возрасте дети правильно понимают термины «слово», «звук», находят слова, сходные и различные по звучанию, выделяют в них определенные звуки.
Словарь ребенка пополняется словами, которые обозначают детали предметов, их форму, величину и цвет. Ребенок называет физические качества предметов (теплый, гладкий) и их свойства (бьется, рвется). Умеет определять и правильно называть вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый) Дети используют слова обобщения.
Рассказывая о том, куда ходил, что видел, ребенок подражает взрослому, поэтому речь взрослых должна быть литературной.
Вместе с тем в речи детей еще встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Чтобы помочь в этом детям, используем упражнения: «Послушай, повтори»
Дошкольники практически осваивают правила грамматики, учатся грамотно передавать мысли и идеи друг другу, порой придумывая слова, которыми люди не пользуются, то есть у детей появляется словотворчество. Например: «Я долгее (дольше) прыгаю на одной ножке». Ребенок охотно подбирает и рифмует слова, порой лишая их при этом всякого смысла. Само же занятие способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию: «дом – ком»
В работе с детьми я использую синквейн - метод наглядного моделирования. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Сейчас я предлагаю отгадать загадку, которую придумали дети с помощью синквейна
Что бывает белым? Что бывает черным? Кто и что бывает полосатым?
Полосатый, разлинован на асфальте. Что это?
Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа). Например, дети говорят: «Много карандашов», вместо карандашей.
Чтобы научить детей выражать свои мысли сложными предложениями, использую теорию ТРИЗ, которая помогает детям рассуждать. Например, плохо, что идет дождь. А что хорошо, когда идет дождь?
Особенно помогает развивать речь у детей проблемное обучение, при котором, создавая проблемные ситуации, дети решают проблемы.
Например, Что нужно сделать, чтобы лиса не съела колобка? Как помочь упрямым козлятам пройти по узкому мостику?
Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи. Предлагать детям смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять, делать выводы и излагать свою точку зрения.
Литература
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
2. Жан Пиаже Речь и мышление ребенка Год издания: 2008 Издательство: Римис
3. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста // Учебно-методическое пособие - М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Есть проблема? Поиграй!»
Консультация направлена на формирование детских интересов, которая заметно повлияла на отношение родителей к играм, к увлечению малышей подвижными играми и упражнениями....

Если у ребёнка проблемы с речью. Рекомендации для родителей.
Разговаривайте с ребенком всегда и везде. Общайтесь со своим ребенком с помощью простых предложений обо всем, что происходит вокруг него. Если вы собираетесь на прогулку, обращайте внимание ...

Есть проблема- поиграй
Дети — народец действия. Вот и действуйте: ему на радость, себе на перемирие. Возможно, вы сами, играя, ощутите, как груз прожитых лет скатывается с плеч, а проблемы, которые вас «достали...

Если есть проблемы с речью… или Как правильно развивать речь ребёнка
Памятка для родителей детей младшего дошкольного возраста. Составлен по материалам https://www.pravmir.ru/u-sosedki-syin-molchal-a-potom-vdrug-kak-zagovorit/...

Консультация "Если у ребёнка проблема с речью"
Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии ...
Для родителей. Если у ребенка проблемы с речью.
"Учите ребенка всему через игру! Это будет для ребенка интересно и познавательно.Обеспечьте вашему ребенку удовлетворение физических потребностей, психологический и, эмоциональный комфорт. Постарайтес...

