Паспорт развивающей предметно – пространственной среды в группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте 4 – 5 лет на 2025 – 2026 учебный год
методическая разработка (средняя группа)
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 575.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Сакмарский детский сад «Берёзка»
Паспорт
развивающей предметно – пространственной среды в группе общеразвивающей направленности
для детей в возрасте 4 – 5 лет
на 2025 – 2026 учебный год
Автор: воспитатель
Дорогина Т.В.
»
с.Сакмара ,2025г.
Согласно п. 3.3. ФГОС ДО, предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ,
группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной
деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивает реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
- насыщенность;
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативной;
- доступность;
- безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными
детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные вид
детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности
их использования.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для
развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения.
В группе имеется игровой материал для познавательного развития
детей дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и
творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и
оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у
детей психических процессов.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки.
Перечень оборудования в центрах детской активности в группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 4 до 5 лет
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |||
«Центр социализации и патриотического воспитания» Цель: Формировать представление о родном крае, стране. | |||
Иллюстрации, изображение взрослых и детей, их действия по отношению друг к другу (кормят, одевают, ласкают). Иллюстрации и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смех, слезы, радость). Сюжетные картинки знакомого содержания (кошка играет с мячом, девочка рассматривает картинки в книге, дети играют и т.п.). Фотоальбом отражающий жизнь группы и детского сада. Кукла-девочка в платье. Сюжетные картинки изображающие труд врача, парикмахера, повара, дворника, шофера, продавца и т.п. Иллюстрации с изображением взрослых людей разного пола и возраста и их действий, в которых проявляется забота о других (детях, животных, растениях). Иллюстрации с изображением детей разного пола и их действий, в которых проявляется доброе отношение детей ко взрослым и друг к другу «Я и другие», «Я и мое поведение», «Уроки доброты», «Д/ и «Знаю все профессии», «Наши чувства и эмоции», «Театр эмоций», «Энциклопедия развития», «Правила поведения для воспитанных детей». Куклы в национальных костюмах, символика РФ, альбом «Моя малая Родина». Макет русской избы | |||
«Центр безопасности» Цель: Сформировать основы безопасности собственной жизнедеятельности | |||
Набор машины, материалы связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации). Фуражка шофера, инспектора ГИБДД. Кубики «Дорожные знаки»; планшет «Азбука дорожного движения». Макеты: «Пожарный щит», «Пожар»; макет автодороги с домиками и машинками. Парковка с набором машинок. Лепбуки «Пожарная безопасность», «Полиция», «Правила дорожного движения | |||
«Центр уединения» Цель: Создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций | |||
Уголок с мягким диванчиком за ширмой с возможностью посмотреть книгу. Игрушки – головоломки, коробочка «Мирилка». Сенсорный куб; кубик с изображением эмоций; набор игрушек – забав. Наглядный материал «Наши чувства и эмоции»; альбом «Моя семья». Игры: Моё настроение», «Клоун», «Подбери эмоцию», «Покажи своё настроение». Картотека сказочных героев «Книга доброты». Сенсорная коробка с цветным рисом. Игрушка «Капелька». Дидактическая игра «Собери лицо» | |||
«Центр труда» Цель: Приобщение к труду воспитывает желание помочь взрослым. | |||
Инвентарь (палочки, лопатки, совки, лейки, брызгалки, непромокаемые фартуки). Материал для развития трудовых навыков в природе (лейки с длинным носиком для полива комнатных растений, тряпочки для протирания листьев, тазики для воды, маленькие лопатки, пластмассовые ведерки). Фартуки дежурных по столовой
| |||
«Центр игры» Цель: Приобщение детей к социализации в обществе. | |||
Оборудование для сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра «Дом». Атрибуты для игры: игрушечная посуда; куклы; комплект пастельных принадлежностей для кукол, коляски, разделочная доска, подносы, комплект для уборки дома, телевизор. Кроватка со спальными принадлежностями, гладильная доска, утюг, горшок для кукол. Набор кукольной мебели и маленькие куклы Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Атрибуты для игры: кондитерские изделия; овощи и фрукты. Весы, счеты. Предметы - заменители. Касса Сюжетно-ролевая игра «Больница». Атрибуты для игры: медицинские халаты и шапочки; набор «Юный доктор»; предметы – заменители; телефон. Набор «Стоматолог» Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». Атрибуты для игры: набор парикмахера. Сюжетно-ролевая игра «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный Сюжетно-ролевая игра «Мастерская»: набор игрушечных инструментов, набор деталей для скручивания, игрушечная каска, игрушечная бензопила Сюжетно-ролевая игра «Пост ДПС»: накидка инспектора, жезл регулировщика, кепка инспектора, свисток, удостоверение | |||
Образовательная область «Познавательное развитие» | |||
«Центр природы и экспериментирования» Цель: Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке; способствовать установлений первых естественных взаимоотношений детей с окружающим миром природы. Развитие представлений о физических качествах предметов и явлений. Развитие тактильной чувствительности пальцев рук. | |||
Комнатные растения с крупными листьями (фикус, хлорофитум); природный материал (шишки, семена, желуди); инвентарь для ухода за комнатными растениями (палочки для рыхления, лейка); «Времена года», « Во саду ли, в огороде», «Найди пару», «Чей малыш», «Лесные животные», макси пазлы «Ягоды», «Живая природа», «Кто где живет», домино «Фрукты-ягоды», лото «Растения. Животные», лото «Овощная семейка», лото «Домашние животные», игрушки-животные. Календарь природы. Игры с прищепками «Чей домик?», «Чья долька?», «Где мама?» Макеты «Ферма», «Зоопарк». Куклы с сезонной одеждой. Коллекция ракушек, пуговиц, бумаги. Набор для экспериментирования с водой различные формочки, рыбки, лягушки. Набор для экспериментирования с песком. Непромокаемые фартуки. Некрупные игрушки для закапывания, мелкие игрушки. Камни, земля, глина, снег (зимой), емкости для измерения, пересыпания, хранения (пустые пластиковые банки, стаканчики), подносы, клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей, игрушка «Мыльные пузыри», «Волшебный мешочек». Бумага, фольга, поролоновые губки разного размера и цвета, природный материал. Наборы для экспериментирования (лупа, песочные часы, компас, пипетка, зеркальце для игр с солнечным зайчиком) | |||
« Центр математики» Цель: Формировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление. | |||
Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру. Пирамидки, сборно-разборные игрушки. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики (шнурки, застежки, пособия на липучках, пуговицы). Мозаика различного вида. Игрушки разных размеров с отверстиями и вкладышами в форме геометрических фигур. Дидактические игры для интеллектуального и сенсорного развития. Счетные палочки. Игры нетрадиционной формы. Мэджик – бокс «Веселая сенсорика», альбомы на липучках «Веселые игры на липучках» и «Веселый счёт», наглядный материал на липучках «Геометрические фигуры». Раздаточный материал по ФЭМП на каждого ребенка (набор карточек с изображением количества (от 1 до 5) и цифр); наборы для сериации по величине (6 – 8 элементов). | |||
«Центр познания и конструирования» Цель: Развивать конструктивные способности детей младшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию и в совместной игровой деятельности; развитие моторики. | |||
Лото, домино в картинках. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии). Наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками (2-6 кубиков). «Чудесный мешочек», парные картинки. Наглядно-дидактические пособия из серии «Мир в картинках» (инструменты домашнего мастера, водный транспорт, автомобильный транспорт, бытовая техника, посуда, мой дом). Дидактические игры: «Разложи по цвету», «Ассоциации», «Чей малыш», «Геометрические формы», «Профессии», «Волшебные сказки», «Соберем коврик» (мягкие пазлы). Мэджик – боксы: «Детский сад», «Осень», «Космос», «Планета Земля» Средний строительный конструктор; конструктор «Лего» Конструкторы деревянные настольные и напольные различных видов и размеров (пластмассовые, деревянные). Мелкие игрушки, машинки и фигурки для обыгрывания построек. | |||
Образовательная область «Речевое развитие» | |||
«Речевой центр» Цель: Развивать детский интеллект, активизировать познавательные способности детей. Открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события. | |||
Альбомы и подборка иллюстраций по темам (времена года, семья, животные, птицы), сюжетные картинки разнообразной тематики. Иллюстрации к детским произведениям, игрушки. Дидактические игры и пособия на развитие связной речи и звуковой культуры речи; наглядный материал; скороговорки, потешки; стихи и т.п. Дидактические игры: «Кто что делает», домино «Профессии». Лепбук «Речевичок», тренажеры для развития речевого дыхания. Детские книги (произведения русского фольклора, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи). Игрушки для обыгрывания содержания литературного произведения. Портреты писателей и поэтов. Выставки (книги одного автора или произведение в иллюстрациях разных художников). Картотека букв. Домики гласных, согласных букв | |||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |||
«Центр музыки и театра» Цель: развитие творческих способностей детей, формирование способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитание культуры слушания. | |||
Различные виды театра (настольный, на ширме, теневой, пальчиковый, би-ба-бо). Игрушки – забавы, маски, шапочки, ободки. Костюмы для переодевания Игрушки - музыкальные инструменты: барабан(2шт.), бубен(2шт.) погремушки(5шт.), дудка(2шт.), маракасы, колокольчики, свисток, металлофон. Музыкальные игрушки (неваляшки, музыкальные молоточки, шумелки. Альбомы с изображением музыкальных инструментов. Маракасы, погремушки, бубны разных размеров, музыкальные игрушки, металлофон | |||
«Центр творчества» Цель: Приобщение к миру искусства, формирование представления об эстетических признаках объектов окружающего мира: основные цвета, выразительность и свойство форм, величин поверхности, Развивать представление детей о различных цветах и их оттенков. | |||
Цветная бумага тонкая, плотная, картон. Цветные карандаши, гуашь, пальчиковые краски. Круглые кисточки (беличьи, колонковые), подставка под кисти, палитра. Цветные мелки, восковые мелки. Пластилин, салфетки из ткани, емкости для промывания ворса кистей от краски. Салфетки из ткани для осушения кисти после промывания и приклеивания готовых форм. Щетинные кисти для клея, розетки для клея. Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров. Доски для лепки и аппликации, стеки. Стена творчества (выставки детских работ). Альбомы для раскрашивания. Раскраски. Трафареты, клеенки | |||
Образовательная область «Физическое развитие» | |||
«Центр двигательной активности здоровья» Цель: Формирование основ двигательной культуры. Формирование основ ЗОЖ | |||
Игрушки, стимулирующие двигательную активность (мячи резиновые, мячи пластмассовые, кубики, флажки, ленточки, платочки, кубики, погремушки, палочки для упражнений). Бубен большой и маленький; кегли (большие); обруч; массажные дорожки и коврик, следы рук и ног; кольцеброс, канат, мишень, мешочки для метания, кольцеброс, скакалки Картотека Дыхательная гимнастика Картотека Подвижные игры Картотека Игры и упражнения на формирование правильной осанки и коррекции плоскостопии Картотека Гимнастики после сна Картотека Пальчиковая гимнастика Картотека физ.минуток Картотека потешек | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда средней группы комбинированной направленности для детей с ТНР 2019 -2020 учебный год
Развивающая предметно-пространственная среда средней группы комбинированной направленности для детей с ТНР 2019 -2020 учебный год....

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ТНР»
«Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом р...

Развивающая предметно-пространственная среда средней группы общеразвивающей направленности «Кедровый орешек»
Развивающая предметно-пространственная среда несет в себе огромные педагогические возможности. Она воспитывает и развивает ребенка....

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей направленности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса
Введение и реализация ФГОС ДО вызвало необходимость пересмотра содержания и проектирование развивающей предметно-пространственной среды....

Паспорт развивающей предметно – пространственной среды в группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте 5 – 6 лет
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития дете...

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте 6-7 лет
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития дете...























