Родительское собрание «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Цель: привлечение внимания и заинтересованности родителей к формированию предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 194.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1»
Сценарий родительского собрания
«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Ярославль, 2024 г.
Цель:Привлечение внимания и заинтересованности родителей к формированию предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Повестка дня
- Организационная часть. Введение.
- Теоретическая часть:
- «Что такое функциональная грамотность»
- «Способы развития функциональной грамотности у дошкольников в домашних условиях».
- Практическая часть «Игры, способствующие развитию предпосылок функциональной грамотности дошкольников»
- Заключительная часть
- Памятка для родителей «Развитие предпосылок функциональной грамотности дошкольников»
- ВВЕДЕНИЕ
Наш мир постоянно меняется. Даже мы, взрослые, не всегда понимаем, что происходит и что нам надо делать. Сегодня наше собрание будет посвящено функциональной грамотности дошкольников. Вполне возможно, что термин «функциональная грамотность» знаком Вам. Новый термин «функциональная грамотность», несомненно, вызывает большое количество вопросов со стороны родителей. Что такое формирование функциональной грамотности? Зачем это моему ребенку и как это применять в жизни?
Определение функциональной грамотности, довольно распространенное в наше время, дал в свое время советский психолог и лингвист Алексей Алексеевич Леонтьев «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Древнегреческий ученый Аристипп, соратник и ученик Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Простыми словами - функционально грамотный человек – человек, способный использовать свои знания, умения и навыки в практической жизни – деятельности, общении, в социуме.
Наша задача – воспитать подрастающее поколение, способное с легкостью воспринимать окружающий мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.
Ребенок, начиная с раннего возраста, получает фундамент. В основном это происходит в детском саду. И основа эта в любом случае крепкая и мощная. Но, появляется вопрос: будет ли ребенок инициативен, самостоятелен, активен, любознателен, если не напитывать этот фундамент в семье?
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребёнка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сёстрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье.
Поэтому важно, чтобы то, чему учат в детском саду, что вкладывают в ребенка, подкреплялось бы и дома.
Но многие родители даже не знают, что такое функциональная грамотность и зачем ее развивать у малышей. Поэтому педагоги должны проводить просветительскую работу, знакомя родителей с данной темой, показывая на практике способы развития функциональной грамотности.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»
- Организационная часть
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о том, что такое функциональная грамотность, в чем ее суть и для чего ее надо формировать.
Поднимите руки, кто слышал о таком понятии как «функциональная грамотность» и сможет нам объяснить? Тогда давайте разбираться.
- Теоретическая часть
Что означает понятие «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность детей дошкольного возраста означает умение применять полученные знания, навыки и умения для решения разнообразных задач, возникающих в разных сферах жизни, общения и социальных взаимодействий.
Представим, что один человек знает 1000 английских слов, а другой – всего лишь 100. Однако, когда они встречают иностранца, тот с большим запасом слов часто начинает беспорядочно жестикулировать и невнятно произносить слова. В то время как человек, владеющий лишь сотней слов, может четко ответить на вопрос или показать путь. Таким образом, у одного больше знаний, но другой умеет их использовать более эффективно. Одна из ключевых задач, которую сегодня ставят перед собой педагоги, – воспитание людей, обладающих функциональной грамотностью.
Рассмотрим понятие «функционально-грамотная личность», обратившись к определению «личности», «функционирования» и «грамотности». (Родителям предлагается поделитьcя на три группы, используя наглядные материалы. Время работы - 2 минуты.)
Для 1 группы: необходимо для каждого звука в слове "личность" подобрать соответствующее личностное качество.
Человечность, ответственность, самостоятельность, инициативность, нестандартное мышление, любознательность, творческий подход.
Для 2 группы: Найдите слова, которые являются синонимами к слову "функционировать".
Действовать, реализовывать, внедрять, использовать...
Для 3 группы: Определите понятие "грамотность".
Владение навыками письма и чтения на родном языке определяет уровень грамотности человека.
В свете наших исследований, попытайтесь определить понятие "функционально грамотной личности". Имеем в виду человека, обладающего способностью к самостоятельному мышлению, самостоятельности и ответственности, умеющего добывать необходимые знания и свободно применять их для решения жизненных вопросов.
Рассмотрим наше определение функциональной грамотности в сравнении с определением, предложенным выдающимся лингвистом А.А. Леонтьевым. По его мнению, "функционально грамотный человек — это тот, кто способен применять все знания, умения и навыки, получаемые им на протяжении жизни, для решения разнообразных задач, возникающих в различных сферах жизни, общения и социальных связей".
Термин «функциональная грамотность» впервые был использован в 1957 году в контексте обучения взрослого населения, которому требовалась ликвидация неграмотности. В то время для успешного решения повседневных задач достаточно было владения тремя базовыми грамотностями: чтением, письмом и арифметикой. Сегодня функциональная грамотность стала одной из ключевых тем обсуждения в сфере образования на всех уровнях. В чем же причина ее возросшей актуальности?
Современное общество обрело куда более сложную структуру. Новые технологии, профессии, экономические сферы и, как следствие, социально-психологические изменения в самом человеке - все это диктует необходимость пересмотра подходов в педагогике.
Сегодняшний мир предъявляет к человеку повышенные требования в области компетенций: помимо традиционных навыков чтения и письма, необходимы математические, естественнонаучные, ИКТ-знания, финансовая грамотность, культурная и гражданская осведомленность. От современного человека также ждут умения критически мыслить, эффективно сотрудничать в команде, общаться, а также креативное мышление.
Способность к функциональной грамотности проявляется в готовности:
▪ приобретать знания
• использовать знания и навыки
▪ определять уровень знаний и навыков
• Развиваться самостоятельно
В настоящее время функциональную грамотность можно разделить на несколько ключевых компонентов:
Математическая компетентность
Уровень читательской грамотности
Естественно-научная грамотность
Финансовая грамотность
Всемирные компетенции
Творческое мышление
Рассмотрим соответствие целей, которые ставятся перед завершением дошкольного образования, и результатам усвоения программы начального общего образования.
Каждая составляющая обладает способностью к действию и взаимодействию с внешним окружением, одновременно решая широкий спектр задач.
В современном мире, где общество и экономика постоянно меняются, востребованы специалисты, способные не только усваивать новые знания, но и применять их в нестандартных ситуациях, находить решения для возникающих проблем в условиях быстро меняющегося мира. Это означает, что существует высокий спрос на функционально грамотных специалистов. Известно, что развитие навыков функциональной грамотности современного человека может осуществляться по пяти основным направлениям. Важно уметь критически оценивать информацию: сомневаться в фактах, неподтвержденных официальными данными или источниками, и обращать внимание на точность цифр и формулировок. Необходимо задавать себе вопросы: насколько достоверна полученная информация, есть ли у нее аргументация, кто ее распространяет и с какой целью, какой главный вывод можно сделать. Развитие коммуникативных навыков предполагает умение формулировать главную мысль сообщения, а также создавать текст, учитывающий разные точки зрения – свою, аудитории (читателя), и автора. Публичное выступление, презентация своих идей и обсуждение их с аудиторией. Участие в дискуссиях: глубокое погружение в тему с разных ракурсов и точек зрения, отработка навыков выражения своих мыслей, изучение стратегий убеждения и ведения переговоров. Расширение кругозора: освоение искусств, экологии, здорового образа жизни, влияния науки и техники на общество. Чтение книг, журналов, изучение экспертных мнений – все это для всестороннего развития. Для систематической оценки своих знаний можно регулярно проходить викторины, интеллектуальные игры, участвовать в географических и тотальных диктантах по русскому языку. Важно также структурировать процесс обучения: определять цели и задачи, составлять поэтапный план действий, искать оригинальные подходы к решению задач, анализировать полученную информацию и делать выводы. Роль функциональной грамотности в современном мире всё чаще обсуждается. Это вполне объяснимо: мир всё больше погружается в информационный океан, и детям необходимо научиться ориентироваться в этой информационной массе, чтобы успешно решать сложные жизненные задачи.
Развитая в детстве функциональная грамотность является залогом будущего успеха ребенка. Она помогает детям адаптироваться к динамичной окружающей среде, эффективно действовать и успешно справляться с разнообразными задачами в разных сферах своей жизни. В дальнейшем функциональная грамотность будет способствовать:
Профессионализм: умение эффективно использовать знания и навыки в профессиональной деятельности, а также способность оперативно адаптироваться к меняющимся условиям и требованиям рабочего процесса.
2. Социальная сфера: способность к эффективной коммуникации, разрешению конфликтов, поиску компромиссов и установлению взаимопонимания с окружающими.
3. В личностном плане: самостоятельность, уверенность в своих силах, умение принимать взвешенные решения и действовать в рамках общепринятых моральных норм.
Развитие функциональной грамотности у детей дошкольного возраста в семейной обстановке
Чтобы дошкольники обрели функциональную грамотность, необходимо развивать у них следующие навыки и знания:
1. Способность решать задачи различной сложности:
Основные задачи: совершенствование навыков математического счета, обучение распознаванию цветов, геометрических форм и размеров, а также умение выполнять элементарные задачи по упорядочению и категоризации.
Развитие творческого мышления: стимулирование его через решение нестандартных задач, интеллектуальных головоломок и логических игр.
2. Коммуникативные навыки:
Важно поощрять детей к свободному выражению своих мыслей, чувств и желаний, а также обучать их аргументированно защищать свою позицию.
Развитие навыков: обучение этикету вежливого общения, искусству слушания собеседника, поиску компромиссов и разрешению конфликтов.
3. Мышление: логическое.
Развитие умения анализировать информацию, вычленять ключевые моменты и синтезировать полученные знания для эффективного решения задач.
Сравнительный и классификационный анализ: способность сравнивать объекты по множеству критериев и классифицировать их по общим особенностям.
4. Независимость и приспособляемость:
Практическая реализация знаний: помощь в самостоятельном выполнении заданий и применении полученных сведений в повседневных ситуациях.
Приспособление к окружающей среде: обучение детей гибкости и умению адаптироваться к новым обстоятельствам, реагировать на изменения в мире, принимать взвешенные решения и действовать эффективно в нестандартных ситуациях.
Развивая эти навыки и знания, дети обретут функциональную грамотность, позволяющую им уверенно ориентироваться в мире, действовать в рамках общественных норм и успешно справляться с разнообразными задачами в разных сферах своей жизни.
Практическое занятие «Игры для развития функциональной грамотности у дошкольников»
Рассмотрим более детально игры, направленные на развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста.
Развитие функциональной грамотности у дошкольников может быть успешно осуществлено с помощью следующих игр:
Игры, способствующие обогащению мировоззрения: игры, которые помогают ребенку глубже понять окружающий мир, упорядочить свои знания и уточнить свои представления о нем. К таким играм относятся, например, игры, посвящённые животным, растениям, странам и культурам.
Игры для развития логического мышления: Среди них выделяются игры, направленные на развитие логического мышления, умения анализировать и синтезировать информацию. К таким играм относятся, например, головоломки, логические задачи и игры на классификацию.
Игры для развития коммуникативных навыков: Игры, которые помогают совершенствовать умение общаться, отстаивать свою точку зрения, слушать собеседников и строить эффективные взаимоотношения. К примеру, ролевые игры, позволяющие детям воссоздать различные ситуации общения.
Игры для развития кругозора:
Игра «Угадай предмет»
Предложи малышу описать предмет с разных ракурсов, используя яркие слова и действия. Например, во время прогулки обратите внимание на что-нибудь интересное и задайте ему такие вопросы: "Какой величины этот предмет? Как он ощущается на ощупь? Какого он цвета?" "Где его можно использовать?" - таким образом вы стимулируете ребенка называть различные свойства предметов, способствуете развитию его речи и, одновременно, рассказываете о неизвестных ранее особенностях и функциях предмета, что расширит его кругозор.
Давайте поиграем в игру «Шарады»! Два или три человека будут объяснять слова, а остальные попробуют их угадать.
Игра "Вставь слово":
Задание: Попроси ребенка подобрать слова, означающие завершение действия.
Игра " Добавь слово":
Описание: Предлагаем ребенку подобрать слова, которые обозначили бы окончание действия.
- Маша проснулась и... (пошла умываться).
- Вася надел пальто и... (пошел гулять).
- Он замерз и... (вернулся домой за теплой кофтой).
- Стали они петь. (песню вместе).
- Света пела (громко)
- А Вася (залез на табуретку).
Развивающие логику игры для детей дошкольного возраста:
1. Игровая деятельность "Прямой и обратный порядковый счёт":
Родители могут увлечь ребенка игрой, которая поможет ему освоить счет в прямом и обратном порядке. Например, можно начать с числа 10 и вместе считать до 1, а затем от 1 до 10. Такая игра способствует развитию логического мышления и пониманию последовательности чисел.
2. Занятия, направленные на развитие логики и мышления:
Игра "Ребусы" - увлекательное развлечение для детей, которое предлагает родителям интересный способ развития логического и ассоциативного мышления у своих чад. В этой игре дети должны расшифровать картинки и символы, чтобы отгадать скрытое слово или фразу. Такое упражнение способствует развитию аналитических способностей и умения работать с информацией.
Развивающие игры для критического мышления детей дошкольного возраста:
Игра "Черный ящик"
В этой игре юным участникам предстоит угадать, что находится внутри "черного ящика", используя только слуховые или другие подсказки, без возможности визуально осмотреть его содержимое.
Игра "Создай историю":
Родители могут придумать для детей игру, суть которой заключается в создании истории по заданным картинкам или предметам. Чтобы придумать историю, дети должны проявить логику и фантазию, соединив предметы в последовательную цепочку событий и сформировав сюжет.
Игра "Полезность или вредность"
В ходе этой деятельности дети анализируют определенное явление или ситуацию, рассматривая его положительные и отрицательные стороны. Такой подход позволяет им сформировать более полное понимание ситуации и сделать обоснованные выводы.
4. Заключение
Завершая нашу встречу, хочется оставить вас с мыслью: в 21 веке безграмотными не станут те, кто не владеет азбукой, а те, кто не способен учиться, отказываться от устаревших знаний и приобретать новые.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для знакомства родителей с функциональной грамотностью, можно использовать разные методы. Родительское собрание, лишь один из них.
Главное, что благодаря целенаправленной и систематической работе педагогов детского сада и родителей, мы сможем воспитать гармоничную личность, способную развиваться и достигать успехов в современном мире.
Приложение 1
Памятка для родителей:
Развитие функциональной грамотности дошкольников
Игровой подход:
Используйте игры и упражнения, такие как игры на сравнение, логические задачи и ролевые игры, чтобы сделать обучение интересным и эффективным.
Разнообразные задания:
Предлагайте разнообразные задания, которые развивают логическое мышление, внимание и память, такие как головоломки, задачи на логику и классификацию.
Повседневные ситуации:
Используйте повседневные ситуации для практики функциональной грамотности, обсуждая с детьми события дня, задавая вопросы о происходящем и стимулируя аналитическое мышление.
Чтение и обсуждение:
Читайте книги с детьми, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы о содержании книги и помогайте детям анализировать информацию.
Игры на сравнение:
Предлагайте игры, где дети должны сравнивать предметы, изображения или ситуации, чтобы развивать умение выделять существенные признаки и делать выводы.
Творческие задания:
Поощряйте детей к творческому мышлению, предлагая им составлять истории, решать нестандартные задачи или создавать свои проекты.
Поддержка и похвала:
Поощряйте усилия детей, поддерживайте их мотивацию к обучению функциональной грамотности через похвалу за достижения.
Интерактивные приложения:
Используйте образовательные приложения и игры на устройствах для развития функциональной грамотности через интерактивное обучение.
Регулярная практика:
Практикуйте навыки функциональной грамотности регулярно, чтобы закрепить знания и улучшить умения детей в различных аспектах.
Общение и взаимодействие:
Поощряйте детей к общению, задавайте им вопросы, слушайте их мнение, участвуйте в обсуждениях для развития функциональной грамотности через взаимодействие и коммуникацию.
Эти подробные рекомендации помогут вам, уважаемые родители, эффективно поддерживать развитие функциональной грамотности у своих дошкольников через практические действия и игровой подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской...
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»
Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...

«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...

Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»
В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...

«ТИМБИЛДИНГ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одним из основных элементов функциональной грамотности дошкольников является социально-коммуникативная грамотность. В ФГОС ДО обозначены целевые ориентиры: ребенок «...активно взаимодействует со...

