Консультация для педагогов Тема: «Картотека игр и упражнений по развитию внимания у детей 3–4 лет»
консультация (младшая группа)

 В дошкольном возрасте происходит развитие многих способностей, усвоение знаний и умений. Внимание детей 3 - 4 лет еще неустойчивое, они еще не могут долго сосредотачиваться на обьекте, быстро переключаются на другие предметы. У них преобладает непроизвольное внимание, а произвольное только формируется.  Именно игра является активной формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Картотека игр и упражнений по развитию внимания у детей 3–4  лет»

                                                                         Подготовила: Кузнецова Н. Ю,

 Педагог - психолог

МКДОУ Сортавальского МО РК ДС 23



Внимание у детей 3-4 лет носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок фокусируется на том, что ярко, интересно, громко, ново, а не на том, что ему поручили или что "надо". Объем внимания невелик, устойчивость низкая (5-10 минут), дети легко отвлекаются.

Задача педагога – развивать произвольное внимание, то есть способность целенаправленно сосредотачиваться на определенной деятельности, удерживать цель. Для этого используются игровые методики, которые увлекают ребенка и постепенно учат его концентрироваться.

Общие рекомендации при работе с детьми 3-4 лет:

1. Кратковременность: Длительность одного упражнения не должна превышать 5-7 минут.
2. Игровая форма: Все задания должны быть представлены как увлекательная игра.
3. Позитивное подкрепление: Хвалите ребенка за старание, даже если результат не идеален.
4. Разнообразие: Чередуйте игры на различные виды внимания (зрительное, слуховое, моторное).
5. Наглядность: Используйте яркие, крупные материалы.
6. Четкие инструкции: Объясняйте правила игры простыми и понятными словами.
7. Индивидуальный подход: Учитывайте темп и возможности каждого ребенка.
8. Физическая активность: Многие игры можно сочетать с движением.

Игры и упражнения на развитие ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ:

"Найди такой же"
• Цель: Развитие способности к сравнению, концентрация внимания на сходствах.
• Материалы: Парные картинки с изображением предметов, животных, геометрических фигур. Или наборы одинаковых мелких игрушек.
• Ход игры:
• Вариант 1: Воспитатель показывает одну картинку (или игрушку) и просит ребенка найти точно такую же среди нескольких других.
• Вариант 2: Дети получают по одной картинке, воспитатель называет предмет, и тот, у кого есть эта картинка, поднимает ее.
• Усложнение/Вариации: Увеличение количества предметов для выбора, использование картинок с большим количеством мелких деталей.
• Развивающие аспекты: Зрительное восприятие, умение сравнивать, усидчивость, мелкая моторика (при работе с игрушками).

"Чего не стало?"
• Цель: Развитие зрительной памяти, концентрация внимания, умение замечать изменения.
• Материалы: 3-5 знакомых ребенку игрушек или картинок.
• Ход игры: Воспитатель выставляет перед ребенком игрушки, просит их рассмотреть и запомнить. Ребенок закрывает глаза, воспитатель прячет одну игрушку. Ребенок открывает глаза и говорит, чего не стало.
• Усложнение/Вариации: Увеличение количества предметов, изменение порядка расстановки, замена одной игрушки на другую.
• Развивающие аспекты: Зрительная память, наблюдательность, речь.

"Найди отличия"
• Цель: Развитие концентрации внимания, наблюдательности, умения анализировать.
• Материалы: Парные картинки с 1-3 незначительными отличиями (например, цвет бантика, отсутствие цветочка).
• Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку две почти одинаковые картинки и просит найти, чем они отличаются.
• Усложнение/Вариации: Увеличение количества отличий, использование более мелких деталей.
• Развивающие аспекты: Внимание к деталям, логическое мышление, словарный запас (называние отличий).

"Собери по образцу"
• Цель: Развитие зрительного внимания, умение работать по образцу, пространственное мышление.
• Материалы: Конструктор Лего Дупло, крупные кубики, мозаика, счетные палочки. Карточка-образец с простой схемой.
• Ход игры: Воспитатель показывает ребенку готовую постройку или схему из 2-4 деталей. Ребенок должен собрать такую же.
• Усложнение/Вариации: Увеличение количества деталей, использование более сложных форм, создание постройки по словесной инструкции.
• Развивающие аспекты: Конструктивные навыки, мелкая моторика, усидчивость.

"Лабиринт"

• Цель: Развитие зрительной концентрации, усидчивости, умение следовать по заданной траектории.
• Материалы: Простые лабиринты (2-3 поворота) на

листе бумаги.
• Ход игры: Ребенку предлагается провести пальчиком (или карандашом) по дорожке от начала до конца лабиринта, не заходя за линии.
• Усложнение/Вариации: Увеличение сложности лабиринтов, использование карандаша.
• Развивающие аспекты: Мелкая моторика, координация "глаз-рука", наглядно-образное мышление.


Игры и упражнения на развитие СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

"Что слышно?"
• Цель: Развитие способности к концентрации на звуках окружающего мира.
• Материалы: Отсутствуют.
• Ход игры: Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и тихо послушать, какие звуки слышны за окном, в комнате. Затем дети по очереди называют, что они услышали.
• Усложнение/Вариации: Слушать звуки в записи (шум дождя, лай собаки, пение птиц), затем угадывать их.
• Развивающие аспекты: Слуховое восприятие, слуховая память, речь.

"Хлопни, если услышишь..."
• Цель: Развитие избирательности слухового внимания, умение выделять заданный звук/слово.
• Материалы: Отсутствуют.
• Ход игры: Воспитатель заранее договаривается с детьми, что они хлопнут в ладоши, если услышат, например, слово, обозначающее животное (или цвет, или звук "А"). Затем произносит ряд слов.
• Усложнение/Вариации: Использование других действий (топнуть ногой, подпрыгнуть), увеличение количества "целевых" слов.
• Развивающие аспекты: Слуховое внимание, дифференциация звуков, быстрота реакции.

"Громко-тихо"
• Цель: Развитие слухового внимания к изменению громкости звука, умение регулировать свои движения.
• Материалы: Музыкальный инструмент (бубен, свисток) или просто голос воспитателя.
• Ход игры: Дети бегают/ходят по комнате. Когда воспитатель издает громкий звук, дети бегают быстро. Когда тихий – ходят на носочках медленно.
• Усложнение/Вариации: Использование разных действий (прыгать, стоять на одной ноге) в зависимости от громкости.
• Развивающие аспекты: Слуховое восприятие, координация движений, самоконтроль.

"Где звенит?"
• Цель: Развитие слуховой локализации, концентрация внимания на источнике звука.
• Материалы: Колокольчик или бубен.
• Ход игры: Ребенок закрывает глаза. Воспитатель перемещается по комнате и звенит колокольчиком. Ребенок должен указать направление, откуда доносится звук.
• Усложнение/Вариации: Увеличение расстояния, изменение высоты звука (звук сверху, снизу).
• Развивающие аспекты: Слуховое внимание, пространственная ориентировка.


Игры и упражнения на развитие МОТОРНОГО ВНИМАНИЯ (внимания к собственным движениям):

"Повтори за мной"
• Цель: Развитие способности к точному воспроизведению движений, концентрация внимания.
• Материалы: Отсутствуют.
• Ход игры: Воспитатель показывает простое движение (хлопок в ладоши, приседание, поворот головы), дети повторяют.
• Усложнение/Вариации: Увеличение количества движений в цепочке (2-3 движения), усложнение самих движений.
• Развивающие аспекты: Моторная координация, зрительная память на движения, внимательность.

"Делай, как я, но наоборот"
• Цель: Развитие переключения внимания, торможение импульсивных реакций.
• Материалы: Отсутствуют.
• Ход игры: Воспитатель показывает движение (например, поднимает руки вверх), дети должны сделать наоборот (опустить руки вниз).
• Усложнение/Вариации: Использование 2-3 противоположных движений, увеличение скорости.
• Развивающие аспекты: Переключение внимания, самоконтроль, логическое мышление.

"Запретное движение"
• Цель: Развитие произвольного внимания, торможение нежелательных действий.
• Материалы: Отсутствуют.
• Ход игры: Воспитатель показывает различные движения. Одно движение объявляется "запретным" (например, нельзя хлопать в ладоши). Дети повторяют все движения, кроме запретного.
• Усложнение/Вариации: Увеличение количества "запретных" движений, смена запретного движения по ходу игры.
• Развивающие аспекты: Произвольность внимания, самоконтроль, быстрота реакции.


Игры на развитие ТАКТИЛЬНОГО ВНИМАНИЯ:

"Чудесный мешочек"
• Цель: Развитие тактильного восприятия, концентрация внимания на ощущениях, умение распознавать предметы на ощупь.
• Материалы: Непрозрачный мешочек, 5-7 знакомых ребенку предметов разной формы, фактуры (кубик, шарик, шишка, пуговица, карандаш, машинка).
• Ход игры: Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает один предмет, старается угадать его, не вынимая. Затем вынимает и проверяет.
• Усложнение/Вариации: Увеличение количества предметов, использование похожих на ощупь предметов, описание предмета на ощупь.
• Развивающие аспекты: Тактильная чувствительность, речь, память.

Регулярное проведение таких игр и упражнений в доброжелательной, непринужденной обстановке способствует гармоничному развитию внимания у детей. Помните, что главное – это интерес ребенка и его положительные эмоции от процесса игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста

Картотека состоит из игр и упражнений на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста. Целью является развитие внимания, воображения, слухоречевой памяти, навыков социальной адаптации, р...

Консультация для педагогов Тема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Консультация для педагоговТема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста

Материал включает в себя интересные игры  и упражнения, направленные на развитие внимания ребенка....

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста

Играть, нельзя гулять: чем занять дошкольника в условиях самоизоляции. В картотеке представлены игры и упражнения, направленные на развитие устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения прои...

Консультация для педагогов Тема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Консультация для педагоговТема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста

laquo;Запрещенные движения»Цель: формировать собранность внимания.Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте вниматель...