ИОМ ОВЗ
рабочая программа (старшая группа)
Индивидуальный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития (ОВЗ)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития (ОВЗ)
Ф.И.О. воспитанника:
Группа: старшая
Дата рождения:
Дата составления маршрутного листа: сентябрь
Воспитатели:
Результаты педагогической диагностики: имеет низкий уровень в образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Образовательная область | Начало года | Конец года |
Познавательное развитие | Низкий | Ниже среднего |
Речевое развитие | Низкий | Ниже среднего |
Художественно-эстетическое развитие | Низкий | Ниже среднего |
Социально-коммуникативное развитие | Ниже среднего | Средний |
Проблема ребенка:
- не проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым;
- не имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи;
- не группирует однородные предметы, не выделяет один и много;
- не умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру;
- не сопровождает речью игровые и бытовые действия;
- в использовании усвоенных приёмов лепки;
- в чётком проговаривании некоторых звуков;
- не отвечает на простейшие вопросы;
- в определении первого звука в слове;
- в передаче несложного сюжета, объединяя несколько предметов и аккуратного закрашивания;
Уровень развития ребёнка ниже показателей возрастной нормы.
Методы для работы с детьми ОВЗ:
Игротерапия
Это психологический инструмент, который воздействует на детей через игру. В непринужденной обстановке дети учатся взаимодействию с другими людьми, познают мир и расширяют кругозор. Игра помогает понять, какие именно сложности испытывает конкретный ребенок, и скорректировать их.
Для детей с отклонениями будут полезны музыкальные игры или упражнения в сенсорной комнате. Это специально оборудованное помещение, которое помогает стимулировать все формы восприятия: обонятельное, тактильное, слуховое, зрительное, вкусовое и вестибулярное.
Психогимнастика
Это комплексы упражнений и игр, которые помогают расслаблять мышцы, выражать чувства и раскрепощаться эмоционально. Такие упражнения развивают познавательную и эмоционально-личностную сферу. Самый простой пример психогимнастики - игра “Делай как я”. Воспитатель показывает выразительные движения, а дети повторяют.
Сказкотерапия и куклотерапия
Сказкотерапия позволяет погрузить ребенка в определенную ситуацию на примере сказочных персонажей. Таким образом он развивает воображение, учится справляться со страхами и проживать свои эмоции. Сказкотерапия эффективна для детей, у которых трудности в физической, эмоциональной и поведенческой сфере. Сказкотерапия – это метод работы с детьми через сказки. Куклотерапия работает по принципу сказкотерапии, только вместо сказки воспитатель воспроизводит кукольный театр.
Мнемотехника
Позволяет детям быстрее запомнить, сохранить и даже воспроизвести информацию.
Технологии для работы с детьми ОВЗ:
Пескотерапия - развивает мелкую моторику, стимулирует мыслительные процессы, расслабляет и снимает стресс.
Здоровьесберегающая - обеспечивает ребенку возможность сохранения здоровья, формирует у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, учит использовать полученные знания в повседневной жизни (логоритмика, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика, физкультминутки).
Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ включиться в жизнь.
При работе с семьей необходимо формировать положительную мотивацию к сотрудничеству с педагогами, поскольку не всегда родитель адекватно оценивает состояние своего малыша, либо стиль воспитания и взаимодействия с обществом в силу сложившихся в семье традиций отвергает необходимость прислушиваться к мнению педагогов.
План работы специалистов с семьей:
1. Налаживание тесного взаимодействия с семьями, привлечение активных родителей к сотрудничеству, пассивных – к участию в организованных мероприятиях (совместные досуги, праздники).
2.Формирование психологической и педагогической грамотности: подготовка печатных материалов по развитию конструктивного взаимодействия с «особым» ребенком: подборка игр и упражнений, не требующих больших временных затрат; приемы, способствующие снятию напряжения у родителей.
Формы работы с родителями могут быть самыми разными: это беседы, консультации, обучение родителей совместным с детьми играм и упражнениям, составление индивидуальных программ для домашних занятий, участие в досуговых мероприятиях и групповых праздниках. Подобные формы работы позволяют привлечь особенно плохо мотивированных к сотрудничеству, или пассивных родителей к более близкому знакомству с педагогическим процессом в ДОУ, а также обратить внимание на успехи в социализации их «особого» ребенка в детском коллективе.
2.4 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленных в пяти образовательных областях
2.4.1 Познавательное развитие
Срок | Задачи | Содержание | Результат работы |
Сентябрь | Провести диагностику освоения содержания Программы в образовательной области «Познавательное развитие» | Диагностика | |
Октябрь | Классификация - овощии фрукты; Закреплять знания основных цветов и оттенков Развивать навыки счета до 10. Учить создавать постройку по рисунку. | Игры: «Найди, о чем я расскажу», «Что где растёт?» Узнай овощ и фрукт», Игра с ларчиком: «Помоги Гномикам» Пальчиковые игры со счетом. Дид. игра «Сосчитай и назови». Игры со строит. набором «Построй такую же поделку», «Сделай по рисунку». | |
Ноябрь | Учить считать до 3
Закрепить знания геометрических фигур, частей суток | Геометрическое лото. Кубики с цифрами. Игры с магнитными цифрами. «На что похожа цифра?». Набор картинок «Части суток», работа с календарем. Игра «Что сначала, что потом». | |
Декабрь | Сравнение предметов (по длине и ширине) Учить считать до 4 Закрепление знаний о времёнах года и их особенностях | Игра «Кто тянул репку первым, вторым и т. д.», «Назови по порядку». Игры с магнитными цифрами. Считалка «Дни недели». Набор картинок «Времена года». Игра «Что сначала, что потом?». | |
Январь | Сравнение предметов по высоте и толщине Учить считать до 5 Учить называть свой адрес. | Игры «Назови соседей», «Это ручка правая, это ручка левая». Работа в тетради с математическими заданиями. Наборы картинок с разными видами транспорта: наземный, воздушный, водный. Лото. Дид. игра «Раздели транспорт по видам». | |
Февраль | Классификация (игрушки, мебель, посуда, транспорт и др.) Закреплять знания своего имени и фамилии, имена и фамилия родителей. Счет до 6 | Считалка «Я умею считать». Игры «Назови предметы по величине», «Сравни ленточки», «Великан и гномик». Работа по календарю; сколько месяцев у зимы? | |
Март | Учить считать до 7; Ориентировка в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади) | Игры «Назови одним словом», «Найди лишний предмет», «Что из чего сделано». Игры с цифрами «Составь числовой ряд», «Сосчитай и покажи цифру». Кубики с цифрами: составь лесенку от 1 до 10. Наборы картинок о животных. Альбом «Моё село Новосёлово». | |
Апрель | Учить считать до 8; Ориентировка на листе бумаги. Учить называть страну, столицу. | Игры «Веселый поезд», «Сколько мальчиков и девочек». Пальчиковые игры, считалки. Работа в патриотическом уголке, рассматривание альбомов, книг, открыток. | |
Май | Смотреть сентябрь. |
2.4.2 Речевое развитие
Срок | Задачи | Содержание | Результат работы |
Сентябрь | Диагностика | ||
Октябрь | Продолжать работу по отчётливому произношению звуков в слогах, словах, фразах. Развивать мелкую моторику | «Скажи правильно», «Кто это?», Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики по тематике (ежедневно, в течение года). Игры со шнурками, с песком; нанизывание колечек, пуговиц на леску, шнурок. | |
Ноябрь | Расширять и активизировать словарный запас. Заучивание стихотворений об осени. Учить отвечать на вопросы взрослого, вести диалог. | Беседа - «Чем занимался на выходных?» Заучивание стихотворения «Осень» (с помощью мнемотаблицы). «Угадай, какой предмет загадали» С.- р. игры: «Супермаркет», «Больница» | |
Декабрь | Учить составлять рассказы по образцу, по картине и по серии сюжетных картинок Заучивание стихотворения о зиме. | «Зимние развлечения», «Зима», «Истории в картинках» Заучивание стихотворения о зиме с помощью мнемотаблицы. | |
Январь | Уметь подбирать к сущ. несколько прилагательных | «Подбери признак» «Какой, какая, какие?» | |
Февраль | Развивать слуховую и зрительную память, внимание. Заучивание стихотворений к празднику пап. | «Чего не стало?», «Найди отличие» «Будь внимателен» «Кто за кем?» | |
Март | Инсценирует и драматизирует сказки Заучивание стихотворений к празднику мам | «Теремок», «Три медведя» | |
Апрель | Учить определять место звука в слове (в начале) | «Назови первый звук в слове» | |
Май | Диагностика |
2.4.3 Художественно-эстетическое развитие
Срок | Задачи | Содержание | Результат работы |
Сентябрь | Диагностика | ||
Октябрь, ноябрь (лепка) | Закреплять умения лепить предметы круглой формы | «Грибы», «Овощи и фрукты» | |
Октябрь, ноябрь (рисование) | Закреплять умения рисовать предметы круглой формы | «Овощи», «Фрукты» | |
Октябрь, ноябрь (аппликация) | Продолжать учить пользоваться ножницами, нарезать полоски | «Укрась коврик», «Дорога» | |
Декабрь, январь (лепка) | Продолжать учить лепить предметы прямыми и круговыми движениями | «Новогодняя игрушка», «Снеговик» | |
Декабрь, январь (рисование) | Учить рисовать деревья | «Зимнее дерево», «Ёлочка» | |
Декабрь, январь (аппликация) | Учить нарезать полоски на квадраты и прямоугольники | «Дома на нашей улице», «Поезд» | |
Февраль, март (лепка) | Продолжать учить лепить предметы прямыми движениями рук и приёмом сплющивание. | «Угощение для гостей», «Посуда» | |
Февраль, март, апрель (рисование) | Закреплять умение рисовать деревья и цветы | «Деревья зимой», «Букет для мамы» | |
Февраль, март, апрель (аппликация) | Продолжать учить детей вырезать предметы круглой и овальной формы | « Поздравительная открытка для папы», «Открытка для мамы» | |
Май | Диагностика |
2.4.4 Социально-коммуникативное развитие
Срок | Задачи | Содержание | Результат работы |
Сентябрь | Диагностика | ||
Октябрь-декабрь | Продолжать учить совместным играм со сверстниками. Учить соблюдать правило игры | Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Супермаркет». Настольно – печатные игры, конструктора. Игры: «Найди и промолчи», «Дорожка препятствий», «Колечко» | |
Январь - февраль | Учить выполнять обязанности дежурного по столовой Учить выступать в роли ведущего в настольно- печатных играх. | Игровая ситуация «Встречаем гостей», «Помоги Незнайке» Д.и. «Автобус для зверят», «Глаголы в картинках», «Времена года». | |
Март - апрель | Учить вступать в диалог со сверстниками Продолжать учить обыгрывать роль в драматизации Формировать знания элементарных правил дорожного движения. | «Угадай, кого я опишу», «Загадочные животные» Игра – драматизация «Репка», «Теремок» Сюжетно - ролевые игры: «Гараж», «Путешествие», д.и. «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения». | |
Май | Диагностика |
2.4.5 Физическое развитие
Срок | Задачи | Содержание | Результат работы |
Сентябрь | Диагностика | ||
Октябрь-апрель | Выполнение утренней гимнастики. Упражнять детей в ходьбе и беге со сменой движения Соблюдение элементарных правил личной гигиены, самообслуживание | Ежедневная утренняя гимнастика, гимнастика после сна. Хождение по «Тропе здоровья». Режимные моменты | |
Учить проходить по гимнастической скамейке, упражнять в лазании и подлезании Упражнять в прыжках в длину с места | Упражнение: «Пройди ровно», игры с препятствиями «Кто дальше прыгнет?» «Перепрыгни - не задень» | ||
Учить подбрасывать и ловить мяч двумя руками; отбивать мяч о землю | Игры с мячом «Подбрось и поймай», «Поймай мяч и не урони» | ||
Продолжать учить ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону | «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Зайка», «Совушка», «Будь внимателен» | ||
Учить активному участию в подвижных играх | «Найди себе пару», «Делай как я», «Медведь и пчелы» | ||
Май | Диагностика |
