ИОМ ОВЗ
рабочая программа (старшая группа)

Толстикова Юлия Алексеевна

Индивидуальный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития (ОВЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития (ОВЗ)

Ф.И.О. воспитанника:

Группа: старшая

Дата рождения:

Дата составления маршрутного листа: сентябрь  

Воспитатели:

Результаты педагогической диагностики: имеет низкий уровень в образовательных областях: познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Образовательная область

Начало года

Конец года

Познавательное развитие

Низкий

Ниже среднего

Речевое развитие

Низкий

Ниже среднего

Художественно-эстетическое развитие

Низкий

Ниже среднего

Социально-коммуникативное развитие

Ниже среднего

Средний

Проблема ребенка:

  • не проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым;

  - не имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи;

  - не группирует однородные предметы, не выделяет один и много;

  - не умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру;

- не сопровождает речью игровые и бытовые действия;

- в использовании усвоенных приёмов лепки;

- в чётком проговаривании некоторых звуков;

  - не отвечает на простейшие вопросы;

  - в определении первого звука в слове;

  - в передаче несложного сюжета, объединяя несколько предметов и аккуратного закрашивания;

Уровень развития ребёнка  ниже показателей возрастной нормы.

Методы для работы с детьми ОВЗ:

Игротерапия

Это психологический инструмент, который воздействует на детей через игру. В непринужденной обстановке дети учатся взаимодействию с другими людьми, познают мир и расширяют кругозор. Игра помогает понять, какие именно сложности испытывает конкретный ребенок, и скорректировать их.

Для детей с отклонениями будут полезны музыкальные игры или упражнения в сенсорной комнате. Это специально оборудованное помещение, которое помогает стимулировать все формы восприятия: обонятельное, тактильное, слуховое, зрительное, вкусовое и вестибулярное. 

 

Психогимнастика

Это комплексы упражнений и игр, которые помогают расслаблять мышцы, выражать чувства и раскрепощаться эмоционально. Такие упражнения развивают познавательную и эмоционально-личностную сферу. Самый простой пример психогимнастики - игра “Делай как я”. Воспитатель показывает выразительные движения, а дети повторяют.

 

Сказкотерапия и куклотерапия

Сказкотерапия позволяет погрузить ребенка в определенную ситуацию на примере сказочных персонажей. Таким образом он развивает воображение, учится справляться со страхами и проживать свои эмоции. Сказкотерапия эффективна для детей, у которых трудности в физической, эмоциональной и поведенческой сфере. Сказкотерапия – это метод работы с детьми через сказки. Куклотерапия работает по принципу сказкотерапии, только вместо сказки воспитатель воспроизводит кукольный театр. 

Мнемотехника

Позволяет детям быстрее запомнить, сохранить и даже воспроизвести информацию.

 Технологии для работы с детьми ОВЗ:

Пескотерапия - развивает мелкую моторику, стимулирует мыслительные процессы, расслабляет и снимает стресс.

 Здоровьесберегающая - обеспечивает ребенку возможность сохранения здоровья, формирует у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, учит использовать полученные знания в повседневной жизни (логоритмика, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика, физкультминутки).

Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ включиться в жизнь.

При работе с семьей необходимо формировать положительную мотивацию к сотрудничеству с педагогами, поскольку не всегда родитель адекватно оценивает состояние своего малыша, либо стиль воспитания и взаимодействия с обществом в силу сложившихся в семье традиций отвергает необходимость прислушиваться к мнению педагогов.

 План работы специалистов с семьей:

1. Налаживание тесного взаимодействия с семьями, привлечение активных родителей к сотрудничеству, пассивных – к участию в организованных мероприятиях (совместные досуги, праздники).

2.Формирование психологической и педагогической грамотности: подготовка печатных материалов по развитию конструктивного взаимодействия с «особым» ребенком: подборка игр и упражнений, не требующих больших временных затрат; приемы, способствующие снятию напряжения у родителей.

Формы работы с родителями могут быть самыми разными: это беседы, консультации, обучение родителей совместным с детьми играм и упражнениям, составление индивидуальных программ для домашних занятий, участие в досуговых мероприятиях и групповых праздниках. Подобные формы работы позволяют привлечь особенно плохо мотивированных к сотрудничеству, или пассивных родителей к более близкому знакомству с педагогическим процессом в ДОУ, а также обратить внимание на успехи в социализации их «особого» ребенка в детском коллективе.

2.4 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленных в пяти образовательных областях

2.4.1 Познавательное развитие

Срок

Задачи

Содержание

Результат работы

Сентябрь

Провести диагностику освоения содержания Программы в образовательной области «Познавательное развитие»

Диагностика

Октябрь

Классификация - овощии фрукты;

Закреплять  знания основных цветов и оттенков

Развивать навыки счета до 10. Учить создавать постройку по рисунку.

Игры: «Найди, о чем я расскажу»,  «Что где растёт?»

Узнай овощ и фрукт»,

Игра с ларчиком: «Помоги  Гномикам»

Пальчиковые игры со счетом. Дид. игра «Сосчитай и назови». Игры со строит. набором «Построй такую же поделку», «Сделай по рисунку».

Ноябрь

Учить считать до 3

 

Закрепить знания  геометрических фигур, частей суток

Геометрическое лото. Кубики с цифрами. Игры с магнитными цифрами. «На что похожа цифра?». Набор картинок «Части суток», работа с календарем. Игра «Что сначала, что потом».

Декабрь

Сравнение предметов (по длине и ширине)

Учить считать до 4

Закрепление знаний о  времёнах года и их особенностях

Игра «Кто тянул репку первым, вторым и т. д.», «Назови по порядку». Игры с магнитными цифрами. Считалка «Дни недели». Набор картинок «Времена года». Игра «Что сначала, что потом?».

Январь

Сравнение предметов по высоте и толщине

Учить считать до 5

Учить называть свой адрес.

Игры «Назови соседей», «Это ручка правая, это ручка левая». Работа в тетради с математическими заданиями. Наборы картинок с разными видами транспорта: наземный, воздушный, водный. Лото. Дид. игра «Раздели транспорт по видам».

Февраль

Классификация  (игрушки, мебель, посуда, транспорт и др.)

Закреплять знания  своего имени и фамилии, имена и фамилия родителей.

Счет до 6

Считалка «Я умею считать». Игры «Назови предметы по величине», «Сравни ленточки», «Великан и гномик». Работа по календарю; сколько месяцев у зимы?

Март

Учить считать до 7;

Ориентировка в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади)

Игры «Назови одним словом», «Найди лишний предмет», «Что из чего сделано». Игры с цифрами «Составь числовой ряд», «Сосчитай и покажи цифру». Кубики с цифрами: составь лесенку от 1 до 10. Наборы картинок о животных.

Альбом «Моё село Новосёлово».

Апрель

Учить считать до 8;

Ориентировка на листе бумаги.

Учить называть  страну, столицу.

Игры «Веселый поезд», «Сколько мальчиков и девочек». Пальчиковые игры, считалки.

Работа в патриотическом уголке, рассматривание альбомов, книг, открыток.

Май

Смотреть сентябрь.

2.4.2 Речевое развитие

Срок

Задачи

Содержание

Результат работы

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

Продолжать работу по отчётливому произношению звуков  в слогах, словах, фразах.

Развивать мелкую моторику

«Скажи правильно»,

«Кто это?»,

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики по тематике (ежедневно, в течение  года).

Игры со шнурками, с песком; нанизывание колечек, пуговиц на леску, шнурок.

Ноябрь

Расширять и активизировать словарный запас.

Заучивание стихотворений об осени.

Учить  отвечать на вопросы взрослого, вести диалог.

Беседа - «Чем занимался на выходных?»

Заучивание стихотворения «Осень» (с помощью мнемотаблицы).

«Угадай, какой предмет загадали»

С.- р. игры: «Супермаркет», «Больница»

Декабрь

Учить составлять рассказы   по образцу, по  картине и по серии  сюжетных картинок

Заучивание  стихотворения о зиме.

«Зимние развлечения», «Зима», «Истории в картинках»

Заучивание стихотворения о зиме с помощью мнемотаблицы.

Январь

Уметь подбирать к сущ. несколько прилагательных

«Подбери признак»

«Какой, какая, какие?»

Февраль

Развивать слуховую и зрительную память, внимание.

Заучивание стихотворений к празднику пап.

«Чего не стало?»,  «Найди отличие»

«Будь внимателен»

«Кто за кем?»

Март

Инсценирует и драматизирует сказки

Заучивание стихотворений к празднику мам

«Теремок», «Три медведя»

Апрель

Учить определять место звука в слове (в начале)

 «Назови первый звук в слове»

Май

Диагностика

2.4.3 Художественно-эстетическое развитие

Срок

Задачи

Содержание

Результат работы

Сентябрь

Диагностика

Октябрь, ноябрь (лепка)

Закреплять умения лепить предметы круглой формы

«Грибы», «Овощи и фрукты»

Октябрь, ноябрь (рисование)

Закреплять умения рисовать предметы круглой формы

«Овощи», «Фрукты»

Октябрь, ноябрь (аппликация)

Продолжать учить пользоваться ножницами, нарезать полоски

«Укрась коврик», «Дорога»

Декабрь, январь (лепка)

Продолжать учить лепить предметы прямыми и круговыми движениями

«Новогодняя игрушка», «Снеговик»

 Декабрь, январь (рисование)

Учить рисовать деревья

«Зимнее дерево», «Ёлочка»

Декабрь, январь (аппликация)

Учить нарезать полоски на квадраты и прямоугольники

 «Дома на нашей улице»,

«Поезд»

 Февраль, март (лепка)

Продолжать учить лепить предметы прямыми движениями рук и приёмом сплющивание.

«Угощение для гостей», «Посуда»

Февраль, март, апрель (рисование)

Закреплять умение рисовать деревья и цветы

«Деревья зимой», «Букет для мамы»

Февраль, март, апрель (аппликация)

Продолжать учить детей вырезать предметы круглой и овальной формы

« Поздравительная открытка для папы», «Открытка для мамы»

Май

Диагностика

2.4.4 Социально-коммуникативное развитие

Срок

Задачи

Содержание

Результат работы

Сентябрь

Диагностика

Октябрь-декабрь

Продолжать учить  совместным играм со сверстниками.

Учить соблюдать правило игры

Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Супермаркет». Настольно – печатные игры, конструктора.

Игры: «Найди и промолчи», «Дорожка препятствий», «Колечко»

Январь - февраль

Учить выполнять обязанности дежурного по столовой

Учить выступать в роли ведущего в настольно- печатных играх.

Игровая ситуация «Встречаем гостей», «Помоги Незнайке»

Д.и. «Автобус для зверят», «Глаголы в картинках», «Времена года».

Март - апрель

Учить вступать в диалог со сверстниками

Продолжать учить обыгрывать роль в драматизации

Формировать знания элементарных правил дорожного движения.

«Угадай, кого я опишу», «Загадочные животные»

Игра – драматизация «Репка», «Теремок»

Сюжетно - ролевые игры: «Гараж», «Путешествие», д.и. «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения».

Май

Диагностика

2.4.5 Физическое развитие

Срок

Задачи

Содержание

Результат работы

Сентябрь

Диагностика

Октябрь-апрель

 Выполнение утренней гимнастики. Упражнять  детей в ходьбе и беге со сменой движения

 Соблюдение элементарных правил личной гигиены, самообслуживание

Ежедневная утренняя гимнастика, гимнастика после сна.

Хождение по «Тропе здоровья».

Режимные моменты

Учить проходить по гимнастической скамейке, упражнять в лазании и подлезании

Упражнять в прыжках в длину с места

Упражнение: «Пройди ровно», игры с препятствиями

«Кто дальше прыгнет?»

«Перепрыгни - не задень»

Учить подбрасывать и ловить мяч двумя руками; отбивать мяч о землю

Игры с мячом «Подбрось и поймай», «Поймай мяч и не урони»

 Продолжать учить ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону

«Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Зайка», «Совушка»,

«Будь внимателен»

Учить активному участию в подвижных играх

«Найди себе пару», «Делай как я», «Медведь и пчелы»

Май

Диагностика