Сценарий познавательного занятия для детей с ОВЗ
план-конспект занятия (старшая группа)
Познавательное: Закрепить признаки зимы (холодно, снег, лед), познакомить с атрибутами Нового года (елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки).
- Развивающие: Развивать тактильное, слуховое, зрительное восприятие; мелкую моторику; пассивный и активный словарь; умение действовать по образцу и простой инструкции.
- Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в совместной деятельности, создавать предпраздничное настроение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий познавательного занятия для детей с ОВЗ
Тема: «Волшебные снежинки: путешествие в Новый год»
Возраст: 5-10 лет (в зависимости от уровня развития)
Цель: Формирование представлений о зиме и празднике Новый год через активизацию разных анализаторов.
Продолжительность: 25-35 минут.
Задачи:
- Образовательные: Закрепить признаки зимы (холодно, снег, лед), познакомить с атрибутами Нового года (елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки).
- Развивающие: Развивать тактильное, слуховое, зрительное восприятие; мелкую моторику; пассивный и активный словарь; умение действовать по образцу и простой инструкции.
- Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в совместной деятельности, создавать предпраздничное настроение.
Оборудование и материалы:
- Тактильные коробочки/мешочки: с ватой (снег), кусочками льда (в целлофане), еловыми веточками или шишками, мишурой.
- Визуальная поддержка: Картинки PECS (ПЕКС) или пиктограммы: «зима», «снег», «елка», «Дед Мороз», «подарок». Расписание занятия в картинках.
- Аудиоматериалы: Спокойная новогодняя музыка (например, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»), звук метели, ветра.
- Материалы для творчества: Синие или голубые листы бумаги, клей-карандаш, заранее заготовленные белые бумажные полоски (для аппликации «Снежинка»), вата, белая гуашь для пальчикового рисования.
- Предметы: Небольшая искусственная елочка, коробка с «подарками» (это могут быть сенсорные игрушки-антистресс или любимые ребенком предметы для поощрения).
- Индивидуальные средства: Нагрудники, салфетки влажные и сухие (по необходимости).
Ход занятия:
1. Организационный момент. «Приветствие-настроение» (3-5 мин)
Цель: Создать эмоциональный настрой, обозначить начало занятия.
- Педагог: Садится рядом с детьми на одном уровне. Звучит тихая, спокойная музыка.
- Действие: «Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окошко. К нам в гости пришла Зима. Давайте с ней поздороваемся».
- Элемент ритмики: Педагог берет руку ребенка и мягко хлопает ею по своей ладони, напевая или проговаривая: «Здрав-ствуй, Ма-ша! Здрав-ствуй, Са-ша! Мы се-год-ня ра-ды вам!»
- Визуальная поддержка: Показываем картинку «Занятие начинается».
2. Вводная часть. «Волшебный снежный мешок» (7-10 мин)
Цель: Активизировать тактильные ощущения, познакомить с признаками зимы.
- Педагог: «Зима принесла нам волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что в нем».
- Тактильная игра: По очереди каждый ребенок опускает руку в мешочек или тактильную коробку и на ощупь достает один предмет.
- Вата: «Это снег. Он белый, мягкий, холодный». Даем потрогать, просим повторить или показать жестом «холодно» (обнять себя за плечи).
- Еловая ветка/шишка: «Это елочка. Она колючая, пахнет лесом». Даем понюхать, аккуратно потрогать.
- Лед (в пакете): «Это лед. Он холодный, твердый, скользкий».
- Мишура: «Это украшение. Оно блестит, сверкает. Елка наряжается».
- Закрепление: После каждого предмета педагог показывает соответствующую картинку (PECS) и просит детей найти такую же среди 2-3 вариантов. «Покажи, где снег? Молодец!»
3. Физкультминутка. «Снежинки танцуют» (3-5 мин)
Цель: Смена деятельности, развитие общей моторики, снятие напряжения.
- Педагог: «А теперь мы с вами превратимся в снежинок!»
- Действия под аудиозапись (спокойная музыка):
- «Снежинки кружатся на ветру» (кружимся на месте).
- «Подул ветер — снежинки полетели» (бежим на носочках по кругу).
- «Ветер стих — снежинки упали на землю» (медленно приседаем на корточки и замираем).
- Повторяем 2-3 раза. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно выполнять движения руками (круговые движения кистями) сидя на стуле.
4. Основная деятельность. Творческая мастерская «Украсим снежинку» (10-12 мин)
Цель: Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, умения работать по образцу.
- Вариант А (для детей с более сохранной моторикой): Аппликация «Снежинка» из полосок.
- Педагог показывает готовую снежинку. «Будем делать снежинку. Смотри, как я».
- Дети наклеивают заранее приготовленные белые полоски бумаги на синий фон, создавая простой крест, а затем диагональный крест (лучики снежинки). Педагог помогает, используя прием «рука в руке».
- Вариант Б (для детей с выраженными нарушениями моторики): Пальчиковое рисование «Снегопад» или аппликация из ваты.
- «Пойдет снежок». Дети окунают палец в белую гуашь и оставляют отпечатки на синем листе.
- Или намазывают клей на заранее нарисованную елку/снежинку и приклеивают кусочки ваты.
- Похвала: Каждого ребенка хвалят за его работу. «Какая красивая снежинка у Маши! Молодец, Саша, какой снежок!»
5. Завершающая часть. «Сюрприз от Деда Мороза» (3-5 мин)
Цель: Закрепить положительные эмоции, завершить занятие ритуалом.
- Педагог: «Ребята, посмотрите, какая у нас нарядная елочка! (Обращает внимание на приготовленную елочку). А под елкой что-то есть! Это подарки от Деда Мороза!»
- Ритуал: Под музыку педагог достает коробку и каждому ребенку вручает небольшой предсказуемый подарок (одинаковый для всех, чтобы избежать конфликтов). Это может быть сенсорная игрушка, погремушка, любимый стимул ребенка.
- Прощание: «Спасибо вам, снежинки! Вы были сегодня очень старательными. Новый год скоро! Давайте попрощаемся». Произносится прощальный стишок-ритуал, аналогичный приветственному. Показывается картинка «Занятие окончено».
- Методические пособия и книги:
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом». — В этой книге вы найдете основы работы с тактильными материалами, что идеально подходит для блока «Волшебный снежный мешок».
- Карасёва Е.Р. «Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». — Содержит практические рекомендации по структурированию занятий.
- Грузинова Т.В. «Дети с ОВЗ в детском саду. Развитие и коррекция в игре». — Поможет адаптировать игровые моменты под возможности детей.
- Серия «Школа 7 гномов» (для соответствующего возраста), разделы про зиму и Новый год. — Можно использовать как источник идей и наглядных материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста Тема занятия: Профессия моих родителей
Формировать представления детей о трудовой деятельности - её цели, планировании, общественном значении;Конспект занятия, цели, материал, предварительная работа....
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРАВА МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ»
Цель: Расширить представления дошкольников об их правах...

Сценарий познавательного развлечения для детей по ПДД "В гостях у светофора"
Сценарий познавательного развлечения для старших дошкольников...

Сценарий познавательно-игровой программы детей старшего дошкольного возраста по теме: «ПДД»
Мероприятие по ПДД...

Сценарий познавательного занятия «Мы - помощники природы»
Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной, дать детям представления о том, какие действия людей м...

Сценарий познавательного занятия: «12 апреля - Международный день космонавтики»
Сценарий познавательного занятия:...