Сценарий познавательного занятия для детей с ОВЗ
план-конспект занятия (старшая группа)

         Познавательное: Закрепить признаки зимы (холодно, снег, лед), познакомить с атрибутами Нового года (елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки).

  • Развивающие: Развивать тактильное, слуховое, зрительное восприятие; мелкую моторику; пассивный и активный словарь; умение действовать по образцу и простой инструкции.
  • Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в совместной деятельности, создавать предпраздничное настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya_dlya_detey_s_ovz.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий познавательного занятия для детей с ОВЗ

Тема: «Волшебные снежинки: путешествие в Новый год»
Возраст: 5-10 лет (в зависимости от уровня развития)
Цель: Формирование представлений о зиме и празднике Новый год через активизацию разных анализаторов.
Продолжительность: 25-35 минут.

Задачи:

  • Образовательные: Закрепить признаки зимы (холодно, снег, лед), познакомить с атрибутами Нового года (елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки).
  • Развивающие: Развивать тактильное, слуховое, зрительное восприятие; мелкую моторику; пассивный и активный словарь; умение действовать по образцу и простой инструкции.
  • Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в совместной деятельности, создавать предпраздничное настроение.

Оборудование и материалы:

  • Тактильные коробочки/мешочки: с ватой (снег), кусочками льда (в целлофане), еловыми веточками или шишками, мишурой.
  • Визуальная поддержка: Картинки PECS (ПЕКС) или пиктограммы: «зима», «снег», «елка», «Дед Мороз», «подарок». Расписание занятия в картинках.
  • Аудиоматериалы: Спокойная новогодняя музыка (например, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»), звук метели, ветра.
  • Материалы для творчества: Синие или голубые листы бумаги, клей-карандаш, заранее заготовленные белые бумажные полоски (для аппликации «Снежинка»), вата, белая гуашь для пальчикового рисования.
  • Предметы: Небольшая искусственная елочка, коробка с «подарками» (это могут быть сенсорные игрушки-антистресс или любимые ребенком предметы для поощрения).
  • Индивидуальные средства: Нагрудники, салфетки влажные и сухие (по необходимости).

Ход занятия:

1. Организационный момент. «Приветствие-настроение» (3-5 мин)

Цель: Создать эмоциональный настрой, обозначить начало занятия.

  • Педагог: Садится рядом с детьми на одном уровне. Звучит тихая, спокойная музыка.
  • Действие: «Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окошко. К нам в гости пришла Зима. Давайте с ней поздороваемся».
  • Элемент ритмики: Педагог берет руку ребенка и мягко хлопает ею по своей ладони, напевая или проговаривая: «Здрав-ствуй, Ма-ша! Здрав-ствуй, Са-ша! Мы се-год-ня ра-ды вам!»
  • Визуальная поддержка: Показываем картинку «Занятие начинается».

2. Вводная часть. «Волшебный снежный мешок» (7-10 мин)

Цель: Активизировать тактильные ощущения, познакомить с признаками зимы.

  • Педагог: «Зима принесла нам волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что в нем».
  • Тактильная игра: По очереди каждый ребенок опускает руку в мешочек или тактильную коробку и на ощупь достает один предмет.
  • Вата: «Это снег. Он белый, мягкий, холодный». Даем потрогать, просим повторить или показать жестом «холодно» (обнять себя за плечи).
  • Еловая ветка/шишка: «Это елочка. Она колючая, пахнет лесом». Даем понюхать, аккуратно потрогать.
  • Лед (в пакете): «Это лед. Он холодный, твердый, скользкий».
  • Мишура: «Это украшение. Оно блестит, сверкает. Елка наряжается».
  • Закрепление: После каждого предмета педагог показывает соответствующую картинку (PECS) и просит детей найти такую же среди 2-3 вариантов. «Покажи, где снег? Молодец!»

3. Физкультминутка. «Снежинки танцуют» (3-5 мин)

Цель: Смена деятельности, развитие общей моторики, снятие напряжения.

  • Педагог: «А теперь мы с вами превратимся в снежинок!»
  • Действия под аудиозапись (спокойная музыка):
  • «Снежинки кружатся на ветру» (кружимся на месте).
  • «Подул ветер — снежинки полетели» (бежим на носочках по кругу).
  • «Ветер стих — снежинки упали на землю» (медленно приседаем на корточки и замираем).
  • Повторяем 2-3 раза. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно выполнять движения руками (круговые движения кистями) сидя на стуле.

4. Основная деятельность. Творческая мастерская «Украсим снежинку» (10-12 мин)

Цель: Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, умения работать по образцу.

  • Вариант А (для детей с более сохранной моторикой): Аппликация «Снежинка» из полосок.
  • Педагог показывает готовую снежинку. «Будем делать снежинку. Смотри, как я».
  • Дети наклеивают заранее приготовленные белые полоски бумаги на синий фон, создавая простой крест, а затем диагональный крест (лучики снежинки). Педагог помогает, используя прием «рука в руке».
  • Вариант Б (для детей с выраженными нарушениями моторики): Пальчиковое рисование «Снегопад» или аппликация из ваты.
  • «Пойдет снежок». Дети окунают палец в белую гуашь и оставляют отпечатки на синем листе.
  • Или намазывают клей на заранее нарисованную елку/снежинку и приклеивают кусочки ваты.
  • Похвала: Каждого ребенка хвалят за его работу. «Какая красивая снежинка у Маши! Молодец, Саша, какой снежок!»

5. Завершающая часть. «Сюрприз от Деда Мороза» (3-5 мин)

Цель: Закрепить положительные эмоции, завершить занятие ритуалом.

  • Педагог: «Ребята, посмотрите, какая у нас нарядная елочка! (Обращает внимание на приготовленную елочку). А под елкой что-то есть! Это подарки от Деда Мороза!»
  • Ритуал: Под музыку педагог достает коробку и каждому ребенку вручает небольшой предсказуемый подарок (одинаковый для всех, чтобы избежать конфликтов). Это может быть сенсорная игрушка, погремушка, любимый стимул ребенка.
  • Прощание: «Спасибо вам, снежинки! Вы были сегодня очень старательными. Новый год скоро! Давайте попрощаемся». Произносится прощальный стишок-ритуал, аналогичный приветственному. Показывается картинка «Занятие окончено».

  1. Методические пособия и книги:
  • Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом». — В этой книге вы найдете основы работы с тактильными материалами, что идеально подходит для блока «Волшебный снежный мешок».
  • Карасёва Е.Р. «Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». — Содержит практические рекомендации по структурированию занятий.
  • Грузинова Т.В. «Дети с ОВЗ в детском саду. Развитие и коррекция в игре». — Поможет адаптировать игровые моменты под возможности детей.
  • Серия «Школа 7 гномов» (для соответствующего возраста), разделы про зиму и Новый год. — Можно использовать как источник идей и наглядных материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста Тема занятия: Профессия моих родителей

Формировать представления детей о трудовой деятельности  -  её цели, планировании, общественном значении;Конспект занятия, цели, материал, предварительная работа....

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Сценарий познавательного развлечения для детей по ПДД "В гостях у светофора"

Сценарий познавательного развлечения для старших дошкольников...

Сценарий познавательного занятия «Мы - помощники природы»

Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной, дать детям представления о том, какие действия людей м...

Сценарий познавательного занятия: «12 апреля - Международный день космонавтики»

                         Сценарий познавательного занятия:...