Консультация для воспитателей. «Предметно-развивающая среда для социального развития дошкольников»
консультация
Предметно-развивающая среда для социального развития дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 11.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
«Предметно-развивающая среда для социального развития дошкольников»
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Позитивная социализация детей дошкольного возраста- это основная цель социально-коммуникативного развития детей в рамках ДОУ.
Ряд условий для успешного социального развития ребенка в рамках ДОУ
•использование в практике работы ДОУ здоровье сберегающих образовательных технологий;
• реализация общеобразовательной программы;
• обогащение предметно-пространственной среды.
То есть, работа над содержанием предметно-пространственной среды является необходимым условием для решения задач социального развития дошкольника в рамках ДОУ.
Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Принципы предметно-развивающей среды :
• принцип насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы);
• принцип трансформируемости (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации);
•принцип полифункциональности возможность разнообразного использования);
• принцип вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала);
• принцип доступности (свободный доступ к игровым пособиям);
• принцип безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться:
- содержанием образовательной деятельности в данной образовательной области;
- возрастной категорией детей.
В ДОУ социально-коммуникативное развитие ребенка реализуется в четырех направлениях:
- игровая деятельность,
- патриотическое воспитание,
- формирование основ безопасности,
- трудовое воспитание.
Охарактеризуем предметно-развивающую среду по каждому направлению.
1. Игровая деятельность.
Развитие игровой деятельности детей происходит с целью освоения различных социальных ролей.
В группе может быть оборудован или оборудованы зоны сюжетно-ролевых игр, в которых сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм.
2. Патриотическое воспитание.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Поэтому важную роль играет создание в группе патриотического уголка. Патриотический уголок помогает педагогу познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны. В зависимости от возрастного этапа уголок будет дополняться и трансформироваться.
3. Основы безопасной жизнедеятельности.
Основная цель работы с дошкольниками — расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность.
Для достижения цели в группе могут быть:
- макет перекрёстка, набор дорожных знаков, макеты светофоров
- атрибуты инспектора ДПС (жезлы, жилеты);
- набор транспортных средств;
- иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;
- плакаты по безопасности поведения на улице и в быту;
- дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
В связи с этим традиционные формы обучения могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Одной из задач детского сада в русле данной проблемы является создание безопасной среды в учреждении и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях.
Предметная среда здесь определяется «естественными основаниями», то есть тем, как, в каких формах и видах деятельности в каждом возрастном периоде происходит процесс приобщения ребенка к культурным ценностям.
4. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Выделяют следующие виды труда:
1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)
2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).
3. Дежурство по столовой и занятиям.
4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду).
5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы).
Также выделяют три основные формы организации труда детей:
1. Поручение
2. Дежурство
3. Коллективно - трудовая деятельность (старшая и выпускная группы).
Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра..
Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Труд воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.
Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Для этого в группе имеются уголки дежурных. Дети помогают сервировать столы, используя схемы сервировки. Воспитанники активно помогают в поливе цветов, опрыскивании листвы, рыхлении почвы, пересадке на участке детского сада.
На основании ФГОС предметно-развивающая среда должна быть открытой, незамкнутой. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно- развивающую среду для социального развития дошкольника любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, ведущую роль игровой деятельности, а также психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»
Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...
