Тема инновационного педагогического опыта: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада».
методическая разработка (старшая группа)

Машадаева Наталья Николаевна

В современном обществе произошли изменения, которые привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются внутренние психологические позиции детей и их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, можно отметить, что многим девочкам не хватает скромности, нежности, терпения, и они не умеют разрешать конфликтные ситуации мирным путем. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, физически слабы, не обладают выносливостью, не имеют культуры поведения по отношению к девочкам. Содержание детских игр также вызывало тревогу: дети демонстрировали поведение, не соответствующее полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять роли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

     

Тема инновационного педагогического опыта:

«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада».

Актуальность

Проблема воспитания ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками.

В современном обществе произошли изменения, которые привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются внутренние психологические позиции детей и их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, можно отметить, что многим девочкам не хватает скромности, нежности, терпения, и они не умеют разрешать конфликтные ситуации мирным путем. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, физически слабы, не обладают выносливостью, не имеют культуры поведения по отношению к девочкам. Содержание детских игр также вызывало тревогу: дети демонстрировали поведение, не соответствующее полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе работы воспитанники не имели возможности самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, когда требовалась физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где требовались внимательность и аккуратность. Беседы с родителями, их анкетирование также показали, что их знания об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны.

Все это позволило сделать вывод о необходимости создания условий для гендерной социализации дошкольников в дошкольных учреждениях.

Основная  идея опыта.

Ведущей педагогической идеей опыта является создание условий для гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Работа по гендерному воспитанию дошкольников включает в себя как различные виды учебно-игровой деятельности,  так и  особенности в режимных моментах.

Однако на занятиях, основанных на непосредственном воспитательном влиянии взрослого, в работе, в повседневной жизни невозможно реализовать все задачи гендерного воспитания; важная роль должна принадлежать различным играм. Специально подобранные игры служат хорошим дополнением к занятиям по ознакомлению с обобщенными понятиями, а также помогают обеспечить накопление представлений о различии между мальчиками и девочками. Это и является их развивающей и главной ролью.

Цель моего опыта.

Основной целью моего педагогического опыта является повышение профессионального уровня по данной теме, систематизация работы по гендерному подходу в воспитании детей дошкольного возраста.        

Воплощение педагогического опыта работы осуществляется в совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной организованной образовательной деятельности, а также при проведении режимных моментов, которые помогают дошкольнику накопить представления о своей гендерной идентичности.

 Для реализации поставленной цели мною были выделены основные задачи:

1.Накопить профессиональный опыт по данной теме можно путем изучения соответствующей литературы, посещения РМО, интернет- публикаций по изучаемой теме.

2.Пополнить уже имеющиеся теоретические  знания о психосоциальных различиях между девочками и мальчиками, а также особенностях их воспитания и обучения.

3.Организовывать учебный процесс с детьми в группе с учетом их гендерных особенностей.

4.Способствовать формированию гендерной компетентности у родителей воспитанников.

5.Разработать долгосрочный план работы с детьми и их родителями.

6.Подготовить и провести консультацию для педагогов ДОО: «Гендерное воспитание детей в детском саду».

Теоретическая база, опора на современные педагогические теории.

Изучение работ отечественных исследователей и педагогов показало мне, что гендерное воспитание на современном этапе понимается как педагогическая деятельность, направленная на привитие детям навыков гендерного поведения, культуры половых отношений, способствующая позитивной гендерной социализации.

Проанализировав исследования В. Е. Кагана и С. В. Ковалёва, я могу говорить о том, что в определенный исторический период воспитание девочек и мальчиков было отмечено разнообразием событий в семейной жизни и носило общий характер. С психолого - физиологической точки зрения предполагалось, для того, чтобы стать личностью, надо быть либо женщиной, либо мужчиной. Чем более фундаментальным и разнообразным становится несоответствие между этими принципами, тем сильнее их взаимный интерес и потребность друг в друге.

 Педагогическая направленность моей работы проявляется в комплексном изучении содержания, условий, форм, методов, средств и результатов гендерного воспитания в разные исторические периоды и на современном этапе в дошкольном детстве. 

 Педагогические особенности гендерного воспитания я отметила, проанализировав исследования Т. В. Архиреевой, Л. А. Арутюновой и         Н. К. Ледовских. Вопросы раздельного и совместного воспитания мальчиков меня заинтересовали в работах М. М. Рубинштейна Н. Е. Раскина,                  И. В. Тельнюк.

Важные моменты теории и методики воспитания детей в процессе полоролевой социализации в дошкольном возрасте я отметила в исследованиях М. А. Радзивиловой.

А. И. Захаров считает, что семья оказывает большое влияние на развитие гендерных стереотипов в представлении детей дошкольного возраста. Отсюда также я отметила тот факт: мать - главный учитель в семье, и от нее зависит прочность семейных уз и судьба детей. Высшие добродетели женщины - это терпение, любовь и мудрость, которые являются большим дефицитом в современной женщине. Мужчины же стали пассивными в проявлении своих функций кормильца, защитника и опоры семьи.

В инновационном педагогическом опыте мною были изучены и использованы следующие методические пособия:

1. Доронова, Т. Н. Девочки и мальчики 3 – 4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова. – М. : Линка – Пресс, 2009. – 212с.
          В данном пособии подробно представлено годовое планирование воспитательно  -  образовательной работы с детьми с учетом их гендерных особенностей, а также описана работа с родителями. 

2. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по – разному / В. Д. Еремеева. – М. : Учебная литература, 2008. – 160с.

3. Ефремова, В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира нейропсихологии : пособие воспитателям, учителям, школьным психологам / В. Д. Ефремова,   Т. П. Хризман. – М. : Линка – Пресс, 1998. -  184с.

Изучив книги, я отметила, что при работе с детьми никогда нельзя забывать, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

4. Михайленко, И. Я. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду / Н. А. Короткова, И. Я. Михайленко. – М.: Учебный центр им.              Л. А. Венгера «Развитие», 2000. – 96с.

Из данного пособия я открыла для себя  новый подход к организации сюжетной игры в детском саду; стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретной тактики взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства.

         Дополнительно использую учебно-методическую литературу:

5. Практикум по гендерной психологии / под. ред. И. С. Клециной. – СПб. : Питер, 2003. – 479с.

6. Соколова, Л. В. Воспитание ребенка в русских традициях /               А. Ф. Некрылова, Л. В. Соколова. – М. : Айрис – пресс, 2003. – 208с.

7. Татаринцева, Н. Е. Поролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций : учеб. пособие  / Н. Е. Татаринцева. М. : Центр педагогического образования, 2008. – 96с.

Анализ приведенного выше перечня литературы позволил мне выявить ряд взаимосвязанных условий в гендерном воспитании детей дошкольного возраста в современном обществе. Опираясь на изученный материал, весь процесс по гендерному развитию, я нацеливаю на формирование у детей представлений о выделении себя как представителя определенного пола. Это самая важная личностная категория, которую присваивает себе каждый человек.

Новизна опыта в том, чтобы научить детей познавать свою гендерную принадлежность через игровую деятельность.

Изучая методическую литературу, используя опыт педагогической работы,  подобрала дидактические игры, различные упражнения, интересные подходы, способствующие развитию гендерного воспитания дошкольников. Всё это должно происходить параллельно и при этом очень естественно.

 Технология опыта.

На первый взгляд можно представить, что нельзя воспитывать мальчиков и девочек одинаково, нельзя требовать от девочек быть похожими на мальчиков, не уступать им ни в чем, соревноваться с ними. Но дифференцированное воспитание - это не отдельное воспитание. Только тесно общаясь, дети разных полов могут научиться уважать чувства и поступки друг друга.

Опыт работы представлен одной единой системой по внедрению в воспитательно - образовательный процесс: проектов, конспектов непосредственно - образовательной деятельности, консультаций для родителей и воспитателей.

На формирующем этапе  разработан проект: «Дружат мальчики и девочки», в котором задействованы воспитатели, родители, дети.

Были использованы разнообразные формы работы:

-Дидактические игры: «Мама и дочка», «Пора обедать», «Перед сном», «Мама пришла с работы», «Чья очередь гулять с Тузиком?», «Папа – хороший хозяин», «Что у нас на обед?», «Проводим уборку», «Одень куклу».

-НОД: «Это я – девочка, это я – мальчик».

-Словесно-дидактические игры: «Я хороший, потому что…»,          «Я умею говорить комплименты», «Что украшает девочек (мальчиков?)»

-Беседы: «Нравится ли тебе быть девочкой (мальчиком?) Почему?»,

«Я – джентльмен», «Я – барышня», «Женские и мужские дела (дома и в обществе)», «Как я помогаю маме» (папе?), «Каким должен быть мальчик» (девочка?), «Должны ли дружить мальчики и девочки?», «Любимые игры мальчиков и девочек», «Уроки этикета», «За что нам нравятся мальчики» (девочки).

Обсуждение проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок по следующим темам: «Друзья», «Наряжаемся», «Дети играют».

Пальчиковая гимнастика: 

«Озорные пальчики – мальчики», «Девчонки – хохотушки».

ОО «Чтение художественной литературы»: Песенки «Маленькие феи», «Три зверолова», «Храбрецы» (в переводе С. Маршака),                        А. Барто «Девочка чумазая», А. Барто «Наша Таня»К. Чуковский «Федорино горе», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», «Портниха».   

Сказки: «Крошечка –Хаврошечка», «Снегурочка», «Пых».

ОО «Художественное творчество»: - Раскраски для девочек, раскраски для мальчиков, рисунок  «Мой портрет», рисование «Нарядим куклу Таню»

В группе создавалась предметно - развивающая среда с учетом гендерного воспитания: игровые зоны для мальчиков и девочек, подбор игрового оборудования в соответствии с интересами по полу.

Активная работа проводилась с родителями. Анкеты, консультации, рекомендации и советы позволяли родителям уточнять и пополнять свои педагогические знания по гендерному воспитанию детей и применять их на практике, узнавать о чем-либо новом, делиться друг с другом, обсуждать некоторые общие проблемы. Мною было подготовлено родительское собрание «Родителям о воспитании мальчиков и девочек»; советы родителям по воспитанию сыновей: «Психологическое развитие мальчиков»; советы по воспитанию дочери: «Как воспитать девочку». Проводила консультации для родителей: «Семья-главный фактор формирования гендерной идентичности ребенка», «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях».

Результативность опыта.

Предложенная модель организации работы по формированию гендерной культуры у дошкольников является эффективной и способствует гендерной социализации личности дошкольника.

В результате проведенной работы:

- разработана и внедрена модель формирования гендерной культуры у дошкольников в дошкольном учреждении;

-отобран и сформирован диагностический пакет для выявления уровня сформированности гендерной культуры и развития гендерных представлений дошкольников;

- подобраны и разработаны методические материалы для работы с детьми, педагогами, родителями;

- преподаватели активно участвовали в инновационной деятельности;

- повысилась гендерная компетентность педагогов, что в свою очередь проявляется в планировании конкретных мероприятий, различных видов деятельности с учетом гендерного подхода; распределении обязанностей для детей в зависимости от их  пола;

- родители получили дополнительные знания.

Стабильность.

В результате инновационного опыта были изучены требования ФГОС к особенностям воспитания детей в зависимости от их пола в процессе дошкольного образования; систематизирован учебно - методический материал по гендерному развитию детей дошкольного возраста; разработаны основные методики гендерного воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Целью гендерного подхода в педагогике яв...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и  включающий в себя психологические, социальные и культурные  отличия  между  мужчинами (мальчик...

Обобщение опыта работы: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Актуальность темы    Проблема формирования гендерного воспитания детей в современном мире,  сегодня актуальна как никогда.  В Российском современном дошкольном образован...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Актуальность темы    Проблема формирования гендерного воспитания детей в современном мире,  сегодня актуальна как никогда.  В Российском современном дошкольном образовании зая...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....