Мыльные пузыри
презентация

Елгина Светлана Витальевна

Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_myslitelnye_protsessy.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация «Развитие мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Черлакский детский сад №9» Черлак - 2025 Подготовила : воспитатель Елгина С.В.

Слайд 2

В настоящее время общество предъявляет высокие требования к уровню развития мышления подрастающего поколения, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию. В настоящее время в большинстве своем, у детей поступающих в школу, слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Именно в старшем дошкольном возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе .

Слайд 3

1. Анализ 2. Синтез 3.Сравнение 4. Обобщение 5.Абстрагирование 6. Конкретизация 7. Классификация Все эти мыслительные операции являются компонентами мышления у старшего дошкольника и активно развиваются на уровне практической деятельности, в развивающих дидактических играх и упражнениях.

Слайд 4

При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Например, чтобы сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего сделана каждая его деталь , то есть, провести анализ. Цель игры : развитие умения находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Игра «Найди лишнее» Анализ

Слайд 5

Игра «Дорисуй, чего не хватает » Цель игры: развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении. Дидактический материал: карточка с заданием. Содержание: п редложить ребенку рассмотреть карточку и дорисовать вторую фигуру.

Слайд 6

П редполагает мысленно соединить или объединить все части объекта, его свойства или явления в единое целое. Игра «Угадай предмет» Цель игры: развитие мыслительных операций анализа и сравнения. Дидактический материал: картинки с изображением знакомых ребенку предметов. Содержание: взрослый поочередно показывает картинки ребенку и называет характерные признаки каждого изображенного предмета . Например, показывая шкаф, говорит, что это – шкаф, шкаф стоит в спальне, в нем хранят одежду и т.д. После того как все картинки проанализированы, убирает их. Затем достает по одной картинке и называет ребенку признаки предмета, нарисованного на ней ( ребенок картинку не видит). Ребенок должен назвать предмет . Затем можно поменяться ролями: ребенок называет признаки предмета, а взрослый называет предмет. Синтез

Слайд 7

Игра «Собери картинку » Цели игры : 1)Учить собирать картинку из отдельных разрезных частей с опорой на образец. 2)Развивать мышление у ребенка, формировать навык сравнения отдельных частей картинки, определения их местонахождения. Развивать зрительное внимание. Материал: цветные сюжетные картинки, разрезанные на 7-8 частей целостные изображения в отдельных конвертах. ( см. приложение) Содержание : ребенку дают конверт, в котором лежат части картинки и вместе с ними целая картинка этого же изображения. Ребенок должен собрать правильно картинку .

Слайд 8

Игра «Мостик » Цель игры: развитие мыслительных ассоциативных связей. Дидактический материал: 5 пар картинок: 1-я – лес, гриб; 2-я – книга, мальчик; 3-я – ваза, цветы; 4-я – плита, кастрюля; 5-я – пуговица, иголка. Содержание: взрослый показывает первую пару картинок и говорит, что эти картинки пока никак не связаны между собой. Ребенок должен придумать слово, которое, как мостик соединило бы две разные картинки. Например: между картинками «лес» и «гриб» мостиком может быть слово «растет» (гриб растет в лесу) и т.д.

Слайд 9

У становление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение Игра «Похож - не похож», Цель игры: у чить детей сравнению предметов, нахождению в них признаков различия и сходства, узнаванию предметов исходя из описания. Содержание: ребёнку предлагается задумать два предмета, и вспомнить их сходства и отличия и передать информацию об этом другому ребенку или взрослому для отгадывания этих предметов. Ребёнок, например, говорит: «Сидят два жука. Один маленький, красный, с чёрными точечками, а другой большой, коричневый. Один не жужжит, другой сильно жужжит (божья коровка и майский жук) и т.д.

Слайд 10

Игра «На что похоже». Цель игры: развитие мыслительных операций: сравнение, обобщение. Материал : предметные картинки. Содержание : детям предлагается посмотреть на картинки и сказать, на какую фигуру они похожа.

Слайд 11

Игра «Найди отличия» Цели игры : 1 ) Учить внимательно, рассматривать предметные картинки, замечать отличия и рассказывать о них. 2) Развивать устойчивость внимания, мыслительную операцию- сравнение. Материал : пары цветных предметных картинок, имеющих 4-5 отличий. Содержание: детям раздаются пару картинок, и они должны найти как можно больше отличий. Задания: 1 . Найди два одинаковых. 2 . Найди отличающиеся свойства. 3 . Угадай по описанию.

Слайд 12

М ысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Игра «Назови одним словом» Цель игры . Учить называть группы предметов , схожих по существенным признакам , обобщенным словом. Обобщение Игра «Найди лишнее слово». Цель игры. Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Содержание: читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним». Храбрый, злой, смелый, отважный Молоко, творог, сметана, хлеб Час, минута, лето, секунда Платье, свитер, шапка, рубашка Книга, телевизор, радио, магнитофон Мыло, метла, зубная паста, шампунь и др.

Слайд 13

Заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления. Например , абстракцией является понятие цвета, если мы не уточняем предмет, который обладает этим цветом. Говоря «зелёный» мы отделяем это понятие от предметов и мысленно можем приставить понятие «зелёный» к различным объектам, например, зелёное небо, зелёный человек и т.д., то есть, абстрактное понятие превращается в самостоятельный объект. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путём абстрагирования были созданы такие абстрактные понятия как длина, широта, количество, равенство и др. Абстрагирование

Слайд 14

Игра «Небылицы » Для игры понадобится мяч. В эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее. Содержание: ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д. Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз. Выиграет тот, кто ни разу не ошибется. Игра «Чем похожи и чем отличаются?» Для игры понадобится пары предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница. Содержание: взрослый поочередно показывает каждую пару картинок и предлагает ребенку найти сходство и различие между изображенными предметами.

Слайд 15

Наполнение какой-то обобщенной схемы частным смыслом (признаками, свойствами ). Упражнение «Назови слова» В этом упражнении ребенку нужно назвать как можно больше слов, входящих в группу. Например, группа – ягоды, мебель, игрушки и т.д. Ответь на вопрос. Ребенок должен как можно более полно ответить на вопросы, касающиеся его знаний, умений, понимания. Например, каких животных ты знаешь, чем они различаются? Игра «Угадай-ка : плывет – тонет?» Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Взрослый называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений взрослый организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут , почему? Конкретизация

Слайд 16

Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Например , игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки и т.д . Игра « 4-й лишний » Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по группам. Обобщать группу словом, выделять не подходящий по признакам предмет. Материал : предметные картинки. Содержание : ребенку предлагается из четырех картинок выбрать лишнюю, по определенным признакам . Классификация

Слайд 17

Игра «Назови слова …» Цель игры: назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе, Содержание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…) Назови, слова, обозначающие домашних животных Назови, слова, обозначающие диких животных Назови, слова, обозначающие животных жарких стран Назови, слова, обозначающие морских обитателей Назови, слова, обозначающие наземный транспорт Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт Назови, слова, обозначающие водный транспорт Назови, слова, обозначающие овощи Назови, слова, обозначающие фрукты Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)

Слайд 18

Рекомендованные игры помогут совершенствовать мыслительные процессы старших дошкольников. Мышление станет более полным, гибким, обогащенным деталями – целенаправленным. Рекомендации для развития мышления ребенка. Научите ребенка: • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия. • Описывать различные свойства окружающих его предметов. • Узнавать предметы по заданным признакам. • Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков. • Находить противоположные по значению понятия. • Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение - все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинноследственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста , картинки, объединять несколько картинок на основе общего.

Слайд 19

В заключение хотелось бы сказать, что основным условием развития мышления детей старшего дошкольного возраста является целенаправленное воспитание и обучение их в ходе игры. В процессе обучения ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Слайд 20

Консультация «Развитие мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Черлакский детский сад №9» Черлак – 2025 Подготовила : воспитатель Елгина С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста. Кукольный театр «Пузырь, соломинка и лапоть». Мыльные пузыри.

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста.Кукольный театр «Пузырь, соломинка и лапоть».Мыльные пузыри. Цели: Развивать эмоциональность, двигательную активность, закреплять понятия «мале...

Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию «Волшебные мыльные пузыри» Нетрадиционная техника рисования – мыльными пузырями. (Вторая младшая группа. Возраст: 3-4 года)

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования....

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста. Кукольный театр «Пузырь, соломинка и лапоть». Мыльные пузыри.

Цели: Развивать эмоциональность, двигательную активность, закреплять понятия «маленький» - «большой». Развивать мелкую моторику рук. Развивать дыхание.Учить понимать содержание...

Игра-эксперимент с мыльной водой и пеной «Мыльные пузыри» Фотоотчет

Игра-эксперимент с мыльной водой и пеной «Мыльные пузыри» ФотоотчетЧернова Оксана ИгоревнаИгра-эксперимент с мыльной водой и пеной «Мыльные пузыри» ФотоотчетФотоотчёт :...

Конспект ООД «Сказка мыльных пузырей» в нетрадиционной технике – рисование мыльными пузырями.

Расширение представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, применять полученные знания в продуктивной деятельности...

Проект "Загадка мыльных пузырей" (с элементами нетрадиционного рисования. Рисование мыльными пузырями)

Актуальность: С раннего детства мы знакомы с удивительными свойствами мыльного пузыря. И дети, и взрослые всегда с интересом наблюдают, как мыльный пузырь витает в воздухе, переливаясь всеми цветами р...

Консультация для родителей "Мыльные пузыри. История, рецепты и секреты приготовления мыльных пузырей в домашних условиях."

Детство замечательная и добрая пора. Вокруг много забавного и интересного. Большую часть своего времени дети проводят в игре. И кто же не любит играть с мыльными пуз...