Кружок "Здоровячок"
методическая разработка (старшая группа)

Куркова Татьяна Михайловна

Укрепление мышечного тонуса ребенка путём интенсивности его двигательной активности во время спортивны и подвижных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zdorovyachok.docx42.21 КБ

Предварительный просмотр:

 

 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Руководитель программы

 Куркова Татьяна Михайловна, инструктор по физической культуре первая квалификационная категория

Организация-исполнитель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98, комбинированного вида»

Адрес организации

исполнителя

Г. Саранск, улица Проспект 60 лет Октября д. 24

Цель программы

 Обеспечить тренировку всех систем и функций организма ребенка

Направленность программы

физкультурно-спортивная

Срок реализации программы

2 года

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

 Формирование навыков выполнения технических элементов спортивных игр.

Развить двигательные способности детей.

Развитие координации, ловкости, быстроты, силы, общей выносливости, гибкости.

Способствовать развитию мышления и воображения.

Осознанное отношение к собственному здоровью.


СОДЕРЖАНИЕ

1

Паспорт программы

2

2

Пояснительная записка

3

3

Учебно-тематический план

6

4

Содержание изучаемого курса

8

5

 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

16

6

Список литературы

18

7

Приложения

1. Пояснительная записка.                  

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к дошкольникам и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное дошкольное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения дошкольников к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно дошкольное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у дошкольников мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Общеизвестно, что основы здоровья человека закладывается в детстве, поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности.

Главной целью физического воспитания в ДОУ является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития. А достижение этой цели невозможно без постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы.

 Наиболее целесообразны и полезны упражнения по профилактике плоскостопия для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Так как к этому времени дети достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. Старшие дошкольники обладают хорошей способностью адаптироваться к физическим нагрузкам разного характера, оказывающим тренирующее воздействие. А использование спортивных игр и упражнений на занятиях способствуют достижению «запаса прочности» здоровья воспитанников, развития их двигательных способностей, улучшению физической подготовленности.

В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем к нагрузкам. Для детей этого возраста целесообразно использоватьигровой метод занятий.  

Актуальность: Игровая деятельность вызывает активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, о физических качествах своего тела, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.  Во время игровой деятельности ребенок акцентирует свое внимание на движение своего тела, что и как работает, от чего это происходит и зависит. Занятия на тренажерах закрепляют внимание ребенка на тех группах мышц, которые были затронуты на конкретном занятии во время игры, а это в свою очередь способствует укреплению мышечного корсета растущего организма.

Основные принципы программы:

  • Учет индивидуальных особенностей детей, показатели их развития, уровня развития физических качеств;
  • Комплексным подходом к отбору программного содержания и методики проведения занятий, а так же приемов руководства как организованной, так и самостоятельной двигательной деятельности;
  • Занятия строятся с постепенным увеличением нагрузки;
  • Занятия носят систематический характер;

 Цели:

  • Обеспечить тренировку всех систем и функций организма ребенка(сердечнососудистой, дыхательной систем, обменных процессов) через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
  • Укрепить мышечный тонус ребенка путем интенсивности его двигательной активности во время спортивных игр и постепенного увеличения физической нагрузки, на скелетную мускулатуру;  
  • Способствовать осознаю поставленных перед детьми задач, умению оценивать ситуацию, управлять своими движениями.
  • Сформировать достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности.
  • Удовлетворять естественную потребность ребенка в двигательной активности во время подвижных, спортивных играх.

Программа рассчитана на 32 часа.

Рекомендуемая наполняемость групп 15 человек.

Режим занятий 1 час  в неделю.

В месяц 4 занятий.

Задачи:

Обучающие.

  • Развитие познавательного интереса к особенностям движений и передвижений человека, о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля над деятельностью этих систем.
  • Формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их  в самостоятельной двигательной деятельности.
  • Развитие мотивации к здоровому образу жизни как к норме и стилю жизни, способствующие максимальной реализации факторов устойчивости.
  • Обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр и упражнений.
  • Воспитательные.
  • Формирование у обучающихся культуры общения и поведения во время игр.
  • Воспитание положительных морально-волевых качеств.

Нормативная основа, реализации программы

  • Конституция РФ.
  • Конвенция по правам ребенка.
  • Закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 № 273- ФЗ
  • Закон «Об образовании РМ» от 30.11.1998 № 48-З (ред. 26.03.2013)
  • Приказ Минздрава РФ "Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений" № 139 от 4 апреля 2003 г.
  • Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Устав ДОУ.
  • Локальные акты учреждения.

Структурно-содержательная характеристика.

В программе отражена система обучения элементам спортивных игр, в основу, которой заложено использование занимательных игровых упражнений, игр-эстафет, захват ногами разных предметов, корригирующая гимнастика. Программа состоит из  5 разделов:

  1. Растем здоровыми.
  2. Игры с мячом.
  3. Упражнения с гимнастическими палками.
  4. Захват ногами разных предметов.
  5. Игры, которые лечат.

 В каждый из 5разделов программы включен блок «Теоретическая подготовка», где определены темы и содержание бесед с детьми, дается информация на доступном для дошкольников уровне об истории возникновения игр, национальном отношении к играм с элементами спорта, достижениях и успехах России, местных спортсменов в определенной области спорта.

По каждому разделу предоставлены перспективные планы занятий по обучению детей спортивным играм и работе на тренажерах в соответствии возрасту ребенка.

Каждый раздел обучения можно разделить на четыре этапа.

Первый этап - ознакомительный. Дети знакомятся со спортивной игрой. Это необходимо чтобы создать у ребенка правильное представление об игре, правилах и движениях в целом. С этой целью используется показ, объяснение и практическое апробирование игры самими детьми.

Таким образом, у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику выполнения движения и мышечными ощущениями.

Второй этап – разучивание. Дети разучивают технические упражнения игры и знакомятся с тренажерами, упражнения на которых способствуют укреплению мышечной мускулатуры для данного вида спортивной игры.

Третий этап – углубленное разучивание. Уделяется внимание физической подготовки. Разучиваются упражнения с разными предметами.

Четвертый этап – закрепительный. Закрепление навыков спортивной игры, выполнения упражнений и совершенствование техники выполнения.

Структура занятий традиционная и включает водную, основную и заключительную части, что позволяет рационально распределить учебно-тренировочный материал. Водной части в средней группе  отводится от 2 до 3 минут, основной - от 10 до 15, заключительной – от 3 до 5 минут.Водной части в старшей группе отводится от 2 до 4 минут, в основной части – от 10 до 16 мин, в заключительной – от 3 до 5 мин. Водной части  в подготовительной группе отводится от 3 до 5 минут, в основной части – от 10 до 19 минут, в заключительной части – от 3 до 6 минут.

Набор детей в спортивный кружок проводится в свободной форме.

Методы обучения.

  • Объяснение – доступность, соответствует возрасту детей и занятию. Используется образное сравнение для улучшения выполнения движений.
  • Рассказ – при ознакомлении с новым видом игровой деятельности, при изучении упражнений. Основные требования краткость, образность, выразительность и эмоциональность.
  • Указания – «спину держать прямо», «ноги шире», «больше согните руки» и т.д. Указания относятся как ко всей группе, так и к одному ребенку. Своевременные, уместные указания помогут лучше выполнять упражнения. Указания краткие, точные, требовательны.
  • Показ – демонстрация упражнения без детей, и с детьми совместно.
  • Соревнования – как метод закрепления и совершенствования образовавшихся навыков разучиваемых движений.
  • Исправление ошибок – своевременное исправление ошибок при выполнении упражнений, либо проведении игр.

Предполагаемые результаты реализации программы:

  • Формирование навыков выполнения технических элементов спортивных игр.
  • Развить двигательные способности детей.
  • Развитие координации, ловкости, быстроты, силы, общей выносливости, гибкости.
  • Способствовать развитию мышления и воображения.
  • Осознанное отношение к собственному здоровью.

Контроль реализации программы:

Педагогический анализ занятий и умений детей (диагностика) проводится два раза в год: вводный – в октябре, итоговый – в мае.

В качестве показателей физической подготовленности выступают определенные двигательные качества и способности ребенка, такие как ловкость, координационные способности, меткость, силовые качества. Уровень развития двигательных качеств оцениваются с помощью диагностических тестов на физическую подготовленность.

Тесты для определения скоростно-силовых качеств:

  • Разные виды ходьбы.
  • Разные виды бега.

Тест для определения ловкости:

  • Перенос предметов пальцами ног.
  • Умение сложить платок и развернуть его обратно.

Тест на координационные способности:

  • Сохранение равновесия.

 Этапы реализации программы.

Рабочая программа рассчитана на три года (три этапа). Каждому этапу соответствует определенная возрастная группа.

Iэтап. У детей формировать навыки владения спортивным инвентарем, формировать простейшие представления о спортивных играх, навыки владения своим телом во время спортивной игры. Привить любовь к собственному здоровью.

II этап. У детей в возрасте 5-6 лет сформировать и закрепить достаточно прочные знания, умения, навыки в спортивно игровой двигательной деятельности и умении владеть пальцами ног. Способствовать осознанному отношению к ЗОЖ.

III этап. У детей 6-7 лет закрепить и усовершенствовать знания, навыки, умения спортивно игровой деятельности и умении четко выполнять упражнения пальцами ног. Воспитать осознанное отношение к ЗОЖ.

Методическое обеспечение.

Для проведения секционной деятельности потребуется:

Гимнастические палки.

Мячи разного диаметра.

Массажный мяч «ежик».

Канат.

Мат, помпоны, кегли, обручи, гимнастические лавочки, ребристая доска, массажные коврики, эспандер.

Разные мелкие предметы.

Носовые платочки, атласные ленты.

 Литература.

1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. Книга для воспитателя детского сада.// М.: Просвещение, 1992. – 159 с.

2. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг // М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с.

3. Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников. Волгоград-2009г.

4.  Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. Москва-2003г.

5. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. Москва-2006г.

6. Моргунова О.Н.Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы // Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 176 с.

7. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет.сада // М.: Просвещение, 1988. – 143 с.

8. Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья» Программа оздоровления дошкольников. Москва-2009г.

 

Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Всего часов

количество часов

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие (правила техники безопасности)

1

1

-

2

Теоретические сведения (основы знаний)

2

2

-

3

Техническая база, спортивные игры

4

-

4

4

Специально физическая подготовка

4

-

4

5

Общая физическая подготовка

3

-

3

6

Корригирующая гимнастика

4

-

4

7

Игры на развитие психических процессов.

2

-

2

8

Стретчинг

Гимнастика на

мячах

3

-

3

4

-

4

9

Самомассаж и взаимомассаж

3

-

3

10

Дыхательные упражнения

Согласно плану занятия

11

Педагогический анализ занятий и умений детей (диагностика)

2

-

2

итого

32

3

29

Содержание программы.

Раздел 1. Вводное занятие (1 час).

Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.

Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (8 часов).

В начале каждого из 5 разделов (по 1 часу на раздел)  дается теоретическая информация в виде рассматривания наглядных пособий, презентации спортивных игр и работы на тренажерах, об истории возникновения игр, национальном отношении к играм с элементами спорта, достижениях и успехах России, местных спортсменов в определенной области спорта,  на доступном для дошкольников уровне.

Раздел 3. Техническая база, спортивные игры (16 часов).

Изучение, освоение и закрепление техники упражненийспортивных игр, упражнения направленные на комплексное совершенствование движений в меняющейся обстановке непосредственной борьбы со спортивным противником. На изучение и совершенствование техники отводится:

  • Бабочки - 2 часа.  
  • Воробшки и кот – 2 часа.  
  • Зайцы и волк
  • Медведи и пчелы
  • Найди пару.
  • Совушка.
  •  Удочка
  •  Лягушка и цапля.

Раздел 4. Специально физическая подготовка (16 часов).

Помимо общей физической подготовке, в каждом виде спорта есть своя специальная физическая подготовка. В данном разделе в каждой спортивной игре, будет отводиться по 2 часа для разучивания, закрепления и совершенствования специальных упражнений. Нагрузка варьируется в соответствии с возрастом детей. Для средних групп работа на тренажерах состовляет10 мин, для старших групп 12 мин, для подготовительных групп 15 мин.

  • Захват пальцами ног разных предметов.
  • Ходьба по канату - способствует укреплению мышц ног.
  • Массаж ног - способствует развитию общей выносливости, снятию эмоционального напряжения.
  • Прыжки на носочках - тренировка координационных механизмов, укрепление связочно-суставного аппарата.
  •  Проведение эстафет
  • Подтягивание по скамейке на спине - развивает чувство равновесия, улучшает подвижность позвоночника.
  •  Перенос пальцами ног разных предметов- способствует развитию силы ног, укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую ситсему.

Раздел 5. Общая физическая подготовка (9 часов).

5.1. Упражнения в ходьбе и беге (1 часа). Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на  носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.

5.2. Упражнения для плечевого пояса ирук (2 часа). На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером.

5.3. Упражнения для ног (2 часа). На месте в различных исходных положениях; у опоры; в движении; с предметами; с партнером.

5.4. Упражнения для туловища (2 часов).На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером.

5.5. Комплексы общеразвивающих упражнений(2 час). На месте в различных исходных положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса.

Раздел 6. Подвижные игры (4 часа).

Подвижные игры выбираются с учетом изучаемого раздела. Они способствуют лучшему усвоению материла: «Совушка», «Воробышки и кот», « Наседка с цыплятами », «Картошка», «Быстро возьми», « Лягушка и цапля», «Поймай мяч», «Проведи и забей», «Будь ловким», «Игра с мячом», «Не сбей кеглю», «Проведи и не задень», «Караси и щука», «Попади в цель», «Фигуры», «Мы-ребята дошколята», «Великаны  гномы », «Кегельбан», «Кто дальше», «Не урони», «Мяч водящему», «Кто дальше», «Попади в обруч», «Найди где спрятано», «Бабочки».

Раздел 7. Игры на развитие психических процессов (2 часа).

Дети на занятиях становятся очень эмоциональны, бывают раздражительны. В связи с этим в каждом из 5 разделов включены игры малой подвижности, которые способствуют снятию психических процессов: «У кого мяч», «Летает – не летает», «Сделай фигуру» «Съедобное и не съедобное», «Что в мешочке лежит».Эти игры также взаимосвязаны с тематикой разделов.

Раздел 8. Стретчинг гимнастика (3 часа). Гимнастика на мячах (2 часа).

На 5-ых и 6-ых занятиях после тренажеров используется комплекс упражнений на растягивание определенных групп мышц и связок. Увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными, гибкими, дети меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Дети изображают разные позы животных.

Занятия на фитболах способствуют развитию и совершенствованию координации движений, гибкости, выносливости, создают условия для проведения профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. Так же упражнен6ия на фитболах в конце занятия способствуют улучшению настроения и поднятию самооценки.

Раздел 9. Самомассаж и точечный массаж (1 час).

Массаж оказывает благотворное воздействие на организм. Проводятся в заключительной части,способствует  снятию утомления и болезненных ощущений, психоэмоционального напряжения и стимуляции кровообращения.

Раздел 10. Дыхательная гимнастика

Упражнения, стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания. «Задуй свечи», «Заблудились», «Насосы», «Паровозик», «Семофор», «Гуси».

Основные принципы организации занятий.

  • Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.
  • Принцип систематичности обуславливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков. Заключается в непрерывности , планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течении всего курса занятий.
  • Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному».
  • Принцип доступности – изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся.
  • Принцип учета возрастного развития движений предусматривает степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков.
  • Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений.
  •  Принцип наглядности играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Процесс строится с использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой, тактильной и двигательной.
  • Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков, самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.