Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Студия юных мультипликаторов «ПолянКино»
рабочая программа (старшая группа)

Семенова Ирина Владимировна

Дополнительная общеобразовательная программа технической  направленности «Студия юных мультипликаторов «ПолянКино»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multstudiya_-polyankino_programma.docx57.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 «Полянка» г. Волжского Волгоградской области» (МДОУ д/с № 94)

Дополнительная общеобразовательная

программа

технической  направленности

«Студия юных мультипликаторов «ПолянКино»

Возраст детей: 5-8 лет

Срок реализации: 1 года

Автор - составитель:

Семенова Ирина Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории

 Волжский – 2023


РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ». 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Программа «Мультстудия» имеет техническую направленность.  Программа направлена на развитие познавательной активности, коммуникативных умений, исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, самостоятельности, любознательности, учащихся с наклонностями в области технического творчества и рассчитана для учащихся 5 - 8 лет.

Актуальность программы

Современные условия диктуют новые требования к человеку: сегодня востребованы активные, коммуникабельные, творческие личности, умеющие применять в своей повседневной действительности компьютерные технологии. Такую личность надо формировать с малых лет. Процесс создания анимации и представляет собой совокупность различных видов деятельности: познавательная, исследовательская, изодеятельность, литературное творчество, техническое творчество. Создание анимационного фильма - это групповое, командное творчество. Общение в группе помогает ребенку социализироваться. Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Создание мультфильма на занятиях - это, по сути, проектное обучение. Обучаясь по программе, учащиеся вовлекаются в серию проектов, конечным продуктом которых является анимационный ролик.

Актуальность программы в необходимости интеграции современных технологий, познавательной и творческой деятельности. Данная программа позволяет средствами дополнительного образования формировать художественный вкус воспитанников, создаёт основу для образно-эмоционального восприятия экранных искусств и одновременно закрепляет познавательную активность и любознательность к окружающему миру.

Педагогическая целесообразность программы «Мультстудия «Домик друзей» заключается в том, что достижение ее цели – развитие познавательной и творческой активности учащихся старшего дошкольного возраста - оптимально сообразуется с предлагаемыми формами, методами, приемами и средствами.

В процессе реализации программы обучающимся предлагается специфически организованная образовательная деятельность согласно этапам технологической карты создания мультфильма. Программа разработана с учетом современных тенденций, которые отражаются:

- в формах и методах обучения – образовательная деятельность, мультпроекты, тренировочные упражнения, проблемные и игровые ситуации,

конкурсы, виртуальные экскурсы;

- в методах контроля и управления образовательным процессом – включенное наблюдение за деятельностью, анализ результатов деятельности;

- в средствах обучения – мультимедийное оборудование; инструменты и материалы для создания героев, декораций в расчете на подгруппу обучающихся;

-в освоении мультипликационных техник – предметная анимация, объемная пластилиновая анимация, песочная анимация, анимация в технике бумажной и пластилиновой перекладки.

Отличительные особенности 

Программа составлена на основе методической разработки авторского коллектива « Мультстудия    «Я творю мир», авторы Н.С. Муродходжаевой, И.В. Амочаевой.

Отличительные особенности «Мультстудии «ПолянКино» состоят в том, что она обеспечивает комплексное развитие познавательной и творческой активности ребенка, его раннюю профориентацию средствами современного мультимедийного оборудования в процессе специфически организованной образовательной деятельности.

В процессе реализации программы развивается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость осуществлять замыслы, решать задачи, возникающие перед ним в конкретной образовательной деятельности. Создание детского авторского мультфильма – эффективно в развитии познавательной и творческой активности ребенка. Работа над мультфильмом стимулирует учащихся придумывать сюжеты для сценариев, создавать декорации и персонажей мультфильма, озвучивать роли, то есть овладевать элементарными профессиональными умениями и навыками в области мультипликации. Обучающиеся пробуют себя в качестве аниматоров, операторов аудио- и видеосъемки, осваивают специальную программу для анимации, осуществляет монтаж отснятого материала, сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Овладение различными видами детской деятельности является важнейшим показателем познавательного развития ребенка-дошкольника, стимулятором его ранней профориентации.

Отличительная особенность заключаются в том, что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию эстетической культуры, закреплению навыков исследования и познания.

Адресат программы

Программа предназначена для обучающихся 5-8 лет, с учетом санитарно-гигиенических требований к учебным занятиям и возрастных особенностей.

Психологические особенности учащихся 5-8 летнего возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Необходимо привить учащимся  вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех. В работе с обучающимися данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

Программа построена на таких принципах, как:

  • принцип научности: сообщение обучаемым достоверных, проверенных практикой, знаний;
  • принцип наглядности: у учащихся формируются представления в процессе наблюдений, использования наглядных пособий, фотовидеопрезентаций, фото-, видеосюжетов и других материалов;
  • принцип преемственности и последовательности, который обеспечивает доступность и прочность знаний, полученных дошкольниками при поэтапном создании мультфильмов;
  • принцип активности и поддержки инициативы учащихся в различных видах деятельности, в сотрудничестве с семьей, где каждый ребенок сам определяет степень своей включенности в деятельность. Это позволяет обучающимся, испытывающим дискомфорт в ситуации неопределенности, адаптироваться к новым условиям в удобном для них качестве работы;
  • принцип амплификации, который обеспечивает использование потенциала психического развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания форм и методов воспитания (А. В. Запорожец); предполагает системное, постепенное и последовательное

расширение круга освоенных объектов и явлений в разнообразии их свойств, функций, взаимосвязей.

Оптимальная наполняемость группы обучающихся 5-8 лет для занятий по программе – 10-12 человек.

Уровень программы, объем и сроки реализации  дополнительной общеобразовательной программы

Уровень программы – ознакомительный. Продолжительность образовательного процесса составляет 1 учебный год, 36 занятий в год.

Формы обучения: очная.        

Режим занятий: предлагаемая программа рассчитана на                                    36 академических часов в год, что предполагает проведение занятий 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц. Академический час – 30 минут.

Особенности организации образовательного процесса

Состав группы: постоянный, включает учащихся одного возраста.

Занятия: проводятся фронтальные занятия с подгруппой учащихся  при индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому ребенку.

Виды занятий:

  • занятие-путешествие в мир кино во времени, в пространстве;
  • занятие-осмысление;

Серия занятий, связанных одной темой. 

Цель программы: создание условий для творческой самореализации учащихся  5-8 лет в процессе создания мультипликационных фильмов средствами современного мультимедийного оборудования. 

Задачи программы:

Образовательные (предметные)

  1. Обучать навыкам фото и видеосъёмки, монтажа, озвучивания фильма.
  2.  Способствовать овладению начальных навыков работы сценариста, режиссёра, оператора, актеров в процессе работы над фильмом.

Личностные

  1. Воспитывать умственные и волевые качества, концентрацию внимания, логичность воображения.
  2. Формировать у учащихся коммуникативные навыки.

Метапредметные

  1. Развивать творческое мышление и воображение.
  2. Формировать навык владения основами самоконтроля.

Учебный план

темы

Раздел

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

«Знакомство с мультстудией «ПолянКино»

3

2

1

Беседа, наблюдение, презентация.

2

Правила съемки

мультфильма.

5

2

3

Беседа, наблюдение, презентация, работа в группах.

3

«Монтаж мультфильмов»

6

2

4

Беседа, наблюдение, обсуждение, работа в группах

4

«Пластилиновая анимация»

5

1

4

Беседа, наблюдение, обсуждение.

5

«Плоская бумажная анимация»

6

2

4

Беседа, наблюдение, обсуждение, работа в группах.

6

«Кукольная анимация»

4

1

3

Беседа,

Презентация,

обсуждение,

работа в группах

7

«Анимация из LEGO-конструктора»

5

1

4

Обсуждение, работа в группах, беседа

8

«Мульт-Фестиваль»

1

0

1

Показ лучших мультфильмов, обсуждение, голосование.

Аттестация по итогам освоения программы

(4 неделя мая)

1

0

1

Методика И.А. Гришиной «Оценка изобразительной и анимационной деятельности»

ИТОГО

36

15

21

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Задачи:

  1. Создать условия для обучения детей навыкам работы с различными техническими устройствами.
  2. Формировать определенные навыки и умения; закреплять их в анимационной деятельности.
  3. Обучить видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов и технических средств.

Содержание делится на 8 тематических разделов. Деление на разделы условное, по ведущей тематике анимации мультфильмов данного раздела.

Раздел 1. «Знакомство с мультстудией «ПолянКино» (3 занятия)

       Цель: формирование представлений о мультипликации, создание непринужденной атмосферы, установление контакта в группе.

Теория: Инструктаж по технике безопасности при работе с мультстудией «Я творю мир». Знакомство с планом и графиком кружка на год.

Практика. Просмотр мультфильмов.

Форма контроля: беседа, наблюдение, презентация.

Раздел 2. «Правила съемки мультфильма» (5 занятий)

Цель: формирование представлений о съёмке мультфильма, развитие творческой активности.

Теория. Работа с мультстудией «Я творю мир». Знакомство с функциями съёмки мультстудии.

Практика. Выбор персонажа. Создание сценария для мультфильма (простые перемещения). Рисунок персонажа. Покадровая съёмка.

Форма контроля: Беседа, наблюдение, обсуждение, работа в группах.

 Раздел 3. «Монтаж мультфильмов» (6 занятий)

Цель: формирование представлений о монтаже мультфильма, развитие творческой активности.

Теория: Монтаж мультфильма. Знакомство с видео-редактором

Практика. Показ монтажа мультфильма. Включение титров                        в мультфильм. Включение звука в мультфильм. Сохранения мультфильма.

Форма контроля: Беседа, наблюдение, обсуждение, работа в группах.

Раздел 4. «Пластилиновая анимация» (5 занятий)

Цель: формирование представлений о пластилиновой анимации, развитие творческой активности.

Теория. Правила работы с пластилином, как создавать движение фигуры. Знакомство с авторами мультиков в данной технике.

Практика. Коллективная работа. Выбор темы проекта. Создание сценария. Лепка персонажей и создание фона. Покадровая съемка действия.

Монтаж мультфильма.  

Форма контроля: беседа, наблюдение, обсуждение,  работа в группах.

Раздел 5. ««Плоская бумажная анимация» (6 занятий)

Цель: формирование представлений о бумажной анимации, развитие творческой активности.

Теория: Правила рисования различных персонажей из геометрических фигур. Правила работы с ножницами и вырезания фигур. Знакомство                 с авторами мультиков в данной технике.

Практика. Групповая работа. Выбор темы проекта. Создание сценария. Вырезание персонажей, создание фона. Покадровая съемка действия. Монтаж мультфильма.

Форма контроля: беседа, наблюдение, обсуждение,  работа в группах.

Раздел 6. «Кукольная анимация» (4 занятия)

Цель: формирование представлений о кукольной анимации, развитие творческой активности.

Теория: Подготовка к сьёмкам кукольного мультфильма. Этапы работы.

Практика.  Покадровая съёмка. Монтаж и наложение звука. Просмотр.

Форма контроля: беседа, презентация, наблюдение, работа в группах.

Раздел 7. «Анимация из LEGO-конструктора» (5 занятий)

Цель: формирование представлений об анимации из LEGO-конструктора, развитие творческой активности.

Теория: Знакомство с анимацией из LEGO-конструктора. Этапы работы.

Практика. Раскадровка. Конструирование и главных героев. Съемка. Монтаж.

Форма контроля: беседа, презентация, наблюдение, работа в группах.

Раздел 8. «Мульт-Фестиваль» (2 занятия).

Практика: показ лучших мультфильмов.

       Форма контроля: обсуждение, голосование, аттестация по итогам освоения программы. (4 неделя мая).

Планируемые результаты освоения программы

Образовательные (предметные)

  1. Проявляет интерес к созданию собственного оригинального образа в изобразительной деятельности для мультипликационного фильма.
  2. Владеет программным обеспечением для создания мультфильмов.
  3. Имеет навыки создания мультипликационного фильма с применением различных художественных материалов и технических средств.

Личностные

  1. Сформированы умения прилагать усилия и концентрировать процесс освоения; следовать инструкции взрослого и самостоятельно оценивать результат деятельности.
  2. Обучающийся осознаёт свои достоинства, достижения, положительные

      качества. 

  1. Сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Метапредметные

  1. Обучающиеся умеют выражать себя в различных доступных и привлекательных для  ребенка видах творческой  и технической деятельности.
  2.  Умеет с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; учитывать мнения других людей.
  3. Проявляют навыки сотрудничества со сверстниками при групповом или командном творческом взаимодействии.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Календарный учебный график обучения:

Дата начала учебного периода – 01.09.2023 г.

Дата окончания учебного периода – 31.05.2024 г.

Количество учебных недель (дней) – 36 (1 занятие в неделю)

Сроки контрольных процедур: 

  • с 27.05.2023г. по 31.05.2023г. – аттестация по итогам освоения программы (диагностика вне занятий и диагностическое занятие).

Праздничные дни во время учебного периода:

- 4 ноября – День народного единства;

- 31 декабря, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 января - Новогодние каникулы;

- 7 января - Рождество Христово;

- 23 февраля - День защитника Отечества;

- 8 марта - Международный женский день;

- 1 мая - Праздник Весны и Труда;

- 9 мая - День Победы.

Условия реализации программы

Организационные условия:

Для реализации  образовательной программы имеется отдельный кабинет, оборудованный столами и стульями, в расчете на 10 обучающихся.

Перечень оборудования, инструментов и материалов

Художественные материалы для создания персонажей и декораций: цветные карандаши, бумага, пластилин, клей-карандаш, белый картон.

Технические средства: программа «Мультстудия «Я творю мир»», телевизор, ноутбук, цветной принтер.

Информационное обеспечение

  • аудиотека с записями детской энергичной и медленной, успокаивающей музыки;
  •  презентации PowerPoint по тематике занятий;
  •  наглядный материал (иллюстрации, детская художественная литература).

Кадровое обеспечение

Программа реализуется воспитателем воспитатель с педагогическим образованием. Педагог, реализующий программу, должен:

  • иметь удостоверение прохождения курсов по данной теме;
  • обладать достаточным уровнем ИКТ-компетентности, а именно:

умением работать с мульстудией «Я творю мир», с театрально-анимационным блоком «Союзмультфильм».

Форма аттестации:

Формы аттестации/ контроля

Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы:

- творческие задания;

- выпуск анимационных фильмов;

- участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.

 Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.

Способы проверки результатов освоения программы

Система определения результативности основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися овеществленных результатов решения конкретных задач для достижения определенной компетентности в творческой деятельности.      

Мониторинг роста компетентности обучающихся производится по итогам каждого полугодия и в конце каждого учебного года (определенного этапа обучения), а также в конце обучения.

 Основными  видами отслеживания результатов усвоения  учебного материала являются  текущий контроль, промежуточная и аттестация по итогам освоения программы.  Осуществляется контроль следующим образом.

- Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе его проведения выявляется степень усвоения обучающимися нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления. Внимание  каждого  ребенка  обращается  на  четкое выполнение работы и формирование трудовых  навыков.  Формы  проведения: опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения  во время выполнения практических  заданий,  просмотр  и оценка выполненных работ.

- Аттестация по итогам освоения программы проводится в конце учебного года. Цель  его  проведения - определение уровня усвоения программы каждым учеником.  Формы проведения: Мульт-Фестиваль, показ лучших мультфильмов, обсуждение, голосование

Форма предъявления и демонстрация образовательных результатов.

 В конце учебного года предполагается участие учащихся в различных конкурсах, проводятся открытые занятия для родителей и педагогов.

Оценочные материалы

В аттестации по итогам освоения программы используется:

- Оценка уровня изобразительной и анимационной деятельности. Автор Гришина И.А. Определение уровня изобразительной и анимационной деятельности детей.  (вне занятий, 4 неделя мая);

- Мульт-Фестиваль (4 неделя мая).

Методические материалы

Образовательные и учебные форматы

Для реализации программы используются игровые формы организации: занятия-игры, занятия-путешествия.

Методы и формы обучения

  • Словесный метод - устное изложение, беседа.
  • Наглядный метод - показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
  • Практический метод - овладение практическими умениями рисования, лепки, аппликации.
  • Объяснительно-иллюстративный метод (учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию)
  • Репродуктивный метод обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
  • Частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения заданной проблемы).
  • Исследовательский метод – овладение учащимися приемам самостоятельной творческой работы.

Методы воспитания

  • убеждение;
  • стимулирование.

Психолого-педагогические технологии 

  • коррекционные технологии;
  • информационно-коммуникационные;
  • технология личностно-ориентированного взаимодействия                               с обучающимися;
  • здоровьесберегающие технологии.

Алгоритм учебного занятия

Занятия состоят из теоретической и практической частей.

Структура занятия

Занятия строятся по традиционной схеме и включают в себя вводную, основную и заключительные части. Также, при составлении плана занятия учитывается организация предварительной и последующей работы, которые проводятся вне занятий.

Вводная часть включает в себя знакомство ребенка с сюжетной линией занятия; проведение беседы, которая проходит в диалоговой форме и включает в себя вопросы, ответы, а также уточнения и дополнения педагога; рассматривание и обсуждение иллюстраций репродукций, натурных постановок; чтение литературного материала по теме занятия.

Основная часть включает в себя непосредственно создание мультфильма, которая может осуществляться:

  • в форме поэтапного рисования с опорой на словесную инструкцию педагога;
  •  в форме рисовании, лепки, конструирования без показа педагога, с опорой на словесную инструкцию;
  • в форме самостоятельного изготовления персонажей (творческое занятие), когда ребенок сам выбирает художественный материал и технику, в которой выполняется задание.

Заключительная часть включает в себя придумывание персонажа; съемка мультфильма; просмотр отснятого материала.

На занятиях также активно используются динамические паузы с элементами выразительного движения. Динамические паузы соответствуют тематике занятий, и направлены не только на снятие статического напряжения во время занятия, но и на поддержание общей тематики.


Список литературы

Для педагогов:

1. Т. В. Волосовец. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста (парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество) / Т. В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин. - Москва: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2017. - 112 с.

2. Муродходжаева Н. С "Образовательный модуль «Мультстудия “Я ТВОРЮ МИР”. Учебно-методическое пособие"/ Муродходжаева Н. С., Амочаева И. В., Пунчик В.Н. - Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2021 г. – 208 с.

3. Почивалов А. В. Пластилиновый мультфильм своими руками. Как оживить фигурки и снять свой собственный мультик./ Почивалов А. В. Сергеева Ю. Е - Издательство: Эксмо, 2017.

Для родителей

  1. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина./ Горичева В.С. – Ярославль,  2004.
  2. Иткин В.В. Карманная книга мультжюриста. Учебное пособие для  начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В.

Иткин. – Новосибирск, 2006.

  1.  Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММАестественнонаучной направленности«Юный эколог»Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года...

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих у...