Методическое объединение
статья
Конспекты выступлений на методических объединениях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.33 КБ | |
| 38.11 КБ | |
| 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
№88 «Ладушки»
«Роль дидактической игры в воспитании и обучении дошкольников бурятскому языку»
(выступление на методическом объединении в ДОУ)
Воспитатель: Хохолова Т.Р-Д
Улан -Удэ, 2023
Тема: «Роль дидактической игры в воспитании и обучении дошкольников бурятскому языку»
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в использовании дидактических игр как основного средства обучения бурятскому языку в условиях ДОУ.
Задачи:
1. Раскрыть потенциал дидактической игры в лингвистическом и этнокультурном развитии ребенка.
2. Познакомить с классификацией и принципами отбора дидактических игр.
3. Представить практические примеры и методы работы.
Оборудование: Проектор, примеры дидактических игр (лото, кубики, карточки), аудиозаписи бурятской речи и музыки.
I. Вступительная часть: Актуальность темы
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить один из самых эффективных и естественных для ребенка методов обучения – дидактическую игру. В условиях современного мира, когда бурятский язык зачастую не является доминирующим в семейном общении, именно детский сад становится той средой, где мы можем бережно привить детям любовь к родному слову.
Актуальность нашей темы заключается в том, что дидактическая игра является мощным инструментом, который позволяет:
· Преодолеть языковой барьер.
· Сделать процесс обучения эмоционально насыщенным и добровольным.
· Воспитывать не только речь, но и бурятскую идентичность, уважение к культуре и традициям своего народа.
II. Основная часть
1. Теоретическое обоснование: почему именно игра?
· Соответствие возрастным особенностям: для дошкольника ведущий вид деятельности – игра. В игре он познает мир, законы общения, примеряет на себя социальные роли. Обучение языку через игру становится не навязанной обязанностью, а увлекательным приключением.
· Комплексное развитие: Дидактическая игра решает целый спектр задач:
· Обучающая: Пополнение словарного запаса, развитие связной речи, усвоение грамматических конструкций.
· Развивающая: Развитие памяти, внимания, мышления, фонематического слуха.
· Воспитывающая: Формирование дружелюбия, умения работать в паре и команде, уважения к сверстникам и культуре.
· Снятие эмоционального напряжения: В игре нет места боязни ошибки. Ребенок чувствует себя свободно и раскрепощенно, что способствует лучшему усвоению материала.
2. Виды дидактических игр для обучения бурятскому языку
Условно все игры можно разделить на несколько групп:
· Игры с предметами и игрушками: например, «Назови, что это», «Чудесный мешочек» (угадывание предметов на ощупь с называнием их на бурятском).
· Настольно-печатные игры:
· Лото («Звери и птицы Байкала», «Оденем куклу в бурятский костюм – дэгэл»).
· Разрезные картинки и пазлы («Собри юрту – гэр»).
· Дидактические карточки по темам: «Моя семья» (аба, эжы, аха, дуу), «Цвета», «Животные».
· Словесные игры (не требуют подготовки и идеальны в режимных моментах):
· «Закончи предложение».
· «Кто как кричит?» (Как говорит корова? - Мү-ү).
· «Скажи наоборот» (антонимы: большой – томо, маленький – бага).
· «Что пропало?» (развитие внимания и памяти).
· Интерактивные и мультимедийные игры: Создание простых презентаций-викторин, использование интерактивной доски для игр «Найди пару», «Четвертый лишний».
3. Принципы успешного использования дидактических игр
· Принцип воспитывающей и развивающей направленности: Игра должна нести не только языковую, но и культурную нагрузку (например, играя в лото «Еда», мы используем слова бууза, шулэн, саламат).
· Принцип доступности: Учет возрастных и индивидуальных возможностей детей. От простого («Покажи нос – хамар») к сложному («Опиши свою одежду»).
· Принцип наглядности: Обязательное использование иллюстраций, предметов, жестов. Дети должны не только слышать, но и видеть значение слова.
· Принцип систематичности и последовательности: Языковые игры должны проводиться регулярно, а их содержание усложняться по мере освоения материала.
· Создание языковой среды: Старайтесь использовать бурятский язык как инструмент общения во время самой игры («Үхибүүд, нааша!» - Ребята, сюда!).
4. Практический блок: Примеры игр
· Игра «Волшебный сундук» (для младшей группы)
· Цель: Актуализация слов по теме «Одежда», усвоение слов минии (мой), энэ (это).
· Ход: В сундуке лежат элементы бурятского и современного костюма. Ребенок достает предмет и говорит: «Энэ минии малгай» (Это моя шапка).
· Игра «Помоги маме-корове найти теленка» (для средней группы)
· Цель: Закрепление названий домашних животных и их детенышей (ухэр – түрэгэн, хонин – хурга).
· Ход: на фланелеграфе – мама-корова. У детей – карточки с детенышами. Воспитатель: «Ухэр эжы: «Минии тугал хаана байнаб?»» (Корова-мама: «Где мой теленок?»). Ребенок, у которого теленок, отвечает: «Энэ минии тугал».
· Игра «Составь меню для гостя» (для старшей/подготовительной группы)
· Цель: Активизация словаря по теме «Еда», развитие диалогической речи.
· Ход: Дети, выступая в роли хозяев, выбирают из карточек с изображениями блюд (бууза, сай, хилээмэн, зоохэй) те, которые они предложат гостю. Разыгрывается диалог, дети приходят в гости. Хозяин предлагает блюда.
III. Заключительная часть
Уважаемые коллеги!
Дидактическая игра – это не просто развлечение, а продуманная, целенаправленная педагогическая технология. Она позволяет нам, воспитателям, стать для детей проводниками в удивительный и мелодичный мир бурятского языка. Через игру мы не учим, а погружаем. Мы не требуем, а заинтересовываем.
Предлагаю:
1. Создать в своих группах «Уголки бурятского языка», наполнив их дидактическими играми, соответствующими возрасту детей.
2. Обмениваться опытом и лучшими методическими находками на нашем МО.
3. Привлекать родителей к созданию игр (например, совместное изготовление лото или карточек).
Давайте вместе создавать для наших детей такую среду, где бурятский язык будет жить, звучать и радовать их каждый день!
Спасибо за внимание! Готов ответить на ваши вопросы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
№88 «Ладушки»
«Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»
(выступление на методическом объединении в ДОУ)
Воспитатель: Хохолова Т.Р-Д
Улан -Удэ, 2024
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.
Разрешите представить вашему вниманию выступление на тему «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет».
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального развития и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.
Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью.
В последнее время, принимая воспитанников в группу и начиная с ними общаться, мы отмечаем нарушения в речевом развитии у многих ребят. Это и звукопроизношение, и задержки речевого развития, бывают трудности в общении со сверстниками. Можно отметить бедность словарного запаса, отсутствие интонационной выразительности. Испытывают ребята среднего возраста трудности при обучении составления рассказов. Мы решили поискать пути решения этих проблем, в том числе, в привлечении детей к театрализованной деятельности.
Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Чаще всего мы организуем театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы, но также включаем её фрагменты в непосредственно – образовательную деятельность, особенно эффективным такой приём включения является на занятиях по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой, также в процессе музыкальной деятельности и даже занятий по познанию окружающего мира. (Например: знакомство с овощами и фруктами).
Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. В начале учебного года на занятиях по речевому развитию мы часто использовали стихотворные мини-инсценировки. Например, после чтения сказки Чуковского «Телефон» предложили детям позвонить по телефону и разговаривать от имени крокодила, медведя, носорога и т.д. Или после заучивания русской народной песенки «Тень – тень – потетень» предложили разыграть её как сценку, исполнив роли бабушки и кота. После знакомства со сказкой «Три поросёнка», мы выбрали трёх братьев поросят, и они весло исполнили их песенку. Использование такого приёма очень нравится детям.
После мини-инсценировок детей легче вовлечь в игры-драматизации. Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Мы стараемся использовать уже хорошо знакомые детям сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.
Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, что создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Таким образом, театрализованная деятельность очень увлекает детей нашей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство, необычность тех зрелищ, которые развертываются педагогами или ими самими. Театрализация захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир.
В нашей группе создан мини-центр для театрализованных игр, где собран богатый дидактический материал: оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др.; разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий», «Игры на развитие двигательных способностей» и др. А также имеются картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для шеи и челюсти, игры и упражнения на расширение диапазона голоса, творческие игры со словами. Яркие альбомы с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей. В создании театрализованных уголков родители принимали самое активное участие. В результате совместной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр, кукольный театр, театр на палочке, театр «Забавные перчатки» и др.
Педагоги ДОУ развивают интерес к театрализованной деятельности и творческие способности у воспитанников начиная с самого раннего возраста и даже дети 3-4 лет уже разыгрывают несложные имитационные сценки, музыкальные номера. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы, детского восприятия и мышления, и конечно развития речевого аппарата.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли.
Довольно часто в детском саду проходят представления профессиональных театральных коллективов. Наши ребята не только любят смотреть представления, но и активно участвуют в них, если артисты приглашают их на сцену и просят изобразить разнообразных героев.
К концу учебного года можно отметить, что у воспитанников нашей группы улучшились навыки речевого общения. Ребята стали более раскрепощёнными в общении друг с другом, со взрослыми, во время диалогов инициативно высказываются, активны во время бесед, любят рассуждать о разных явлениях. Научились составлять различные описательные рассказы по картинам и из личного опыта. У некоторых появились улучшения в звукопроизношении. И самое гласное, пополнился словарный запас, а речь детей стала более эмоциональная и выразительная. Ребята очень полюбили театрализованную деятельность. Часто стали организовывать театрализованные игры самостоятельно.
Таким образом, театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
"Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста".
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.
Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная, со сверстниками и взрослыми, театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры- драматизации;
- игры- представления ( спектакли );
- плоскостные и теневые театры.
Театрализованная деятельность способствует развитию речи ( монолог, диалог).
Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.
Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
В нашем детском саду в каждой группе есть специальные уголки для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, пальчикового, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного театра.
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». (Б. М. Теплов)
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Таким образом, театрализованная деятельность очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство, необычность тех зрелищ, которые развертываются педагогами или ими самими захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир.
В нашей группе создана зона для театрализованных игр, где собран богатый дидактический материал: оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др.; разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий», «Игры на развитие двигательных способностей» и др. А также имеются картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для шеи и челюсти, игры и упражнения на расширение диапазона голоса, творческие игры со словами. Яркие альбомы с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей. В создании театрализованных уголков родители принимали самое активное участие. В результате совместной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр, помпончиковый театр , театр «Забавные перчатки» и др.
Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение музыкальных спектаклей. Главным организатором и идейным вдохновителем таких представлений стал наш музыкальный руководитель. Конечно основными действующими лицами в таких представлениях становятся старшие дошкольники, но педагоги ДОУ развивают итересс к театрализованной деятельности и творческие способности у воспитанников начиная с самного раннего возраста и даже дети 3-4 лет уже разыгрывют несложные имитационные сценки, музыкальные номера. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, и конечно развития речевого аппарата.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Учувствуют в проектах, которые мы организуем совместно. Родители выступают с презентациями своего опыта «Театр дома» на родительских собраниях. Все это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.
Довольно часто в детском саду проходят представления профессиональных театральных коллективов, а также бывают посещения представлений в доме культуры, в детской музыкальной школе. Наши ребята не только любят смотреть представления, но и активно участвуют в них, если артисты приглашают их на сцену и просят изобразить разнообразных героев.
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей с презентацией
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Шульга Оксана Александровна, воспитатель дошкольного учреждения № 17 поселка Красносельского, хочу поделиться своим опытом работы по реализации образовательной области «Речевое развитие»
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи становится наиболее актуальной проблемой в современном обществе.
Хорошо развитая речь помогает ребёнку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – основной документ, регламентирующий нашу деятельность, требует от нас результатов:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
- Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
И нам необходимо искать пути реализации этих требований. Один из путей решения данной задачи, по моему пониманию, является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой. Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводятся подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культура речи, развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.
Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
В процессе разыгрывания в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок) у дошкольников отрабатываются практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста, композиционно и грамматически оформлять, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, что способствует развитию связной речи дошкольников.
Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес к окружающему миру.
Предлагаю вам, исполнить роль ________ в разных ситуациях:
Простейшие движения —
Интонация, мимика, пантомима —
художественно-образные исполнительские умения —
творческая самостоятельность в передаче образа —
В конце своего выступления хочу поздравить всех с наступающим Новым годом и пожелать счастья, удачи, исполнения всех желаний и планов и, конечно же, ЗДОРОВЬЯ. СПАСИБО.
Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры.
— во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
— в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
— в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;
— в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками» Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др.
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
№88 «Ладушки»
«Методические рекомендации для воспитателей
по организации и проведению
познавательно-исследовательской деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста».
(выступление на методическом объединении в ДОУ)
Воспитатель: Хохолова Т.Р-Д
Улан -Удэ, 2024
Методические рекомендации для воспитателей
по организации и проведению
познавательно-исследовательской деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем окружающего его мира.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно - исследовательская деятельность должна занимать прочное место в работе дошкольного учреждения. Это интересный и увлекательный процесс как для детей, так и для взрослых.
Использование проектно-исследовательской деятельности в работе с детьми пропагандировали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. По мнению Поддьякова, «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействовать различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Для детей дошкольного возраста очень важно познавательно-речевое развитие в процессе экспериментально-познавательной деятельности, поскольку эта деятельность влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельного мышления благодаря разнообразию связей и зависимостей. Находя и определяя словом причинно-следственную связь, ребенок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять и делать выводы.
Разработать исследовательский проект возможно на основе соответствующей литературы, например: комплексно - целевой программы «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников», разработанной П.И.Прохоровой, И.Р.Климовой, программы по организации поисковой деятельности детей «Ребенок в мире поиска» под редакцией О.В.Дыбиной.
Основная цель проектно-исследовательской деятельности - повысить уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста с ОНР, развивать их познавательный интерес и любознательность.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- Обучать детей проектно-исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Расширять представления детей о значимости живой и неживой природы в жизни человека. Развивать экологическое сознание.
- Развивать умение структурировать текст - последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта, эксперимента.
- Развивать связную речь – учить детей выражать свои мысли, чувства, желания.
Существуют принципы проведения проектно-исследовательской деятельности в ДОО:
- системность;
- соответствие возрастным особенностям детей;
- интеграция разных видов детской деятельности;
- преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОО и семьи;
- учет индивидуальных особенностей ребенка.
Проектно-исследовательскую деятельность рекомендуется строить в соответствии с этапами ее развития:
1 этап - изучение личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей; проведение мониторинга знаний детей об экологической культуре;
2 этап – создание предметно-развивающей среды, составление проекта.
3 этап - совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на развитие экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность.
Содержание работы по формированию экологической культуры включает в себя:
- занятия познавательной направленности;
- экскурсии в природное окружение;
- трудовую деятельность;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание демонстрационного материала;
- дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- музыкальные и спортивные развлечения;
- оформление выставки детских работ.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в предоставлении детям реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать словами, обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные усилия.
Таким образом, цель ДОО - подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, к смелым высказываниям и предположениям и предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Как нельзя лучше этот замысел реализуется в детской экспериментально-исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр
laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования.
4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания;
4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания;
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования,...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания;
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования,...

4.1.2 Участие в работе методических объединений: - выступления на педагогических Советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания..
Участие в работе методических объединений:- выступления на педагогических Советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствования метод...
