консультация для родителей
консультация (старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей
«Возрастные особенности детей 6-7 лет»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 74»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
360903, КБР, г.о. Нальчик, с. Хасанья, ул. Аттоева,15 тел. (8662) 71-57-45, e-mail: det.sadik74@yandex.ru
ИНН 0725031542 КПП 072501001 ОГРН 1210700004184 ОКПО 72880998 ОКТМО 83701000121 ОК0ГУ 4210007
Консультация для родителей
«Возрастные особенности детей 6-7 лет»
Подготовила воспитатель:
Курданова Эльмира Ханапиевна
2025г
Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе. Игровая деятельность в сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Отражающие характерные жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. Конструирование Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Изобразительная деятельность Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. (Когда ребенок начинает сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.) Развитие психических процессов У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. (Величина, форма предметов, положение в пространстве) Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Мышление Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. 1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами) (достает предмет, который высоко лежит, подставив стул) 2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений, без применения практических действий.) (может собрать кубики, легкие пазлы без опоры на наглядность) 3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений, которое связано с использованием и преобразованием понятий) (может выложить последовательно 6-7 картинок, логически связанных между собой). Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы - показатели развития любознательности. Внимание становится произвольным. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Увеличивается устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Память В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Речь Развивается звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. Развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. Отношения со сверстниками Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Ребенок может изменить свою точку зрения, позиции в результате столкновения с общественным мнением, мнением другого ребенка. Ребенок может воспринять точку зрения др. человека. В процессе усвоения активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие. Отношения со взрослыми Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок стремиться качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. Эмоции У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. •Ребенок может и делает не то, что ему хочется, а то, что нужно, что просит взрослый или определено правилами: воспринимает, запоминает, мыслит, оценивает свою деятельность; •Возникает первая реальная картина мира, о которой у ребенка формируется собственное мнение; •Ребенок начинает понимать свои чувства и переживания в полной мере и сообщает об этом взрослым; •Детям очень важно, как к ним относятся окружающие люди; •Происходит полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания. Дети 6-7 лет должны уметь: Различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира Характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.) Различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости Классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету Различать и выделять буквы и цифры по форме, размеру, цвету Мысленно находить часть целого Достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей Речь. Правильно произносить все звуки родного языка Уметь различать и называть слова с определенным звуком Уметь определять место звука в слове (начало–середина–конец) Делить слова на слоги Составлять слова из слогов Иметь представление о предложении Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже Подбирать синонимы, антонимы Использовать разные способы образования слов Пересказывать знакомые сказки и рассказы Составлять рассказы и сказки по картинке Крупная моторика Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать Точно ловить и кидать мяч На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы Застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п. Мелкая моторика Проводить прямые, а не дрожащие линии «Видеть строку» и писать в ней Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного возраста: это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Кризис семи лет. Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка - младший школьный возраст. Он может начаться и раньше - в шесть и даже в пять с половиной лет. Если вашему ребенку вдруг надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и правильно среагировать. Принято выделять 7 симптомов кризиса. Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными. Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности. Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают. Своеволие - стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому. Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье. Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых. В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом - деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи. Главный совет родителям ◊ Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям. ◊ Поощряйте общение со сверстниками ◊ Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения) ◊ Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи). ◊ Не надо перегружать дополнительными занятиями. ◊ Больше хвалить
2025г
В процессе общения ребёнок проявляет свою индивидуальность и умение сотрудничать. Многие дети испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающим миром, и это является прямым следствием неправильно выстроенных взаимоотношений в семье ребёнка. У таких детей отсутствуют навыки нормального общения, они не умеют общаться, не знают как раскрыть свои положительные стороны. Это может серьёзно осложнить дальнейшую жизнь ребёнка. Задача взрослых – помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Способность к общению включает в себя: 1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»). 2. Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации. 3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»). В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении. Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, движений например «Зеркало» (повторение человека, «Зоопарк» (подражание зверям). Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут другого психофизиологические, соматические, быть наследственные, а также неблагополучные отношения в семье. Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Советы родителямпо формированию адекватной самооценки:- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела; - не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра). Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка «ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком. «Сорви шапку», «У нас все можно» и др. Принципы общения с агрессивным ребенком:- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас. Игры на выплеск агрессивности «Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара. «Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии. «Разыгрывание ситуации» Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;- после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного. Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом «Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника. «Сидящий и стоящий». Застенчивость Последствия:- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии. Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке». Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики» Советы родителям замкнутых детей: Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться. - расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми; подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком; стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью. Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны.В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект: 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:- проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании; не- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил; давайте ребенку категорических слов «нет», «нельзя»;- указаний, избегайте стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии; - реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;- выслушайте то, что хочет сказать ребенок. 2.Изменение психологического микроклимата в семье:- уделяйте ребенку достаточно внимания;- проводите досуг всей семьей;- не допускайте ссор в присутствии ребенка. 3.Организация режима дня и места для занятий:- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь; снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;- избегайте по возможности больших скоплений людей;- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 4.Специальная поведенческая программа:- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.- не прибегайте к физическому наказанию- чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям- составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком - воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка- не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы. Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:- лишение удовольствия, лакомства, привилегий- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры- внеочередное дежурство на кухне и т. д. Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей
