Формирование знаний об органах чувства в валеологическом воспитании детей дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Бушуева Лилиана Алексеевна

Формирование знаний об органах  чувства  в валеологическом воспитании детей дошкольного возраста.

     Здоровье - это счастье! Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

      Знакомство с органами чувств, забота о них включена в систему формирования здорового образа жизни детей. Ведь с помощью органов чувств ребенок многое узнает об окружающем мире, о живой и неживой природе, о себе самом, а, узнав, будет заботиться о своем здоровье. Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. А в реальном мире разные предметы обладают разными свойствами, и, значит, видами информации. В процессе включения всех органов чувства в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, умение воспринять окружающий мир полно, ярко, разнообразно.

  При знакомстве детей с органами чувства  я перед собой ставлю  следующие задачи:

1.Формировать представления детей об элементарном строении, функциях и защите организма,  органов чувств.

    Дети дошкольного возраста с интересом относятся к познанию своего организма, к тому, как устроено наше тело,  благодаря чему мы двигаемся, как дышим, куда девается съеденная пища, что помогает нам познавать окружающий мир. При ознакомлении детей с органами чувств  выделила следующие  подтемы:

 - Глаза (как устроены глаза; определение зрением цвета, формы, размера предметов; для чего нужны брови, ресницы, веки, зрачок, слёзы; комплексы упражнений для отдыха глаз4 какие витамины укрепляют зрение; почему люди носят очки, какие меры безопасности нужно соблюдать для сохранения хорошего зрения, эксперименты «Обман зрения», «»Светло-темно», «Разноцветные стеклышки»).

 - Нос (как устроен нос; для чего волосы в носу; комплексы дыхательной гимнастики для нормального дыхания; запахи полезные и вредные;  вредные привычки; как правильно ухаживать за носом).

 - Уши (как мы слышим; для чего нужны уши; сколько ушей  у человека;  что такое барабанная перепонка, улитка, слуховой нерв;  как правильно ухаживать за ушами; какие меры безопасности нужно соблюдать для сохранения хорошего слуха).

 - Язык (какую работу выполняет язык; для чего нужны вкусовые сосочки как они определяют вкус пищи; какие пословицы и поговорки про язык придумал народ; как правильно ухаживать за ротовой полостью; какая пища полезная и вредная; для чего нужны витамины).

 - Кожа (для чего нужна кожа; какова чувствительность кожи на разных участках тела; какие упражнения развивают тактильное восприятие;  как нужно ухаживать за кожей; зачем нужен витамин Д).

 2. Углубить представления детей об общих признаках живых существ: чувствительности, дыхании, зрении, слухе, питании, росте. Вызывать у детей радость от осознания себя частью живой природы, единения с ней.  Развивать и углублять интерес  детей к природе - живой и неживой.

- При изучении каждого органа чувства  провожу  сравнение с органами чувств животных (отличие, сходство). Использую презентации,  также в работу вовлекаю родителей,  они проводят совместный поиск с ребенком картин, рисунков с выразительным изображением органом чувств животных. Родители дома знакомят своих детей с собранным материалом,  и ребенок в группе  рассказывает  по картине или рисунку перед другими детьми,  делится  полученными знаниями о животных. Другие дети дополняют рассказ  своими данными.

 

 3. Воспитывать толерантное отношение и уважение к физическим различиям между людьми, бережно относиться как к своим органам чувств, так и к органам чувств окружающих, основываясь на знаниях о строении, работе и гигиене органов чувств.

 - В процессе игр «Узнай закрытыми глазами», «Пройди с закрытыми глазами», «Пойми меня», «Услышь меня» показываю, как нелегко живется слепым, глухонемым людям, чтобы дети с детства стремились оказывать людям с ограниченными возможностями свою помощь, воспитываю сострадание, принятие таких людей.

 

 4. Формировать понятия о здоровом образе жизни, показать значимость здорового образа жизни для каждого из нас.

 -  Использую весь арсенал здоровьесберегающих технологий: утреннюю гимнастику, подвижные игры, физкультурные занятия, физкультминутки, дыхательную, зрительную, пальчиковую, корригирующую гимнастики, релаксацию, прогулки,  закаливающие процедуры. Воспитываю  в детях желание быть здоровыми собственным примером, примерами героев из сказок, использованием в речи пословиц и поговорок. Для этого подобрала  сказки, стихи, пословицы на ознакомление с организмом человека, на воспитание культурно-гигиенических навыков, на сохранение здоровья. Дети с большим удовольствием слушают и воспринимают  сказки про Машу и Мишу «Как правильно мыть руки», «Как вести себя за столом», Десять дел перед сном,  сказки про Стобеда, которые когда-то были напечатаны в журнале «Здоровье» , «Сказка про пальцы», «Сказка о ватном шарике» на развитие дыхания, «Острое поросячье заболевание» и другие.

  - Провожу гимнастику после сна с использованием упражнений детской йоги. Дети стремятся к качественному выполнению упражнений, которые развивают гибкость, пластичность и благотворно действуют на работу внутренних органов и всего организма в целом.

  - Использую передачу детьми  восприятий человека человеком в изображениях, акцентируя  внимание на передачу эмоций, выделяя отличительные черты лица, выражая в рисунках  понимание детьми здорового образа жизни. Темы могут быть разнообразными, например, «На прогулке», «Зимние развлечения», «Витаминные продукты», «Физкультурой занимаюсь» и др.

 

 5. Использовать  игры и упражнения для развития органов чувств, развития зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового восприятия.

  - Использую дидактические игры и упражнения на развитие слухового восприятия «Определи, что слышится» - набор разных звуков живой и неживой природы, «Шумящие коробочки» - найти тихие и громкие шумы от различных материалов, «Далеко - близко» - узнавание голоса на расстоянии. «Что слышно» - прослушивание с закрытыми глазами шумов на улице, в помещении, «Повтори» - запоминание и повторение неречевых звуков (хлопки, притопы) и т.д.

   - Дидактические игры и упражнения на развитие зрительного восприятия. «Что изменилось?», «Найди ошибку», «Найди отличия». Наложенные изображения» - определить контурные изображения 3-5 предметов. «Незаконченные изображения», «Точечные изображения», «Перевернутые изображения», «Разрезанные изображения», «Запомни и нарисуй». «Найди букву»- подчеркнуть в тексте какую-либо букву. «Сложи радугу», «Определи форму предмета», «Разложи по размеру» и т.д.

     - Дидактические игры и упражнения на развитие обоняния.

«Определи предмет по запаху», «Вспомни, как они пахнут» (по картинкам), «Коробочки с запахами» и т.д.

     - Дидактические игры и упражнения на развитие вкусовых ощущений. «Определи на вкус» - определить на вкус с завязанными глазами кончиком языка соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук и словом обозначить свои вкусовые ощущения. «Вкусовые банки» - определение сладкого, соленого, кислого и горького вкуса растворов с помощью пипетки, обозначить свои ощущения словом. Дети узнают различный вкус жидкости. Воспитатель должен показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.

     - Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности. Игр достаточно много, выделю  некоторые из них. «Поймай киску» - воспитатель касается мягкой игрушкой разных частей тела ребенка, ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. Для касания можно использовать другие предметы (мокрую рыбку, колючего ежика и др.). «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь» - узнать на ощупь предмет и назвать его признаки. «Золушка» - дети садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки. «Узнай фигуру» - показать любую парную геометрическую фигуру и попросить ребенка достать из мешочка такую же.

 6. Информировать  родителей о самочувствии детей.

     - Выпускаю газеты о здоровье дошкольника, провожу  беседы по формированию здорового образа жизни, воспитания ими в детях бережного отношения к своему организму, вовлекаю родителей в мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.

     Знакомство с органами чувства проводится на занятиях, в играх, во время режимных моментов, в повседневной деятельности детей. При систематических занятиях  с детьми возможно формировать знания о строении, функциях и значении органов чувств, закрепить правила бережного к ним отношения и ко всему организму в целом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. Однако лишь только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физ...

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста, как фактор формирования здорового образа жизни.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Особенности валеологического воспитания детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям по профилактике заболеваний.

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека XXI ...

валеологическое воспитание детей дошкольного возраста

анализ программ валеологического воспитания...

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста в игре

1. Термин «Валеология» Термин «валеология» означает «наука о здоровье». Несколько лет назад это слово быстро вошло в моду и широко распространилось на всех ступеньках образовательной системы. Оставив ...

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Именно в дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивное развитие органов и становление фун...

Формирование образовательной здоровьесберегающей среды, как фактора повышающего эффективность валеологического воспитания детей дошкольного возраста

По данным министерства здравоохранения РК, в Казахстане только 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими зад...