Программа "Здоровье"
рабочая программа по теме
Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovya.docx | 76.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Проблемно-ориентированный анализ состояния работы по охране и укреплению здоровья детей……………………………………………...2
- Цель и задачи программы «Здоровья»…………………4
- Законодательно-нормативное обеспечение программы………………..5
IV. Основные принципы программы…………………………………………5
V. Функции участников педагогического процесса………………………..7
VI. Двигательная активность детей в детском саду ………………………..
VII. Система закаливающих мероприятий: ……………………………………..
7.1. Организация закаливания в режиме дня на холодный период……..
7.2. Организация закаливания в режиме дня на тёплый период………….
VIII. Основные направления программы: ……………………………………….
8.1. Работа с детьми……………………………………………………………9
8.2. Работа с педагогами……………………………………………………...16
8.3. Работа с родителями……………………………………………………..18
- Ожидаемые результаты………………………………………………….19
- Портрет идеально здорового ребёнка…………………………………..20
I. Проблемно-ориентированный анализ состояния работы по охране и укреплению здоровья детей
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние семьи, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблемам здоровья.
Состояние здоровья детей в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Именно разработка этой программы привела коллектив детского сада №1 «Золотой ключик» к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере не только физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, актуализации внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение.
Также при разработке программы мы исходим из понимания того, что здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов. Это физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный и духовный аспекты здоровья.
Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем.
Под интеллектуальным – как мы получаем информацию, знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией.
Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их.
Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве лич-ности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающим.
Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом.
Духовный аспект здоровья - суть нашего бытия, то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим.
В настоящее время МБДОУ д/с №1 посещают 165 детей.
Результаты углубленных медосмотров в нашем детском саду свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей нашего ДОУ характеризуются следующими тенденциями:
распространенность функциональных отклонений (общее недоразвитие речи) 25 человека – 15,1%
хронические заболевания 4,0 %,
имеют дефицит массы тела 2,5 % детей.
нарушения опорно-двигательного аппарата 9,0%,
нарушения сердечно- сосудистой системы 0,5 %,
аллергические проявления 2,0%,
заболевания органов дыхания 4,0%.
В МБДОУ д/с №1 созданы определенные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития. Это традиционные формы и методы оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми.
В ДОУ есть: физкультурный зал, оснащённый оборудованием; площадка на улице; физкультурные уголки во всех возрастных группах; медицинский, процедурный кабинеты.
Медицинское обслуживание осуществляют: старшая медсестра. В течение учебного года реализуется оздоровительная работа с детьми: закаливание, витаминопрофилактика, профилактические прививки, оздоровительный массаж, витаминизированное питание, организованы регулярные осмотры детей подготовительных групп врачами-специалистами. В течение всего года родителей информируем о лечебно-оздоровительной работе, о заболеваемости детей.
Система обеспечения безопасной жизнедеятельности предполагает изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в совместной деятельности.
Физическое воспитание в МБДОУ д/с№1 осуществляет инструктор по физическому воспитанию и воспитатели групп. Два раза в год проводится диагностическое исследование физического развития детей. В детском саду разработана система корригирующих упражнений по формированию правильной осанки.
В ДОУ ведется целенаправленная работа с родителями воспитанников, так как, только в тесном контакте педагогов и родителей можно добиться хороших результатов, укрепить и сохранить здоровье ребенка.
Кроме этого, в каждой группе создана система по укреплению физического здоровья детей: во всех возрастных группах организация двигательной активности сочетается с закаливающими мероприятиями.
Мы считаем, в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
В результате мониторинга была выстроена система оздоровительной работы, включающая в себя комплекс медицинских, педагогических мероприятий, в том числе физкультурно-оздоровительных режимов в разных возрастных группах, что послужило основой для формирования культуры здоровья у детей.
Анкетирование, с целью выявления особенностей физического воспитания в семье показало, что 10 % родителей систематически занимаются физическим воспитанием, 60 % - в выходные дни, 30 % - во время отпуска; На вопрос «Что мешает заниматься с ребёнком» 100 % респондентов отметили, что дефицит времени.
Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.
Основой реализации здоровьесберегащих мероприятий и программы будет являться годовой план МБДОУ д/с №1.
II. Цель и задачи программы «Здоровье».
Цель программы – создание оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста и педагогов.
Задачи программы:
- Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
- Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.
- Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, хоккей, фигурное катание, футбол, волейбол, ритмика).
- Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
- Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.
- Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
- Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков у них здорового образа жизни.
- Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
III. Законодательно-нормативное обеспечение программы
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
2. Санитарно-эпидеомиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений 2.4.1 3049-13 от 15 мая 2013 г. №26
3. Программа развития МБДОУ д/с №1.
4.Основная общеобразовательная программа МБДОУ д/с №1.
5. Устав МБДОУ д/с№1.
6. Законодательные и нормативные документы по организации оздоровительной работы в ДОУ.
Сроки реализации программы: 2013 - 2016 г.г.
IV. Основные принципы программы
1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип социальной компенсации – обеспечение социальной и правовой защиты детей.
Ожидаемые результаты
1. Повысится компетентность в области здоровьесбережения, педагоги внедрят в практику своей деятельности методы поддержания психоэмоционального здоровья.
2. Расширится осведомлённость родителей о системе здоровьесбергающей работы в д/с. Родители и члены семей станут более активно включаться в планирование и организацию мероприятий, направленных на поддержание здоровья.
3. У детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, к специфическим мероприятиям по оздоровлению. Будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости детей. Дети овладеют навыками самооздоровления.
И в целом, отношения взрослых участников образовательного процесса станут более доверительными, открытыми, поддерживающими. Деятельность по здоровьесбережению в ДОУ и семье будет основываться на принципе преемственности.
Оценка результатов
1. Качественная и количественная система контроля будет отслеживать исполнение мероприятий.
2. Качественная оценка реализации программы субъективная удовлетворённость педагогов, родителей, детей будет отслеживаться при помощи анкетирования, опросов, собеседования.
3. Динамика заболеваемости и посещаемости детей будет отслеживаться по результатам изучения медицинских карт и журнала посещаемости.
3. В конце учебного года полученные результаты будут анализироваться. Это станет основой для коррекции программы на последующий период.
С целью обеспечения высокого уровня охраны и укрепления здоровья детей, их физического, психического развития, реализации программы дошкольного учреждения, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями в МБДОУ д/с №1 созданы все необходимые условия.
Имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: гимнастические скамейки, спортивные маты, гимнастическая стенки, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопии, массажёры для стоп в т. ч. из нестандартного оборудования для “игровых дорожек”, оборудование для вестибулярного аппарата (диски “здоровья”), имеются в наличии мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: “ямой” для прыжков в длину, “полосой препятствий” для развития выносливости.
имеется картотека для подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами;
имеется картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;
в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
на территории детского сада имеется экологическая тропа с обширной лесной зоной, где дети отдыхают, проводятся экологические занятия, праздники в увлекательной форме, экологические досуги и развлечения.
Пропаганда и организация образа жизни в ДОУ – целенаправленная деятельность всего коллектива. К этому привлечены старшая медсестра детского сада, старший воспитатель, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, воспитатели и родители воспитанников.
Были определены функции каждого участника педагогического процесса по физическому воспитанию детей:
V. Функции участников педагогического процесса.
Функции старшей медсестры |
|
Функции инструктора по физическому воспитанию | 1.Организует и проводит с участием педагогических работников и родителей физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера. 2. Осуществляет связи с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта. 3.Проводит закаливающие, оздоровительные мероприятия в ДОУ. 4. Ведет работу по овладению воспитанниками навыками и техникой выполнения физических упражнений, формирует их нравственно-волевые качества. 5.Совместно с медицинским работником контролирует состояние здоровья воспитанников и регулирует их физическую нагрузку, ведет мониторинг качества оздоровительной работы в образовательном учреждении с использованием электронных форм учета показателей здоровья и физических нагрузок. 6.Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. 7.Обеспечивает выполнение программы по физическому воспитанию детей с учетом возрастных и психофизических особенностей развития дошкольников. 8.Принимает меры по физической реабилитации воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовку. |
|
|
Функции воспитателей | 1.Обеспечивают состояние психологического комфорта каждому ребёнку в группе; |
Функции музыкального руководителя | 1. Проводит диагностику эмоционально-музыкального развития детей; 3.Включает в содержание занятий музыкальный материал о здоровье; 5. Подбирает для интегрированных занятий песни о здоровье. |
| 1. Ознакомление с результатами диагностики физической подготовленности; |
- Двигательная активность детей в детском саду.
| Содержание | Группы | Ранн. возр. | 1-я младшая | 2-я младшая | Средняя | Старшая | Подг. |
1 | Утренняя гимнастика (ежедневно) | 4-5 мин. | 4-5 мин. | 5-6 мин. | 6-8 мин. | 8-10 мин. | 10-12 мин. | |
2 | Подв. игры во время утреннего приема детей. | 3 мин | 3 мин | 3 мин | 3-5 мин | 5-7 мин | 7-10 мин | |
3 | Физическая культура (2 в зале, 1 на улице) Музыка (2р. в неделю) | 10 мин. 4 р в нед. | 10 мин. 4 р в нед. | по 15 мин. | по 20 мин. | по 25 мин. | по 30 мин. | |
4 | Физкультминутки | 1 мин. х 2 р. | 1 мин. х 2 р. | 1-2 мин. х2р. | 1-2 мин. х2 р. | 2-3 мин. х2р. | 2-3 мин. х 3р. | |
5 | Гимнастика пробуждение | 3-5 мин. | 3-5 мин. | 5-7 мин. | 5-7 мин. | 8-10 мин. | 8-10 мин. | |
6 | Оздоровительные гимнастики | 3-5 мин. | 3-5 мин. | 5-7 мин. | 5-7 мин. | 8-10 мин. | 8-10 мин. | |
7 | Подвижные игры (на воздухе, утро, вечер) 2 р. | 4-6 мин. | 4-6 мин. | 6-8 мин. | 8-10 мин. | 10-12 мин. | 15 мин. | |
8 | Спортивные игры | - | - | - | - | 10-15 мин. | 10-15 мин. | |
9 | Спортивные упражнения: (1-2р. в нед .) | - | - | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. | 20 мин. | |
10 | Игры с подгруппами детей | 2-3 мин. | 2-3 мин. | 2-3 мин. | 3-5 мин. | 5-7 мин. | 6-8 мин. | |
11 | Подгрупповая работа по развитию ОВД | 2-3 мин. х 2р. | 2-3 мин. х 2р. | 3-5 мин.х2р. | 5-8 мин.х2р. | 8-10 мин.х2р. | 10 мин.х2р. | |
12 | Спортивные упражнения (катание на санках, скольжение ходьба на лыжах) | - | - | 5-7 мин. | 7-10 мин. | 10-15 мин. | 15-20 мин. | |
13 | Игры-забавы | 3-5 мин. | 3-5 мин. | 3-5 мин. | 5-8 мин. | 8-10 мин. | 10 мин. | |
14 | Игровая деятельность с использованием оборудования физкультурного уголка | 5 мин. | 5 мин. | 8-10 мин. | 10-15 мин. | 15 мин. | 15-20ин. | |
15 | Подвижные игры и игровые упражнения | 5 мин. | 5 мин. | 10 мин. | 10 мин. | 20 мин. | 25 мин. | |
16 | Элементы спортивных игр | - | - | - | 15-20 мин. | 25 мин. | 30 мин. | |
18 | Самостоятельная двигательная деятельность |
Ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных особенностей и потребности детей. Проводится под наблюдением воспитателя. | ||||||
19 | Двигательная деятельность в течение дня | 1 ч.30 мин. | 1 ч.30 мин. | 2 ч .00 мин. | 4 ч. 00 мин. | 4 ч. 20 мин. | 5 ч. 15 мин. | |
20 | Физкультурные досуги(1 раз в месяц) | - | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | 30-35 мин. | ||
21 | Спортивный праздник(1 раз в квартал) | - | - | 45 мин. | 60 мин. | 60 мин. | ||
22 | Неделя игры и игрушки | 2 раза в году | ||||||
23 | День / неделя Здоровья | По плану дошкольного учреждения и ОМЦ |
- Система закаливающих мероприятий:
7.1. Организация закаливания в режиме дня на холодный период
№ п/п | Содержание | Время | Возрастные группы | |||||
Ран. возр. | I мл | II мл | сред | стар | подг | |||
1 | Утренняя гимнастика | 8.00-8-45 по графику | + | + | + | + | + | + |
2 | Умывание в течение дня прохладной водой | По режиму | + | + | + | + | + | + |
3 | Полоскание полости рта | После еды | + | + | ||||
4 | Босохождение Топтание по корригирующий дорожке | До и после сна В течение 5-7 мин по мере пробуждения | + | + | + | + | + | + |
5 | Ходьба босиком | После сончаса | + | + | + | + | + | + |
6 | Облеченная одежда детей | После сончаса | + | + | + | + | + | + |
7 | Воздушные ванны | После сончаса | + | + | + | + | + | + |
8 | Солевые дорожки | После сончаса | + | + | - | - | - | - |
9 | Контрастные воздушные ванны | После сончаса | - | - | - | - | + | + |
10 | Контрастное обливание кисти рук | После сончаса | - | - | - | + | - | - |
11 | Проветривание | По графику | + | + | + | + | + | + |
- Организация закаливания в режиме дня на тёплый период
№ п/п | Содержание | Время | Возрастные группы | |||||
2гр.ран.воз. | I мл | II мл | сред | стар | подг | |||
1 | Приём на воздухе | 7.30-8.00 | - | - | + | + | + | + |
2 | Утренняя гимнастика на улице | 8.00-8.30 по графику | + в группе | + в группе | + | + | + | + |
3 | Оздоровительный бег | - | - | - | + | + | + | |
4 | Солнечные ванны | 10.00-12.00 16.30-17.30 | + | + | + | + | + | + |
5 | Умывание в течение дня прохладной водой | По режиму | + | + | + | + | + | + |
6 | Полоскание полости рта | После еды | - | - | - | + | + | + |
7 | Сон с доступом свежего воздуха | 13.00-15.00 | + | + | + | + | + | + |
8 | Сон без маечек | 13.00-15.00 | + | + | + | + | ||
9 | Босохождение Топтание по корригирующий дорожке | До и после сна В течение 5-7 мин по мере пробуждения | + | + | + | + | + | + |
10 | Проветривание | По графику | + | + | + | + | + | + |
- Основные направления программы.
1. Работа с родителями.
2. Работа с педагогами.
3. Работа с детьми.
8.1. Работа с детьми.
Цель: формирование осознанного понимания здорового образа жизни
и отношения к своему здоровью.
Осуществляется инструктором по физическому воспитанию, воспитателями, помощниками воспитателей, медицинскими работниками, муз. руководителем. Работа с детьми включает в себя 10 разделов:
Диагностика;
Полноценное воспитание;
Система эффективного закаливания;
Организация рациональной двигательной активности;
Создание условий организации оздоровительных режимов для детей;
Создание представлений о здоровом образе жизни;
Применение психогигиенических средств и методов;
Коррекционная работа;
Лечебно-профилактическая работа;
Летне-оздоровительные мероприятия.
I раздел – Диагностика
Диагностика – комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, и др.), которые помогают глубоко узнать ребёнка “во всех отношениях”, определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья.
Медицинские работники: врач-педиатр и медсестра, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями. Учёт возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и медицинских работников позволяет не только выявить имеющиеся у ребёнка проблемы, трудности, но и его потенциальные возможности.
Так воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой ,наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни; инструктор по физическому воспитанию обследует состояние уровня физической подготовленности, музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
При организации оздоровительной, лечебно-профилактической и коррекционной работы, учитывая физиологическое и психологическое состояние детей, в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем, что некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму.
II раздел – Полноценное питание
Рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на рост и состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Рационально составленное меню в детском саду представляет собой такой подбор блюд, который удовлетворяет потребность детей в основных пищевых веществах и энергетических компонентах.
Принципы организации питания:
Выполнение режима питания;
Гигиена приёма пищи;
Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
Эстетика организации питания (сервировка);
Индивидуальный подход к детям во время питания;
Правильность расстановки мебели.
III раздел – Система эффективного закаливания
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребёнка.
Основные факторы закаливания:
Закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
Закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, в других режимных моментах;
Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
Постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:
Соблюдение температурного режима в течение дня;
Правильная организация прогулки и её длительность;
Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;
Облегчённая одежда для детей в детском саду;
Дыхательная гимнастика после сна;
Мытьё прохладной водой рук по локоть (индивидуально);
Полоскание рта прохладной водой;
Комплекс контрастных закаливающих процедур по дорожке “здоровья” (Игровые дорожки);
Методы оздоровления:
Ходьба по песку (летом), коврику (в межсезонье);
Контрастное обливание ног (летом);
Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в т.ч. по дорожкам препятствий;
Хождение босиком летом по спортивной площадке.
Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);
Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре;
IV раздел – Организация рациональной двигательной активности
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями. Укрепление здоровья средствами физического воспитания:
Повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
Совершенствование реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
Повышение физической работоспособности;
Нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможная коррекция врождённых или приобретённых дефектов физического развития;
Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:
Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.
Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики. Занятия строить с учётом группы здоровья (подгрупповые).
Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации физического воспитания:
Физические занятия в зале и на спортивной площадке;
Туризм (прогулки-походы);
Дозированная ходьба;
Оздоровительный бег;
Физкультминутки;
Физкультурные досуги, праздники, “дни здоровья”;
Утренняя гимнастика;
Индивидуальная работа с детьми;
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
Традиционные;
Игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
Сюжетно-игровые, дающие более эмоциональные впечатления;
Тематические занятия;
Занятия-тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
Занятия в форме оздоровительного бега;
Музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений.
V раздел - Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
Организация режима дня ребёнка в соответствии с особенностями индивидуально складывающегося биоритмологического профиля.
Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями. Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования, двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.
Санитарно-просветительная работа с сотрудниками и родителями.
VI раздел - Создание представлений о здоровом образе жизни
Основная идея – здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
формирование элементарных представлений об окружающей среде;
формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;
выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;
обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
вести систематическую работу по ОБЖ, выработки знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Для решения этих задач в детском саду созданы условия:
Каждая группа детского сада имеет отдельную раздевальную комнату. Это даёт возможность, как педагогам, так и родителям уделять внимание детям по привитию культурно-гигиенических навыков. Каждого ребёнка педагог и помощник воспитателя учит самостоятельно раздеваться и одеваться, при этом аккуратно складывать свою одежду в шкаф. При всех моментах обучения и закрепления знаний и умений педагог использует мотивацию.
В группах имеются: отдельные спальные комнаты, где каждый ребёнок имеет свою кровать, которую ежедневно заправляет самостоятельно в старшем возрасте, следит за тем, чтобы она аккуратно и эстетично выглядела, расправляет складочки, морщинки.
Ежедневно педагоги прививают детям стойкие культурно-гигиенические навыки по уходу за своим телом. Для этого имеются в группах отдельные комнаты гигиены.
Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении органов педагоги формируют через занятия, беседы, игры, наблюдения. Для этого разработаны конспекты, схемы, таблицы, подобран наглядный материал. К детям часто в гости приходят медицинская сестра, врач-педиатр, сотрудники ГИБДД, ведут беседы об опасных ситуациях подстерегающих в жизни. Дети решают логические задачи, вспоминают жизненные ситуации. Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой нерегламентируемой деятельности.
VII раздел - применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
Принципы по разделу программы:
Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей.
Применение психолого-педагогических приёмов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приёмов входят индивидуальные беседы воспитателей с ребёнком и родителями, применение подвижных, сюжетно-ролевых и особенно режиссёрских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей.
Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка.
Создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.
Рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей.
Для осуществления вышесказанных принципов в детском саду созданы необходимые условия:
Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку.
Отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.
Развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых комнат, раздевальных комнат, спальных, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.
Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Снижение утомляемости ребёнка на занятиях является мотивация к занятию, построение занятия на интересе ребёнка и индивидуальных подход к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно-ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник-актёр.
VIII раздел – Профилактическая работа.
Раздел программы направлен на профилактику заболеваемости детей.
В профилактике гриппа и других ОРЗ важным является как специфическое формирование невосприимчивости к определённым инфекционным вирусам, так и стимуляция неспецифических факторов защиты организма.
Для успешной работы в этом направлении медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в детский сад через анкету и личную беседу. После тщательного изучения карты индивидуального развития ребёнка, условий жизни, особенностей поведения и развития, и с учётом желания родителей намечается план мероприятий по оздоровлению каждого ребёнка индивидуально. Профилактическая работа взаимосвязана с физкультурно-оздоровительной работой и осуществляется в детском саду в тесной взаимосвязи между медиком и педагогами. Профилактическую работу осуществляет медицинская сестра.
Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, витаминизированные напитки.
Иммуномодуляторы: дибазол, элеутерококк.
IX раздел – Летне-оздоровительные мероприятия.
Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость к заболеваниям, создание положительных эмоций.
Формы организации оздоровительной работы:
закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
физкультурные занятия в природных условиях (в лесной зоне, в парках, на экологической тропе, спортивной площадке);
туризм;
физкультурные досуги и развлечения;
утренняя гимнастика на воздухе;
интенсивное закаливание стоп;
витаминизация: соки, фрукты, ягоды.
8.2. Работа с педагогами.
Цель: повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов в вопросах здоровьесбережения ДОУ.
Работа с сотрудниками одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на принципах:
просветительная работа по направлениям программы “Здоровье” и т.д.
консультации воспитателей по сохранению здоровья;
обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
Организационные методические мероприятия:
Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
Разработка систем физического воспитания основанных на индивидуально-психологическом подходе.
Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
Разработка и внедрение педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений.
Пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы).
Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
Методические рекомендации по оздоровлению:
Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях физкультуры, в перерывах между занятиями, использовать физкультурные минутки, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
Необходимо более широко использовать игровые приёмы, создание эмоционально-значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно-значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
Привитие дошкольникам чувство ответственности за своё здоровье.
Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
Обучение дошкольников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции.
Беседы, валеологические занятия.
Важным направлением деятельности в рамках программы является разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связаны с социальными аспектами жизни детей, в том числе:
внедрение сбалансированного разнообразного питания;
организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений.
8.3. Работа с родителями.
Цель: создание полной преемственности детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей.
Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Установка родителей на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребёнка.
Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через беседы, консультации, семинары.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Использовать следующие формы работы с родителями:
Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций.
Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
Дни открытых дверей.
Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших).
Совместные занятия для детей и родителей.
Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:
Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения).
Социальный статус отца, матери в семье; степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.
Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребёнка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые педагогами в работе:
Анкета для родителей.
Беседы с родителями.
Беседы с ребёнком.
Наблюдение за ребёнком.
Изучение рисунков на тему: “Наша семья” и их обсуждение с детьми.
Посещение семьи ребёнка.
Основные направления по физическому воспитанию в ДОУ и семье
Реализация задач в ДОУ | Реализация задач в семье |
Координирование совместной работы инструктора по физическому воспитанию и медицинской сестры по физическому совершенствованию функций организма | Обеспечение полной информацией о состоянии здоровья ребёнка |
|
|
|
|
|
|
Демонстрировать передовой опыт семейного воспитания | Участвовать в совместных досугах, днях здоровья |
9. Ожидаемые результаты реализации программы:
Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.
Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
Обеспечение статистического учёта, контроля, и анализа на всех уровнях.
Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
10. Портрет идеально здорового ребенка.
Прежде всего, если он и болен, то очень редко и ни в коем случае не тяжело.
Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относиться к окружающим его людям - взрослым и детям.
Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переносятся им стойко и без вредных последствий.
Развитие его физических, прежде всего двигательных качеств, проходят гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное) достаточно быстр, ловок и силен.
Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена, здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах.
Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела.
Комментарии
БЛАГОДАРЮ
БЛАГОДАРЮ