Программа "Здоровье"
рабочая программа по теме

Шавалиева Елена Васильевна

Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovya.docx76.14 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Проблемно-ориентированный анализ состояния работы по охране и укреплению здоровья детей……………………………………………...2

  1. Цель и задачи программы «Здоровья»…………………4

  1. Законодательно-нормативное обеспечение программы………………..5

      IV.       Основные принципы программы…………………………………………5

      V.        Функции участников педагогического процесса………………………..7

      VI.       Двигательная активность детей в детском саду ………………………..

      VII.      Система закаливающих мероприятий: ……………………………………..

      7.1.       Организация закаливания в режиме дня на холодный  период……..

 

      7.2.       Организация закаливания в режиме дня на тёплый период………….

      VIII.     Основные направления программы: ……………………………………….

      8.1.       Работа с детьми……………………………………………………………9

      8.2.       Работа с педагогами……………………………………………………...16

      8.3.       Работа с родителями……………………………………………………..18

  1.  Ожидаемые результаты………………………………………………….19

  1.  Портрет идеально здорового ребёнка…………………………………..20

I. Проблемно-ориентированный анализ состояния работы по охране и укреплению здоровья детей


    Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.

 Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние семьи, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблемам здоровья.

Состояние здоровья детей в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Именно разработка этой программы привела коллектив детского сада №1 «Золотой ключик» к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере не только физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, актуализации внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение.

Также при разработке программы мы исходим из понимания того, что здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов. Это физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный и духовный аспекты здоровья.

Под
физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем.

Под
интеллектуальным – как мы получаем информацию, знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией.

Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их.

Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве лич-ности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающим.

Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом.

Духовный аспект здоровья - суть нашего бытия, то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим.

В настоящее время МБДОУ д/с №1 посещают 165 детей.

Результаты углубленных медосмотров в нашем детском саду свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей нашего ДОУ характеризуются следующими тенденциями:


  • распространенность функциональных отклонений (общее недоразвитие речи) 25 человека – 15,1%

  • хронические заболевания 4,0 %,

  • имеют дефицит массы тела 2,5 % детей.

  • нарушения опорно-двигательного аппарата 9,0%,

  • нарушения сердечно- сосудистой системы 0,5 %,

  • аллергические проявления 2,0%,

  • заболевания органов дыхания 4,0%.

В МБДОУ д/с №1 созданы определенные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития. Это традиционные формы и методы оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми.

В ДОУ есть: физкультурный зал, оснащённый оборудованием; площадка на улице; физкультурные уголки во всех возрастных группах; медицинский, процедурный кабинеты.

Медицинское обслуживание осуществляют: старшая медсестра. В течение учебного года реализуется оздоровительная работа с детьми: закаливание, витаминопрофилактика, профилактические прививки, оздоровительный массаж, витаминизированное питание, организованы регулярные осмотры детей подготовительных групп врачами-специалистами. В течение всего года родителей информируем о лечебно-оздоровительной работе, о заболеваемости детей.

Система обеспечения безопасной жизнедеятельности предполагает изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в совместной деятельности.

Физическое воспитание в МБДОУ д/с№1 осуществляет инструктор по физическому воспитанию и  воспитатели групп. Два раза в год  проводится диагностическое исследование физического развития детей. В детском саду разработана система корригирующих упражнений по формированию правильной осанки.

В ДОУ ведется целенаправленная работа с родителями воспитанников, так как, только в тесном контакте педагогов и родителей можно добиться хороших результатов, укрепить и сохранить здоровье ребенка.

Кроме этого, в каждой группе создана система по укреплению физического здоровья детей: во всех возрастных группах организация двигательной активности сочетается с закаливающими мероприятиями.

Мы считаем, в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

В результате мониторинга была выстроена система оздоровительной работы, включающая в себя комплекс медицинских, педагогических мероприятий, в том числе физкультурно-оздоровительных режимов в разных возрастных группах, что послужило основой для формирования культуры здоровья у детей.

Анкетирование, с целью выявления особенностей физического воспитания в семье показало, что 10 % родителей систематически занимаются физическим воспитанием, 60 % - в выходные дни, 30 % - во время отпуска; На вопрос «Что мешает заниматься с ребёнком» 100 % респондентов отметили, что дефицит времени.

Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.

Основой реализации здоровьесберегащих мероприятий и программы будет являться годовой план МБДОУ д/с №1.

II. Цель и задачи программы «Здоровье».

Цель программы – создание оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста и педагогов.

Задачи программы:

  1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
  2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
  3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.
  4. Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, хоккей, фигурное катание, футбол, волейбол, ритмика).
  5. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
  6. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.
  7. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
  8. Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков у них здорового образа жизни.
  9. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.


III. Законодательно-нормативное обеспечение программы


1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.

2. Санитарно-эпидеомиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений 2.4.1 3049-13 от 15 мая 2013 г. №26

3. Программа развития МБДОУ д/с №1.

4.Основная общеобразовательная программа МБДОУ д/с №1.

5. Устав МБДОУ д/с№1.

6. Законодательные и нормативные документы по организации оздоровительной работы в ДОУ.

Сроки реализации программы: 2013 - 2016 г.г.


IV. Основные принципы программы

1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип социальной компенсации – обеспечение социальной и правовой защиты детей.

Ожидаемые результаты

1. Повысится компетентность в области здоровьесбережения, педагоги внедрят в практику своей деятельности методы поддержания психоэмоционального здоровья.

2. Расширится осведомлённость родителей о системе здоровьесбергающей работы в д/с. Родители и члены семей станут более активно включаться в планирование и организацию мероприятий, направленных на поддержание здоровья.

3. У детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, к специфическим мероприятиям по оздоровлению. Будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости детей. Дети овладеют навыками самооздоровления.

И в целом, отношения взрослых участников образовательного процесса станут более доверительными, открытыми, поддерживающими. Деятельность по здоровьесбережению в ДОУ и семье будет основываться на принципе преемственности.

Оценка результатов

1. Качественная и количественная система контроля будет отслеживать исполнение мероприятий.

2. Качественная оценка реализации программы субъективная удовлетворённость педагогов, родителей, детей будет отслеживаться при помощи анкетирования, опросов, собеседования.

3. Динамика заболеваемости и посещаемости детей будет отслеживаться по результатам изучения медицинских карт и журнала посещаемости.

3. В конце учебного года полученные результаты будут анализироваться. Это станет основой для коррекции программы на последующий период.


С целью обеспечения высокого уровня охраны и укрепления здоровья детей, их физического, психического развития, реализации программы дошкольного учреждения, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями в МБДОУ д/с №1 созданы все необходимые условия.


Имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: гимнастические скамейки, спортивные маты, гимнастическая стенки, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопии, массажёры для стоп в т. ч. из нестандартного оборудования для “игровых дорожек”, оборудование для вестибулярного аппарата (диски “здоровья”), имеются в наличии мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;


  • спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: “ямой” для прыжков в длину, “полосой препятствий” для развития выносливости.

  • имеется картотека для подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами;

  • имеется  картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;

  • в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

  • на территории детского сада имеется экологическая тропа с обширной лесной зоной, где дети отдыхают, проводятся экологические занятия, праздники в увлекательной форме, экологические досуги и развлечения.


Пропаганда и организация образа жизни в ДОУ – целенаправленная деятельность всего коллектива. К этому привлечены старшая медсестра детского сада, старший воспитатель, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, воспитатели и родители воспитанников.

Были определены функции каждого участника педагогического процесса по физическому воспитанию детей:

V. Функции участников педагогического процесса.

Функции старшей медсестры


1. Организация и контроль соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима;

2. Контроль уровня здоровья детей: определяют и оценивают показатели заболеваемости, физического, функционального и моторного развития, динамику групп здоровья;

3. Контроль выполнения двигательного режима и физических нагрузок на утренней гимнастики и физических занятиях;

4. Проводят профилактику ОРВИ: контролируют проведение и анализируют эффективность закаливающих процедур;

5. Осуществляет гигиеническое воспитание детей и санитарное просвещение персонала и родителей;

6. Осуществляет сотрудничество ДОУ с узкими специалистами из детской поликлиники;

7. Витаминизация блюд;


8. Составление индивидуального календаря профилактических прививок. Вакцинация;

9. Первая помощь при травмах.

Функции инструктора по физическому воспитанию

1.Организует и проводит с участием педагогических работников и родителей физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера.

2. Осуществляет связи с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта.

3.Проводит закаливающие, оздоровительные мероприятия в ДОУ.

4. Ведет работу по овладению воспитанниками навыками и техникой выполнения физических упражнений, формирует их нравственно-волевые качества.

5.Совместно с медицинским работником контролирует состояние здоровья воспитанников и регулирует их физическую нагрузку, ведет мониторинг качества оздоровительной работы в образовательном учреждении с использованием электронных форм учета показателей здоровья и физических нагрузок.

6.Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

7.Обеспечивает выполнение программы по физическому воспитанию детей с учетом возрастных и психофизических особенностей развития дошкольников.

8.Принимает меры по физической реабилитации воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовку.


Функции старшего воспитателя


1. Контролирует организацию мероприятий по физическому воспитанию детей;

2. Оказывает методическую помощь инструктору по физическому воспитанию, воспитателям;

3. Осуществляет наблюдение за организацией двигательного режима.

Функции воспитателей

1.Обеспечивают состояние психологического комфорта каждому ребёнку в группе;

2. Проводит оздоровительные мероприятия и формирует основы ОБЖ;

3. Планирует, отбирает содержание и методы работы с детьми на занятиях с учётом индивидуальных особенностей ребёнка (здоровья, уровня знаний, развития познавательных процессов);

4. Строит занятие на принципах здоровьесбережения;

5. При планировании занятий определяет задачи развития каждого ребёнка, осуществляет индивидуальный подход;

6. Вносит в календарный план индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию;

7. Участие в мероприятиях с применением различных форм физического воспитания детей;

8. Консультации, беседы, родительские собрания.
1.Обеспечивают состояние психологического комфорта каждому ребёнку в группе;

2. Проводит оздоровительные мероприятия и формирует основы ОБЖ;

3. Планирует, отбирает содержание и методы работы с детьми на занятиях с учётом индивидуальных особенностей ребёнка (здоровья, уровня знаний, развития познавательных процессов);

4. Строит занятие на принципах здоровьесбережения;

5. При планировании занятий определяет задачи развития каждого ребёнка, осуществляет индивидуальный подход;

6. Вносит в календарный план индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию;

7. Участие в мероприятиях с применением различных форм физического воспитания детей;

8. Консультации, беседы, родительские собрания.

Функции музыкального руководителя

1. Проводит диагностику эмоционально-музыкального развития детей;

2. Обеспечивает развитие эмоциональной сферы детей, развивает певческое дыхание, все стороны речи детей;

3.Включает в содержание занятий музыкальный материал о здоровье;

4. Проводит консультации для педагогов и родителей, на которых раскрывает влияние музыки на здоровье детей, даёт рекомендации по использованию музыки в семье для снятия напряжения нервной системы, при проведении утренней гимнастики;

5. Подбирает для интегрированных занятий песни о здоровье.


Функции родителей

1. Ознакомление с результатами диагностики физической подготовленности;

2. Участие в спортивных мероприятиях, присутствие на Днях открытых дверей;

3. Обмен опытом работы с детьми в домашних условиях.

  1. Двигательная активность детей в детском саду.

 

  Содержание

       Группы

Ранн. возр.

1-я младшая

2-я младшая

Средняя

Старшая

Подг.

1

Утренняя гимнастика (ежедневно)

4-5 мин.

4-5 мин.

5-6 мин.

6-8 мин.

8-10 мин.

10-12 мин.

2

Подв. игры во время утреннего приема детей.

3 мин

3 мин

3 мин

3-5 мин

5-7 мин

7-10 мин

3

Физическая культура     (2 в зале, 1 на улице)

Музыка                              (2р. в неделю)

10 мин.

4 р в нед.

10 мин.

4 р в нед.

по 15 мин.

по 20 мин.

по 25 мин.

по 30 мин.

4

Физкультминутки

1 мин. х 2 р.

1 мин. х 2 р.

1-2 мин. х2р.

1-2 мин. х2 р.

2-3 мин. х2р.

2-3 мин. х 3р.

5

Гимнастика пробуждение

3-5 мин.

3-5 мин.

5-7 мин.

5-7 мин.

8-10 мин.

8-10 мин.

6

Оздоровительные гимнастики

3-5 мин.

3-5 мин.

5-7 мин.

5-7 мин.

8-10 мин.

8-10 мин.

7

Подвижные игры (на воздухе, утро, вечер) 2 р.

4-6 мин.

4-6 мин.

6-8 мин.

8-10 мин.

10-12 мин.

15 мин.

8

Спортивные игры

-

-

-

-

10-15 мин.

10-15 мин.

9

Спортивные упражнения:    (1-2р. в нед .)

-

-

5 мин.

10 мин.

15 мин.

 20 мин.

10

Игры с подгруппами детей

2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

3-5 мин.

5-7 мин.

6-8 мин.

11

Подгрупповая  работа по развитию ОВД

2-3 мин. х 2р.

2-3 мин. х 2р.

3-5 мин.х2р.

5-8 мин.х2р.

8-10 мин.х2р.

10 мин.х2р.

12

Спортивные упражнения  (катание  на санках, скольжение ходьба на  лыжах)

-

-

5-7 мин.

7-10 мин.

10-15 мин.

15-20 мин.

13

Игры-забавы

3-5 мин.

3-5 мин.

3-5 мин.

5-8 мин.

8-10 мин.

10 мин.

14

Игровая деятельность с использованием оборудования физкультурного уголка

5 мин.

5 мин.

8-10 мин.

10-15 мин.

15 мин.

15-20ин.

15

Подвижные игры и игровые упражнения

5 мин.

5 мин.

10 мин.

10 мин.

20 мин.

25 мин.

16

Элементы спортивных игр

-

-

-

15-20 мин.

25 мин.

30 мин.

18

Самостоятельная двигательная деятельность

 

  Ежедневно, характер и продолжительность зависит от  индивидуальных особенностей и потребности детей. Проводится  под  наблюдением  воспитателя.

19

Двигательная деятельность в течение дня

1 ч.30 мин.

1 ч.30 мин.

2 ч .00 мин.

4 ч. 00 мин.

4 ч. 20 мин.

5 ч. 15 мин.

20

Физкультурные досуги(1 раз в месяц)

-

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

30-35 мин.

21

Спортивный праздник(1 раз в квартал)

-

-

45 мин.

60 мин.

60 мин.

22

Неделя игры и игрушки

2 раза в году

23

День / неделя Здоровья

По плану дошкольного учреждения  и ОМЦ

 

  1. Система закаливающих мероприятий:

7.1. Организация закаливания в режиме дня на холодный  период

п/п

Содержание

Время

Возрастные группы

Ран.

возр.

I мл

II мл

сред

стар

подг

1

Утренняя гимнастика

8.00-8-45

по графику

+

+

+

+

+

+

2

Умывание в течение дня прохладной водой

По режиму

+

+

+

+

+

+

3

Полоскание полости рта

После еды

+

+

4

Босохождение

Топтание по корригирующий дорожке

До и после сна

В течение 5-7 мин по мере пробуждения

+

+

+

+

+

+

5

Ходьба босиком

После сончаса

+

+

+

+

+

+

6

Облеченная одежда детей

После сончаса

+

+

+

+

+

+

7

Воздушные ванны

После сончаса

+

+

+

+

+

+

8

Солевые дорожки

После сончаса

+

+

-

-

-

-

9

Контрастные воздушные ванны

После сончаса

-

-

-

-

+

+

10

Контрастное обливание кисти рук

После сончаса

-

-

-

+

-

-

11

Проветривание

По графику

+

+

+

+

+

+

  1.  Организация закаливания в режиме дня на тёплый период

п/п

Содержание

Время

Возрастные группы

2гр.ран.воз.

I мл

II мл

сред

стар

подг

1

Приём на воздухе

7.30-8.00

-

-

+

+

+

+

2

Утренняя гимнастика

 на улице

8.00-8.30

по графику

+   в группе

+   в группе

+

+

+

+

3

Оздоровительный бег

-

-

-

+

+

+

4

Солнечные ванны

10.00-12.00

16.30-17.30

+

+

+

+

+

+

5

Умывание в течение дня прохладной водой

По режиму

+

+

+

+

+

+

6

Полоскание полости рта

После еды

-

-

-

+

+

+

7

Сон с доступом свежего воздуха

13.00-15.00

+

+

+

+

+

+

8

Сон без маечек

13.00-15.00

+

+

+

+

9

Босохождение

Топтание по корригирующий дорожке

До и после сна

В течение 5-7 мин по мере пробуждения

+

+

+

+

+

+

10

Проветривание

По графику

+

+

+

+

+

+



  1. Основные направления программы.


1. Работа с родителями.

2. Работа с педагогами.

3. Работа с детьми.
 

8.1. Работа с детьми.


Цель: формирование осознанного понимания здорового образа жизни
и отношения к своему здоровью.


Осуществляется инструктором по физическому воспитанию, воспитателями, помощниками воспитателей, медицинскими работниками, муз. руководителем. Работа с детьми включает в себя 10 разделов:


  1. Диагностика;

  2. Полноценное воспитание;

  3. Система эффективного закаливания;

  4. Организация рациональной двигательной активности;

  5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей;

  6. Создание представлений о здоровом образе жизни;

  7. Применение психогигиенических средств и методов;

  8. Коррекционная работа;

  9. Лечебно-профилактическая работа;

  10. Летне-оздоровительные мероприятия.


I раздел – Диагностика

Диагностика – комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, и др.), которые помогают глубоко узнать ребёнка “во всех отношениях”, определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья.

Медицинские работники: врач-педиатр и медсестра, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями. Учёт возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и медицинских работников позволяет не только выявить имеющиеся у ребёнка проблемы, трудности, но и его потенциальные возможности.

Так воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой ,наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни; инструктор по физическому воспитанию обследует состояние уровня физической подготовленности, музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.

При организации оздоровительной, лечебно-профилактической и коррекционной работы, учитывая физиологическое и психологическое состояние детей, в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем, что некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму.

 II раздел – Полноценное питание

Рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на рост и состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Рационально составленное меню в детском саду представляет собой такой подбор блюд, который удовлетворяет потребность детей в основных пищевых веществах и энергетических компонентах.

Принципы организации питания: 


  • Выполнение режима питания;

  • Гигиена приёма пищи;

  • Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

  • Эстетика организации питания (сервировка);

  • Индивидуальный подход к детям во время питания;

  • Правильность расстановки мебели.


III раздел – Система эффективного закаливания

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребёнка.

Основные факторы закаливания: 


  • Закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

  • Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;

  • Закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, в других режимных моментах;

  • Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

  • Постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.


В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий: 


  1. Соблюдение температурного режима в течение дня;

  2. Правильная организация прогулки и её длительность;

  3. Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;

  4. Облегчённая одежда для детей в детском саду;

  5. Дыхательная гимнастика после сна;

  6. Мытьё прохладной водой рук по локоть (индивидуально);

  7. Полоскание рта прохладной водой;

  8. Комплекс контрастных закаливающих процедур по дорожке “здоровья” (Игровые дорожки);


Методы оздоровления: 


  • Ходьба по песку (летом), коврику (в межсезонье);

  • Контрастное обливание ног (летом);

  • Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в т.ч. по дорожкам препятствий;

  • Хождение босиком летом по спортивной площадке.

  • Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);

  • Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре;


 IV раздел – Организация рациональной двигательной активности

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями. Укрепление здоровья средствами физического воспитания:


  • Повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;

  • Совершенствование реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;

  • Повышение физической работоспособности;

  • Нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможная коррекция врождённых или приобретённых дефектов физического развития;

  • Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.


Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:


  1. Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.

  2. Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.

  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики. Занятия строить с учётом группы здоровья (подгрупповые).

  4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.

  5. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.


Формы организации физического воспитания: 


  • Физические занятия в зале и на спортивной площадке;

  • Туризм (прогулки-походы);

  • Дозированная ходьба;

  • Оздоровительный бег;

  • Физкультминутки;

  • Физкультурные досуги, праздники, “дни здоровья”;

  • Утренняя гимнастика;

  • Индивидуальная работа с детьми;


Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:


  1. Традиционные;

  2. Игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;

  3. Сюжетно-игровые, дающие более эмоциональные впечатления;

  4. Тематические занятия;

  5. Занятия-тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;

  6. Занятия в форме оздоровительного бега;

  7. Музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений.

V раздел - Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.


  1. Организация режима дня ребёнка в соответствии с особенностями индивидуально складывающегося биоритмологического профиля.

  2. Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

  3. Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями. Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования, двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.

  4. Санитарно-просветительная работа с сотрудниками и родителями.


VI раздел - Создание представлений о здоровом образе жизни

Основная идея – здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:


  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;

  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

  • формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;

  • выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;

  • обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;

  • вести систематическую работу по ОБЖ, выработки знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.


Для решения этих задач в детском саду созданы условия:


Каждая группа детского сада имеет отдельную раздевальную комнату. Это даёт возможность, как педагогам, так и родителям уделять внимание детям по привитию культурно-гигиенических навыков. Каждого ребёнка педагог и помощник воспитателя учит самостоятельно раздеваться и одеваться, при этом аккуратно складывать свою одежду в шкаф. При всех моментах обучения и закрепления знаний и умений педагог использует мотивацию.

В группах имеются: отдельные спальные комнаты, где каждый ребёнок имеет свою кровать, которую ежедневно заправляет самостоятельно в старшем возрасте, следит за тем, чтобы она аккуратно и эстетично выглядела, расправляет складочки, морщинки.

Ежедневно педагоги прививают детям стойкие культурно-гигиенические навыки по уходу за своим телом. Для этого имеются в группах отдельные комнаты гигиены.

Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении органов педагоги формируют через занятия, беседы, игры, наблюдения. Для этого разработаны конспекты, схемы, таблицы, подобран наглядный материал. К детям часто в гости приходят медицинская сестра, врач-педиатр, сотрудники ГИБДД, ведут беседы об опасных ситуациях подстерегающих в жизни. Дети решают логические задачи, вспоминают жизненные ситуации. Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой нерегламентируемой деятельности.

VII раздел - применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

Принципы по разделу программы:


  1. Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей.

  2. Применение психолого-педагогических приёмов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приёмов входят индивидуальные беседы воспитателей с ребёнком и родителями, применение подвижных, сюжетно-ролевых и особенно режиссёрских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей.

  3. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка.

  4. Создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.

  5. Рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей.

Для осуществления вышесказанных принципов в детском саду созданы необходимые условия:


  • Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку.

  • Отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.

  • Развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых комнат, раздевальных комнат, спальных, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.  

  • Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Снижение утомляемости ребёнка на занятиях является мотивация к занятию, построение занятия на интересе ребёнка и индивидуальных подход к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка.

  • Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно-ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник-актёр.

 VIII раздел – Профилактическая работа.

Раздел программы направлен на профилактику заболеваемости детей.

В профилактике гриппа и других ОРЗ важным является как специфическое формирование невосприимчивости к определённым инфекционным вирусам, так и стимуляция неспецифических факторов защиты организма.

Для успешной работы в этом направлении медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в детский сад через анкету и личную беседу. После тщательного изучения карты индивидуального развития ребёнка, условий жизни, особенностей поведения и развития, и с учётом желания родителей намечается план мероприятий по оздоровлению каждого ребёнка индивидуально. Профилактическая работа взаимосвязана с физкультурно-оздоровительной работой и осуществляется в детском саду в тесной взаимосвязи между медиком и педагогами. Профилактическую работу осуществляет  медицинская сестра.


  1. Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, витаминизированные напитки.

  2. Иммуномодуляторы: дибазол, элеутерококк.



IX раздел – Летне-оздоровительные мероприятия.

Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость к заболеваниям, создание положительных эмоций.

 Формы организации оздоровительной работы: 


  • закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;

  • физкультурные занятия в природных условиях (в лесной зоне, в парках, на экологической тропе, спортивной площадке);

  • туризм;

  • физкультурные досуги и развлечения;

  • утренняя гимнастика на воздухе;

  • интенсивное закаливание стоп;

  • витаминизация: соки, фрукты, ягоды.

8.2. Работа с педагогами.

Цель: повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов в вопросах здоровьесбережения ДОУ. 


Работа с сотрудниками одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на принципах:


  • просветительная работа по направлениям программы “Здоровье” и т.д.

  • консультации воспитателей по сохранению здоровья;

  • обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.


Организационные методические мероприятия: 


  • Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.

  • Разработка систем физического воспитания основанных на индивидуально-психологическом подходе.

  • Внедрение современных методов мониторинга здоровья.

  • Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.

  • Разработка и внедрение педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.

  • Внедрение сбалансированного разнообразного питания.

  • Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений.

  • Пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы).

  • Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.


Методические рекомендации по оздоровлению:

Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.


  • Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях физкультуры, в перерывах между занятиями, использовать физкультурные минутки, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.

  • Необходимо более широко использовать игровые приёмы, создание эмоционально-значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно-значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.

  • Привитие дошкольникам чувство ответственности за своё здоровье.

  • Обучение дошкольников здоровому образу жизни.

  • Обучение дошкольников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции.

  • Беседы, валеологические занятия.


Важным направлением деятельности в рамках программы является разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связаны с социальными аспектами жизни детей, в том числе:


  • внедрение сбалансированного разнообразного питания;

  • организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений.

8.3. Работа с родителями.

Цель: создание полной преемственности детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: семья, детский сад, общественность.

Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:


  1. Повышение педагогической культуры родителей.

  2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

  3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

  4. Установка родителей на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребёнка.

  5. Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через беседы, консультации, семинары.

  6. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.


Использовать следующие формы работы с родителями:


  1. Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций.

  2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

  3. Дни открытых дверей.

  4. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.

  5. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших).

  6. Совместные занятия для детей и родителей.

  7. Организация совместных дел.


Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:


  1. Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения).

  2. Социальный статус отца, матери в семье; степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.

  3. Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребёнка, адекватность оценок своего поведения.


Методы, используемые педагогами в работе: 


  1. Анкета для родителей.

  2. Беседы с родителями.

  3. Беседы с ребёнком.

  4. Наблюдение за ребёнком.

  5. Изучение рисунков на тему: “Наша семья” и их обсуждение с детьми.

  6. Посещение семьи ребёнка.

 Основные направления по физическому воспитанию в ДОУ и семье

Реализация задач в ДОУ

Реализация задач в семье

Координирование совместной работы инструктора по физическому воспитанию и медицинской сестры по физическому совершенствованию функций организма

Обеспечение полной информацией о состоянии здоровья ребёнка


Создавать условия для спонтанной двигательной активности в группах и на территории ДОУ


Соблюдать режим прогулок,
давать возможность ребёнку много свободно двигаться


Создавать условия для спонтанной двигательной активности в группах и на территории ДОУ


Соблюдать режим прогулок,

давать возможность ребёнку много свободно двигаться


Формировать элементарные знания о своём организме, способах укрепления собственного здоровья


Закреплять знания, поддерживать режим, самостоятельное выполнение физических упражнений

Демонстрировать передовой опыт семейного воспитания

Участвовать в совместных досугах, днях здоровья

9. Ожидаемые результаты реализации программы:


  1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.

  2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

  3. Обеспечение статистического учёта, контроля, и анализа на всех уровнях.

  4. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

  5. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

  6. Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.

  7. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.


10.  Портрет идеально здорового ребенка.


Прежде всего, если он и болен, то очень редко и ни в коем случае не тяжело.

Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относиться к окружающим его людям - взрослым и детям.

Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переносятся им стойко и без вредных последствий.


Развитие его физических, прежде всего двигательных качеств, проходят гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное) достаточно быстр, ловок и силен.


Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена, здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах.


Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела.



 

Комментарии

Березняк Людмила Николаевна

БЛАГОДАРЮ