Программа закаливания "Малышок - крепышок"
календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме

Горбунова Татьяна Викторовна

Программа закаливания детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zakalivaniya.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа закаливания

«МАЛЫШОК – КРЕПЫШОК»

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов, это бесценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.

 В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми.

Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет заболеваний.

Появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями.

Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста.

Поэтому в ДОУ необходим поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик закаливания, а также создание условий для укрепления здоровья, на основе активного использования закаливания начиная с раннего возраста

ЦЕЛЬ

Создание условий для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста в детском саду на основе активного использования закаливания.

ЗАДАЧИ

    Внедрять комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов: воздуха, солнца, воды для детей младшего дошкольного возраста в  условиях детского сада.

    Прививать детям младшего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки.

    Формировать у детей стремление к здоровому образу жизни.

    Осуществлять просветительную работу о закаливании среди родителей.

    Обучать родителей конкретным приемам и методам оздоровления и укрепления организма.

ЗАКОНАДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой.

3.Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

4. Физкультурно-оздоровительный проект «Азбука здоровья».

5. Устав образовательного учреждения.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. Осознание родителями и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

2. Овладение навыками самооздоровления.

4. Снижение уровня заболеваемости.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

  1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности – совместное участие воспитателей группы и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
  3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  4. Принцип результативности и гарантированности – гарантия положительного результата независимо от уровня физического развития детей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  1. Обеспечение благоприятного течения адаптации;
  2. Выполнение санитарно-гигиенического режима;
  3. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
  4. Проведение санитарных и специальных мер по профилактике ОРЗ и ОРВИ;
  5. Организация здоровье сберегающей среды в группе;
  6. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  7. Пропаганда ЗОЖ  и методов оздоровления в коллективе детей и родителей;

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Программа закаливания направленная на детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет, родителей.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ

Техническое и методическое обеспечение

1.

Приобретение для группы

- кварцевой лампы

- морской соли

- ягод шиповника

- витамины С.

2.

Пополнение спортивного уголка нестандартными пособиями

    - чудо - ковриками

   - массажерами

  - ребристой доской.

3.

Разработка программы закаливания и осуществление мероприятий направленных на закаливание детского организма.

4.

Поиск новых, а также изучение и внедрение эффективных технологий и методик закаливания

- А. Колгушкина (специалист по закаливанию)

- Ю.Ф. Змановского

- Г.Н. Сперанского (врач – педиатр).

5.

Создание здорового микроклимата в коллективе детей

 - использование детьми спортивного оборудования и инвентаря в самостоятельной деяьельности.

6.

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей

-проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций

-педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам закаливания

-дни открытых дверей

-экскурсии по группе для вновь прибывших детей

-показ занятий для родителей

-совместные развлечения для родителей и детей

-круглые столы с привлечением медицинского работника детского сада

-круглые столы по обмену опыта закаливания детей в семье.

7.

Налаживание тесного контакта с медицинским работником детского сада

- ежедневный прием детей в группу

- контроль состояния здоровья и развития детей

- поквартальный анализ состояния здоровья детей

-оказание консультативной помощи родителям и воспитателям группы по вопросам закаливания.

8.

Участие в семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ


Формы

и методы

Содержание

1.

Обеспечение

здорового

ритма жизни

- щадящий режим (адаптац.период);

- гибкий режим;

- организация микроклимата;

2.

Физические

упражнения

- утренняя гимнастика;

- физкультурно-оздоровительные занятия;

- подвижные игры;

- спортивные игры.

3.

Гигиенические и

водные процедуры

- умывание;

- мытье рук;

- игры с водой;

- обеспечение чистоты среды.

4.

Воздушные

ванны

- проветривание помещений;

- сон при открытых фрамугах;

- прогулка на свежем воздухе;

- обеспечение температурного режима.

5.

Активный отдых

- развлечения;

- игры – забавы;

- дни здоровья.

6.

Специальное

закаливание

- хождение босиком;

- игровой массаж;

- элементы дыхательной гимнастики.

7.

Витаминизация

- ежедневный прием витаминов С (осенне-зимний период).

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА

В группе созданы санитарно – гигиенические условия.

Мебель (столы и стулья) подобрана по росту детей. Для сквозного проветривания, окна оборудованы фрамугами. Для профилактических мероприятий по ОРВИ  установлена бактерицидная лампа.

 

Для физического развития детей в группе созданы условия.

        Имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности:

1.1. мячи (резинные, набивные);

1.2. обручи разного размера;

1.3. игрушки, которые можно катать;

1.4.лесенки (наклонная и вертикальная);

1.5. в группе есть место для совместных игр детей, имеется открытое пространство для подвешенных игрушек;

1.6. весь спортивный инвентарь и оборудование доступны детям;

      1.7. Для проведения утренней гимнастики, физкультурных развлечений в ДОУ имеется спортивный зал.

Для закаливания детей в группе созданы условия.

2.1 сухой бассейн;

2.2. «чудо-коврики» (коврики для массажа ног, изготовленные из бросового материала);

2.3. «бревнышко» (для профилактики плоскостопия);

2.4. оборудование для игр с водой.

Для физической активности детей на участке созданы условия.

Для развития ходьбы, прыжков и других движений имеется оборудование:

3.1. бревно;

3.2. шины, вкопанные в землю вертикально и горизонтально для прыжков;

3.3 турничок;

3.4. мишени для бросания мяча;

3.5. кольцо, корзина для забрасывания мяча;

3.6. спортивный инвентарь (мячи, обручи, санки);

3.7. игрушки, которые можно катать, бросать.

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Тема

Форма

Содержание

В течение всего года ежедневно выполняются мероприятия по закаливанию организма

 (см. таблицу «Закаливающие мероприятия в режиме дня»).

сентябрь

 «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»

Анкетирование родителей

Изучение запроса родителей по закаливанию детей в детском саду.

«Водичка, водичка…»

Заучивание потешки.

Игры с водой.

Привитие навыков и привычек личной гигиены; закаливание организма.

«День здоровья»

1. Игровой массаж

2. П./игра «Мой веселый звонкий мяч»

3. М./игра «Пузырь»

Формирование основ здорового образа жизни; воспитывать привычку к строгому соблюдению режима дня.

октябрь

«Профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих процедур».


Родительское собрание

Расширение кругозора о способах закаливания.

«Предупреждение простудных заболеваний».

Папка-передвижка.



Знакомство с мероприятиями, предупреждающими простудные заболевания.

«День здоровья»

1. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

2. «Мишка косолапый» - ходьба на внешней стороне стопы

3. П./игра «У медведя во бору»

Укрепление мышц, формирующих свод стопы; формирование основ здорового образа жизни.

«Девочка чумазая» П. Барто.

Чтение стихотворения. Купание куклы.

Привитие навыков личной и общественной гигиены; закаливание организма.

«У солнышка в гостях»

Физкультурное развлечение

Воспитание потребности в здоровом и активном образе жизни, положительных эмоций, создающих бодрое жизнерадостное настроение.

ноябрь

 «Закаливание организма солнцем, воздухом, водой».

Консультация для родителей

Расширение представлений о способах закаливания детского организма, используя природные факторы.

«Что такое хорошо, и что такое плохо». В. Маяковский.

Чтение стихотворения

Привитие навыков личной и общественной гигиены; воспитание правил хорошего поведения.

«День здоровья»

1. Закаливающее дыхание

2.М./игра «Поймай бабочку»

3. П./игра «Бабочки»

Укрепление дыхательной мускулатуры, способствовать углублению дыхания, устойчивости ритма дыхания; формирование основ здорового образа жизни.

декабрь

«Полезные советы для родителей»

Папка-передвижка

Осуществление просветительной работы среди родителей по оздоровлению ребенка

«День здоровья»

1. «Поиграем с ручками»

2.М./игра «Мы топаем ногами»

3. П./игра «Воробышки и кот»

Закаливание организма; формирование основ здорового образа жизни, двигательных навыков и умений.

«Льдинки – холодинки»

Физкультурное развлечение

Воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства дружбы.

«Нос умойся». Э. Машковская

Чтение стихотворения

Игры с водой

Воспитание бережного отношения к своему здоровью; закаливание организма.

январь

«День здоровья»

1. Игровой массаж

2.М./игра «Кто умеет чисто умываться» по стихотворению А. Ануфреевой.

3. П./игра «Солнечные зайчики».

Развитие подвижности грудной клетки; закаливание организма, формирование основ здорового образа жизни.

«Чище умойся…»

 З. Александрова

Чтение стихотворения

Игры с водой

Привитие навыков личной гигиены; закаливание организма.

февраль

«Игра – не забава».

Родительское собрание

Знакомство с игровыми приемами, помогающими укреплять и сохранять здоровье детей.

«Игры, которые лечат»

Папка-передвижка

Формирование у родителей представления о необходимости заботы о своем здоровье и здоровье ребенка.

«День здоровья»

1. Игровой массаж

2.М./игра «Игра с собачкой»

3. П./игра «Вот сидит лохматый пес».

Создание условий для закаливания организма; формирование основ здорового образа жизни.

март

«С солнцем, воздухом, водой крепко дружим всей семьей».

Фотовыставка

Воспитание потребности в здоровом и активном образе жизни.

«День здоровья»

1. Массаж волшебных точек ушек

2. М/игра «Делай раз, делай два».

3. П/игра «Жмурки с колокольчиком»

Создание условий для закаливания организма; формирование основ здорового образа жизни; активизация положительных эмоций.

апрель

«В здоровом теле – здоровый дух»

Фотовыставка

Знакомство родителей с закаливающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

«Путешествие в лес»

Физкультурное развлечение совместно с родителями

 Сплочение в совместной деятельности родительского коллектива; привитие любви к активному отдыху, здоровому образу жизни.

«День здоровья»

1.Перешагивание препятствий

2. «Цапля» - ходьба с высоким подниманием коленей.

3.П/игра «Солнышко и дождик».

Способствование углублению дыхания, устойчивости ритма дыхания; привитие навыков правильной осанки; закаливание организма; формирование основ здорового образа жизни

май

«Вот какими мы стали»

Родительское собрание

Включение родителей в воспитательно-оздоровительный процесс.

«Здоровый малыш», как чистить зубы.

Дидактическая игра

Привитие навыков личной гигиены: правила ухода за зубами.

«Мойдодыр». К. Чуковский.

Чтение стихотворения

Привитие навыков личной и общественной гигиены.

«День здоровья»

1. Пальчиковая гимнастика

2. М/игра «Заинька попляши»

3. П/игра «Зайка беленький сидит»

Воспитывать привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями; формирование основ здорового образа жизни.

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В РЕЖИМЕ ДНЯ


Вид деятельности

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Время

Продолжит.

Время

Продолжит.

1.

Сквозное проветривание в отсутствии детей

6.50

9.20

12.30

10мин.

30мин.

30мин.

6.50

10.20

13.00

10мин.

30мин.

30мин.

2.

Утренняя гимнастика в проветренном помещении

8.00

4-5мин.

8.00

5-6мин.

3.

Гимнастика в постели

15.00

3-4мин.

15.10

5-6мин.

4.

Дыхательная гимнастика


8.10

15.05

5мин.

5мин.

8.10

15.20

5мин.

5мин.

5.

Игровой массаж

8.10

15.25

5мин.

5мин.

8.20

16.00

5мин.

5мин.

6.

Хождение босиком по «чудо»-коврикам

15.10

5мин.

15.25

5мин.

7.

Солевые дорожки

15.15

5мин.

15.30

5мин.

8.

Умывание прохладной водой

15.20

5мин.

15.35

5мин.

9.

Прогулка на свежем воздухе

9.20 – 11.20

16.30 -17.30

2час.

1ч.

10.20 -12.00

16.50-18.00

1ч.40мин.

1ч.10мин.

10.

Подвижные игры


10.00

17.00

15мин.

15мин.

11.00

17.00

15мин.

15мин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берестнева, З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] / З.И. Берестнева; М: Творческий Центр 2008.

2. Веселова, Л. И. Физкультурные развлечения [Текст] // Ребенок в детском саду М: №5 2008.

3. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет [Текст] /А.С. Галанов; М: АРКТИ 2003.

4. Осокина, Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина; М: Просвещение 1983.

5. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал; ООО «ТЦ СФЕРА», 2008 №8

6. Сажина, С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Текст] /С.Д. Сажина; М: Творческий Центр 2006.

                                                                                        

Приложение 1

анкетирование родителей

АНКЕТА  «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»

Вопросы

Кол-во

детей

%

1.

Часто ли болеет ваш ребенок?

 - часто

2

8

 - нет

3

12

 - иногда

20

80

2.

Причины болезни:

 - недостаточное физическое воспитание в детском саду

10

40

- недостаточное физическое воспитание в семье

17

54

- наследственность, предрасположенность

2

6

3.

Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребенка?

- да

7

28

- нет

0

0

- частично

18

72

4.

На что, на Ваш взгляд, должны семья и дет.сад обращать внимание, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?

- соблюдение режима

25

100

- рациональное, калорийное питание

25

100

 - полноценный сон

25

100

 - достаточное пребывание на воздухе

25

100

- здоровая гигиеническая обстановка

21

84

- наличие спортивных и детских площадок

13

52

- физкультурные занятия

17

54

- закаливающие мероприятия

11

44

5.

Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?

- облегченная одежда в группе

21

84

- обливание ног водой контрастной температуры

0

0

- хождение босиком

0

0

- прогулка в любую погоду

16

56

- полоскание горла водой комнатной температуры

0

0

- умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры

0

0

- систематическое проветривание группы

24

96

6.

Знаете ли Вы как укреплять здоровье ребенка?

- да

5

20

- нет

0

0

- частично

20

80

7.

Нужна ли Вам помощь дет.сада?

- да

18

72

- нет

0

0

- частично

7

28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительное направление развития дошкольников кружок "Крепышок"

Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий  с применением тренажено-информационной системы ТИСа на уроках физической культуры и лечебной физичес...

Программа кружка по физической культуре "Крепышок" для детей 3-4 лет

Программа дополнительного образования по направлению "Физической развитие" "Крепышок" для детей 3-4 лет....

Рабочая программа по кружку "Крепышок" для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по кружку "Крепышок" для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЁРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7ЛЕТ «КРЕПЫШОК»

Главной целью физического воспитания в дошкольном учреждении является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего дв...

Игровое развлечение "Крепышок"

Игровое развлечение зимой...