Главные вкладки

    Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в дивный мир лекарственных растений»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Ольга Николаевна Сильвестрова

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в подготовительной группе

     «Путешествие в дивный мир лекарственных растений»

    Программное содержание:

    Обобщить знания детей о лекарственных растениях.

    Учить различать их по внешнему виду, форме листа и цветка

    Воспитывать в детях любовь к природе, развивать познавательный интерес

    Развивающая среда:

    Картинки с  растениями (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник ,мята, ромашка, крапива)

    Ход занятия.

    Воспитатель:  

    Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня .  Давайте поздороваемся.

    Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться «Доброе утро»

    Доброе утро солнцу и птицам

    Доброе утро улыбчивым лицам.

     Воспитатель:  

      А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

    Воспитатель:   Ребята я не вижу Максима, где он?

    Дети: Он простудился и кашляет.

    Воспитатель:   Очень жаль, а как же нам уберечься и защититься от болезней?

    Дети:  Мы едим лук, чеснок, проветриваем группу, ходим гулять, едим витамины, пьем чай из лекарственных трав.

    Воспитатель:    

    Есть много разных травок

    у тропинок, у канавок

    и красивых, и пушистых

    разноцветных и душистых!

    Воспитатель:   Я предлагаю вам отправиться в царство растений.

    Лес как сказочное царство

    там кругом растут лекарства

    в каждой травке, в каждой ветке

    и микстура, и таблетки

    ну а чем и как лечить

    я смогу вас научить.

    Воспитатель:   Давайте больше  узнаем  о лекарственных растениях. Как вы думаете, почему они называются лекарственными?  (их используют для лечения заболеваний).

    Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

    Послушайте  загадку:

    Растет зеленою стеной,

    Ее обходят стороной,

    Колючая и злая дива.

    А как зовут траву? (Крапива)

    Правильно, ребята. Это сорняк. Он растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся.  Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство.

    Вдоль дорожек его встретишь,

    Ранки, ссадины излечишь,

    Сорвешь листочек осторожно.

    Кто нас излечит? (Подорожник)

    Правильно!  А почему он так называется? Он растет около дороги, он есть у нас на участке. У него крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор. Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.

    А теперь я предлагаю провести  физминутку.

      Выросли деревья в поле.

     Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

     Каждое старается,

     К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

     Вот подул веселый ветер,

     Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

     Даже толстые стволы

     Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

     Вправо-влево, взад-вперед –

     Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

     Он их вертит, он их крутит.

     Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

     Ветер стих. Взошла луна.

     Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

    Стоят в поле сестрички -

     желтый глазок, белые реснички.

     (Ромашки)

    Как вы догадались? Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.

     В жвачке, в пасте и в конфетах

     Вы найдёте травку эту.

     Холодит приятно рот,

     Запах чаю придаёт.

     (мята)

    Растет мята на лугах. Из ее листьев готовят витаминный чай, а также отвары и настойки. Они укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость болезням. Повышают аппетит. Оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Маслом мяты лечат насморк, а при ангине с ним делают ингаляции. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы и освежает дыхание.

    Вот послушайте рассказ:  

    Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.

     – Что случилось? – перепугалась жена.

     – Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.

    Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:

    - Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.

     – Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

    Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала:

    – Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.

     Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.

     Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

    Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы?  Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие?

    1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их  от ядовитых.

    2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

     3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.  

     4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

     5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

     6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

    Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю,  а ты лови и правильно говори! »  Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям.

     Воспитатель: Что такое лекарственное растение?

    Дети: Растения, которые лечат разные болезни.

    Воспитатель: Для чего используют лекарственные растения?

    Дети: Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.

    Воспитатель: В какую погоду собирают лекарственные растения?

    Дети: В сухую, солнечную погоду.

    Воспитатель: Почему подорожник так назвали?

    Дети: Потому что он растет вдоль дорог.

    Воспитатель: Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?

    Дети: Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.

    Воспитатель: Где можно собирать лекарственные растения?

    Дети: Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.

    Воспитатель: Почему растение мать – и – мачеха так назвали?

    Дети: Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.

    Воспитатель: Что делают из лекарственных трав?

    Дети: Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.

    Воспитатель: итак подведем итог:

    - о чем  мы с вами сегодня говорили?

    - Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей? А я хочу угостить вас настоем шиповника. Он богат витамином С,  укрепляет иммунитет, борется со всеми болезнями. Угощаю и желаю всем крепкого здоровья!!! И чтобы гости не скучали, угостим  мы их чаем!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме: "Комнатные растения"

     Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме :" Комнатные растения"  Воспитатель: Мараховская Е.Вг.Санкт-Петербург  2014г....

    Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме: "Комнатные растения"

     Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме :" Комнатные растения"  Воспитатель: Мараховская Е.Вг.Санкт-Петербург  2014г....

    Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме: "Комнатные растения"

     Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме :" Комнатные растения"  Воспитатель: Мараховская Е.Вг.Санкт-Петербург  2014г....

    Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме: "Комнатные растения"

     Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме :" Комнатные растения"  Воспитатель: Мараховская Е.Вг.Санкт-Петербург  2014г....

    Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме: "Комнатные растения"

     Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме :" Комнатные растения"  Воспитатель: Мараховская Е.Вг.Санкт-Петербург  2014г....

    Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме: "Комнатные растения"

     Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме :" Комнатные растения"  Воспитатель: Мараховская Е.Вг.Санкт-Петербург  2014г....

    Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме: "Комнатные растения"

     Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме :" Комнатные растения"  Воспитатель: Мараховская Е.Вг.Санкт-Петербург  2014г....