Особенности зрительских предпочтений у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем тревожности
статья (старшая группа) на тему

 

Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка, так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие. Изучение тревожности дошкольников чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. В данной работе рассматривается один из малоисследованных ее аспектов вопрос об особенностях зрительских предпочтений у дошкольников с разным уровнем тревожности (на основе просмотра мультфильмов).

Актуальность избранной темы исследования определяется, с одной стороны, насущными задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка. С другой стороны, психическому, психологическому, психофизиологическому, теоретической и эмпирической значимостью проблемы тревожности в индивидуально-личностном становлении ребенка, недостаточной, на наш взгляд, изученностью зрительских предпочтений, формируемых у дошкольников с разным уровнем тревожности на основе просмотра мультфильмов.

 

* В конце статьи вы найдете диагностический материал использованный в исследовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ушатова Г.В., старший воспитатель 

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 27 г. Белгорода

«ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОДЖНОСТИ»

На сегодняшний день одним из самых любимых занятий для ребенка является просмотр телевизора. Нынешние дошкольники заняты просмотром телевизора, в частности мультфильмов, в среднем 4-5 часов в день, то есть около 30 часов в неделю [3], а буквально 20-25 лет назад все свое свободное время они проводили за любимыми играми, рисованием, лепкой. Мультфильмы, конечно, дети тоже смотрели, но занимало это около 30 минут в день.

С одной стороны, мультфильмы яркие, зрелищные, образные, доступные, с другой, они очень близки по своим развивающим и воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультфильмов демонстрируют детям самые разные способы взаимодействия с окружающим миром, развивают у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Сравнивания себя с любимыми героями, ребёнок учится позитивно воспринимать себя, справляться с возникшими у него на пути трудностями, с уважением относиться к окружающим. События, происходящие в мультфильме, повышают осведомлённость ребенка, развивают мышление и воображение, расширяют кругозор. Таким образом, мультфильм — это эффективное средство развития и воспитания ребёнка.

Однако поле анимационных фильмов не однородно. К сожалению, многие транслируемые на сегодняшний день мультфильмы построены этически и психологически непрофессионально и могут нанести вред ребенку. Зачастую дети смотрят фильмы с участием множества чудовищ, механических монстров и вампиров, всемогущих роботов. Практически в каждом мультфильме сюжет построен так, что в нем присутствуют конфликты, драки, жестокость. Последствием просмотра такого мультфильма могут стать проявления множественных страхов у ребёнка. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта с окружающими. Ребенок часто плачет, обижается без видимой причины, много времени проводит один, его ничем нельзя заинтересовать, он ко всему безразличен. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности [4]. По мнению О.В. Казачёк, мультфильм — это эффективное средство, в одном случае решения благородных задач воспитания малыша, в другом — манипулирования, скрытого управления [2, c.48].

Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной, поскольку эмоциональный мир играет важную роль в жизни человека. Положительные эмоции, являясь стимулом для познания мира, участвуют в возникновении и реализации любой деятельности ребенка. В то время как отрицательные эмоции помогают избежать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций может пагубно влиять на развитие человека, разрушая мозг и его психику. Изучением проблемы тревожности занималось большое количество исследователей, как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

В качестве внешнего источника тревожности детей в основном рассматриваются детско-родительские и внутрисемейные отношения, нарушение которых, как правило, и приводит к постоянным микротравмам психики детей (А.И. Захаров, А.М. Прихожан и др.). Вместе с тем, проблема влияния просмотра детьми мультфильмов на уровень их тревожности практически не изучена, что и послужило

Для изучения особенностей зрительских предпочтений у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем тревожности были использованы следующие методики:

  1. Анкета для родителей (авторская разработка) (Приложение 1).
  2. Метод экспертного опроса (Приложение 2).
  3. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) (Приложение 3).
  4. Методика Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М "Уровень тревожности ребенка" (Приложение 4).
  5. Беседа с детьми на тему: «Я и мультфильмы» (составлена на основе анкетирования родителей о предпочтении мультфильмов) (Приложение 5).

Результаты анкетирования родителей о предпочтениях мультфильмов дошкольниками.

Предпочтения в выборе мультфильмов выяснялось с помощью анкетирования родителей. В результате нами было выяснено, что более всего современным дошкольникам нравится смотреть мультфильмы «Ну, погоди!» и «Фиксики». Менее предпочитаемыми стали «Лунтик», «Маша и Медведь» и «Тачки» (См. рис.1).

Рис. 1. Предпочитаемые дошкольниками мультфильмы

По мнению родителей, данные мультфильмы яркие и очень интересные. Кроме того, эти мультфильмы развивают такие качества личности как честность, смелость, доброту и любовь, которые с по мнению родителей являются значимыми для развития личности ребенка.

Экспертиза мультфильмов.

Несмотря на свою чрезвычайную популярность, мультфильмы до сих пор не стали предметом серьезного психологического анализа. По мнению М.С. Аромштам, «Мультфильмы заслуживают самого серьезного психолого – педагогического анализа как специфическое явление, оказывающее не последнее влияние на детскую жизнь» [1].

Поэтому, на основе анкеты родителей был проведен экспертный опрос с целью психологического анализа мультфильмов «Ну, погоди!», «Фиксики», «Лунтик», «Маша и Медведь», «Тачки». Экспертами выступили сотрудники МБДОУ детского сада № 47: заведующий детского сада, воспитатель высшей категории, воспитатель I-ой категории, учитель-логопед.

Обобщение экспертных оценок позволило составить психологическую характеристику каждому мультфильму.

Мультфильм «Лунтик». Эксперты единогласно отметили, что данный мультфильм нравится детям 5-7 лет, поскольку главный герой Лунтик добрый и честный, который никого не обижает. По их мнению, мультфильм развивает положительные качества личности, такие как доброту, дружелюбие, вежливость, взаимопомощь, милосердие. Он не влияет на развитие тревожности и агрессивности у детей; оказывает положительное влияние на формирование межличностных отношений в ситуациях «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый»; формирует у ребенка представления о добре и зле; данный мультфильм развивает познавательные процессы у детей. Дети подражают главному герою Лунтику, за счет чего данный мультфильм является эффективным средством воспитания детей. В мультфильме отражены ценности семьи и дружбы. По мнению экспертов его можно смотреть детям 5-7 лет.

Мультфильм «Фиксики». Эксперты единогласно отметили, что данный мультфильм нравится детям 5-7 лет, поскольку герои мультфильма добрые и жизнерадостные человечки. По их мнению, мультфильм развивает положительные качества личности: доброту, трудолюбие, вежливость, взаимопомощь, отзывчивость; не влияет на развитие тревожности и агрессивности у детей; оказывает положительное влияние на формирование межличностных отношений в ситуациях «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый»; формирует у ребенка представления о добре и зле; данный мультфильм развивает познавательные процессы у детей, т.к. в мультфильме присутствует много полезной информации, которая легко воспринимается детьми. Он является эффективным средством воспитания детей, поскольку в нем используются методы воспитания детей: примеры, убеждение, поощрение и наказание. Мультфильм «Фиксики» раскрывает перед детьми много интересного об окружающем мире. По мнению экспертов его можно смотреть детям 5-7 лет.

Мультфильм «Тачки». Эксперты единогласно отметили, что данный мультфильм нравится детям 5-7 лет. По их мнению, мультфильм развивает положительные качества личности: сострадание, честность, заботливость, способствует формированию у ребенка представлений о добре и зле. Однако он развивает и отрицательные качества – хамство и невежливость. Трое из четырех экспертов отметили, что мультфильм влияет на развитие тревожности, т.к. в нем присутствуют сцены неуважения, цинизма, порой жестокость у героев мультфильма к окружающим.

Желание подражать герою мультфильма может вызвать у детей проблемы в общении и установлении контакта с окружающими.

Однако на развитие агрессивности детей он не влияет. Что же касается межличностных отношений в ситуациях «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый», то этот мультфильм скорее оказывает положительное влияние на их формирование. При этом он не способствует развитию у детей познавательных процессов и в целом не является эффективным средством воспитания детей. По мнению экспертов, мультфильм «Тачки» с точки зрения оценки его влияния на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте можно охарактеризовать, как «нейтральный»: он интересен, но не дает детям чего-то нового и полезного.

Мультфильм «Маша и Медведь». Эксперты единогласно отметили, что данный мультфильм нравится детям 5-7 лет, т.к. главная героиня Маша подвижная и очень интересная девочка. По их мнению, мультфильм развивает и положительные качества личности: трудолюбие и терпеливость (присуще только Медведю), и отрицательные: неуважение старших, обидчивость, эгоизм, жадность. Мультфильм влияет на развитие агрессивности. Трое из четырех экспертов отметили, что мультфильм влияет на развитие тревожности, т.к. в нем присутствуют сцены неприемлемого поведения девочки Маши, подражание которому впоследствии может вызвать у детей, особенно у девочек, окрашивание образа женщины реализмом, физиологичностью и жестокостью. Мультфильм оказывает отрицательное влияние и на формирование межличностных отношений в ситуациях «ребенок-ребенок» и в ситуации «ребенок-взрослый». Мультфильм не формирует у ребенка представления о добре и зле; не развивает познавательные процессы у детей и не является эффективным средством воспитания детей. По мнению экспертов, мультфильм «Маша и Медведь» не стоит показывать детям, он негативно может влиять на их поведение, т.к. главной героине мультфильма Маше все позволено, за совершенные проступки она ответственности не несет, ее практически не наказывают. Такую модель поведения дети могут принять за образец, что негативно скажется на процессе их социализации.

Мультфильм «Ну, погоди!». Мнения экспертов разделились поровну: половина отметили, что данный мультфильм нравится детям, двое других придерживаются мнения того, что данный мультфильм им не нравится. По их мнению, мультфильм развивает и положительные качества личности: доброту и терпеливость (присуще только Зайцу), и отрицательные – злобность, грубость, вспыльчивость (присуще только Волку). Три эксперта из четверых отметили, что мультфильм влияет на развитие агрессивности и тревожности, т.к. в нем присутствуют сцены неприемлемого поведения Волка, которое впоследствии может сформировать у детей такие качества как неуважение, жестокость по отношению к окружающим. Мультфильм не оказывает никакого влияния на формирование межличностных отношений в ситуациях «ребенок-ребенок» и в ситуации «ребенок-взрослый». Мультфильм не формирует у ребенка представления о добре и зле; не развивает познавательные процессы у детей и не является эффективным средством воспитания детей. По мнению экспертов, мультфильм «Ну, погоди!» не стоит показывать детям 5-7 лет, поскольку он негативно может сказаться на дальнейшем поведении детей.

Таким образом, из 5 мультфильмов 2 мультфильма («Фиксики», «Лунтик») с точки зрения их влияния на развитие личности оценены как положительные; 2 мультфильма («Ну, погоди!», «Маша и Медведь») - как отрицательные и 1 мультфильм («Тачки») – как нейтральный.

Сравнение оценок данных мультфильмов родителями и экспертами показало неадекватное восприятие мультфильмов родителями с точки зрения их роли в психическом и личностном развитии детей. Выявленный факт требует проведения с родителями специальных психолого-педагогических бесед.

Результаты диагностики уровня тревожности (по тесту Р. Тэмпла, М. Дорки, В. Амена)

Следующим шагом в нашем исследовании стало выявление уровня тревожности у детей (См. рис.2).

Рисунок -2. Распределение детей по уровню тревожности

В результате количественной обработки данных теста Р. Тэмпла, М. Дорки, В. Амена было выяснено, что только 4% детей из выборки имеют низкий уровень тревожности. Средний уровень тревожности - у 46% дошкольников, завышенный – у 33% и высокий – у 27%.

Повышенная тревожность детей свидетельствует о постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому ребенок вынужден противостоять. Действие беспокоящего фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых он раньше хорошо себя чувствовал.

Анализ ситуаций, вызывающих наибольший уровень тревожности, свидетельствует о том, что у большинства детей тревожность проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» (у 83%) и лишь у 17%  проявляется в ситуациях «ребенок-взрослый».

Полученные данные позволяют утверждать, что причина возникновения тревожности у большинства детей в данной группе кроется в нарушениях в системе взаимодействия «ребенок-ребенок».

Результаты беседы с детьми на тему «Я и мультфильмы»

С целью выявления зрительских предпочтений у детей с разным уровнем тревожности была проведена беседа с детьми на тему «Я и мультфильмы». Было установлено, что 50% детей предпочитают смотреть мультфильмы «Фиксики», 29% - «Маша и Медведь» и 21% детей - «Ну, погоди!». При этом 50% детей смотрят мультфильмы либо с друзьями, либо с братьями, 25% - смотрят мультфильм одни и 25% опрошенных детей - с родителями.

Несмотря на то, что половина опрошенных детей предпочитают смотреть мультфильм «Фиксики», ни один ребенок не желает исполнять роль крохотных человечков Фиксиков. Из мультфильмов, которые дети любят смотреть, 29% детей выбирают только роль маленькой девочки Маши из мультфильма «Маша и Медведь». Большинство детей выбирают для себя роли из других мультфильмов. При этом 50% опрошенных детей предпочитают быть гоночной машинкой МакКуини по кличке «Молния» из мультфильма «Тачки», 12,5% хотят быть загадочным малышом Лунтиком из мультфильма «Приключения Лунтика», 4,25% детей отметили, что хотят быть каким-нибудь Супер Героем и Смешариком.

На вопрос «Если бы ты был мультипликатором, о чем бы ты снял свой мультфильм», было выяснено, что 66,7% детей хотели, чтобы их мультфильмы были о дружбе, 29% - про драки и 4,3% предпочли, чтобы их мультфильм был боевиком.

Затем мы сопоставили результаты беседы с детьми «Я и мультфильм» с результатами теста тревожности (приложение 9). Проанализировав полученные данные, мы выявили, что 54% детей с низким и средним уровнями тревожности (21,4% и 28,6% соответственно) предпочитают смотреть мультфильм «Фиксики». По мнению экспертов, данный мультфильм характеризуется, как хороший и добрый мультфильмом, который дает детям много интересного об окружающих нас вещах, и его можно показывать детям 5-7 лет.

25% детей этой группы предпочитают смотреть мультфильмы с родителями и 29% с друзьями/братом. Таким образом, родители детей с низким и средним уровнем тревожности проводят отбор мультфильмов и анализ мультфильмов вместе с детьми, они не позволяют смотреть «вредные» мультфильмы, которые могут нанести вред ребенку.

31% детей предпочитают быть девочкой Машей, 38% машинкой МакКуини, 15,4% - загадочным малышом Лунтиком, 7,8% - Смешариком либо же добрым Супер Героем. Таким образом, большая часть выборки 69% детей предпочитают быть положительным героем мультфильма, то есть либо машинкой МакКуини, либо загадочным малышом Лунтиком, либо Смешариком, либо Супер Героем (данные герои считаются положительными, по мнению экспертов).

100% детей данной выборки хотят, чтобы их мультфильм был о дружбе.

Таким образом, данная группа детей смотрит мультфильмы, которые благоприятно влияют на развитие и воспитание ребенка, формируют положительные качества личности, такие как доброта, взаимовыручка, честность, уважение старших.

46% детей с уровнем тревожности выше среднего (35,7% и 42,8% соответственно) и высоким уровнем предпочитают смотреть мультфильмы «Маша и Медведь» (63,6 % детей) и «Ну, погоди!» (36,4% ребенка). По мнению экспертов, данные мультфильмы негативно сказываются на ребенке, они характеризуются, как плохими мультфильмами, их нельзя показывать детям 5-7 лет.

45% детей данной группы выборки предпочитают смотреть мультфильмы одни, 45% - с друзьями/братом, лишь 10% предпочитают смотреть мультфильмы вместе с родителями. Таким образом, в большинстве случаев родители не участвуют в отборе мультфильмов, не анализируют их содержание. Таким образом, дети сами выбирают мультфильмы, которые могут нанести вред ребенку.

Анализ особенностей идентификации детей этой группы с героями мультфильмов показал, что 36,4% детей предпочитают быть девочкой Машей, 54,5% - машинкой МакКуини и 9,1% - загадочным малышом Лунтиком. Таким образом, большая часть выборки 63,6% детей предпочитают быть положительным героем мультфильма: либо машинкой МакКуини, либо загадочным малышом Лунтиком, либо Смешариком (данные герои считаются положительными, по мнению экспертов).

63,6% детей данной выборки хотят, чтобы их мультфильм был про драки, 27,2% - о дружбе (данное предпочтение сделали дети, у которых уровень тревожности оценивается в 35,7%) и 9,2% предпочли, чтобы их мультфильм был боевиком.

Проведя анализ полученных данных, можно сделать вывод о том, что данная группа детей выбирает мультфильмы, которые неблагоприятно влияют на их развитие и воспитание, в большинстве случаев способствуют формированию отрицательных качеств личности: неуважение старших, обидчивость, эгоизм, жадность, злобность, грубость, вспыльчивость.

Таким образом, обобщая результаты проведенной нами работы, можно сделать вывод о том, что дети с низким и средним, но ближе к низкому, уровнем тревожности (соответственно 21,4% и 28,6%) предпочитают смотреть мультфильм «Фиксики», который благоприятно влияет на развитие и воспитание ребенка, формирует положительные качества личности. Дети со средним, но ближе к высокому уровню тревожности (соответственно  35,7% и 42,8%) и высоким уровнем тревожности предпочитают смотреть мультфильмы «Маша и Медведь» и «Ну, погоди!», которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие и воспитание ребенка, кроме того, в большинстве случаев данные мультфильмы формируют отрицательные качества личности. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем тревожности разные зрительские предпочтения.

Рекомендации родителям по формированию зрительских предпочтений дошкольников.

Основываясь на результаты нашего исследования, считаем возможным выделить несколько мультфильмов, которые можно смотреть детям. Это мультфильмы «Фиксики» и «Лунтик», кроме того, данные мультфильмы являются эффективным средством воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.

Также важно проводить отбор тех мультфильмов, которые родители показывают дома детям. Например, в рамках нашего исследования мы выявили, что не следует позволять детям смотреть мультфильмы «Маша и Медведь» и «Ну, погоди!». Данные мультфильмы могут пагубно повлиять на развитие эмоциональной сферы детей, на развитие тревожности.

Отобранные мультфильмы, своим сюжетом должны развивать положительные качества личности: доброту, милосердие, отзывчивость, вежливость, трудолюбие и т.д.

Очень важным является совместный просмотр мультфильмов, поскольку ребенку трудно сделать правильный выбор в пользу поучительного мультфильма. Скорее он выберет тот, который наиболее красочный и интересный. Кроме того, совместный просмотр детей с родителями позволит обсудить мультфильм, проанализировать поведение героев (отношение к окружающим, качества главного героя т.д.).

Просмотр мультфильмов в день не должен занимать  не более часа времени. Остальное время ребенок должен проводить за играми, рисованием или же лепкой.

Необходимо обратить внимание, как ведет себя ребенок после просмотра очередного мультфильма. Если его поведение изменилось (проявления беспокойства, агрессивности, тревожности, неуправляемости) то необходимо исключить данный мультфильм из просмотра, и подобрать другой мультфильм.

Что касается профилактики тревожности, то мультфильмы можно использовать как один из методов снижения уровня тревожности у детей. Например, организовывать ролевые игры, взятые из любимых мультфильмов (если данный мультфильм не оказывает на ребенка отрицательного воздействия). Разыгрывать можно как знакомые ситуации (например, поведение одного из героев мультфильма, где он ведет себя по отношению к окружающим неправильно («Маша и Медведь»)), либо придумать что-то новое, где дети будут играть героев мультфильма. Проигрывая разные ситуации, ребенок будет учиться правилам поведения.

Кроме того можно использовать игры с куклами (куклы будут исполнять героев мультфильма), в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка - роль взрослого. Такие игры помогут ребенку выразить свои эмоции, а родителю сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни. Поэтому желательно использовать игры на телесный контакт. В этом случае можно взять мультфильма «Тачки», и предложить детям поучаствовать в гонках.

Еще один способ снятия тревожности - раскрашивание лиц (масок): можно сделать из «плохого» героя «хорошего». Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу мультфильмов. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аромштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого – педагогические заметки. Практика «производства» мультфильмов в детском саду. Серия «Дошкольное образование». Вып. 2(8). М.: Чистые пруды, 2006.
  2. Казачек О.В. / Ж-л «Здоровье и Экология», 03 апреля 2007 г.
  3. Коломинский Я.Л. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. -399с.
  4. Прихожан А.И. Тревожность у детей и подростков: психология природы и возрастная динамика. - М. :МПСИ,2010. - 226 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Анкета для родителей с целью выявления зрительских предпочтений дошкольников (авторская разработка)

Цель: выявление зрительских предпочтений дошкольников.

Оборудование: анкета, включающая 12 утверждений, на которые предлагается ответить родителям анонимно.

Анкета

Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе, цель которого – выявить степень предпочтения детей дошкольного возраста современных мультфильмов

  1. Нравится ли Вашему ребенку смотреть мультфильмы?
  • да
  • нет
  1. Как часто смотрит мультфильмы Ваш ребенок?
  • каждый день
  • иногда
  • по выходным
  • редко
  1. Как вы считаете, нужно ли ребенку смотреть мультфильмы? Почему?
  • Нужно____________________________________________________
  • Не нужно_________________________________________________
  1. Какие мультфильмы любит смотреть больше всего?
  • российские
  • иностранные
  1. Какие мультфильмы предпочитает смотреть ваш ребенок? (перечислите 5 названий наиболее предпочитаемых мультфильмов)_______
  2. Какой мультфильм самый любимый? Почему?________________
  3. Какой мультфильм не любимый? Почему?____________________
  4. Ребенок смотрит мультфильмы один или с кем-то (детьми, взрослыми)?
  • Один
  • перечислите с кем________________________________________
  1. Устраиваете ли вы совместные с ребенком просмотры с последующим обсуждением?
  • да
  • нет
  1. Используете ли вы мультфильмы с целью воспитания в ребенке доброты, сострадания, желание помочь другу?
  • да
  • нет
  1. Какие качества личности, на Ваш взгляд, должны развивать мультфильмы?_____________________________________________________

12.  Вы осуществляете отбор мультфильмов для просмотра или же берете первый попавшийся?_________________________________________

 

Приложение 2

Метод экспертного опроса

Цель: психологический анализ мультфильмов.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

(экспертная оценка)

Эксперт (ФИО)____________________________________________________

Название мультфильма_____________________________________________

№ п/п

Перечень вопросов

Ответ экспериментатора

1

Нравится ли этот мультфильм детям 5-7 лет?

2

Развивает ли мультфильм положительные качества личности? Если «да», то назовите, какие.

3

Формирует ли мультфильм отрицательные качества личности ребенка? Если «да», то какие.

4

Влияет ли мультфильм на развитие тревожности у детей? Почему?

5

Влияет ли мультфильм на развитие агрессивности у детей? Почему?

6

Оказывает ли влияние мультфильм на формирование межличностных отношений между детьми? Если «да», то какое?

7

Оказывает ли влияние мультфильм на формирование межличностных отношений между детьми и взрослыми? Если «да», то какое?

8

Формирует ли мультфильм у ребенка представления о добре и зле? За счет каких средств?

9

Развивает ли мультфильм познавательные процессы детей (внимание, память, мышление, воображение)? За счет каких средств?

10

Является ли данный мультфильм эффективным средством воспитания ребёнка? За счет каких средств?

Приложение 3

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цель - тест позволяет диагностировать тревожность ребенка в возрасте от четырех до семи лет по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Мы рассматривали тревожность как вид эмоционального состояния, назначение которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Выявление уровня тревожности позволяет оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

Средний уровень тревожности может свидетельствовать о неуверенном отношении в поведении с окружающими людьми.

Низкий уровень тревожности может свидетельствовать о хорошей адаптации ребенка с окружающими его людьми

Диагностика уровня тревожности ребенка позволяет скорректировать поведение для того, чтобы не травмировать ребенка и при необходимости провести коррекционную работу с целью формирования адекватного уровня тревожности. Каждый отдельно взятый признак не является свидетельством выраженной тревожности. Необходимо суммировать количество наблюдаемых признаков и сделать вывод исходя из следующей интерпретации:

  • высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
  • средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
  • низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков, на которых изображены типичные для жизни дошкольника ситуации. Тест имеет стандартизированную количественную обработку. Особое внимание мы уделяли ситуациям, моделирующим общение ребенка со взрослым и сверстниками.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция.

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается».
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
  10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Протокол:

№ п/п

Рисунок

Высказывание

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1

Игра с младшими детьми

2

Ребенок и мать с младенцем

3

Объект агрессии

4

Одевание

5

Игра со старшими детьми

6

Укладывание спать в одиночестве

7

Умывание

8

Выговор

9

Игнорирование

10

Агрессивность

11

Собирание игрушек

12

Изоляция

13

Ребенок с родителями

14

Еда в одиночестве

Приложение 4

Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 г. [2]

Цель: выявление уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.

Суммируйте количество баллов, чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15—20 баллов

Средняя — 7—14 баллов

Низкая — 1—6 баллов.

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»

№ п/п

Перечень вопросов

Да

Нет

1

Не может долго работать, не уставая.

2

Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3

Любое задание вызывает излишнее беспокойство

4

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5

Смущается чаще других.

6

Часто говорит о напряженных ситуациях.

7

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8

Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9

Руки у него обычно холодные и влажные.

10

У него нередко бывает расстройство стула.

11

Сильно потеет, когда волнуется.

12

Не обладает хорошим аппетитом.

13

Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14

Пуглив, многое вызывает у него страх.

15

Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16

Часто не может сдержать слезы.

17

Плохо переносит ожидание.

18

Не любит браться за новое дело.

19

Не уверен в себе, в своих силах.

20

Боится сталкиваться с трудностями.

Приложение 5

Беседа с детьми на тему: «Я и мультфильм» (составлена на основе анкетирования родителей о предпочтении мультфильмов)

Цель: выявление наиболее предпочитаемых мультфильмов на основе анкетирования родителей дошкольников.

УТВЕРЖДЕНИЯ:

  1. Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору следующие мультфильмы. Какой ты выберешь:
  1. «Фиксики»;
  2. «Ну, погоди!»;
  3. «Маша и медведь»;
  4. свой вариант.
  1. Ты предпочитаешь смотреть мультфильмы:
  1. с родителями;
  2. с друзьями»;
  3. один;
  4. свой вариант.
  1. Если бы тебе выпал шанс быть главным героем мультфильма, то какую бы роль ты выбрал?
  1. Загадочный малыш Лунтик, родившийся на Луне и попавший к нам на Землю из мультфильма «Приключения Лунтика»;
  2. Гоночная машина МакКуин по кличке «Молния» из мультфильма «Тачки»;
  3. Маленькая девочка Маша из мультфильма «Маша и Медведь»;
  4. свой вариант.
  1. Если бы ты был мультипликатором, о чем бы ты снял свой мультфильм:
  1. о дружбе;
  2. про драки;
  3. боевик;
  4. свой вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста в разное время года. аста

Несмотря на большую популярность физической культуры,  её пока ещё нельзя назвать образом жизни каждого человека. Исследования ученых показывают, что состояние здоровья населения, особенно ...

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта...

«Роль родителей в формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста ОНР III уровня».

В современной системе дошкольного образования пристальное внимание уделяется эффективному воспитанию и обучению детей. Одной из важных задач является подготовка детей к школе.Подготовка к школе включа...

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития ВПФ

Процесс развития высших психических функций начинается в раннем детском возрасте. Высшие психические функции (ВПФ) (англ. higher mental functions) — это психические процессы, социальные по своем...