Подвижные игры как способ профилактики наарушения осанки
статья по теме

Курицына Мария Сергеевна

данная статья дает обзор подвижных игр, применяемых в профилактике нарушений осанки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.
   Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.
   Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.

Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц  и связочного аппарата. Дефекты осанки  отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

 В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребёнка. На базе дошкольного учреждения профилактика может выполняться в виде упражнений  и подвижных игр на занятиях по ФИЗО, а также при помощи игр в процессе ежедневной деятельности детей.  В задачи игр входят:

- укрепление опороно – двигательного аппарата;

- усиление мышечного «корсета» позвоночника;

- Улучшение функций дыхания и середечно – сосудистой системы.

Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребёнку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» - это ошибка, так как ребенок обычно не воспринимает частицу «не». Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребёнка показывать правильное положение. А лучше всего играть в подвижные игры, направленные на профилактику нарушений осанки.

Игры – это не только наиболее адекватная деятельность детей, соответствующая из физиолого-психологического состояния, но и деятельность, в которой возможно выполнять движение и принимать статистические позы, необходимые для коррекции уже имеющихся нарушений осанки. Все подвижные игры благотворно воздействуют на организм растущего ребенка, поскольку они удовлетворяют его естественную потребность в движении.

Подвижные игры обладают и рядом преимуществ, по сравнению с другими средствами физического воспитания, состоящих в том, что движения в играх, как правило, проводятся на сильном эмоциональном фоне, что повышает действенность упражнений, а упомянутые трудности преодолимы. Во многих подвижных играх могут быть созданы условия, позволяющие достичь желаемого результата с большим успехом. Необходимо лишь поставить перед игрой задачи, ввести в нее необходимые движения и позы, оговорить их правила. В игровой ситуации ребенок будет стараться принять правильную позу, точнее выполнять упражнения зная, что ошибка может привести к проигрышу. Подбирая соответствующие упражнения и позы, вводя их в подвижные игры мы получаем возможность дать физическую нагрузку на нужные группы мышц и, таким образом, оказывать влияние на формирование осанки ребенка. Подвижных игр, пригодных для детей по формированию осанки и коррекции ее нарушений, очень много. Для удобства использования их можно разделить на группы:

  • Игры, в которых одно из требований – соблюдать правильную осанку при стоянии и ходьбе. Это большинство игр с моментами строя.

Примеры игр: «быстро встать в строй», «два, три», «Спрячься у стены», «Рыбки и акулы» - смысл этих игр заключается в том, что дети, по условиям игры строятся определенным образом, либо в колонну, шеренгу, либо попарно друг за другом.  По сигналу воспитателя например «Раз, два, три» или в момент включения музыки дети в рассыпную разбегаться, по следующему сигналу или выключению музыки они снова строятся так же как стояли до первого сигнала, ровно и красиво. Второй вариант игр данной группы – игры-ловишки: Выбирают водящего, он «салит» остальных детей. По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони, игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

  • Игры, в которых основой является ходьба или стойка с правильной осанкой. Примеры игр: «Не урони мешочек», «Ходим в «шляпах»,

«Весёлая ходьба», «Восточный официант» - смысл этих игр уже думаю понятен из формулировок, объединяет их то, что для формирования правильного положения (стойки) на голову ребенку кладется какой – то предмет, например, мешочек.

  • Игры, в которых основой является укрепление различных групп мышц, влияющих на формирование правильной осанки.

Примеры таких игр: "Морская фигура", "Футбол", "Кораблики", «Самый меткий» и т.д. В данном случае в процессе игры выполняется какое-то упражнение, которое влияет на укрепление конкретной группы мышц.

К сожалению, не все категории данных игр можно применить в каждой возрастной категории в силу особенностей каждого возраста. Разделим вышеупомянутые категории по возрастам:

  • Младший дошкольный возраст (2 – 4 года)  - исходя из собственного опыта, можно сказать, что в силу особенностей данного возраста, применение всех категорий игр, направленных на профилактику нарушений осанки невозможно, т.к. особенностью данного возраста является неустойчивость внимания, несформированность произвольности поведения. Большинство игр ребенок данного возраста воспринимает с так называемого «показа взрослого», поэтому для профилактики нарушений осанки целесообразно использовать игры, в которых основой является укрепление различных групп мышц, влияющих на формирование правильной осанки.
  • Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) – в данном случае возможно применение всех видов игр, направленных на профилактику нарушений осанки как в свободной деятельности детей в течении дня, так и на занятиях по ФИЗО.

 Данные игры не только помогут закрепить навык правильной осанки, но и повысят  интерес ребёнка к занятиям. Предлагаемые игры можно проводить как в зале, так и во время прогулки. В последнем случае они помогут занять и развлечь ребёнка, повысить его коммуникабельность.

Список литературы:

  1. Бабенкова Е.А. Федоровская О.М. Игры, которые  лечат .-М.: Сфера, 2009
  2. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. -М.: Владос, 1999

Resource id #3572

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста

В статье  раскрыта актуальность проблемы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста и предупреждение дефектов осанки. Анализ литературы по этой проблеме.Роль подвижных игр на форм...

ПАМЯТКА «Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки»

«Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки»...

Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...

«Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки"

Подвижные игры направлены на формирование правильной осанки, на укрепление мышц спины....

Методическая разработка по теме «Игра как способ профилактики безопасного поведения на дорогах»

В методической разработке по теме "Игра как способ профилактики безопасного поведения на дорогах" есть необходимые рекомендации для воспитателей при обучении детей правилам безопасного повед...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ»

Воспитатель, Хорлунова Н. В. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ» Название игрыОписание игры«Бездомный заяц»На о...

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ....