Приложение к опыту 4
методическая разработка (старшая группа) по теме

Сафарян Светлана Альбертовна

Приложение к опыту 4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_opytu_4.docx350.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4

Дидактические игры


Дидактическая игра

«Я умею»

              Цель: закрепить знание видов  спорта и спортсменов

              Материал:  микрофон

              Ход игры:

Воспитатель говорит:

- Чтобы быть здоровым, нужно заниматься спортом. Однако есть люди, для которых спорт – профессия. И сейчас мы вспомним их.

             Воспитатель начинает игру, передавая микрофон по кругу.

            Я – лыжник, я умею кататься на лыжах, но не умею кататься на коньках,

            а ты?

Я – фигурист, я умею кататься на коньках, но не умею плавать, а ты?

Я – пловец, я умею плавать, но не умею кататься на велосипеде, а ты?

Я – велосипедист, я умею кататься на велосипеде, но не умею забивать мяч, а ты?

Я – футболист, я умею забивать мяч, но не умею играть в хоккей, а ты?

   Дидактическая игра

 «Узнай движение» (лото)

        Игра предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми.

          Цель: выявить знания детей о простых движениях, закрепить умение их выполнять, развивать память, внимание.

         Дидактический материал: 5 больших карт с изображениями различных видов движений, которые отделены друг от друга сплошной линией; 5 больших карт с изображениями этих же движений, которые отделены пунктирными линиями.

         Ход игры:

         Вариант 1. В игре могут участвовать до 5 детей. Взрослый раздает детям большие карты, а маленькие карточки с рисунками перемешивает и складывает на столе перед собой в стопку изображениями вниз. Затем он берет из стопки по одной карточке и, показывая детям, спрашивает, у кого из них на большой карте есть такой же рисунок, например: «У кого на карте мальчик перешагивает кубик?». Тот, у кого  есть такой рисунок, говорит: «У меня на карте мальчик перешагивает кубик». Если

ответ верный, ребенок забирает карточку у взрослого и закрывает ею такой же рисунок на большой карте. Ребенок, который закрыл свою большую карту первым, выполняет по желанию 1-2 движения.  Взрослый хвалит детей за старание.

         Вариант 2. В игре могут участвовать до 5 детей. Взрослый или ребенок-ведущий раздает детям большие карты, а маленькие карточки с изображениями движений перемешивает и складывает на столе перед собой в стопку изображениями вниз. Затем он берет из стопки по одной карточке и, показывая детям карточку, спрашивает, у кого из них на большой карте есть такой же рисунок. Тот, у кого есть такой рисунок, сначала называет движение, а затем самостоятельно выполняет его. После этого ребёнок забирает карточку у взрослого и закрывает ею рисунок на большой карте.

         Побеждает ребёнок, первым закрывший маленькими карточками все рисунки на большой карте.

Дидактическая игра

«Четвертый лишний»

          Игра  предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми в детском саду и дома.

Цель: развивать память, логическое мышление, учить сравнивать и обобщать, закрепить знания о разных видах физических упражнений, учить классифицировать их.

Дидактический материал: 10 карт, на которых изображены дети, выполняющие разные виды движений; 10 фишек, которые нужно вырезать из бумаги перед началом игры.

         Ход игры: 

         Вариант 1  

Игра проводится индивидуально или с подгруппами из 2-3 человек. Взрослый раздает играющим по 2-3 карты и просит рассмотреть картинки на картах и сказать, что на них нарисовано. Детей хвалят за старание.

         Вариант 2

         Игра проводится индивидуально или с подгруппами из 2-3 человек. Взрослый или ребенок-ведущий раздает играющим по 2-3 карты. Он предлагает внимательно рассмотреть их, найти на карте упражнение, которое не подходит к остальным, и объяснить, почему оно лишнее, например: «Лишний - мальчик, который лазает по лесенке, потому что на других картинках дети выполняют упражнение с мячом». Затем участник игры закрывает лишнюю картинку фишкой и выполняет изображен-ное на ней упражнение.

              Выигрывает тот, кто правильно выполнил задания.


Игры по теме: «Режим дня»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о предметах личной гигиены, развивать логическое мышление, тактильное восприятие.

Правила игры:

Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться.  Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.

Отгадывание загадок.

Ускользает, как живое,                    Хожу-брожу не по лесам,

Но не выпущу его я.                         А по усам, по волосам.

Белой пеной пенится,                       И зубы у меня длинней,

Руки мыть не ленится.                      Чем у волков, у медведей.

                          (Мыло)                                               (Расческа)

Пластмассовая спинка,                   И сияет, и блестит,

Жесткая щетинка,                           Никому оно не льстит,

С зубной пастой дружит,               А любому правду скажет –

Нам усердно служит.                      Все как есть ему покажет.

              (Зубная щетка)                                                 (Зеркало)

 

Вытираю я, стараюсь,                     Хвостик из кости,

После ванной паренька.                  На спинке – щетинка.

Все намокло, все измялось –          Эта вещь поможет нам

Нет сухого уголка.                          Чистить брюки и кафтан.

                          (Полотенце)                                         (Щетка)

Дидактическая игра «Мой день»

Цель игры: закрепить распорядок дня,  обучить детей объяснять, а также доказывать свою точку зрения.

Оборудование:  несколько комплектов карточек, на которых изображены разные моменты режима (например, сон, обед, прогулка и т.д.).

Правила игры:

Ребенку предлагается расположить их последовательно в соответствии с режимом и объяснить, почему они выложены таким образом.

В виде задания можно попросить его продолжить ряд или исправить ошибку. Важно, чтобы каждое свое действие ребенок мог объяснить.



Наглядно-дидактическое пособие "Рассказы по картинкам. Распорядок дня"

Если маленький человечек в детстве привыкнет правильно проводить день, вовремя делая все необходимое, ему будет гораздо легче четко организовать свое время, когда он станет взрослым. Рассказывая по картинкам о том, что в течение дня делала девочка, малыш поймет, как важно чистить зубы и заниматься гимнастикой. 

Героиня игры девочка.

Игра представляет из себя 8 картинок ( распорядок дня):
- девочка проснулась
- девочка чистит зубы
- зарядка
- завтрак
- мама повела девочку в детский сад
- занятия в группе
- обед в детском саду
- на ночь мама читает девочке книжку

Предлагаемый в пособиях наглядный материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку.
Для развития связной речи у детей 3-7 лет на групповых и индивидуальных занятиях в детском саду и дома.

Издательство: Мозаика – Синтез

  


Дидактическое пособие «Режим дня».    

             

Цель игры: познакомить ребенка с  необходимостью и положительным эффектом каждого из режимных моментов. Познакомить ребенка     с целесообразностью временного соблюдения режимных моментов. Познакомить детей с часами. Учить определять время.

Возраст детей от 3 до 7 лет.

                               

Правила игры:

Перед использованием пособия с детьми проводится беседа о необходимости и положительным эффекте каждого из режимных моментов.

При смене режимных моментов воспитатель, называя точное время и режимный момент просит ребенка найти его среди карточек и установить на место.

Усложнение: при смене режимных моментов дети находят необходимый режимный момент и проставляют время по часам воспитателя. Воспитатель называет время.

 Дидактическая игра «Мой режим»

Цель: формировать у детей стремление вести здоровый образ жизни; учить детей составлять правильный режим дня; развивать память, внимание, логику.

Правила: Ребенку предлагается рассмотреть режим дня в картинках, и определить какие моменты отсутствуют. На начальном этапе обучения отсутствует только одна картинка. При последующем усвоении темы «Режим дня», количество отсутствующих картинок становится больше. На завершающем этапе ребенок самостоятельно выкладывает режим.


Игры по теме: «Физическая культура и спорт»

Дидактическая игра «Что кому принадлежит»

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивать мышление, память, логику

Необходимое оборудование:  картинки предметов относящихся к тому или иному спорту.

Правила игры:

Игрок выбирает карточку с видом спорта. Далее он подбирает к ней символ данного вида спорта , инвентарь и оборудование.
 Играть может одновременно несколько человек: кто быстрее соберет ряд. Я буду показывать вам картинки, а вы должны определить,  какому спортсмену он относится и как называется вид спорта.

Лыжи нужны… (лыжнику) .

Коньки нужны (фигуристу, хоккеисту) . Фигурное катание, хоккей.

Мяч нужен (футболисту, волейболисту, баскетболисту) .Футбол, баскетбол, волейбол.

Клюшка и шайба нужны (хоккеисту) . Хоккей

Ракетка нужна (теннисисту). Теннис.

    Дидактическое пособие «Спорт – наш друг!»

Цель: формировать у детей дошкольного возраста элементарных знаний и представлений о сохранении и укреплении собственного здоровья. Развивать физические, личностные и интеллектуальные качества каждого ребёнка.

Описание игры:

 Ребёнок рассматривает дидактический материал, где изображены различные виды спорта. Затем воспитатель предлагает ребёнку найти из многообразных чёрно – белых изображений такое, какое он видит на цветной иллюстрации и разукрасить его. Крупные, яркие, красочные иллюстрации заинтересуют ребёнка, глядя на них, он захочет повторить те или иные физические упражнения. А так же узнает и закрепит знания о различных видах спорта.

Так же ребёнку можно предложить рассмотреть сюжетные картинки. Играть можно двум или нескольким игрокам: они выбирают понравившуюся картинку и рассказывают друг другу по очереди «Что изображено», «Кто изображен», «Что происходит», «Какие действия выполняет ребёнок», «Какое значение это имеет для того, чтобы поддерживать здоровый образ жизни», «Что ребёнок делает не правильно и почему?», «Какие способы укрепления здоровья ты знаешь».  

Можно поиграть в разрезные картинки или собрать мозаику – пазлы: они отличаются друг от друга геометрической формой, размером, изображением. Когда картинка будет собрана, ребёнку можно предложить составить рассказ, ответив на такие вопросы как: «Что изображено?», «Для чего необходимо это человеку?», «Какую пользу или вред приносит здоровье?», «Какие методы и способы сохранения здоровья ты знаешь?

Дидактическая игра «Спортивные игры»

Цель: познакомить детей с зимними и летними видами спорта,  со схематическим изображением - пиктограммами спортивных видов спорта. Развивать логическое мышление.

Описание игры:

 Сначала мы знакомим детей с зимними и летними видами спорта. Затем мы сопоставляем вид спорта с пиктограммой. Дети запоминают вид спорта и пиктограмму, а теперь можно и поиграть. Раздать карточки среди детей, читаем загадку.  Ребенок, у которого отгадка показывает пиктограмму и называет вид спорта.

Дидактическая игра «Спортивное домино»

Цель:  учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, логику, мышление.

Правила:

На игральных костях изображены символы видов спорта. Играют 2 – 4 человек. Перед началом игры кости выкладываются на стол рубашками вверх и перемешиваются. Каждый игрок выбирает себе любые семь костей. Остальные кости остаются лежать на столе – это «базар».

Первым ходит игрок, у которого есть кость с двойной картинкой. Если у нескольких игроков есть кость с двойной картинкой, то первый игрок выбирается считалкой. Далее игроки ходят поочередно, ставя кости справа и слева от первой, приставляя к картинке одной кости такую же картинку другой. Если у игрока (чей ход) нет кости с нужной картинкой, то он берет кость на «базаре».

Выигрывает тот, у кого не останется ни одной кости (или их будет меньше всего).

Дидактическая игра «Спортлото»

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать внимание, память.

Правила:   Играют  2-6 человек.

Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта . Водящий достает из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает его жетоном. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все символы жетонами.

Дидактическая игра «Спортмеморина»

Цель: формировать интерес детей к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память.

Правила: Играют 2 – 6 человек. На столе рубашкой вверх раскладываются парные карточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочередно игроки переворачивают по две карточки. Если символы на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и делает следующий ход. Если символы разные, то карточки переворачивают обратно и ход делает следующий игрок.

Игра заканчивается, когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.

Дидактическая игра «Спорт зимой и летом»

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.

      Правила: Игроку предлагается выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; объясняет, почему они летние или зимние; рассказывает, как определяется победитель.

Дидактическая игра «Спортивная угадайка»

Цели: пополнять и закреплять знания детей о спорте; развивать мышление, память.

Правила: ведущий (воспитатель) перемешивает игровые поля (на каждом изображено 6 разных видов спорта) и распределяет их между детьми. Затем ведущий показывает карточку с изображением вида спорта и называет его. Игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта, берет ее, и кладя поверх своего поля, повторяет название. Выигрывает тот игрок, кто быстрее закроет свои игровые поля карточками.

Усложнение: играть так же, но название вида спорта называет игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта. В случае неправильного ответа, ведущий называет правильный ответ, отдает карточку игроку, а игрок поверх карточки, которую положил на игровое поле, кладет штрафной жетончик. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных жетончиков.

Дидактическая игра «Что к чему»

Цель : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивать мышление, память, логику.

Правила:

 Игрок выбирает карточку с видом спорта. Далее он подбирает к ней символ данного вида спорта, инвентарь и оборудование.
 Играть может одновременно несколько человек: кто быстрее соберет ряд.

Дидактическая игра «Собери символ»

Цель:  формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с символами видов спорта; учить детей узнавать и называть вид спорта; развивать мышление, внимание, память.

Правила: Из разрезанных частей игрок собирает символ вида спорта. Затем он называет данный вид спорта и рассказывает о нём.

 

Дидактическая игра «Спортивная четверка»

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей различать виды спорта (по сезонам, по инвентарю, по месту проведения); развивать память, мышление, логику.

Для игры используются карты с изображением вида спорта и его символа. Они делятся на группы по четыре карты, объединенные одним символом (стоящем в верхнем углу), но имеющие разные изображения этого вида спорта.

Правила: Играют 4 – 6 человек. Игрокам раздаются 4 карты. Задача каждого игрока собрать группу карт с одним видом спорта. Для этого игроки передают друг другу по часовой стрелке не нужную карту рубашкой вверх. Побеждает тот, кто быстрее соберет 4 карты с одним видом спорта.

Дидактическая игра «Загадай – отгадай»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать виды спорта по признакам и определениям; учить детей загадывать вид спорта по признакам и определениям; развивать память, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
         Правила: Играть могут 2 и более человек.
Водящий (взрослый или ребенок), с помощью карточек – «определений и признаков», загадывает вид спорта.
Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим.

Карточки определений и признаков

         Дидактическая игра «Найди отличия»

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, внимание, логику.

Правила: Игроку предлагают рассмотреть картинки; назвать вид спорта; найти отличия между изображениями.


 

Дидактическая игра «Что я знаю о спорте – 1»

Цели: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания о зимних видах спорта,  необходимом инвентаре, оборудовании, экипировки для данных видов спорта; развивать мышление, память, логику.

Правила: Играют 2-6 человек.

В игре используют игровое поле, фишки, кубик с цифрами 1-3. Игроки поочередно бросают кубик и передвигают фишки, отвечая на вопросы. Если игрок правильно ответил, он получает жетон. Когда один из игроков доходит до финиша игра заканчивается и подсчитывается количество жетонов. Побеждает тот, у кого их больше.
Вопрос определяет цвет рамки символа, на который попадает фишка:
Желтый – название вида спорта
Красный – оборудование и инвентарь для данного спорта
Синий – одежда и обувь для данного спорта
Серый – в какой стране зародился данный вид спорта
Зеленый – как определяется победитель
Коричневый – одиночный или командный вид спорта

Дидактическая игра «Что я знаю о спорте – 2»

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания о летних видах спорта,  необходимом инвентаре, оборудовании, экипировки для данных видов спорта; развивать мышление, память, логику.

Правила: Играют 2-6 человек.

В игре используют игровое поле, фишки, кубик с цифрами 1-3. Игроки поочередно бросают кубик и передвигают фишки, отвечая на вопросы. Если игрок правильно ответил, он получает жетон. Когда один из игроков доходит до финиша игра заканчивается и подсчитывается количество жетонов. Побеждает тот, у кого их больше.
Вопрос определяет цвет рамки символа, на который попадает фишка:
Желтый – название вида спорта
Красный – оборудование и инвентарь для данного спорта
Синий – одежда и обувь для данного спорта
Серый – в какой стране зародился данный вид спорта
Зеленый – как определяется победитель
Коричневый – одиночный или командный вид спорта


Игры по теме: «Здоровое питание»

Дидактическая игра "Полезное - вредное"

  Цель: выявление знаний о полезной и вредной пище.

Оборудование: муляжи  или картинки овощей, фруктов, сладости, молочные продукты и т.д.

Правила: в виде соревнований, разложить картинки на 2 группы: полезную и вредную пищу.

Дидактическая игра «Витаминный бильярд»

Цель игры: учить заботиться о своем здоровье. Познакомить с витаминной ценностью продуктов, с действием витаминов на организм.

Описание игры: игровое поле – «бильярд» с дидактическими картинками   овощей, фруктов, как заменитель витаминов положены шарики с  буквами. Лопаточки для передвижения шариков.

Ведущий прием: рассказ о продукте, на который попал шарик-витамин.

Дидактическая игра «Поварята»

Цель: дать знания о компонентах входящих в состав блюд для завтрака,  обеда, ужина. Учить делать выводы о витаминной ценности составленного блюда.

Описание игры: наборное полотно с комплектами предметных картинок  различных продуктов питания и посуды. Карточки с вариантами меню.

Ведущий прием: игровая ситуация «Готовим  завтрак, обед, ужин».

Дидактическая игра «Где растет каша»

Цель:  дать знания о происхождении продуктов питания (крупа, мука). О пользе их для организма, о блюдах, в состав которых они входят.

Описание игры: пробирки и прозрачные полиэтиленовые кармашки  разными видами круп, иллюстрации растений соответствующие видам  круп.

Ведущий прием: определить какое растение подарило нам гречку (рис,  пшено…). Расскажи, что из нее можно приготовить.

    Варианты: 1. Разбери смешанные крупы по сортам.

                  2. Определи крупу на ощупь.

                  3. Составь мозаику из круп.

Дидактическая игра «Во фруктовом царстве, овощном государстве»

Цель:  дать знания о зависимости здоровья человека от питания. Научить: осознанно подходить к своему здоровью, питанию, уметь противостоять рекламе.

Описание игры: набор картинок овощей, фруктов, мясных, молочных и других продуктов имитация трона-рамки.

Ведущий прием: составление монологов героев-фруктов, овощей. Создание  игровой ситуации «Расскажи все о себе».

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

  Цель: дать знания о компонентах составляющих пищевые продукты: жирах, белках, углеводах, витаминах, раскрыть их роль в жизни человека.

Научить способам сохранения и укрепления здоровья через желание      правильно питаться.

Описание игры: плоскостной домик с открывающимися окошечками, за  окошечками наклеены предметные картинки продуктов питания.

Ведущий прием: рассматривание картинок, разрешение проблемных  ситуаций по заданию воспитателя.

    Вариант 1. Отгадать какие продукты спрятались за дверью под названием: белки, жиры, углеводы, витамины.

    Вариант 2. Рассмотри картинки, скажи, к какой группе полезных веществ  они относятся, проверь свой ответ, закрыв дверцу, прочитай, что на ней написано.  

   Вариант 3. Предложить решить проблемные ситуации:

  • Что будет, если ребенок не будет есть мясо, рыбу, молочные продукты?
  • Будет мало есть каши и хлеба?
  • Будет много есть сладостей?

Дидактическая игра «Витаминный домик»

Цель: дать знания о разновидностях витаминов. Закрепить знания о      

            витаминах содержащихся в пище.

Описание игры: плоскостной домик с открывающимися окошечками, за  которыми написаны буквенные обозначения витаминов.

Ведущий прием: по названию витаминов вспомнить продукты, в которых он  содержится.

   Вариант 1. Открой окошечко и скажи, семья какого витамина в ней живет.

   Вариант 2. Как ты думаешь, наши продукты живут в семье витамина А,В,

         С, D, фосфора. Кальция?

Дидактическая игра «Что изменилось»

Цель: учить по цвету определять степень зрелости овощей и фруктов. Учить    предупреждать негативные ситуации с употреблением в пищу   недозрелых плодов.

Описание игры: парные картинки овощей и фруктов, отличающихся степенью зрелости, которая выражается в разнице величины и цвета.

Ведущий прием: составление сравнительного описательного рассказа по картинкам, разрешение предложенной взрослым проблемной ситуации  связанной с употреблением в пищу недозрелых плодов.

Творческие задания

с контурными картинками овощей и фруктов

Цель: закрепить знания о витаминной ценности овощей и фруктов, месте их произрастания, использования в приготовлении разных блюд.

Описание заданий:

  1. Раскрась красным цветом овощи и фрукты, содержащие витамин А (зеленым витамин В, желтым витамин С, синим витамин D).
  2. Раскрась овощи и фрукты, из которых можно приготовить салат  

     (варенье, компот, суп).  

  1. Вырежи овощи и фрукты, содержащие вещества фитонциды?
  2. Обведи по контуру овощи и фрукты, которые растут в наших садах и огородах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)

                   Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...

т - ПАМЯТКА - БУКЛЕТ (приложение к опыту работы)

СТЁРТЫЕ  (или минимальные)  ФОРМЫ ДИЗАРТРИЙ...

Приложение к опыту 1

Приложенеи к опыту 1...

Приложение к опыту 2

Приложение к опыту 2...

Приложение к опыту 5

Приложенеи к опыту 5...

Приложение к опыту 6

Приложение к опыту 6...

Приложение к опыту 7

Приложение к опыту 8...