Дыхательная гимнастика в развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Аширбакиева Нелли Марсельевна

В данной статье основная проблема - воспитание здорового ребенка. А для того, чтобы у ребенка были хорошие показатели, нужно прилагать усилия. Мы взяли одну из здоровьесберегающих технологий - это дыхательная гимнастика. Дали определение. Предложили несколько комплексов дыхательных упражнений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.М. Аширбакиева,

воспитатель МАДОУ № 39

Дыхательная гимнастика в развитии детей

дошкольного возраста

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

Данные медицинских исследований неутешительны.  Установлено, что удельный вес часто болеющих детей первых шести лет жизни колеблется в пределах 20-25 %, то есть часто болеющим является каждый четвертый-пятый ребенок.

Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед нами, была и остается наиболее актуальной. И в связи с этим возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности, что является целью нашей работы. Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости часто болеющих детей является дыхательная гимнастика. В словаре медицинских терминов понятие «дыхательная гимнастика» определяется как «комплекс упражнений, с помощью которых "настраивается" дыхание. В образовательном процессе дыхательная гимнастика – это здоровьесберегающая технология. [электронный ресурс: www.medportal.ru/terms/3801409/]. Известно, что человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легковозбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

Исходя из вышеизложенного мы определили следующие задачи:

1. Обеспечить активную позицию детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

2. Способствовать к конструктивному партнерству семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Для решения образовательных задач нами используются здоровьесберегающие технологии. Вся дыхательная гимнастика проводится в интеграции, это обязательно связано с темой проекта, просматривается в музыке, в игре, в разучивании стихотворений, в пальчиковой, в сюжетно-ролевой игре.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании.

Первые шаги в освоении дыхательной гимнастики  мы выполнили реализуя проект «Транспорт», мы на практике проводим такие комплексы дыхательных упражнений, игровые занятия, на которых дети учатся правильно дышать. Важность таких игровых приемов заключается в том, чтобы дети научились правильно производить вдох через нос и выдох через рот. Предлагаем несколько из них:

 «Паровоз». Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

«Самолет». Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик-самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу-жу-жу (делает поворот вправо)

Жужу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу-жу-жу (делает поворот влево)

Жужу-жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий, а именно, дыхательной гимнастики, как средства оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста играет немалую роль в развитии здорового ребенка, создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы. Наблюдается положительная динамика, если на начало учебного года часто болеющим являлся каждый шестой-седьмой ребенок, то, на сегодняшний день это число заметно уменьшилось.

Использованная литература:

1. Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников. – Москва, 2006. – Стр. 8.

2. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978. – стр. 240.

3. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов/ Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2005.

4. Электронный ресурс: www.medportal.ru/terms/3801409/



Предварительный просмотр:

Н.М. Аширбакиева,

воспитатель МАДОУ № 39

Дыхательная гимнастика в развитии детей

дошкольного возраста

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

Данные медицинских исследований неутешительны.  Установлено, что удельный вес часто болеющих детей первых шести лет жизни колеблется в пределах 20-25 %, то есть часто болеющим является каждый четвертый-пятый ребенок.

Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед нами, была и остается наиболее актуальной. И в связи с этим возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности, что является целью нашей работы. Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости часто болеющих детей является дыхательная гимнастика. В словаре медицинских терминов понятие «дыхательная гимнастика» определяется как «комплекс упражнений, с помощью которых "настраивается" дыхание. В образовательном процессе дыхательная гимнастика – это здоровьесберегающая технология. [электронный ресурс: www.medportal.ru/terms/3801409/]. Известно, что человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легковозбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

Исходя из вышеизложенного мы определили следующие задачи:

1. Обеспечить активную позицию детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

2. Способствовать к конструктивному партнерству семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Для решения образовательных задач нами используются здоровьесберегающие технологии. Вся дыхательная гимнастика проводится в интеграции, это обязательно связано с темой проекта, просматривается в музыке, в игре, в разучивании стихотворений, в пальчиковой, в сюжетно-ролевой игре.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании.

Первые шаги в освоении дыхательной гимнастики  мы выполнили реализуя проект «Транспорт», мы на практике проводим такие комплексы дыхательных упражнений, игровые занятия, на которых дети учатся правильно дышать. Важность таких игровых приемов заключается в том, чтобы дети научились правильно производить вдох через нос и выдох через рот. Предлагаем несколько из них:

 «Паровоз». Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

«Самолет». Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик-самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу-жу-жу (делает поворот вправо)

Жужу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу-жу-жу (делает поворот влево)

Жужу-жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий, а именно, дыхательной гимнастики, как средства оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста играет немалую роль в развитии здорового ребенка, создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы. Наблюдается положительная динамика, если на начало учебного года часто болеющим являлся каждый шестой-седьмой ребенок, то, на сегодняшний день это число заметно уменьшилось.

Использованная литература:

1. Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников. – Москва, 2006. – Стр. 8.

2. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978. – стр. 240.

3. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов/ Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2005.

4. Электронный ресурс: www.medportal.ru/terms/3801409/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста

Описание метода Стрельниковой и внедрение его в режимные моменты детского сада ...

Значение дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей дошкольного возраста

Научите детей правильно дышать — и они станут более энергичными и здоровыми, будут реже болеть простудными или вирусными заболеваниями.  «Зарядку» получится совмещать с прогулка...

Дыхательная гимнастика для здоровья детей дошкольного возраста.

Обучив детей простым  дыхательным упражнениям, вы сделаете огромный вклад в его здоровье а так же профилактику ОРВИ.Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим Ды...

Здоровьесберегающие технологии. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой была разработана как метод восстановления голоса, но рекомендуется для общего оздоровления организма и терапии....

Значение дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей дошкольного возраста

laquo;Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».А.Н. Стрельникова...

Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей дошкольного возраста. Для чего нужна дыхательная гимнастика.

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую ...