Влияние физических упражнений на улучшение здоровья детей VII-VIII вида (из опыта работы в детском доме)
статья (подготовительная группа) по теме
В работе описаны методы, приемы и направления, используемые в практической каждодневной работе воспитателя коррекционного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_fizicheskikh_uprazhneniy_na_uluchshenie_zdorovya_detey_vii_2_var.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние физических упражнений на улучшение здоровья детей VII-VIII вида (из опыта работы в детском доме)
Старший дошкольный и младший школьный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармонического, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, его нормального формирования и развития.
Для детей с задержкой психического и физического развития большое значение имеют физические танцевально-ритмические упражнения, которые способствуют общему разностороннему развитию, преодолению у них отклонений в психическом и физическом развитии.
Все возможности физической культуры направлены на закаливание, повышение жизнеспособности, сопротивляемости детского организма неблагоприятным факторам окружающей среды, на укрепление костной и мышечной систем, а также суставно-связочного аппарата, на совершенствование функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной и нервной.
Целью моих занятий является: содействие всестороннему развитию личности ребенка средствами физических упражнений.
Задачи:
1.Совершенствование психомоторных способностей: формирование мышечной силы, гибкости, выносливости, координационных способностей, развитие мелкой моторики.
2. Развитие творческих и созидательных способностей детей: мышления, воображения, находчивости и познавательной активности, развитие инициативы, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Работая в детском доме, я убедилась, что физическое воспитание положительно влияет на детей с задержкой психического развития.
Всестороннее обследование двигательной сферы наших воспитанников позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития.
К ним относятся:
- гипер или гиподинамия;
- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
- нарушение моторики (общей, ручной);
- инфантильность;
- нарушение ориентировки в пространстве;
- нарушение осанки, плоскостопие;
- замедленные процессы освоения нового.
Это связано с тем, что дети с задержкой в развитии отягощены еще и различными заболеваниями. В результате этого у большинства детей нарушены функции:
- центральной нервной системы;
- опорно-двигательного аппарата;
- органов дыхания и кровообращения;
- органов зрения;
- обмена веществ и др.
Дети, имеющие отклонения в развитии здоровья, заслуживают пристального внимания воспитателя.
Дети, попадающие в коррекционный детский дом, в основном из неблагополучных семей: дома им не уделялось должного внимания, было плохое питание и антисанитарные условия проживания. Многие дети в детском доме имеют II, III и даже IV группу здоровья, то есть здоровье у детей очень слабое и часто не соответствует возрасту.
В нашем образовательном учреждении отведено определенное место всем формам физкультурных занятий в режиме дня: утренняя гимнастика, прогулки, досуги, физкультминутки, подвижные игры с воспитателем в группе и на открытом воздухе. Они связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в обязательном порядке со всеми детьми.
Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специально организованный формы двигательной деятельности.
Система работы по физическому воспитанию
детей с психофизическими отклонениями
в развитии
1.блок: 2.блок 3. блок
коррекционно- коррекционно- оздоровительно-
развивающий факультативный профилактический
коррекционное лечебно-
физкультурное аэробика корректирующая
занятие гимнастика
утренняя
стимулирующая танцы психогимнастика
коррекционная
гимнастика
тренирующая спортивные
дорожка праздники и массаж
развлечения
физкультурная фито- и
минутка физиотерапия
подвижные игры гигиена режима
пальчиковая закаливание
гимнастика
Работая с детьми в детском доме, я поняла, что большое место в обучении детей занимают игровые приемы.
Игровая деятельность для детей с задержкой психического развития – это необходимое условие для развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. В результате использования игр, мы не только лечим детей, но и способствуем их всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию.
В своей работе я стараюсь использовать разные направления физического воспитания:
- рифмованные фразы с движениями (используются во время физминуток, прогулок);
- общеразвивающие упражнения с предметами (во время утренней гимнастики);
- эстафеты (данный вид упражнений применяется о время прогулок с двумя-тремя группами);
- подвижные игры (используются во время прогулок);
- танцевально-ритмические упражнения (осуществляются во время утренней зарядки, после дневного сна);
- игры малой подвижности (проводятся перед сном);
- дыхательная гимнастика (проводится после прогулки, подвижных игр)