методическое пособие для педагогов и родителей Растим здоровым малыша
методическая разработка по теме

Семенова Светлана Григорьевна

Материал из опыта работы , в данном пособии педагоги смогут найти описание гимнастики, которую можно использовать в работе с детьми, а также  комплексы зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнастики, педагогов может заинтересовать массаж   с помощью мячика Су-Джок, кинезиолигическая гимнастика,памятки и советы для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika_dlya_glaz.doc892 КБ

Предварительный просмотр:


Зрительная гимнастика

Ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку. Не улучшают зрение и игры с мелкими деталями в сотовых телефонах .

Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполнит её в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.

Кому необходима гимнастика для глаз?

Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Отнюдь! Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и – прежде всего – постоянного наблюдения. Если же у ребёнка уже существуют отклонения в зрении, зрительная гимнастика поможет не ухудшить ситуацию, а в некоторых случаях и скорректировать проблемы. Задача родителей – выучить простые упражнения гимнастики для зрения для детей и поначалу напоминать о выполнении упражнений ребёнку дома и даже самим присоединяться к выполнению полезных для глаз упражнений.

Как часто проводить гимнастику?

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день  от 1-3 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

При подборе гимнастики для глаз учитывается  возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети  во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать.

Зрительная гимнастика  с речевым сопровождением

«Лиса»

(снятие зрительного напряжения)

Ходит рыжая лиса, щурит хитрые глаза

(крепко зажмурить и открыть глаза)

Смотрит хитрая лисица,

Ищет, чем бы поживиться

(медленно прослеживать взглядом вправо, затем –влево за движущим предметом –лисой, не поворачивая головы

Пошла лиска на базар, посмотрела на товар.

(взгляд направлен вниз, затем –вверх)

Себе купила сайку, лисятам -балалайку.

(самомассаж века путём легкого поглаживания)

Сова и лиса

( восстановление зрения)

На сосне сидит сова, под сосной стоит лиса

( медленно перемещают взгляд вверх -вниз, не поворачивая головы)

На сосне сова осталась (выпоняют круговые вращения глаз по часовой стрелке.)

Под сосной лисы не стало. ( То же против часовой стрелки.)

Можно использовать зрительные тренажёры для фиксации взгляда.

Пчела

(укрепление глазных мышц)

Эй, пчела! Где ты была?(дети смотрят на пчелу на палочке)

Тут и там.( Дети медленно переводят взгляд влево , затем вправо за пчелой, не поворачивая головы.)

Где летала ?- По лугам.( смотрят вверх , а потом вниз.)

Что ребятам принесла?

Мёд!-ответила пчела.(массируют веки, надавливая слегка пальцами).

Анютины глазки

 ( тренировка силы мышц глаз)

Анютины глазки зажмурили глазки( слегка зажмуриться.)

Анютины глазки открылись, как в сказке.( широко открыть глаза).Повторить несколько  раз

Комплекс зрительной гимнастики с речевым сопровождением « Глазки»

1.Чтобы зоркими нам быть – надо глазками крутить.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.

2. Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.

В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

3. Нарисуем большой круг и осмотрим всё вокруг.

Глазами и вытянутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

4. Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунды.

5.Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и всё сначала.

Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.

6. Быстро-быстро поморгай Отдых глазкам потом дай.

Быстро моргать в течение 1-2 минут.

7. Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать.

Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.

8.Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд.

Нарисовать глазами геометрические фигуры сначала по часовой стрелке, потом против.

 

Зрительная гимнастика без речевого сопровождения

Комплекс 1. 

(Способствует снятию статического напряжения мышц глаза,

 улучшению кровообращения и.п. – сидя).

        1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (пять-шесть раз).

        2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы(три-четыре раза).

        3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (три-четыре раза).

        4. Быстро моргать (1мин).

        5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин.).

Комплекс 2.

(Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения,

расслаблению мышц глаз, и.п. – стоя).

        1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (4-5 раз).

        2. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

        3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолёт и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

Комплекс 3. 

(Общеукрепляющие упражнения для глаз)

1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.

 2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.

3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2—3 сек., потом прикрыть веки и опять открыть.

4. В течение 5 сек. смотреть обоими глазами на переносицу.

5. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.

 Комплекс 4 

(Комплекс для снятия статического напряжения с мышц глаза и улучшения кровообращения)

   1. И.п. — сидя. Закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 сек. (5—6 раз   подряд).

2. И.п. — сидя. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3—4 раза).

3. И.п. — сидя. Вращение глазами по кругу по 2—3 сек. (3—4 раза).

4. И.п. — сидя. Быстрое моргание в течение

1—2 мин.        

5. И.п. — стоя перед окном: смотреть вдаль

3—4 мин.

Зрительная гимнастика( по схеме Ковалева)

Прогулка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики погрели

Бабочки летали, крыльями махали

Дружно хлопнем 1, 2, 3, 4, 5,

Надо нам букет собрать,

Раз присели, два присели

В руках ландыши запели,

Вправо звон: динь-дон!

Влево звон: динь-дон!

(повторить 7- 8 раз) 

Три медведя

Три медведя шли домой,

Папа был большой — большой.

Мама с ним пониже ростом

А сынок — малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!

• Смотреть пристально, но не моргая (без напряжения) 10 сек.

• Сомкнуть веки, а затем моргнуть несколько раз (15 раз). Повторить 5-6 раз.

 

 Зарядка

Зарядка всем полезна

Зарядка всем нужна

От лени и болезни

Спасает нас она

Каждый должен это знать

И зарядку уважать

И не только уважать,

А на деле применять.

От зарядки до зарядки

Мы растем, растем, растем

Догоняем дядю Степу

С каждым годом, с каждым днем.

• Подавливание на глаза 5 – 6 раз чередованием

• Быстро моргать в течение 1 – 2 мин.

На зарядку по порядку

На зарядку по порядку

Становись скорее в ряд.

На зарядку, на зарядку

Собираем всех ребят

Выше руки, шире плечи

Раз-два-три, дыши ровней

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

Раз-два-три, раз-два-три

Потянулись дружной.

Раз-два-три, раз-два-три

Закаляться нужно.

• Зафиксировать взгляд на кончике носа (10- 20 сек)

• Расслабить глаза.

 Дождик

Капля первая упала — кап!

И вторая пробежала — кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки, кап-кап запели,

Намочились лица,

Мы их вытираем.

Туфли — посмотрите —

Мокрыми стали

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем

От дождя убежим

Под кусточком посидим.

 Светофор

Движением полон город

Бегут машины в ряд

Цветные светофоры

И день и ночь горят.

Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Красный глаз глядит в упор —

Это строгий светофор.

Обождал шофер немножко,

Снова выглянул в окошко

Светофор на этот раз

Показал зеленый глаз,

Подмигнул и говорит:

“Ехать можно, путь открыт!”

• Медленно открывать и закрывать глаза;

•Быстро моргать

 Помощники

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

1-2-3-4- потянулись, наклонились,

1-2-3-4-5- надо полоскать опять

Полоскали, полоскали,

А потом белье отжали,

За прищепки прицепляли,

Ветерок на помощь звали.

Ветер, ветер, прилетай

Нашей маме помогай.

 Как-то позднею зимой

Как-то позднею зимою

На опушке на лесной

Появилась стая птиц:

Не скворцы и не синицы;

А большущие грачи

Цвета черного как ночь

Разбежались по опушке

Прыг-скок, прыг-скок!

Где жучек, где червячок!

• Пишем носом буквы

• Моргать 15 сек.

 Расскажите мне, ребята.

Расскажите мне, ребята,

Как денек вы провели?

- Все расскажем по порядку

Утром делали зарядку и для тела и для глаз.

- Как?

- Вот этак, вот так!

А потом?

-Дружно, весело играли

Как?

- Вот этак, вот так!

А потом?

- В бассейне мы купались, плавали, плескались.

Как?

- Вот этак, вот так!

А потом?

- Мы на улице гуляли, за природой наблюдали.

Как?

- Вот этак, вот так!

А потом?

- Мы устали, на кроватках отдыхали.

Зрительная гимнастика  во время проведения занятий с использованием компьютера

Зрительная гимнастика проводится дважды в течение занятия с использованием компьютера: первый раз -в середине работы на компьютере( после 5 минут работы для пятилетних детей, 7-8 для шестилетних), второй раз по окончании работы на компьютере. Длительность зрительной гимнастики во всех случаях равна-1 минуте. Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Упражнение1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнение2

Не поворачивая головы , посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения , но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Упражнение 3

Голову держать прямо. Поморгать , не напрягая глазные мышцы, на счёт 10-15.

Упражнение 4

Быстро перевести взгляд по диагонали: направо вверх-налево вниз, потом вдаль- на счёт 1-6. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 5

Закрыть глаза , не напрягая глазные мышцы на счёт 1-4 , широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль –на счёт 1-6. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 6

Не поворачивая головы , делать медленно круговые движения глазами вверх- вправо- вниз -влево и в обратную сторону: вверх- влево- вниз- вправо. Затем посмотреть вдаль- на счёт 1-6.

Гимнастика для снятия общего утомления

Упражнение 1

И. п .-стойка ноги врозь. По счёту 1 – руки к плечам; 2 –руки поднять вверх,прогнуться;3-руки через стороны опустить вниз; 4-прийти в исходное положение. На счёт 1-2 –вдох, на счёте 3-4 выдох. Повторить 3 раза.

Упражнение 2

И.п. -ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. По счёту 1-2 – два рывка согнутыми руками назад; по счёту 3-4 –два рывка назад прямыми руками ;5-6 руки опустить, на счёт 1-2 –выдох, 5-6 выдох . Повторить 3-4 раза.

Упражнение 3

И.п.-ноги врозь, руки вверх. По счёту1 – не сдвигая с места ног,повернуть туловище вправо, 2-вернуться в и.п., по счёту 3-повернуть туловище влево , по счёту 4 –вернуться в и.п.На счёт 1-вдох , на счёт 2-выдох, на счёт 3-вдох,на счёт 4 – выдох. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 4

И.п. -руки вниз , ноги широко расставить . По счёту 1-2 –руки соединить в замок и поднять вверх за голову. По счёту 3-  резко опустить руки вниз , по счёту4- вернуться в и.п. На счёт 1-2 вдох, на счёт 3-4 –выдох. Повторить 3 раза.

Дыхательная гимнастика

Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия. Дыхательная функция нуждается в тренировке. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании. Дыхание - один из компонентов речевой деятельности. Наряду с  голосом и интонацией  дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи .

Пение - форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания.

 Интерес для современных ученых представляет изучение возможности применения дыхательных упражнений для оздоровления больных и ослабленных детей разных возрастных групп, а также благотворное влияние этих упражнений на организм здорового ребенка

Виды работы по формированию  речевого и физиологического дыхания

  1. Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.
  2. Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.
  3. Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке - 5 минут.
  4. Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.
  5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
  6. Психологические тренинги.

Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.

Требования при выполнении дыхательных упражнений

  1. Не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  3. Одежда не должна стеснять движений;
  4. Не заниматься сразу после приема пищи;
  5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Бегемотики

( улучшить функцию внешнего дыхания,

освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.)
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться
 в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики

То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Одуванчик

(развитие дыхания)

Как воздушный шар на ножке,

Одуванчик у дорожки

Одуванчик-шарик белый.

Дунул я И улетел он!(дети делают спокойный вдох , не поднимая плеч,затем задерживают дыхание и делают продолжительный выдох: «ф-ф-ф-ф-ф»).

Ветры

(отработка правильного дыхания)

Дети делают короткий вдох носом и продолжительный выдох, произнося звук «с» и выполняя соответствующие движения.

Мы подуем высоко:с-с-с…(встают на носочки, поднимая руки.)

Мы подуем низко:с-с-с…(приседают руки на пояс)

Мыподуем далеко:с-с-с…(вытягивают вперёд руки)

Мы подуем близко:с-с-с…( подносят ладони ко рту)

«Ку-ку!»

(укрепление дыхательной мускулатуры)

Где она ? Никто не знает , на каком сидит суку,

В прятки с солнышком играет и кричит ему…(глубокий вдох)

«Ку-ку!ку-ку!ку-ку!»( три коротких выдоха с паузой после каждого из них)

Гуси

 ( нормализация дыхательной функции)

Жили у бабуси ( стоя, руки книзу; поднять голову)

Два сердитых гуся( наклониться вперёд, прогнувшись, вытянуть шею -глубокий вдох)

« Ш-ш-ш…»( продолжительный выдох).

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

«Страшный сон мышонка» 
Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.
Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.
Педагог.
Как дышит мышка-крошка, 
Коль снится злая кошка?»
Дети дышат поверхностно и учащенно.
 «Заячьи бега»
Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание.
Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.
 «Медуза»
Цель. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.
Описание. Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.
Педагог.
Я лежу на спине,
Как медуза на воде. 
Руки расслабляю,
В воду опускаю.
На сигнал «Шторм» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно.
 «Чайка»
Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху согласовывать ритм дыхания с движениями рук.
Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине.
Педагог
Спокойно на спине лежу, 
Как чайка, медленно летаю. 
Ладонями в воде скольжу:
Вверх - вдох, на выдох опускаю.
Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

«Снежинки»

Педагог дает ребенку кусочек ваты. «Это снежинка. Посмотри, как она летает». Кладет ватку на ладонь и сдувает ее с руки. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку». Ребенок сдувает ватку-«снежинку» с руки. Упражнение повторяется несколько раз несколько раз.

«Чей одуванчик раньше улетит?»

Проводится на воздухе, во время прогулки (май-июнь). Когда дети гуляют на полянке, педагог предлагает им сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на одуванчик». Дети дуют на одуванчик так, что-бы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно за 3-4 раза.

«Ветерок»

 Небольшой тонкий листок бумаги (5 х 10 см) зеленого цвета разрезают на 12-15 узких полосок. Полоски привязывают ниткой к карандашу. «Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так...» Дуют на листочки. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на листочки».

«Забей мяч в ворота»

Для игры используют поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3 см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки или обозначить двумя кубиками. Мячик кладут перед футбольными воротами и дуют на него. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на мяч. Забей гол в ворота».

«Фокусы»

Для игры поролоновый (ватный) шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепляют на нитку длиной 10-12 см.  Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ».

•  Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи язык лопаточкой на нижнюю губу. Плавно и долго дуй с лопаточки на шарик. Смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает».

•  Инструкция: «Держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй резко на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетает вверх».

«Наказать непослушный язык»

Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи язык на нижнюю губу. Произноси на выдохе звуки пя-пя-пя, пошлепывая язык губами».Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

«Желобок»

Прикрепить узкую полоску бумаги, свисающую до середины лица, между бровями. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Приподними боковые края языка. Образуй желобок. Подуй на язык». При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться, как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе.

«Шторм в стакане»

Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати губами соломинку. Подуй через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила».

 «Чей пароход лучше гудит?»

Заготавливаются чистые стеклянные пузырьки высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см.«Послушайте, как гудит пузырек, если я в него подую. Гудит. Загудел как пароход. А как у тебя загудит пароход?» Дети гудят по очереди, а затем гудят все вместе. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька. Подуй. Погуди». Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.

«Пускание корабликов»

• Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики. Можно дуть, вытягивая губы трубочкой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблики».

Пальчиковая гимнастика

Истоки способностей и дарований  детей – на кончиках их пальцев.

                     В.А. Сухомлинский

Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что 3-летний ребёнок не может составить простейшую фразу. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребёнка.

Заботится о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых дней его жизни: развивать его слух, внимание, двигательную активность. Когда ребёнок овладеет двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот, почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

«Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисти рук, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Так пишет известный исследователь детской речи М. М. Кольцова.

Пальчиковые игры для малышей

Заниматься этой тренировкой с ребёнком можно уже с 6-7 месяцев. Начинать желательно, с массажа кистей рук - поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец.

  • Всем известны игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».
  • Тренировку движений пальцев рук можно начинать с простого: сжимать и разжимать пальцы в кулак.
  • Ребёнку не надоест показывать, какой он сильный;  попросите его сильно сжать мамину, папину руку, сжать одну руку другой.
  • Предложите ребёнку, взяв за руку сестру, маму, папу, брата перетянуть к себе через условную черту.
  • Сложите руки в замок, ёлочку.
  • Тренируйте движения каждого пальца: сгибать и разгибать пальцы поочерёдно, перебирая пальцами по столу, поиграть в «догонялки».

Упражнения за столом.

1. « Червячки шевелятся». Поочерёдно приподнимать и опускать пальцы (ладони лежат на столе).

2. Имитация игры на фортепьяно.

3. Разводить пальцы и сводить их вместе (ладони на столе).

4. «Бегают человечки». Указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу.

5. «Дождик идёт». Руки лежат на столе. Кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Ногтями ударять по столу.

6. «Пальчики танцуют». Три пальца (любые) обеих рук одновременно лёгкими движениями «передвигаются» в разных направлениях.

7. Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук.

8. «Ладонь – ребро – кулак». Сначала правой, затем левой, потом одновременно менять положение обеих рук в указанном порядке.

9. «У киски Царапки мягкие лапки». Руки – на столе. Расслабиться, растопырить пальцы, напрячь их, собрать в кулак.

. «Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не размыкая их. сгибать пальцы навстречу друг другу.

1 Показывать пальцами и кистями рук «гнёздышко», «лодочку», «крышу», «очки», «флажок», «козу», «солнечные лучи», «ножницы», «замок», «мостик» и т. д.

1 «Кулак – кольцо». Пальцы одной руки сжать в кулак, пальцами другой (указательный, средний, безымянный, мизинец по очереди) образовать кольцо с большим. Затем то же, но руки поменять.

1. «Липкие пальчики». Первый пальчик в глине, второй – в пластилине, третий – в шоколаде, четвёртый – в мармеладе. Каждый палец по очереди прикасается к большому.

2.«Трудолюбивые пальчики». «Большому дрова рубить, тебе воду носить, тебе печь топить, тебе тесто месить, а малышке песни петь да плясать, родных братьев забавлять». По очереди загибать пальцы на обеих руках, на последнюю фразу шевелить одновременно всеми пальцами обеих рук.

3. «Улей». «Вот маленький улей, где пчёлы спрятались, никто их не увидит. Вот они показались из улья. Одна, две, три, четыре, пять! З-з-з!». Пальцы сжать в кулак, выпрямлять их по одному.

4. «Капуста». «Мы капусту рубим – рубим. Мы капусту солим – солим. Мы капусту жмём – жмём». На первую фразу поставить локти на стол, поднимать и опускать кисти рук. На вторую – поочерёдно поглаживать подушечки пальцев. На третью – тереть сжатые в кулачок пальцы друг о друга. На четвёртую фразу – сжимать и разжимать кулачки.

5. «Домик». «На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в домик всех вас приглашаем». Произвольные движения, соответствующие содержанию текста.

6. «Замок». «На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком постучали. Мы замочек покрутили. Мы замочек покрутили. Мы замочек потянули – открыли». Произвольные движения, соответствующие тексту.

7. «Пять пальцев». «На моей руке пять пальцев, пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, чтобы брать и чтоб дарить». Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

8. «Повстречались». «Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу». Два щенка: «Ав-ав». ДВА жеребёнка: «Иго-го». Два тигрёнка: «Р-р-р!». Два быка: «Му-у!». Смотри, какие рога». На каждую фразу соединять одноименные пальцы правой и левой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать рога, одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

9. «Раз, два, три, четыре, пять». « Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать: крепкие, дружные, все такие нужные. На другой руке опять: раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, хотя не очень... чистые». На первую фразу по очереди загибать пальцы на правой руке. На следующую – ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью – по очереди загибать пальцы на левой руке. На последнюю – помахать пальцами обеих рук.

1 «Лодочка». «Две ладошки , друзья, - это лодочка моя. Паруса подниму, синим морем поплыву. А по бурным волнам плывут рыбки тут и там». На две первые фразы ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «Паруса подниму» выпрямленные ладони поднять вверх, затем имитировать движения волн и рыбок.

1 «Коза и козлёнок». «Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая. За ней козлёночек бежит, колокольчиком звенит». На первую фразу указательными пальцами и мизинцами изобразить рога. На вторую - пальцы соединить в щепотку, опустить вниз («колокольчик звенит»).

Упражнения для развития мелкой моторики рук ( с предметами)


  1. Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашенную воду пипеткой.


2.Упражнение с пинцетом

В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.




3.Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.





4. Помпоны и пинцет

Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.





5. Помпоны и щипцы

Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.





6. Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.


7
.Игры с прищепками

        Ребёнок крепит прищепки на заготовленные шаблоны.


8. Болты и гайки

Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.





9. Упражнение с дыроколом

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.




10. Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.




11. Бусы

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.





12. Рисунок из фасоли На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.




13. Сортировка семян

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.





14. Мозаика

Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.





15. Зубочистка

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.



16. Цветной песок

Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрести лишний песок с картинки.




17. Наматывание ниток

Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигруки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.



18. Переливание жидкостей и не только

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.




19. Конструкторы и пластилин

Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.

Гимнастика для мозга

«Гимнастика мозга» – ключ к развитию способностей вашего ребенка!

«Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого. Хочешь остаться в рядах такого большинства?»

(Мэрили Зденека)

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.

Левое полушарие

- отвечает за логическое и  аналитическое мышление
- анализирует факты
- обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление)
- обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза)
- обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности: контролирует речь, а также способности к чтению и письму
- запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание
- способно понимать только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем
- планирует будущее
- контролирует движения правой половины тела
- отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки
- отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами
- отвечает за планирование

Правое полушарие

- отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки
- отвечает за интуицию и интуитивную оценку
- может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации)
- реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа)
- обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а
 в символах и образах
- запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое целое
- способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чув-ство юмора. Воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию
- ориентируется в настоящем
- контролирует движения левой половины тела
- отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке
- отвечает за воображение, фантазии и мечты, художественное творчество и способности к изобразительному искусству
- отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинесис» — движение, «логос» - наука).

Комплекс гимнастики для мозга

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

3. Кулак-ребо-ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

4. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

5. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Попробуйте - результаты не заставят себя долго ждать! В результате выполнения этих упражнений у детей улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю.

И в заключение маленький совет: Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга.  

Динимическая гимнастика

для детей дошкольного возраста после дневного сна

1. После пробуждения дети, лежа в постели, выполняют упражнения для глаз:

        закрыть, открыть;

        поворот глаз влево, вправо;

        посмотреть вверх, вниз;

        круговые движения глаз.

2. «Будим ручки»:

         движения пальцами рук;

         сжать пальцы в кулачок и разжать;

         круговые движения кистей рук.

3. Самомассаж ушных раковин:

         растереть ушные раковины («разбуди ушки»);

         пройти пальцем по малому и большому завитку («протри ушки»);

         указательным пальцем надавить на козелок («заткни ушки»);

 указательным пальцем продавить ушную раковину снизу вверх и обратно    

 ладонью сзади «завернуть» ушную раковину вперед («закрой ушки»).

4. Упражнения на ликвидацию застойных явлений в малом тазе:

         поступательные движения стопой назад и вперед (3-5 раз);

         упражнение «велосипед» (3-5 раз);

лежа на спине, сесть и дотянуться руками до носков ног, вдох во время наклона (3р

5. Упражнения на животе:

 упражнение «лодочка». Лежа на животе, обхватить руками лодыжки и прогнуться (3 раза);

 стоя на четвереньках и опираясь на вытянутые руки, потягиваться, как это делают кошки, – «киска добрая». «Киска злая» сопровождается шипением (3 раза).

6. Бег по кругу босиком:

         «самолетик» (при беге произносится звук [у-у-у-у-у-у]);

         ходьба по «Дорожке здоровья»;

         по резиновым коврикам с шипами, аппликаторам Кузнецова и др.;

         по ребристой доске;

         по канату (приставным, боковым и обычным шагом);

             сначала по влажному солевому коврику, затем по сухому байковому коврику.

7. Упражнения на дыхание: глубокий вдох («нюхаем цветочки»), выдох с наклоном («ох»).

Массаж . Из истории массажа.

Массаж — один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека — может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей.

Установить точно, где и когда начали осознанно применять массаж, невозможно.  Люди, зачастую не имея других средств врачевания, прибегали к единственному, которое было доступно, — рукам.

О том, что массаж был знаком первобытным людям, говорят сведения о его применении народами, обитавшими на островах Тихого океана.

В древнеиндийских медицинских трактатах — «Аюр-Веды» — подробно описаны приемы массажа. В основном в те времена им занимались священнослужители.

Первое научное обоснование массажа попытался дать Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.). Первым пропагандистом массажа для больных и здоровых людей является Геродикос (484—425 до н.э.). Сам он прожил около ста лет и всю свою жизнь ежедневно занимался гимнастикой и массажем.

Выдающийся древнеримский врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200 н.э.) описал методику основных массажных приемов (поглаживание, растирание, разминание). Он первым рекомендовал начинать массаж со слабых поглаживаний, постепенно их усиливать, растирая, разминая участки тела, и заканчивать процедуру также легкими поглаживаниями. (Предписания Галена сохранились до нашего времени практически без изменений.)

Массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.

Японская методика пальцевого массажа


    Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.
Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
- массаж большого пальца – повышает активность мозга;
- массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;
- массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;
- массаж безымянно пальца – стимулирует печень;
- массаж мизинца  - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение;
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
- работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);
- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов);
Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:
1.    массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
3. Массаж грецкими орехами:
    - катать два ореха между ладонями;
    - один орех прокатывать между пальцами;
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук;
4. Массаж шестигранными карандашами:
    - пропускать карандаш между одним и двумя, тремя пальцами;
    - удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

Массажный шарик Су-Джок

Массажер Су Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах («Су» - кисть, «Джок» - стопа).  Воздействуя на определенные точки, мы можем управлять соответствующими им органами.

 Как работает шарик Су-Джок

Систем соответствия несколько. Основная “представляет” человеческое тело на поверхности всей ладони. Большой палец соответствует голове и шее, средний и безымянный - ногам, указательный и мизинец - рукам. Ладонь делится на два сектора, соответствующие органам, расположенным выше диафрагмы (ближе к большому пальцу) и ниже диафрагмы (ближе к остальным пальцам). Тыльная сторона - затылок, позвоночник, почки.Массажный шарик Су Джок - шар массажный с шипами - колючие шарики. Используются для лечения по основной системе соответствия.  Массажный шарик, не существует, тем более и навредить себе человек таким образом не может.

Чем полезен массаж шариком Су Джок

Лёгкий и гигиеничный Массажный шарик с системой Су Джок прост в обращении и доступен в любой момент. Попробуйте покатать его между ладонями—тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма..

Самомассаж кистей и пальцев рук.

1. Левой рукой поглаживать правую, затем правой – левую.

2. Руки – на краю стола, ладонями водить по краю стола, массируя их.

  3. Руки сжать в кулаки; кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки, и        наоборот («Молоток»).

  4. Прокатывать карандаш между ладонями, затем между пальцами.

5. Надавливать крепко прижатыми четырьмя пальцами одной руки на основание          большого пальца. середину ладони, основание пальцев другой руки.

6. Тереть ладони друг о друга движениями вверх – вниз.

7. Сцепить пальцы обеих рук и тереть их друг о друга.

8. Разминать, затем растирать каждый палец сначала вдоль, потом поперёк.

приложение

Памятки и советы для педагогов и родителей

На пути к здоровью»

        Никогда не поздно начать новую жизнь. Только начинать надо не откладывая до понедельника или нового года. Прямо сейчас, в этот же миг вашей настоящей жизни. Увы, благие намерения часто ни во что не трансформируются именно потому, что слишком многое и сразу хочется изменить. Эта стратегия давно доказала свою несостоятельность. Потому поспешай медленно, сокращая расстояние между тем, что имеешь и чего желаешь, шаг за шагом. Чтобы изменить себя, нужно:

        1. Научиться отдыхать – все болезни от нервов, и кто не умеет отдыхать, как известно, не умеет полноценно работать. Неумение справляться с переутомлением лишает человека возможности радоваться жизни, замечать прекрасное и находить смысл и очарование в самых простых вещах.

        2. Забыть о диетах – и пересмотреть свое отношение к питанию, однажды и навсегда. Не существует чудо-диет, способных за один раз привести к снижению и стабилизации веса. Только постоянное 5-6-разовое питание небольшими порциями, ни крошки после 19.00 и физическая нагрузка могут дать положительный эффект и стабильный результат. Так худеют долго, но и очень надолго.

        3. Есть овощи и фрукты. Они – полноценная еда (а не дополнение к ней, как считают многие), регулярное употребление которой снижает риск развития диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.

        4. Высыпаться – очень актуальное предложение, дефицит сна – главный фактор снижения иммунитета, провоцирует депрессивные состояния и хроническую переутомляемость.

        5. Петь в свое удовольствие, не обращая внимания на наличие способностей. Процесс пения расслабляет, укрепляет дыхание, повышает мышечный тонус, помогает увереннее ориентироваться в окружающем мире.

        6. Научиться любить – себя, родных, друзей, коллег. Любовь – настоящий эликсир молодости. Доказано, что те, кто любит и любим, выглядят минимум на 10 лет моложе, чем их одинокие ровесники.

        7. Оставить вредные привычки в прошлой жизни. Это тяжело и практически невозможно, но только для тех, кто не умеет анализировать и сопоставлять количество удовольствия, полученного от алкоголя, никотина, чрезмерной еды, и последствий этого для организма.

        8. Дышать правильно – учащенное дыхание не только привлекает представителей сильного пола, но и снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний, укрепляет костную систему. Правило проходить один километр в день быстрым шагом прибавит здоровья и сил.

        9. Найти любимое занятие – оно дает мощный позитивный настрой, уверенность в себе и радость познания, новизны, улучшает работоспособность и помогает открывать в себе новые грани таланта.

Ежедневная гимнастика для глаз (Г.Г.Демирчоалян, 1990)

В домашних условиях полезно проводить комплекс упражнений для глазных мышц:

• 5—10 раз посмотреть, не поворачивая головы, вправо, влево, вверх, вниз и сделать глазами круговые движения в одну и другую сторону. Эти упражнения можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами;

• плотно закрывать и широко открывать глаза 5—6 раз подряд через 30 секунд;

• быстро моргать в течение 1—2 минут;

• смотреть вдаль прямо перед собой 2—3 секунды, поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 30 см от глаз и перевести взгляд на конец пальца, смотреть на него 3—5 секунд, затем опустить руку. Повторить 10—12 раз.

Эти упражнения облегчают зрительную работу на близком расстоянии (чтение), снижают утомление глаз, сохраняют зрение.

Физкультура для глаз

(профессор-офтальмолог Э.С. Аветисов, )

1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, затем открыть их. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.

2. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшает кровообращение мышц глаз.

3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровоснабжение. Желательно проделывать этот комплекс по нескольку раз в день перед зрительной работой и после нее.

Освоив данную методику, вы не только поможете ребенку, но и сами укрепите зрение.

Комплекс упражнений

для профилактики нарушения осанки

(укрепление мышц спины, брюшной стенки, ягодичных

и тазобедренных мышц)

1. Потянуться, лежа на животе. Сначала одновременно руками и ногами, потом левой рукой и правой ногой, и наоборот (6 раз).

2. Лежа на животе, поднять одну ногу, потом другую, ноги выпрямить и удерживать на весу 2-3 с (6 раз).

3. Лежа на животе, поднять обе ноги, удерживая их на весу 4 с, постепенно увеличивая время до 10 с (6 раз).

4. Лежа на животе, поднять правую ногу, одновременно поднимая левую руку (можно с гантелей), и наоборот (6 раз).

5. Лежа на спине, попеременно поднимать, выпрямлять и опускать правую и левую ногу (6 раз).

6. Лежа на спине, поднять обе ноги, выпрямить, опустить (6 раз).

7. Лежа на спине, поднять обе ноги, выпрямить, перекрестить их или вращать на весу, опустить (6 раз).

8. Лежа на спине, согнуть правую ногу в колене и прижать ее к животу. То же самое проделать с левой ногой (6 раз).

9. Лежа на спине, вращать ногами (упражнение «велосипед»).

10. Лежа на спине, поднять ноги, выпрямить под углом 45° и «рисовать» ими цифры от 1 до 10 (по самочувствию).

11. Лежа на животе ноги можно зафиксировать для упора, руки в замок на затылке. На вдохе прогнуться назад на 10-15 с, на выдохе опуститься (10-15 раз по самочувствию).

12. Лежа на спине, ноги выпрямить, руки в стороны. Сгибая колени, подтянуть их к груди, обхватив руками. Одновременно поднять голову и коснуться подбородком колен. Удержать это положение туловища в течение 5 с (6 раз).

Гимнастика по Воробьёвой

Практически каждый понимает, насколько ему необходима гимнастика. Но часто мы не находим для неё времени. Эта гимнастика занимает 6-10 минут, а делать ее можно в любом, удобном для вас положении: лежа, сидя или стоя. Рекомендовано проводить эту гимнастику каждый час, но, это возможно не всегда, поэтому можно проводить её и по мере возможности.

1.      Поставьте ноги так, чтобы ступни полностью касались пола. Поднимите и опустите пятки сорок раз.
При выполнении этого упражнения нельзя отрывать от пола носки.

2.      Теперь вам потребуется сорок раз поднять и опустить носки.

3.      Сорок раз сожмите и разожмите ягодицы.

4.      Пятнадцать раз на выдохе медленно втягивайте стенку живота, а на вдохе возвращайте в исходное положение.

5.      Держа спину прямо, сдвигайте лопатки к позвоночнику, следя при этом, чтобы плечи не двигались.
Повторите упражнение сорок раз.

6.      Разверните руки в стороны и зафиксируйте на уровне плеч.
В этом положении сорок раз сожмите и разожмите кулаки.

7.      Повторите по сорок раз в каждую сторону повороты головы на девяносто градусов.
При этом, на двадцать счетов смотрите глазами вниз, а на остальные двадцать счетов – вверх.

8.      Откиньте голову назад, вытягивая подбородок вперед, и посмотрите наверх, а потом опустите голову на грудь и посмотрите вниз.
Повторите сорок раз.

При регулярном проведении такой гимнастики у вас улучшится общее самочувствие, избавитесь от судорог и проблем с памятью и со зрением, кроме того, таким легким способом можно избавиться от многих проблем с фигурой.

Список использованной литературы:

  1. Галанова А.С. Игры , которые лечат. Для детей от года до 3 лет.-М.,2001.
  2. Икова  В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников, госуд.из-во медицинской литер., Ленинград,1963.
  3. Нищева Н.В.Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток , пальчиковой  гимнастики.-СПб.,2009
  4. Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму//Дошкольное воспитание-№2,2008
  5. Дошкольная педагогика№1,2007
  6. Новомлынская Т.А. « Минутки здоровья» в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.-Армавир,2010

Интернет-ресурсы:

1.http// zreni.ru 

2. http//adalin.ru