Формирование культуры безопасного образа жизни в дошкольном образовательном учреждении
статья по теме

Дудко Оксана Анатольевна

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               Дудко О.А

    Воспитатель МБДОУ №414

                                                                    комбинированного вида

Воспитание столового этикета у детей старшего дошкольного возраста методом сюжетно-ролевой игры

        Начинать обучение правилам и нормам столового этикета необходимо в дошкольном возрасте.

        Проводя НОД, я отметила, что дети испытывают значительные трудности в знании правил поведения за столом, в правильном пользовании столовыми приборами, что для многих детей и даже родителей, столовый этикет - незнакомая тема.

По этому, передо мной встала такая цель: проверить возможности метода сюжетно-ролевых игр в воспитании столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим был разработан и внедряется в практику работы с детьми старшего дошкольного возраста педагогический проект «Столовый этикет», были подобраны дидактические игры, демонстрационный материал, проведены консультации для родителей, разработаны памятки для детей «Правила поведения за столом», проведены совместные развлечения детей и родителей «Масленница», «Капустные посиделки» «Бабушкины пирожки».

Я наблюдала за приемом пищи детей, поведением за столом, заведенным в семьях воспитанников. Понимая необходимость соблюдения за столом правил этикета, игры с детьми провожу по подгруппам, а также привлекая родителей, которые своим примером помогаю мне. Родители приносили для проведения развлечений столовые сервизы, пекли пирожки. Я рекомендовала родителям обратить внимание ребенка на имеющуюся в доме посуду, рассказать о ее назначении и материалах, из которых она изготовлена, узнавать, какая посуда ему нравится больше и почему.

           Для закрепления использовались различные сюжетно-ролевые игры: «Приходите к нам в кафе», «Ресторан «Солнышко», дети с большим интересом обыгрывали разные ситуации.  Ознакомление детей с произведениями: «Федорино горе», «Мойдодыр», также помогает воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста.

Подводя итог по воспитанию столового этикета у детей  дошкольного возраста   можно заметить положительную динамику. Заинтересованность детей  повысилась, родители в домашних условиях начали использовать столовые предметы в более широком ассортименте.

Мною был проведен мастер-класс для педагогов дошкольного учреждения по использованию столового этикета в группах садика.                                  

          Секция №6

Дудко Оксана Анатольевна

MBDOU 414@mail.ru

8-963-44-54-896



Предварительный просмотр:

                                                                                                              О. А. Дудко,

                                                                         воспитатель МБДОУ детского сада  

                                                                                комбинированного вида №414  

Формирование культуры безопасного образа жизни

в дошкольном образовательном учреждении

                                              «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

                                               От жизнерадостности, бодрости детей зависит их  духовная                                                                                                                              

                                               жизнь мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

                                               вера в свои силы»         В.А. Сухомлинский.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных групп, музыкальный зал.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

На музыкальных занятиях дети изучают не только элементы классического танца, танцевальные движения и этюды, но и упражнения на развитие своего тела.

Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий дети знакомятся с комплексом упражнений «Здоровый ребенок», целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Педагогом по физкультуре на занятиях активно используется музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки , молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателем.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации,  родительские собрания , спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Основные задачи работы с детьми:

1) Воспитание у детей потребности в здоровье.

2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.

3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.

4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.

5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.

6) Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.

Предполагаемые результаты

Для детей:

1) Сформированные навыки здорового образа жизни.

2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.

3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.

4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1) Сформированная активная родительская позиция.

2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов:

1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.

2) Повышение профессионального уровня педагогов.

3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.



Предварительный просмотр:

Святцева А.В.,

УрГПУ, г. Екатеринбург,

Дудко О.А.,

МБДОУ 414, Екатеринбург

О роли трудового воспитания дошкольников в исследованиях отечественных ученых

Понятие «трудовое воспитание» - одно из самых значимых для педагогики – имеет многовековую историю. Как свидетельствуют материалы археологических раскопок, данные этнографии, у наших далеких предков потребность в воспитании детей возникла в период перехода от животноподобных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. От результатов этой деятельности напрямую зависело само существование первобытных людей на земле. Поэтому в обществе стала формироваться объективная потребность в передаче детям в совместной деятельности опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой – подготовить их к будущей самостоятельной деятельности.

Раннее приобщение младшего поколения к хозяйству облегчалось тем, что сам труд (сбор кореньев и плодов, приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и т.д.) и орудия, с которыми он осуществлялся, характеризовался достаточным примитивизмом. В процессе труда взрослые направляли поведение детей, приучали их соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты.

Следовательно, первоначально воспитание детей можно считать в основном трудовым, а труд детей – общественно полезным.

С годами менялись содержание, характер, оснащенность трудовой деятельности людей. Это особенно отчетливо прослеживается в народной педагогике.

Обратимся к русской. Ее основная цель – подготовить ребенка к мирской, повседневной жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия – добросовестный труд с малых лет. Об этом – многочисленные пословицы, сказки, былины, идея которых отражена в мудром изречении – «Без труда нет добра».

Таким образом, в трудовом воспитании значимым становится аспект содействия развитию личности. С успехами трудового воспитания связываются надежды на счастливую, достойную жизнь. Уже на ступени дошкольного возраста ребенок испытывает ощущение счастья, если, участвуя в труде, он проявляет самостоятельность, сноровку, ловкость, смекалку, получает одобрение и признание окружающих людей.

Трудовое воспитание было важной составной части коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

А.С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.

Как и Н.К. Крупская, А.С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников.

Проблема формирования у дошкольников психологических предпосылок трудовой деятельности, её элементов достаточно обстоятельно изучена ещё в В.Г. Нечаева продолжает рассмотрение процесса становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте, выделяет те ее компоненты, которые содержат в себе нравственное начало, раскрывает методы, направленные на решение воспитательных задач.

Р.С. Буре, опираясь на положение В.Г. Нечаевой о своеобразии труда дошкольников, его связи с игрой, подчеркивает, что участие в труде следует оценивать не с позиции полученного результата в его материальном выражении, что для детей недоступно, а с позиции того значения, которое он имеет для самого ребенка или группы детей, а также оценивая его отношение к порученному делу.

Ряд исследований посвящается изучению воспитательного значения ознакомления детей с трудом взрослых. Авторы подчеркивают необходимость обращать внимание на значение труда как средства, удовлетворяющего потребности людей (В.И. Логинова), на личные качества тружеников, их ответственное отношение к делу, эмоциональный подъем в процессе труда (Е.И. Радина), мотивы, побуждающие к труду (Я.З. Неверович), разрабатывают некоторую последовательность преподнесения знаний о труде и человеке труда (В.И. Логинова, Р.С. Буре), способствующих осознанию детьми его значимости и побуждающих к труду.

Большое место в исследовании Г.Н. Годиной занимает изучение процесса формирования самостоятельности у малышей, которая рассматривается автором как качество, необходимое для организации совместной деятельности детей. Автор подчеркивает особую роль труда по самообслуживанию, в процессе которого ребенок начинает осознавать цену заботы о себе, проявлять заботливость и по отношению к близким.

Е.И. Корзакова и В.Г. Фокина отмечают особую роль труда детей в природе, считая его первым и единственным видом производительного труда, доступного детям, требующего от них длительных усилий, повседневной работы, что создает условия для воспитания ответственности и объединения участников.

А.Г. Тулегенова, продолжая работу этих авторов, также изучает возможности сельскохозяйственного труда детей, который имеет в дошкольных учреждениях эпизодический характер (в связи со сменой сезонов года), что значительно снижает его воспитательное значение. Заслугой автора является разработка условий, при которых труд на огороде приобретает систематический характер и позволяет обогащать знания детей, воспитывать положительное отношение к нему, обеспечивать эмоциональный подъем как в процессе деятельности, так и в связи с предполагаемым результатом

В центре внимания исследователей продолжают оставаться проблемы нравственно-трудового воспитания (1987). Рассматриваются все средства трудового воспитания: обучение умениям, ознакомление с трудом взрослых, организация труда детей. Продолжается изучение возможностей формирования у детей знаний о труде взрослых, оказывающих влияние на воспитание трудовой направленности. Авторы (А.М. Виноградова, С.А. Козлова) подчеркивают, что внимание детей следует обращать на такие качества, как ответственное отношение к своей работе, гордость за свою профессию, добросовестность, трудовой героизм, бережное отношение к результатам, орудиям, материалам. Такое преподнесение знаний способствует воспитанию у детей уважения к людям труда, побуждает подражать им в своей деятельности.

В конце 70-х годов в педагогике широко обсуждается вопрос о комплексном подходе к воспитанию, способствующем более действенному решению проблемы нравственного совершенствования личности (Ю.П. Сокольников и др.).

В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты перенесены на личностное развитие ребенка. Какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность? Как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как, идя им навстречу, формировать у ребенка самостоятельность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

   

Литература

  1.  Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре. М.: Просвещение, 1980.
  2. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978.
  3. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного образовательного учреждение и влияние его на здоровье детей

Реализация важнейших положений концепций, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых эффективных здоровьесберегающих технологий, которые используются в современных до...

Формирование ценностей здорового образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что формирование здорового образа жизни у дошкольников является серьезной проблемой, решение которой находится в сфере педагогики...

Консультация "Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста".

«Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состои...

Сборник материалов Региональной конференции «Актуальные проблемы профилактики асоциального поведения и формирование культуры безопасного образа жизни подростков и молодежи»

-Формирование мотивации здорового образа жизни на примере деятельности штаба«РОВЕСНИК» волонтерского движения «За здоровый образ жизни» Лискинского муниципального района...

Программа формирования культуры безопасного образа жизни у дошкольников

Программа формирования культуры безопасного образа жизни у дошкольников- это комплексная программа формирования знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление ф...