Формирование элементарных валеологических знаний у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
статья по теме

Иванова Валентина Владимировна

 

В данной работе представлены материалы из педагогического опыта по формированию у детей дошкольного возраста элементарных валеологических знаний через различные виды деятельности (занятия, праздники, досуги, прогулки, игровую, изобразительную и трудовую деятельности, сотрудничество с семьёй) с использованием разнообразных методов и приёмов.

Применение в педагогическую деятельность новых форм и методов обучения детей дошкольного возраста, использование современных моделей обучения и воспитания содействует формированию элементарных валеологических знаний у них.
Использование педагогом в образовательном процессе углубленного изучения основ валеологического воспитания дошкольников, способствует осознанному и устойчивому формированию у воспитанников серьезного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни, что является залогом успешного обучения в школе.
В полном объеме раскрыта организация работы с родителями по вопросам укрепления и сохранения здоровья дошколят, формированию валеологической культуры у родителей.
Данный опыт является результатом многолетних наблюдений, практических наработок на основе диагностического материала и учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Даёт возможность организовать успешную совместную работу воспитанников, родителей и педагогов в области валеологии.

Адресован руководителям физического воспитания, педагогам дошкольных учреждений.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Формирование элементарных валеологических знаний у детей дошкольного возраста
через различные виды деятельности

                                      

Аннотация

Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день  является укрепление здоровья детей.

В данной работе представлены материалы из педагогического опыта по формированию у детей дошкольного возраста элементарных валеологических знаний через различные виды деятельности (занятия, праздники, досуги, прогулки, игровую, изобразительную и трудовую деятельности, сотрудничество с семьёй) с использованием разнообразных методов и приёмов.

Применение в педагогическую деятельность новых форм и методов обучения детей дошкольного возраста, использование современных моделей обучения и воспитания содействует формированию элементарных валеологических знаний у них.
Использование педагогом в образовательном процессе углубленного изучения основ валеологического воспитания дошкольников, способствует осознанному и устойчивому формированию у воспитанников серьезного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни, что является залогом успешного обучения в школе.
В полном объеме раскрыта организация работы с родителями по вопросам укрепления и сохранения здоровья дошколят, формированию валеологической культуры у родителей.
Данный опыт является результатом многолетних наблюдений, практических наработок на основе диагностического материала и учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Даёт возможность организовать успешную совместную работу воспитанников, родителей и педагогов в области валеологии.

Адресован руководителям физического воспитания, педагогам дошкольных учреждений.

 Содержание:

1. Введение                                                                                                      4

 Глава 1. Теоретические аспекты воспитания валеологической культуры у детей дошкольного возраста                                                                                                5

Комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, через использование разнообразных форм, средств, методов и приёмов.                                                                                                                      5

Глава 2. Система работы по формированию у детей дошкольного возраста валеологических знаний и навыков:                                                                         9 

2.1. Основные этапы и направления в работе                                              9

            2.2. Сущность форм и методов, используемых в работе с детьми          10 

            2.3. Организация работы с родителями                                                      16 Заключение                                                                                                                20 

Введение

      

 Валеология – это наука о здоровье.

Проблема воспитания валеологической культуры у дошкольников,  формирование навыков и привычек здорового образа жизни, как никогда является актуальной на сегодняшний день. 
        Формирование валеологической культуры у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения суммой определённых знаний по валеологии и изучения разных приёмов работы с детьми, а так же пропаганды валеологических знаний среди родителей. 
Актуальность объясняется снижением здоровья современных детей. Имеется в виду их психическое и физическое здоровье. Об этом свидетельствует статистика. Установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. Главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.
           Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.
Также очевидно, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов.
           Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (Ю.Ф. Змановский, В.В. Кабанов, В.И. Сыренский, А.Г. Татарникова), представлений дошкольников о себе, как о представлениях человеческого рода (С.А. Козлова), основ безопасности детей дошкольного возраста (В.Г. Алямовская, Л.Н. Лагутеина и др.). Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а степень жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Проблема сохранения и укрепления здоровья человека частично раскрывается такими авторами, как В.Г. Алямовская, Ю.Ф. Лагуткина, Т.Л Разумова, Р.Б. Стеркин, Л.Г. Татарникова и др. 
Выдающийся педагог Януш Корчак писал: "Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких - и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься". 
         Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.    
          Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. 
Охрана здоровья детей является важнейшей социальной задачей, так как  состояние здоровья подрастающего поколения определяет будущее нашего общества. Поэтому на сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем, и наука о здоровье – валеология - стала интенсивно развиваться. Появилось много книг, учебников, оздоровительных программ, цель которых  научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

 

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания валеологической культуры у детей дошкольного возраста.


           
1.1. Комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, через использование разнообразных форм, средств, методов и приёмов.

 В современных условиях развития общества проблема здоровья детей, формирование навыков и привычек здорового образа жизни как никогда является актуальной. Ведь от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы. Достичь необходимого интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребёнок. 
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Известно, что в дошкольный период идёт становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям осознанно относиться к здоровью и жизни. Как же укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привлечь ему навыки здорового образа жизни? Найти ответы на эти и другие вопросы должны совместно дошкольное учреждение и семья, используя различные формы работы.

 Именно в семье, в дошкольном учреждении на ранней  стадии развития ребёнка надо помочь как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать своё здоровье. Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. 

 Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. 
Формирование здоровья дошкольников и их валеологическое образование является приоритетным направлением педагогической деятельности коллектива нашего дошкольного учреждения.

Здоровье детей – это особая проблема. В связи с этим я решила углубленно работать  над  организацией  разносторонней деятельности детей дошкольного возраста, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, реализовать комплекс образовательных, оздоровительных  мероприятий по разным возрастным ступеням.
Известно, что здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников установки на здоровье как на важную жизненную ценность, реализацию комплекса здоровьесберегающих факторов в ходе образовательного процесса, формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности, что может культивировать у дошкольников осмысленное отношение к собственному здоровью.
Но, главным препятствием является, по моему  убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, я считаю, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Возможно ли это в таком юном возрасте?  Обозначив для себя проблему, я пришла к выводу, что при создании определенных условий, конечно возможно. Однако, необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми.
Осознавая важность поставленной проблемы, мною был проведен анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

Выявлены положительные тенденции, а именно:

- с детьми проводятся занятия по валеологии и ОБЖ;

- осуществляется методическое обеспечение этих занятий;

Занятия проводят: руководитель физического воспитания, педагоги.

Однако для меня обозначилось проблемное поле:

- необходимость приведения познавательных занятий в систему;

- необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведения занятий познавательного цикла на проблемно-поисковую;

- поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни;

- поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей;

- расширение объема содержания занятий.

И мне хотелось бы подчеркнуть, что решение данной проблемы нужно начинать с дошкольного возраста. 

Как определить, какие знания о ЗОЖ доступны дошкольнику? «Математика» здесь проста: те, которые для ребенка являются «живыми», то есть получены практически, «чувственно», которые нужны ему сегодня, а не завтра, и которые можно уже сейчас применить в жизни, ощутить на деле их значимость. С ними можно поэкспериментировать, в них можно поиграть, их можно нарисовать, слепить, придумать рассказ. Такие знания гораздо естественнее и эффективнее приобретать в повседневной жизни, в конкретной жизненной ситуации. Именно в процессе своей практической деятельности ребенок должен узнавать: почему определенным образом надо умываться, чистить зубы, после каждого загрязнения мыть руки? зачем надо делать зарядку, проветривать комнату, быть на воздухе? почему надо днем спать, всегда прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот?
Научиться рассуждать о здоровье, я считаю, что ребенок должен не со слов взрослых, а на основе собственного (конечно, пока элементарного) опыта. Знание ребенком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.

Таким образом, в связи с этим все более ясно становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию сознательного отношения к здоровью, профилактике вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств. Воспитание и обучение должны стать поистине «здоровьесохраняющими». В детском саду ребенок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту его жизнь организуем мы, педагоги детского сада. Современные дошкольные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также на весь образ жизни ребенка.
Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни. 

   Основная цель моей работы: охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение психологического благополучия.

Для достижения этой цели я наметила решение следующих задач:

1. Изучить   теоретико-методические    аспекты воспитания валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. 
2. Определить уровень сформированности валеологической культуры у детей.

 3. Выработать оптимальные формы и методы работы по формированию валеологической культуры в дошкольном учреждении
4.  Дать детям доступные возрасту знания о рождении развитии человека, об устройстве организма, путях сохранения и укрепления здоровья;
5.  Способствовать формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

           Новизна опыта заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни и воспитанию у них валеологической культуры. Проанализировав опыт работы исследователей, педагогов, я внесла свои наработки в развитие темы, которые отражены в этой работе. 

           Исходя из вышесказанного, я определила следующие задачи:
1. Изучить  теоретико-методические   аспекты воспитания валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. 

2. Определить уровень сформированности валеологической культуры у детей. 
3.  Выработать оптимальные формы и методы работы по формированию валеологической культуры в дошкольном учреждении. 

            В своей работе опиралась на  исследования Ю.А.Андреева, Ю.Ф.Змановского, С.В.Попова, В.П. Спириной, Б.Н. Чумакова, В.Н.Шебеко, В.А.Шишкиной, Л.Д.Глазыриной и др.

             А.М.Амосов, И.И. Брехман, С.В.Попов выделили в науке несколько компонентов здоровья: 
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. 
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. 
4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной среды жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. 

Также они определили критерии здоровья: 
- для соматического и физического здоровья – я могу; 

- для психического - я хочу; 
- для нравственного - я должен. 

           Ю.Ф.Змановский, Ю.П.Лисицын, В.С.Лукьянов, Б.Н.Чумаков и др. определили факторы, которые оказывают воздействие на здоровье человека.
Академик Н.М.Амосов считает, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем
В.Деркунская и Н.Поведенок выделили задачи воспитания валеологической культуры дошкольников: 
1. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.

2. Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье.

 3. Становление валеологической компетентности ребенка как готовности   самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности поведения.

         Однако в методической литературе недостаточно внимания уделяется формированию валеологической культуры дошкольников, нет целостности подхода к данной проблеме, также не прослеживается и преемственность в работе всех специалистов дошкольного учреждения в образовательном процессе.

         Изучением здоровья, как сущностной характеристики человека занимается валеология (в переводе с лат. Vale - будь здоров + logos - наука) - наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

          Валеология как наука находится в стадии становления. Её контуры впервые обозначены И.И.Брехманом (1980г.), а первые шаги в её становлении предприняты Л.Г.Татарниковой.  
          Объективные условия, побуждающие развитие и внедрение результатов валеологии в теорию и практику образовательной работы следующие: 
1. Научно-технический и социальный процесс ускоряются неизмеримо быстрее, чем физическое и психическое развитие человеческого организма. 
2. Научно-технический прогресс ухудшил среду обитания человечества, что не замедлило сказаться на здоровье детей.

 3. Снижение жизненного уровня населения отрицательно сказывается на питании и поддержании жизнедеятельности организма детей.

 4.Малоподвижный образ жизни населения. 

5. По педагогическим причинам постоянно увеличиваются нагрузки на одни и те же центры полушарий коры головного мозга, что приводит к переутомлению детей со всеми вытекающими последствиями.

 Исследование причин, влияющих на состояние здоровья, показало: в 50-52% случаев оно обусловлено социально-экономическими условиями и образом жизни, в 18-20% - наследственностью, в 10-20% - внешней средой и природно-климатическим фактором, в 10-15% - организацией здравоохранения. Таким образом, на 50% человек сам в ответе за свое здоровье и самочувствие.

             О зависимости здоровья от образа жизни человека догадывались ещё в древности. Гиппократ подчеркивал лекарственное значение физических упражнений, считал, что большинство заболеваний зависит от действий, поступков, мыслей человека, условий его жизни, от природных факторов.

           Важность образа жизни для охраны и укрепления здоровья - очевидная аксиома. Однако, несмотря на многочисленные исследования, проводимые в этой области, значимость указанной сферы жизнедеятельности ставит всё новые вопросы и противоречия, выдвигает новые требования и подходы для их решения. 
Приоритетными направлениями деятельности дошкольных учреждений страны на современном этапе развития образования являются: обеспечение благополучия и комфортного пребывания ребенка; ориентация на успешность обучения; охрана жизни и здоровья, физическое и психическое развитие детей; формирование с раннего возраста основ здорового образа жизни.

        Внедрение основных положений валеологии в педагогическую деятельность позволит обучать ребенка с учетом телесного, интеллектуального, социально-нравственного, психологического и эмоционального состояния, что является ведущей идеей представленного опыта.


Глава 2. Система работы по формированию у детей дошкольного возраста валеологических знаний и навыков.

2.1.  Основные этапы и направления в работе.

           Для правильного формирования валеологической культуры  у детей дошкольного возраста необходима определённая система знаний и умений,  которые ребёнок получит в процессе своей деятельности.
       Учитывая выше сказанное, предполагается, что проблема формирования валеологической культуры детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи. Укрепление здоровья - одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей, физкультурно -  оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей.
Диагностика знаний уровня детей по данной теме, подтвердила, что у дошкольников недостаточный объем знаний по вопросу укрепления своего здоровья. Они недостаточно знают о своих внутренних органах, о причинах нарушений осанки.
Первым этапом моей работы стало изучение нормативной базы по данной проблеме, ознакомление с опытом работы педагогов других дошкольных учреждений.
Затем я начала работу над созданием и пополнением развивающей среды по воспитанию валеологической культуры у дошкольников. Ведь развивающая среда - это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Предметная окружающая среда является частью социальной среды. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребёнка. Окружающие предметы помимо утилитарного значения являются источником знаний, эмоций, одним из условий межличностного общения. Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении не только обеспечивает активность детей, но и является своеобразной формой работы их саморазвития. При проектировании предметно- пространственной среды, способствующей физическому развитию, я исходила из необходимости учета возрастных, полоролевых и индивидуальных особенностей детей, их интересов, предпочтений, возможностей. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей предметно- пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие. 

            Важным условием педагогической поддержки считаю диалог. Сотрудничество с ребёнком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребёнок хочет взаимодействовать. Если ребёнок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю и поощряю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребёнок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в её освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, 
предлагаю совместно осваивать её, используя игровые приёмы, стремясь  заинтересовать ребёнка её компонентами поощряя его действия.
Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребёнка, поэтому я поддерживаю эту активность, создаю условия для возникновения интереса к решению задач валеологического характера и успешности этого решения путём обеспечения интеграции валеологического воспитания с другими видами деятельности.

           Я пополнила в группе центр двигательной активности, оснащённый атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений. Старалась разместить оборудование так, что бы дети могли подойти к нему с разных сторон, не мешая друг другу.
Так же оформила центр здоровья, где разместила дидактические игры по валеологии такие как: 

- «Назови и покажи по порядку»; 
- «Ласковое слово»; 
- «Кто больше знает слов»;
- «Кто больше назовёт действий объекта»;
- «Украсим слово»;
- «Умозаключение»;

необходимую литературу; видеоматериалы созданные педагогами и родителями; папки-передвижки; уголок тишины и покоя, где ребёнок может отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой. Я старалась создать валеологически развивающую среду с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать её в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Характер моего взаимодействия с ребёнком в валеологической среде детского сада определяю как педагогическую  поддержку: поддерживаю ребёнка, направляю его и помогаю ему активно использовать среду в решении обозначенных задач. 


         
2.2. Сущность форм и методов, используемых в работе с детьми 
        Формирование валеологической культуры у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и изучения, применения  разных  форм, методов и приемов работы с детьми.
В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимают проведение занятий с детьми различного  характера: познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, фольклорные, музыкально-ритмические и т.д.
         На познавательных занятиях  знакомлю детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения. В старшем дошкольном возрасте  провожу занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. Тематика занятий разная: "Чудо - нос", "Чей нос лучше", "Эти ушастые животные", "Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!" и др. Познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры, самостоятельные исследования, "круглые столы", викторины, игровые познавательные программы и т.п. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. 
              Очень любят мои воспитанники фольклорные физкультурные занятия, которые являются основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием (например, общеразвивающее упражнение "Колобок") дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом - "волк идет", с гордой осанкой - "лиса - всему краса". 
Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.
Вместе с руководителем по физической культуре используем различные типы фольклорных физкультурных занятий.


          1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества - потешках, загадках, сказках. Так, например, при выполнении общеразвивающего упражнения "Совушка-сова" (и. п. - основная стойка, руки на поясе: поворот головы, махи руками) можно использовать потешку: 


Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.


          При выполнении упражнений  предлагаем детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому, по возможности,  подбираем несложные, ритмичные потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение, действие.
Для выполнения общеразвивающего упражнения "Змейка" (и. п. - сед на пятках, кисти в замок: медленно встать на колени - потянуться) можно использовать загадку: 


Вьется, извивается,
На солнце переливается.
Как зашипит,
Убегать всем велит.
          Отгадав загадку про белку (Быстрый, маленький зверек, По деревьям скок-поскок),

дети с удовольствием и качественно выполняют прыжки на одной ноге с продвижением вперед.
         При проведении основных движений  используем небольшие отрывки из сказок, например из русской народной сказки "Колобок".
"Колобок покатился по тропинке" - катание мячей двумя руками на расстояние 3,5 метра. Дети машут рукой вслед "колобку": "До свидания!"
"Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь" - ползание на ладонях и ступнях.
На таких занятиях при проведении физических упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок "двигательного характера".          Также на занятии  стараемся задействовать сюжеты одной или двух народных сказок. Чаще всего это сказки о животных, например "Теремок", "Гуси-лебеди", и волшебные сказки: "Царевна-лягушка" и др. В работе можно использовать и авторские сказки (С.Я. Маршак. "Кошкин дом", Г. - Х. Андерсен. "Снежная королева"), дополняя их потешками или загадками.

                2. Сюжетные физкультурные занятия с "вкраплением", "вплетением" элементов фольклора. Эти занятия проводим в форме "двигательного" рассказа или сказки. Так, например, в заключительной части физкультурного занятия "У бабуси были гуси"  используем ходьбу по кругу в сочетании с речитативом: 


Гусь гуляет по дорожке,
Гусь играет на гармошке,
И гордится гармонист: 
Я га-га-га-голосист! 

        На занятиях  присутствует до 5-6 элементов фольклора, в зависимости от сюжета и задач занятия ("Путешествие с Лесовичком", "Праздник Весны", "Ярмарка").
        3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций.
Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно "спрыгивают птички с ветки"; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет "неуклюжий косолапый медведь"; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает "петушок - золотой гребешок".
Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное "душевное" состояние. Например, в движении дети  изображают горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки (русская народная сказка "Заюшкина избушка"). В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц. Например, занятия "Строим теремок для зверят", "Зайкины слезки", "Инсценировка русской народной сказки "Колобок".

          4. Музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Такие занятия  проводим под музыкальный аккомпанемент. Например, при выполнении ходьбы на носках  используем пение русской народной песни. А под мелодию лирического танца дети выполняют общеразвивающее упражнение. Это занятия на темы:  "Поры года", "Праздничный концерт» и т.д.

          5. Игровые физкультурные занятия на основе  народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираем русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями.
Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалок и скороговорок. Например, занятия "Делу время - потехе час", "Русские умельцы", "Игры и  забавы" и др.

           6. Познавательные занятия из серии "Забочусь о своем здоровье" с использованием элементов фольклора. На таких занятиях  формирую элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомят их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни.
Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала  используем потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например, "Здоровому все здорово", "Кто долго жует, тот долго живет", "Грязнулю всегда выручает... (вода)".
          7. Интегрированные физкультурные занятия. Эти занятия  проводим с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания ("Сердце и его работа", "Малыши-крепыши", "Сигналы тревоги" и т.д.).

      С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физической культуре считаю возможным повторять занятия не более 2 - 3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения физических упражнений в сочетании с фольклором.
     В структуру занятий вплетена различная оздоровительная деятельность: дыхательные и двигательные упражнения, элементы массажа, пальчиковые и подвижные игры, ритмические танцы, творческая импровизация, физкультминутки для того, что бы обеспечить детям  активный отдых, умственную работоспособность на занятии. Исходя из этого, занятия оздоровительно- педагогического характера  систематичны и комплексны, вызывают у ребенка положительные эмоциональные реакции.
Разумеется, проведение с детьми одних занятий недостаточно для формирования у детей валеологической культуры. Поэтому задачи валеологического воспитания решаю во всех видах деятельности.


          Значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры.  
Известно, что игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста. В них свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, 
любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Задача игр - укреплять здоровье детей, закреплять и совершенствовать их двигательные навыки. В ходе подвижных игр ребята учатся побеждать среди равных по силе и сноровке, проявлять внимание к младшим. Поэтому так важно использовать интересные, разнообразные игровые ситуации, закрепляющие дружеские взаимоотношения, взаимопонимание. Стараюсь подбирать подвижные игры различные по тематике, то есть игры с определённым сюжетом, игры с двигательными заданиями, игры с соревновательными моментами  такие как:


- «Попади в цель»;
- «Спортсмены»;
- «Тихо – громко»;
- «Море волнуется»;
- «Светофор»;
- «Найди свою пару»;
- «Выше ноги от земли»;
- «Мы весёлые ребята»;
- «Рыбаки и рыбки»;
- «Ловишки с мячом»;
- «Карусель»;
- «Кот и мыши»;


           В ходе игры пытаюсь подчеркнуть успехи старательных участников, стимулирую мало активных, вновь пришедшим детям даю возможность присмотреться к весёлой игровой атмосфере.

            Профессор Е.А Аркин советовал: «Постройте вашу воспитательную работу так, чтобы ребёнок  чаще побеждал, чем терпел поражение, чтобы он чаще убеждался в надёжности своих сил, чем в своём бессилии. Успех и победа бодрят и укрепляют, они являются условием здоровья». Я стараюсь прививать своим воспитанникам интерес к занятием спортом, дать необходимые знания о влиянии физических упражнений на состояние здоровья, учу использовать полученные знания в повседневной жизни.
Используя соответствующие возрасту игровые приёмы и игры, я решаю проблему формирования у детей потребность быть здоровыми.    Поэтому, изучая каждую выбранную тему, я использую различные виды игр, благодаря которым у детей формируются необходимые знания. Для закрепления ранее полученных знаний я применяю сюжетно- ролевые игры.

          Во- первых, сюжетно-ролевая игра способствует воспитанию нравственных чувств дошкольников, ибо она обеспечивает такие переживания, которые в жизни ребенку еще не доступны. Л. С. Выготский писал по этому поводу, что в творческой ролевой игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, он как бы на голову выше самого себя. В игре дети переживают чувство гордости от сознания хороших поступков. Игровые переживания детей всегда искренни, они не бывают равнодушными к тому, что изображают. Возникшие переживания входят в эмоциональный опыт ребенка, оказывает влияние на его реальное поведение.
          Во-вторых, сюжетно-ролевая игра способствует формированию навыков и привычек здорового образа жизни. Ребенок поступает в игре нравственно, потому что взятая на себя роль взрослого побуждает действовать определенным образом. В процессе творческих сюжетно- ролевых игр с валеологической тематикой дети накапливают опыт положительного отношения к окружающим (взаимопомощь, чуткость, доброжелательность, бережное отношение к своему и чужому здоровью.)
          В-третьих, игра - источник формирования социального сознания ребенка. С помощью игры идет действенное освоение знаний о жизни взрослых, событиях, происходящих в стране, о нормах поведения.

            Таким образом, игра не только впитывает в себя знания детей об окружающем, но и является средством уточнения, обогащения, углубления полученных представлений, в игре знания детей становятся более связны.      

            С целью создания единой системы валеологического воспитания  детей старшего дошкольного возраста, наряду с игровой, широко использую так же возможности изобразительной деятельности ребят. В процессе изобразительной деятельности уточняются и закрепляются знания детей о ЗОЖ, полученные ими в процессе чтения, рассмотрения картин, просмотра фото и видео материалов.
Так же я стараюсь в работе с детьми широко использовать художественное слово. На протяжении веков создавались народом традиции здорового образа жизни: 
- детские потешки являющиеся своеобразным методом телесной терапии, помогающей налаживанию отношений между матерью и ребенком, развитию мелкой моторики, следовательно, и речи ребенка, а так же помогающее закреплению полезных привычек;
- колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы нейролинвистического программирования, психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности;
- игры пропагандирующие подвижный образ жизни и направленные на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие; 
           Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко использую художественную литературу. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.

        Видное место в образовательном процессе занимают  кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудикассет.  Постоянно организую в группе выставки и конкурсы по определённой тематике. 
При проведении работы использую положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Учитываю и настроение детей: если они возбужденные, голос мой негромкий и спокойный, и наоборот, если дети грустные, веду разговор громко и веселым голосом. Стараюсь заметить старание ребенка его личные достижения, способность преодолеть страх и неуверенность.
От меня зависит эмоциональный настрой  на занятиях, при проведении игр и т.д., поэтому с детьми стараюсь быть искренней, эмоционально открытой, артистичной. Идеально выполнять предложенные детям упражнения, осуществлять творческий подход к своим воспитанникам.
Одной из самых эффективных форм работы с дошкольниками в данном направлении являются экскурсии и прогулки. Закаливающее действие температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой - всё это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психологическое состояние ребёнка. Непременным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов:


-разнообразные наблюдения;
-дидактические занятия;
-трудовые действия;
-подвижные игры и игровые упражнения.


         Для обеспечения высокого оздоровительного эффекта на прогулке стараюсь:
- не допускать сокращение времени пребывания на открытом воздухе,
- обеспечить достаточно высокую двигательную активность во время прогулки при условии рациональной одежды детей.
Я придерживаюсь мнения, что высокое мастерство в сочетании с творчеством и фантазией, а, главное, любовь к детям делают экскурсии,  прогулки, походы  удивительными и неповторимыми. 
          Мероприятия по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный распорядок дня дают свои результаты: мои дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
В процессе работы с детьми стараюсь соблюдать все режимные моменты.  Даю детям необходимую информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Постоянно упражняю детей в навыках гигиены и самообслуживания: надеть, застегнуть, завязать, развязать, снять, аккуратно положить или повесить одежду и т.д. Таким образом, каждый режимный момент для меня это временной ориентир к постепенной смене деятельности детей. Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми. Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой мои воспитанники начинают осознавать: почему именно так надо умываться, чистить зубы, мыть руки, зачем нужны сон 
и зарядка, проветривание помещения, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот.       Я постепенно  прививаю детям культурно-гигиенические навыки, в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для этого. Большое значение имеет внешний вид окружающих.     Всегда помню о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому я стараюсь быть для них достойным примером. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены даю детям различные поручения, например, назначаю дежурных для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Заметила, что навыки становятся прочными, если закрепляются постоянно в разных ситуациях. При этом руководствуюсь основным требованием: главное, чтобы ребятам было интересно и они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал более опрятным). Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания, - единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, его помощником и конечно в семье. Обязанность родителей- постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду, и самим подавать пример всегда следуя правилам.
Так, шаг за шагом ребёнок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять её.
Так же, я считаю, немаловажную роль в укреплении здоровья играет закаливание. Закаливание является важным средством укрепления здоровья при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определённую систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. В своей группе я использую такие методы закаливания как:
-ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе;
-многократное мытьё рук, умывание в течении дня прохладной водой;
-полоскание рта  после приёма пищи, водой комнатной температуры;
-воздушные ванны и ходьба босиком во время переодевания.
        Такая организация закаливания не требует специальных условий, времени. При этом закаливающие процедуры органически вписываются в распорядок дня и как бы дополняют значимость режимных моментов ещё и закаливающей функцией. А главное, систематическое, ежедневное исполнение закаливающих процедур становится для 
ребёнка нормой поведения, потребностью. Физиологи считают систематически повторяющиеся слабые дозы закаливания более эффективными, чем разовые сильные.
Неизменно в режиме дня присутствует утренняя гимнастика, прогулки с включением подвижных игр, пальчиковая гимнастика, физкультминутки и паузы, эмоциональные разрядки, релаксация, спортивные досуги, развлечения, праздники, проведение дней здоровья и недель здоровья   и подвижные игры. 
При проведении этих форм работы с детьми всегда используем музыкальное сопровождение, которое повышает интерес дошкольников, способствует эмоциональному настроению. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

         Я считаю, что планомерная работа приводит не только к улучшению здоровья детей, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе. 
Я веду свою работу в тесном сотрудничестве со специалистами: медсестрой, педагогом -психологом, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания.
Стараюсь активно использовать в своей работе адаптивные здоровьесберегающие методики и технологии. Опираясь на задачи программы  по формированию здорового образа жизни, я стараюсь выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, прививаю необходимые навыки здорового образа жизни.

         Валеологическое воспитание  дошкольников осуществляю, придерживаясь  следующих принципов: 
1. Системный подход - т.е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей. 
2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми.

3. Принцип “Не навреди” Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.

4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. 
5. Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: “Научился сам – научи друга”. 
6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

2.3. Организация работы с родителями.

         Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Поэтому, без сотрудничества родителей валеологическое воспитание  детей в детском саду невозможно.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Дом - это очаг, в котором надо постоянно поддерживать огонь, чтобы тепло его не остывало, а сохранилось в памяти и сердце ребенка на всю жизнь. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьетворения и здоровьесбережения детей. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, "что такое хорошо и что такое плохо".

         Дошкольное учреждение - также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети-родители-педагоги". Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей.  Поэтому, большое внимание я уделяю  взаимодействию с семьей.

          С целью выяснения уровня валеологической культуры я проделала предварительную работу: анкетирование среди родителей, наблюдение за поведением детей, беседы с детьми.  В результате было выявлено: зачастую небрежное отношение детей к своему здоровью объясняется отсутствие у них необходимых знаний. Родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следя за сохранением здоровья.
        Обретение ребёнком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети. Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценного физического и общего развития можно добиться только совместными усилиями сотрудников дошкольного учреждения и семьи. 
      Проведя анкетирование среди родителей и анализируя ответы на анкету, я выяснила, что запас знаний у родителей по данной теме, увы, не велик. Но интерес есть, и помощь им нужна. Не стоит обвинять родителей в беспечном отношении к детям и искать причины болезней, плохого самочувствия ребенка только в семье. Я считаю, лучший способ повысить заботу родителей о детях - показать любовь к их ребенку со стороны педагога и собственный интерес к его здоровью и развитию. Не следует допускать жалоб на ребенка и отрицательных характеристик; лучше фиксировать внимание на том особенном, что отличает ребенка от других и удивить этим знанием родителей. 
Я всегда стараюсь найти время для ежедневного обмена информацией о здоровье и самочувствии ребенка в семье, в дошкольном учреждении. Источником информации для родителей в моей группе служит родительский уголок. Содержание родительского уголка всегда ярко и интересно представлено, чтобы родители увидели маленькую задачу и пути ее решения. В них, как правило, отражаются вопросы, связанные с диагностикой здоровья, физического и двигательного развития детей, проблемы воспитания и развития. 
Эффективными формами сотрудничества с родителями моих воспитанников являются:
1) общие родительские собрания. Тематика собраний разнообразная: «Роль семьи в организации активной деятельности детей», «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей»), организацию семейных развлечений и культурных праздников «Путешествие на планету здоровья», «Путешествие в страну знаний», походов на природу, изготовление с помощью родителей настольно-печатных и дидактических игр «Угадай, что хорошо или плохо», «Что полезно, а что вредно для зубов?», «Учусь делать массаж», «Хорошие манеры», «Витамины».

          На собраниях я доводила до сведения родителей требования программы по формированию здорового образа жизни у детей. Ознакомила родителей с планом мероприятий по ЗОЖ. В беседе с родителями мне удалось на конкретных примерах убедить их, что любой ребенок, даже родившийся ослабленным может стать физически крепким, гармонически развитым, если приложить к этому совместные усилия. Ведь у ребенка с первой минуты после рождения необходима целенаправленно и систематически развивать все системы и функции организма, умение управлять своим телом, укреплять здоровье, обучать двигательным навыкам, активизировать умственные способности, предупреждать вредные привычки. Эти задачи могут успешно решиться только при наличии системы физкультурно-оздоровительной работы и обязательно в единстве с семьёй.
           На родительских собраниях я  акцентрирую внимание родителей на то, что знания о человеке, двигательном режиме, закаливании, личной гигиене, режиме дня помогут им вырастить ребёнка активным и здоровым. Ведь в этом возрасте у ребёнка формируются многие элементы здорового образа жизни. И большую роль в этом сложном процессе играют родители, которые должны учить ребёнка заботиться о здоровье, быть для него примером во всём. Полноценное здоровье и гармоничное физическое развитие ребёнка- то, к чему стремятся все родители. Чтобы реализовать эту мечту, нужно не только рациональное питание, но грамотно организованный процесс здорового образа жизни.         С этой целью  в нашем дошкольном учреждении разработан удобный для родителей и педагогов, а главное- целесообразный для ребёнка, его здоровья распорядок дня. 
В процессе общения с родителями я рекомендую им   использовать наиболее интересные формы валеологического воспитания в семье такие, как:
- утренняя гимнастика( в сочетании с закаливающими процедурами);
- физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе;
- прогулки на свежем воздухе;
Пропаганда валеологических знаний среди родителей способствует тому, что они стараются больше внимания уделять своему здоровью и здоровью своих детей. Если раньше трудно было организовать на что-то наших родителей, то сейчас они охотно принимают участие во всех мероприятиях.
2) дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
3) телефон доверия, где каждый родитель может задать интересующийся его вопрос и получить грамотный, профессиональный ответ, рекомендации, совет.
4) проведение совместных мероприятий:
- спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья;
- вечеров развлечений;

 - дней именинника.

         Разработала методические рекомендации, анкеты, консультации для родителей и педагогов, перспективное планирование в области валеологии; 
Проведение мероприятий совместно с родителями даёт возможность выявить проблемы в общении «родитель-ребенок» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Таким образом, создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребёнка.  

5) организация "Семейного кафе", где создаются условия для встреч родителей, совместною обсуждения семейного опыта воспитания здорового образа жизни;
6) создание библиотеки для родителей в кабинете заместителя заведующей по основной деятельности;
7) проведение консультаций врача, психолога, логопеда, руководителя по физической культуре, заместителя заведующей по основной деятельности. 
8) организация выставок "Одежда и здоровье детей", "Мир природы глазами детей", «У нас в семье так, а как у Вас?», «Здоровый образ жизни» и др.
9) объединения «Маленькие семейки» - это семьи, дети и родители которых дружат между собой. Деятельность объединений направлена на организацию и проведение праздников, конкурсов, соревнований («День Нептуна», «Турнир благородных рыцарей»;
10) заполнение «Дневничка- здоровячка» - заметки из жизни ребенка, расположенные на нескольких страницах: «Это я» (ребенок ведет дневник своей жизни, данные записывают воспитатель или родители); «Моя семья» (фотографии семьи, рассказы о ней); «Мое тело, рост и вес» (ребенок определяет по шаблону части тела); «Я – мальчик, а я – девочка»; «Моя мечта»; «Вредные поступки – добрые поступки»; «Мой режим дня»; «Буду закаляться», «Спорт и здоровье». Высказывания ребенка на страницах «Дневничка» помогают понять ребенка, его поступки, найти решение проблем;
Также стараюсь приобщать родителей к педагогической литературе - пытаюсь находить точки соприкосновения в воспитании детей. В связи с этим я подобрала ряд консультаций для родителей:


- «Гигиена наших малышей»;

- «Если ребёнка не оторвать от телевизора»; 

- «Семь Не: как не надо кормить ребёнка»;

          Также разработала необходимые рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей.  
Мною были проведены серии занятий следующей тематики:
- «Что бы всем здоровым стать, надо носом нам дышать»;

- «Неболейка»; 

- «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью» 
       Особое значение в пропаганде здорового образа жизни в моей группе придается наглядным средствам, которые  знакомят родителей с условными, задачами, содержанием и методом воспитания здоровых детей, преодолению их зачастую поверхностных суждений о важности здорового образа жизни детей, оказывают семье практическую помощь.
         Особой формой наглядной пропаганды здорового образа жизни  и сохранения здоровья  детей среди родителей являются валеологические газеты. Материал для них тщательно подбираю, оформляю  и включаю  в план валеологической работы с родителями. В газетах отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Практика работы показала, что газеты помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. В газете могут быть подобраны рекомендации специалистов по интересующей родителей проблеме здоровьетворения и здоровье хранения детей, а также статьи для родителей, взятые из других газет, журналов. Тематика газет  разнообразна:

Отравление на даче.

Если у ребенка ОРВИ.

Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка.

Домашняя аромотерапия. Рецепт аромотерапии в оздоровлении детей.

Предупреждение нарушений утомления зрения.

"Игры с острова здоровья".

Витаминотерапия в оздоровлении детей.

Учитесь болеть "без лекарств".

Тайны здоровой пищи.

 В течение года провожу мониторинг преемственности в работе дошкольного учреждения и семьи,  с целью установления и выявления "пробелов" в знаниях и трудностей у родителей по организации здорового образа жизни. Свои пожелания родители  выражают в письменном виде с помощью специальной "почты детского сада". Так, например, в своей группе я разместила   красочный почтовый ящик, изготовленный руками детей, куда родители  опускают "письма" с вопросами и пожеланиями в адрес дошкольного учреждения, педагогам группы.

Одним из условий эффективного валеологического воспитания дошкольников является постоянное самосовершенствование; субъектная позиция педагога, которая позволяет мне постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность через: самоанализ и самоопределение в сфере воспитания валеологической культуры дошкольников; самообогащение и обогащение уже освоенных теоретико-методологических основ валеологии, а также практических способов их реализации в профессиональной деятельности; расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе работы.

Об эффективности разработанных мною мероприятий по воспитанию валеологической культуры свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников: сформировались представления о своём теле и организме, повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма, появилось умение у детей определять своё состояние и ощущение, сформировались навыки ведения здорового образа жизни. 


                                             
Заключение.     


     Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия, различные виды деятельности по формированию у детей элементарных валеологических навыков, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Ведь укрепление здоровья - одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, что- бы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья ребёнка. Выполнить его можно лишь при наличии чётко продуманной системы работы, включающей, физкультурно -  оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов. И я стараюсь в своей работе приучать дошкольников соблюдать все эти правила, то есть: правила личной гигиены, следить за собой, своими поступками, эмоциями, создать устойчивый стереотип правильного поведения.        Поэтому я считаю своей обязанностью и прошу об этом родителей, так же дома подкреплять предъявляемые к детям требования личным поведением, специально демонстрировать образцы гигиенической культуры, добиваться единства в подходе к ребёнку. И благодаря этому тесному сотрудничеству наши дети замечательно владеют основными культурно- гигиеническими навыками (умывание, чистка зубов, культура еды, пользование носовым платком), знают правила личной безопасности, а так же основные правила здорового образа жизни, значительно снизился уровень заболеваемости. 
Как показала практика, планомерная работа приводит не только к улучшению здоровья детей, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор.
        Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы психического и физического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру стараясь учить детей любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Валеологическое образование позволяет и предусматривает обновление педагогических технологий. Отход от прежней цели образования - формирования научных знаний об окружающей действительности. На современном этапе ребенок - активный участник педагогического процесса. Ориентация ребенка на самопознание, самоопределение и самовоспитание, использование всего общественно - исторического опыта предшествующих поколений.          Эффективность работы по комплексному подходу в организации здорового образа жизни детей дошкольного возраста, формированию у них валеологических знаний  определена следующими показателями:


1. Снижение заболеваемости.
2. Рост уровня физического и психического здоровья.
3. Повышение двигательной активности детей.
4. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
5. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
6. Общая подготовленность к обучению в школе.
7. Сотрудничество детского сада с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

В процессе проделанной работы наметились положительные результаты:

Для детей:

  1. Сформированные навыки здорового образа жизни.


2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов:

1)Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
2) Повышение профессионального уровня педагогов.
3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Как помочь детям сформировать математические представления, развить внимание, мышление и память детей,  используя игры и развивающие упражнения в разных видах организованной и совместной деятельн...

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"....

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Главная особенность состоит в том, что задания предлагаются в игровой форме....

Сообщение к педагогическому совету "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формиру...

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»....

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»....