"Формирование основ здорового образа жизни детей в детском саду".
методическая разработка на тему

Мелехова Валентина Михайловна

Создание максимально благоприятных условий для физического развития личности.Профилактика рецедивов болезней и улучшение здоровья воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rayonnyy_metodicheskiy_tsentr.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Районный методический центр

Управления образования

 администрации

Промышленновского района

Формирование основ здорового образа жизни детей

 в детском саду.

Методическая рекомендация

                                                                 Выполнила:

                                                                     Мелехова В.М.       .

                                                                             .  

                                         

Озерки 2012

«Я не боюсь еще и еще  раз повторить: забота о здоровье детей, это важнейший труд воспитателя».

В.А.Сухомлинский

Цель:

- укрепить здоровье и своевременно корректировать имеющие нарушения в психофизическом развитии ребенка;

- оказывать помощь семье в воспитании детей;

- проводить лечебно- оздоровительные мероприятия;

- подготовить детей к жизни в социуме.

Задачи:

- Создание максимально благоприятных условий для физического развития личности.

- Профилактика рецедивов болезней и улучшение здоровья воспитанников.

ТЕЗИС.

В семье растет ребенок ... Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. «В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальные занятия, а также специальные занятия физической культурой». (К.Д. Губерт, м.л. Рысс, 1981). Поэтому большое внимание развитию силы, ловкости, выносливости детей уделяется в детском саду. «Не случайно в программе воспитания и обучения детей этот вопрос стоит на первом месте» (Программа воспитания в детском саду, 1992 г.)

Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья  - одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания. Уже в дошкольном возрасте возникает необходимость формировать активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком. Проблема оздоровления, воспитания и развития – кампания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени.

Основными средствами физического воспитания детей является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета), создания благоприятных условий для разнообразной деятельности и, прежде всего для движений ребенка.

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремиться к движениям. В начале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координационный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека и это влияние неизмеримо выше для растущего организма.

Профессионально подобранные физические упражнения для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому совершенствования. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.

Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанке и повышению иммунитета к заболеваниям.

А в целом вырабатывает у ребенка с раннего возраста культурно - гигиенические навыки. Работа мозга неотделима от работы физической, это доказано многими учеными античности и современности. Заключение в пользу движения, здорового образа жизни и как следствие здоровое население.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня.

Для этого создается соответствующая предметно- развивающая  среда и разрабатывается система по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

В нашем саду.

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигает в общем, развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связанно так тесно с общим воспитанием, как впервые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые в детском саду 3 раза в неделю. В холодное время года и неблагоприятную погоду два из них организуются в помещении, одно - на воздухе.

Помимо физкультурных занятий два раза в неделю во время прогулки дети занимаются подвижными играми и физическими упражнениями.

Основное внимание на занятиях, проводимых на воздухе, уделяется ходьбе, бегу, разнообразным видам прыжков, езде на велосипеде.

Зимой содержание занятий на воздухе составляют: ходьба и бег по снежному валу со спрыгиванием, метание снежков в горизонтальную и вертикальную, движущуюся цель и на расстояние, скольжение на ногах по ледяной дорожке с разнообразными упражнениями (приседание, ловля предметов, повороты и т.д.), катание на санках, используются более динамичные упражнения, чем в теплое время года.

Большой эмоциональный подъем, и интерес вызывают занятия в лесу, на лужайке, на берегу водоемов. Они включают физические упражнения с использованием естественных условий: прыжки с пня на пень, с кочки на кочку, через ручейки, подпрыгивание с доставанием веток, бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий (лежащий ствол дерева, пень и т .д.), метание шишек в цель и на расстояние.

Физкультурные занятия в помещении включают упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель и другие виды движения, а так же упражнения статестического характера, способствующие развитию выносливости и силы. В конце физкультурных занятий осваиваются упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма. Известно, что лучше всего организм восстанавливается, когда заторможенные центры энергично включаются в деятельность, а активно действующие - переходят в пассивное состояние. Лучшим положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, расслаблены конечности и позвоночник и ребенок не затрачивает энергии для сохранения вертикального положения.

Физкультурные занятия обычно организуются в первой половине дня. Если они проходят на воздухе, то их место в режиме дня в разные сезоны года различно.

В холодный период занятия целесообразны в конце первой прогулки, перед обедом, что позволяет детям переодеться в физкультурную форму один раз, перед занятием и снижает возможность заболеваний, так как после физической нагрузки, вспотев, дети не остаются на воздухе.

В конце каждого квартала проводятся контрольно-учетные занятия, цель которого - выявить степень усвоения  детьми программного материала.

В группе в течение года постоянно соблюдается режим прогулок. На прогулке особое внимание уделяется двигательной активности каждого ребенка. В дошкольном возрасте дети любят подвижные игры, связанные с бегом, прыжками и т.д. Они развивают и совершенствуют двигательные навыки и умения детей и имеют огромное воспитательное и эмоциональное воздействие.

Подвижные игры  проводятся индивидуально с отдельными детьми и коллективно. Дошкольники очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. Воспитательное значение игры,  всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить.  Игра может сделать ленивого трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем.

 0на помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения

Еще одним видом оздоровления и укрепления здоровья детей является утренняя гимнастика. Продолжительность утренней гимнастики 8 – 10 минут. Она включает ходьбу, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения без предметов или с предметами, которые повторяются, в зависимости от физической нагрузки, получаемой организмом. В комплексе могут использоваться, в зависимости от нагрузки, разученные накануне физические упражнения.

Один и тот же комплекс утренней гимнастики проводится в течение двух недель. На второй неделе заменяются некоторые упражнения или исходные положения их выполнения.

Занятия для ребенка - труд. который,  требует достаточно длительного напряжения, связанного с поддержанием определенной позы и сопряжен со значительными зрительными нагрузками. В этой связи, особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые целесообразно включать в учебно- воспитательный процесс.

Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. их цель - поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 минуты. их проводят. В момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно через 12-16 минут). Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх-вниз, полуприседания, подпрыгивания, ходьба).

Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или несвязанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произношении слов данной строки, а до начала следующей глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка останется спокойным и ритмичным. Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления, то физкультминутку можно не проводить.

Когда два занятия подряд имеют малоподвижный характер, например занятие по развитию речи и рисование - перерыв между ними заполняется движениями, которые проводятся организованно или самостоятельно. Предлагаю музыкальное сопровождение, где дети выполняют под музыку несколько видов танцевальных шагов или поют один два, куплета  песни сопровождая их импровизированными движениями. Считаю, что музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства. Так же, это могут быть игры средней подвижности, такие как «карусель», эстафеты, хороводы, типа «ворон-воронок».

Для самостоятельного действия детям предлагают скакалки, мячи, кегли, обручи, кольцебросы. Проводятся игры «забей шар», «кто быстрее?» и другие. В конце перерыва рационально провести минуту расслабления, после которой дети успокаиваются.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, досуги, дни здоровья, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.

В течение учебного года мы провели спортивные праздники «Здравствуй лето!» «Мама, папа, я  - спортивная семья», «Веселые старты», «Зимушка – спортивная», «Ярмарка чудес». Физкультурные праздники проводились, как в помещении, так и на улице (участке, на лугу). В летний период особое место отводится физкультурно-оздоровителъной работе, это обусловлено, прежде всего, тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, проводимой на открытом воздухе, появляется возможность более эффективно использовать в системе физического воспитания оздоровительные силы природы.

В содержании физкультурных досугов, продолжительность которых, в зависимости от возраста детей, составляет от 20 до 50 минут, мы включаем упражнения освоенные на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности (в том числе подвижные игры, эстафеты, аттракционы).

В целях развития двигательной активности и выносливости, совершенствования навыков ходьбы, бега, прыжков; развития любознательности; приобщения к удивительному миру природы и воспитания бережного отношения к ней, провожу прогулки, походы, которые расширяют кругозор ребенка и формируют любовь к родному краю.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры' людей, уровня развития здравоохранения и образования, санитарно-экономической и экологической ситуации в стране. Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад - те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Мы уверены, что ни одна даже самая лучшая, физкультурнооздоровительная программа не может дать полных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации здорового образа жизни - это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское и доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку; это и правильно организованное рациональное питание и использование движений физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность.

Основными положительными факторами семейной макросоциальной среды являются многообразие предметов и явлений окружающих ребенка, постоянное положительное эмоциональное общение его с взрослым, внимание к индивидуальным его особенностям.

Однако семья может оказывать и отрицательное воздействие: скажем, когда в семье единственный ребенок, при неправильном воспитании у него может формироваться эгоизм, неспособность контактировать со сверстниками, более медленное формирование жизненно необходимых навыков (таких как самообслуживание), что отражается на развитии и состоянии его здоровья, задержка в приобщении к социальной жизни, закрепление вредных привычек, избыточная информация (особенно в результате неправильного просмотра телепередач). Все эти отрицательные качества могут сформироваться у ребенка, если в семье нездоровый климат.

Работа с семьей включает:

1. Ознакомление родителей с содержанием физкультyрно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

2. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка.

3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания).

В этих целях в нашем детском саду широко используются:

- Информация для родителей в папках-передвижках;

- Консультации;

- Семинары-практикумы;

- «Открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале; закаливающих и лечебных процедур и т.д.;

- Посещение на дому;

- Анкетирование;

- Родительские собрания;

- Физкультурные досуги и праздники с участием родителей.

Для гармонирования детско–родительских отношений устанавливающих и развивающих межличностное общение ребенка и взрослого, провожу занятия вместе с родителями, такие как: «Путешествие  в летний лес», «Путешествие в Африку», «Цирк».

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости, и повышения уровня работоспособности детей являются закаливание организма.

Солнце, воздух и вода - факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и т.д.), для этого мы используем закаливание. Это обтирание или обливание водой, нахождение в помещении или на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, активные занятия физкультурой на площадке.

Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятно его воздействие проявляется и в настроении ребенка, он становится бодрым, жизнерадостным.

Поэтому мы используем свежий воздух в целях закаливания постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми, для правильного развития ребенка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 2-3 часа, а летом почти весь день.

Хорошее средство укрепления здоровья - закаливание водой.

Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у них радостные эмоции. Это мы используем для оздоровления организма. Начинаем водные процедуры в теплое время года. Умываем ребят прохладной водой. Вначале моем руки до локтей, затем шею, лицо.

 Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой 24-25 градусов, затем теплой 36 градусов и вновь холодной. Надо помнить, что закаливающий эффект принимаемых воздействий зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учета индивидуальной чувствительности ребенка.

Сочетание движений с воздействием свежего воздуха так же является средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Закаливаться может и должен каждый ребенок, независимо от уровня физического развития, с учетом индивидуальных особенностей.

В теплое время года значительно улучшаются условия для развития движений детей. Природа создает такое многообразие условий, что одни и те же движения могут быть выполнены в огромном количестве вариантов: например: ходьба, бег по узкой или извилистой дорожке, между деревьями, по песку, высокой траве, мелкой воде и т.п.

Использование природных условий эффективно еще и тем, что значительно расширяются двигательные возможности детей, обогащается их двигательный опыт, заставляющий применять разнообразные способы выполнения движений, целесообразные в данных сложившихся условиях.

Для хорошего самочувствия и здоровья ребенка важен режим, поэтому мы уделяем ему большое внимание.

Режим - это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодроствания. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития ребенка.

Одним из условий сохранения жизни и здоровья человека является рациональное питание. Роль питания в детском возрасте особенно велика.

Рациональное питание оказывает благоприятное влияние на физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость организма к заболеваниями, об этом нужно знать родителям. А мы в свою очередь делаем все чтобы питание детей было разнообразным, калорийным и соответствовало норие, потому что знаем, если ребенок не получает необходимого количества пищи, организм его истощается, у него развивается малокровие. Недостаток некоторых химических компонентов в пище может быть причиной различных заболеваний. Следует так же помнить и то, что чрезмерное переедание перегружает желудочно-кишечный тракт, нарушает обменные процессы организма и приводит к ожирению. Ошибаются же взрослые, которые считают, что полнота ребенка - главный признак здоровья.

Следует помнить, что важными факторами, способствующими повышению аппетита, является достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе и активная двигательная деятельность.

В дошкольном возрасте следует воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое значение следует уделять не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Ребенка мы учим содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми они пользуются в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Haвыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становиться законом.

Перед дневным сном надо мыть ноги. Особенно важно это правило летом.

Мы добиваемся, чтобы дошкольники выполняли все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или то его результатов. В доступной форме разъясняем детям значение этих навыков и привычек для укрепления из здоровья.

В работе с родителями напоминаем, чтобы дети придерживались этих правил не только в детском саду, но и дома.

Народная мудрость гласит:

«Здоровье – всему голова».

Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности и более того имеет тенденцию к нарастанию.

К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье -самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Актуальность этого вопроса закреплена сегодня на законодательном уровне Указом Министерства Госкомспорта от 16.06.2002 года № 2715/227/19  «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ». Состоянии здоровья детей на современном этапе вызывает тревогу 32% детей здоровы, 52% имеют функциональные отклонения, 16% хронические заболевания, 50% основная группа по физической культуре.

Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей, я определила следующие задачи:

1. Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;

2. Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;

3. Сформировать сберегающие здоровье навыки и привычки.

Литература

  1. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. – М.: Просвещение 1986 г 160 с.
  2.  Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера» 2008г. 155с.
  3. Пенькова Л.А. Под парусом лето плывет по земле. - М..: Линка-Пресс

2006 г. 145с.

         4.   Рунова М.А.  Движение день за днем. – М.: Линка-Пресс 2007г 180 с.

         5.   Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет. М.: Г.И.Ц. «Владос» 2004г 175с.

       6.     Крюкова И.К. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ №5 2010 г. 15-18с.

        7.    Конопатова В.И. Закаливание детей – путь к здоровью.//Воспитатель ДОУ №6 2008г 12-14 с.

       8.     Щелкунова Н.И. Формирование культуры здоровья.// Воспитатель ДОУ № 8 2008г. 18-22с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Данная разработка может использоваться в практической деятельности педагогов ДОУ при реализации образовательной  области «физическое развитие»...

Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни детей 2-ой разновозрастной группы (от 1-3 лет)

Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни детей 2-ой разновозрастной группы (от 1-3 лет)...

Формирование основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12126340","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-size: 12px; float: right;","width":"480"}...

Программа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"

Программа "Здоровей-ка" - комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста...

Роль воспитателя в формировании здорового образа жизни детей в детском саду

Роль воспитателя в формировании здорового образа жизн идетей  в детском саду...

ПРОГРАММА по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Здоровей-ка».

             Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Она ориентирована на формирова...

Статья на тему : «Рекомендации по формированию основ здорового образа жизни в условиях детского сада»

В статье рассматриваются подходы к формированию здорового образа жизни у дошкольников в условиях деткого сада, даются советы и  рекомендации педагогам....