СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»
статья по теме

Королёва Анжелика Валерьевна

В сообщение описывается стратегия организации работы по здоровьесбережению детей в  основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта в  ДОУ; цели и задачи  работы коллектива; представлены модели образовательного и методичнского процесса работы педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление  образования города Кировска»  муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №54 г. Кировска»

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ

В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»

Королёва Анжелика Валерьевна, старший воспитатель, 1 кв. категория

На здоровье детей,   живущих в районах Заполярья и Крайнего Севера,  существенное влияние оказывают неблагоприятные экологические факторы  и климатогеографические условия: слабая солнечная активность, ультрафиолетовое голодание, низкие температуры, полярная ночь (день). Эти факторы оказывают большое влияние на адаптивную перестройку организма северного ребёнка, его психическую и физическую выносливость.

Учитывая особенности и специфику нашего города, опираясь на современную психолого–педагогическую концепцию развития личности, наш педагогический коллектив ведёт активную работу по сохранению, укреплению и развитию физического, интеллектуального и социально- личностного здоровья всех субъектов образовательного процесса.

 Стратегия организации работы по здоровьесбережению детей в  основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта в  ДОУ.

Актуальным для нас является корректировка  здоровьесберегающей системы ДОУ в соответствии с:

  • федеральным стандартом дошкольного образования,
  • приоритетным направлением детского сада по физическому развитию,
  • подбором современных здоровьесберегающих технологий и методик,
  • координацией деятельности педагогов и специалистов детского сада,
  • укреплением партнёрских отношений с родителями и социумом.

Цели работы коллектива:

  • сохранение и укрепление здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей;
  • формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

  1. Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья - всех участников воспитательно – образовательного процесса.
  2. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
  3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития двигательных навыков и способностей детей.
  4.  Формировать ОБЖ.
  5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к ЗОЖ.

С 2008 года в МБДОУ реализуется «Программа оздоровления детей в МБДОУ №54 г. Кировска» (далее Программа), куда входит:

  • модель образовательного и методического процессов,
  • система работы с родителями по здоровьесбережению,
  • паспорт социального партнёрства.

Модель образовательного процесса  включает в себя следующие компоненты:

  1. Реализация здоровьесберегающего подхода в организации ВОП, внедрение здоровьесберегающих технологий и методик.
  2. Реализация индивидуально – личностного подхода в образовании детей,
  3. Оптимизация ВОП за счёт учета учебной и физической нагрузки для детей разного возраста.
  4. Интеграция ОО  для повышения мотивации воспитанников, уверенности в своих возможностях.
  5. Создание равных стартовых возможностей с учётом индивидуально- типологических особенностей детей.

Модель методического процесса включает в себя:

  1. Методическую работу по здоровьесберегающему направлению.
  2. Проектную деятельность, включающую в себя разработку рабочих программ, методических рекомендаций.
  3. Повышение квалификации педагогов.
  4. Разработка и внедрение методической системы ДОУ.
  5. Разработка и создание банка интерактивных форм работы по здоровьесбережению, учебно – методических комплектов и картотек.

Развитие и обогащение  культуры профессионального здоровья педагогов осуществляется с помощью: проведения социально – психологических тренингов, семинаров – практикумов по темам: «Здоровый  воспитатель – успешные дети», «Нетрадиционные  формы оздоровления в условиях ДОУ», «Профилактика выгорания педагогов», индивидуального и группового консультирования.

Педагогами разработаны: комплексная система физкультурно – оздоровительной работы в МБДОУ, модель физкультурно – оздоровительной работы в режиме дня, алгоритм сотрудничества с родителями по оздоровлению детей.

Система здоровьесбережения в МБДОУ включает в себя: различные оздоровительные режимы, комплекс закаливающих мероприятий, физкультурные занятия, оптимизация двигательного режима в течение дня, организация рационального питания,  медико-профилактическую  работу с детьми и родителями, использование здоровьесберегающих  инновационных технологий в педагогическом процессе.

Для успешной реализации задач программы в нашем детском саду создана здоровьесберегающая среда: оснащены физкультурный и тренажёрный залы, отремонтирован бассейн, приобретены необходимые атрибуты для плавания, спортивный инвентарь.  Все группы оснащены специализированными приборами для увлажнения и очищения воздуха, соблюдается светоцветовой  режим.  В каждой группе  имеются  центры развития основных движений, зеленые уголки.  На участке сада обустроена площадка для спортивных занятий на улице. В зимний период на прогулочных площадках возводятся снежные постройки: горки, бумы, мишени, лабиринты, снежные фигуры и др.

Содержание работы по здоровьесбережению включает в себя: перспективный план работы МБДОУ на 5 лет, планы по оздоровлению и закаливанию детей в каждой группе (в т. ч. в период полярной ночи), перспективный план спортивных мероприятий, план сотрудничества с родителями. В каждой возрастной группе в зависимости от  возрастных особенностей детей

внедряются следующие технологии:

  • Сохранения и стимулирования здоровья -  различные виды оздоровительных гимнастик, подвижные и спортивные  игры, динамические паузы, игровой массаж, лечебные игры (по А. С. Галанову).
  • Обучения ЗОЖ  и  культуре здоровья  -  НОД по ФК,
  • обучающие игровые и проблемные ситуации (В. М. Мельничук,  Т. В. Кудрявцев),  
  • игровой стретчинг (Е. В. Сулим),
  • музыкально – оздоровительные обучающие ситуации (О. Н. Арсеневская),
  • «Уроки здоровья для дошкольников» (Гаврючина Л. В.),
  • занятия на тренажёрах (Рунова М. А.),
  • обучение плаванию (Воронова Е. К.),
  • физкультурные досуги и спортивные праздники.
  • коррекционные технологии – технология музыкального воздействия (М. Лазарев),
  • психогимнастика (Е. А. Алябьева),
  • артикуляционная гимнастика,
  • релаксационная, бодрящая и дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельников),
  •  лечебные игры (А. Галанов),
  • игровой массаж (А. Уманская).

Система работы с  родителями строится на основе социального партнёрства с помощью традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества.  Для родителей детей раннего возраста работают клубы: «Счастливая семья»  (цель - сопровождение и поддержка  родителей,   имеющих    детей    раннего    возраста  и    неорганизованных  детей), «Здоровячок» - (цель -  практическая помощь родителям по сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста в условиях Крайнего Севера).

У родителей дошкольных групп пользуются успехом такие формы сотрудничества, как: встречи в «Семейной гостиной», встречи за «Вечерним чаем», традиционный оздоровительный проект «Здоровье детей общая забота», семинары – практикумы: «Азбука здоровья», «К здоровью – вместе»,  спортивные мероприятия и конкурсы: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Талисман здоровья нашей семьи», «Салат здоровья», «Любимая спортивная игра в нашей семье», организация фотовыставок и фоторепортажей: «Малыши - крепыши», «Я умею делать сам», «Спорт каждый день», «Я здоровье берегу», «Осенний марафон здоровья», «Наши достижения» и др.

Педагогическое просвещение родителей по вопросам оздоровления осуществляется с помощью анкетирования, индивидуальных и групповых консультаций, выпуска буклетов, листовок и бюллетеней, размещения информации на официальном сайте учреждения.

Мониторинг сформированности   культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников осуществляется с помощью следующих методик: обследование физического развития и физической подготовленности детей 4-6 лет (автор О.М. Литвинова), комплексной диагностики культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста, комплексной диагностики культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста (по программе «Детство»).

Результаты работы педагогического коллектива за 3 года показали, что:

  1. В детском саду подготовлена хорошая предметно – развивающая и оздоровительная  и дидактическая среда, помогающая постоянно формировать у детей культурно – гигиенические навыки; необходимые знания об организме человека и  его функциях; настроении людей и зависимости его от состояния здоровья; здоровьесберегающее поведение.
  2. Воспитатели и специалисты ведут работу по здоровьесбережению детей целенаправленно и систематично, опираясь на нормативно – правовые документы и инновационные здоровьесберегающие технологии; календарное и тематическое планирование соответствует возрастным, санитарным  и психологическим нормам, полностью отражает содержание работы.
  3. Значительно укрепились партнёрские отношения с родителями: степень участи родителей в спортивных и оздоровительных мероприятиях различного уровня значительно увеличилась с 33 % в 2010 году, до 60% в 2013году. Удовлетворённость родителей  работой педагогов в 2013 году составила 87%.

Список литературы:

  1. Арсеневская О. А. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения»;
  2. Полтавцева  Н. В., Стожарова М. Ю. и др. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»;
  3. Стёркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
  4. Дергунская В. А. «ОО «Здоровье»;
  5. Мельничук В. М. «Я и моё здоровье. Методическое пособие по валеологии»;
  1.  Сертакова Н. М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план воспитательно-образовательной работы МБДОУ «Детский сад № 14 города Красноармейска Саратовской области» на 2012-2013 учебный год

Годовой план воспитательно-образовательной работы МБДОУ «Детский сад № 14 города Красноармейска Саратовской области» на 2012-2013 учебный год(Первый год работы ДОУ в соответствии с ФГТ)...

"СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»"

Сообщение к семинару -практикуму "«Эффективные технологии физкультурно-оздоровительной работы в условиях введения ФГОС ДО» в рамках муниципльной пилотной площадки по направлению "Эффетивные ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №54 ГОРОДА КИРОВСКА»

формирование у детей осознанного отношения к здоровью с помощью соблюдения культурно – гигиенических требований и воспитания здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни....

Из опыта работы воспитателей первой младшей группы МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска» май 2021г Бушмакиной Елены Николаевны; Юдиной Алевтины Геннадьевны. Картотека упражнения на релаксацию в системе кинезеологии для детей раннего возраста (2-3 го

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характериз...

Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста

Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы детской психол...

«Система работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад «Малыш»

Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике образовательного учреждения для  обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения ...

Система работы по здоровьесбережению детей "Азбука здоровья"

quot;Чтобы ребёнка сделать умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым; пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении"Жан Жак Рус...