Консультация: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми. "
консультация (средняя группа) на тему

Денисова Елена Николаевна

Проблема здоровья детей дошкольного возраста вегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов разлиных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника.  Возникает потребность в создании гибких социально-педагогиеских технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных уреждений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми.

Я не боюсь еще и еще раз повторять:

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

В.А.Сухомлинский

Охрана здоровья лежит в основе всестороннего развития человека, так как физическое и психическое благополучие гарантирует успешное обучение, взаимодействие с окружающим миром, активную познавательную деятельность. Именно в дошкольном возрасте формируется привычка и правильное представление о здоровом образе жизни, навыки личной гигиены и профилактика заболеваний.

Child healthcare is the foundation of wholesome development as physical and psychological welfare guarantee the successful education, interaction between the surrounding world and provide cognitive activity.

It is at preschool that good habit and the correct perception about the healthy way of life form the notion of hygiene and prevention of illnesses.

Важным направлением в деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения является развитие ребёнка , защита и сохранение его здоровья.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. здоровье - это состояние телесного, душевного и социального благополучия. Здоровье следует признать определяющим фактором работоспособности и гармонического развития детского организма, т.е. эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья.

Можно выделить несколько компонентов (видов) здоровья: соматическое здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье.  Соматическое здоровье понимается как текущее состояние органов и систем организма, а также биологическая программа индивидуального развития.  Физическое здоровье представляет собой морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции организма. Психическое здоровье – это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Нравственное здоровье может трактоваться как система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, духовность человека.

Признаками здоровья у дошкольника являются устойчивость организма к действию повреждающих факторов, показатели роста и развития, функциональное состояние и резервные возможности организма, наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития, а также уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

При этом здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет нации) и личностными наклонностями (образ жизни семьи, родителей, самого ребенка).

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни, которое следует понимать как типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение индивидом всех социальных и профессиональных функций независимо от внешних обстоятельств.

Среди условий формирования здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОУ можно выделить следующие:

1) НОД по физическому развитию в дошкольном образовательном учреждении;

2) наличие в ДОУ специальной обучающей программы – проектной деятельности, направленной на формирования у детей потребности в здоровом образе жизни;

3) овладение старшими дошкольниками системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни;

4) работа с родителями, направленная на  поощрение ситуаций взаимодействия родителей и детей для проявления детьми своих растущих физических возможностей и знаний по теме.

Как представляется, приоритетным направлением работы ДОУ должно быть оздоровления детей – физическое развитие ребенка, сохраняющее и укрепляющее его здоровье как целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего педагогического коллектива и конечно, родителей.

Следует отметить, что сложившиеся на сегодняшний день уклад жизни общества и система образования не формируют должной мотивации к здоровому образу жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом, стрессы современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Семья в настоящее время не является местом формирования и укрепления здоровья ребенка, т.к. у многих родителей не хватает для этого знаний и опыта, но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы. Поэтому одной из задач , возлагаемой на ДОУ, является организация и проведение комплексной оздоровительной, учебно-воспитательной и информационно-просветительской работы с детьми и с их родителями.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в соблюдении гигиенических норм, систематических занятиях физической культурой и спортом.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к  пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных  воспитательно-образовательных учреждениях.

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость  самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов ДОУ, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Первая школа воспитания — это семья. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. В условиях семьи формируется эмоционально-нравственный опыт, определяется уровень содержание эмоционального и социального развития ребенка Доказано, что состояние здоровья родителей — один из ведущих факторов, оказывающих непосредственное воздействие на здоровье ребенка. Это воздействие не только чисто биологическое (наследственное), но и проявляется опосредованно через систему условий, характеризующих образ жизни матери и отца, их установку на здоровье, степень медицинской активности.

Профилактическая активность людей, определяющаяся осознанием здоровья как ценности и наличием целенаправленных действий по его поддержанию и укреплению, в настоящее время становится важным фактором, влияющим на здоровье населения, в первую очередь детского. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину им ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Поэтому так важно помочь родителям понять, что на развитие личности ребенка оказывают влияние очень многие факторы, и воспитание не должно идти стихийным путем.

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение.

Многочисленными исследованиями установлено отрицательное влияние на здоровье ребенка раннего искусственного вскармливания, нерационального режима дня, нерегулярного и недостаточного пребывания на свежем воздухе, малой физической активности и вредных привычек родителей. Элементарное соблюдение принципов здорового образа жизни может нивелировать все эти отрицательные воздействия, и, следовательно, мероприятия, направленные на повышение медицинской активности родителей, являются задачей первостепенной важности.

Наибольший эффект оздоровительных мероприятий отмечается в тех случаях, когда родители не только строго выполняют рекомендации врача, но и становятся сторонниками здорового образа жизни. Только активная позиция членов семьи, их сотрудничество с дошкольным учреждением позволяют добиться желаемых результатов.

Цель работы детского сада в этом направлении — оказывать помощь семье по созданию условий для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья. Она подразумевает следующие задачи:

повышать сопротивляемость и защитные свойства организма ребенка через обеспечение здорового образа жизни, оптимального двигательного режима, психологической безопасности личности, внедрение здоровьесберегаюших технологий;

создавать оптимальные условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

осуществлять необходимую коррекцию отклонений в раз* витии ребенка;

расширять сотрудничество с семьей по формированию духовно-нравственного облика подрастающего поколения, изу-чение и активизацию педагогического потенциала семьи;

осуществлять профилактику асоциального поведения средствами физической культуры и спорта.

Для сознательного участия родителей и педагогов ДОУ в оздоровлении ребенка необходимы специальные знания. Причины частых заболеваний у детей, профилактика заболеваний, уход за больным ребенком, первая помощь и предупреждение осложнений — все эти вопросы мы рассматриваем на родительских собраниях, круглых столах. Проводятся консультации, лектории, семинары, организуются практические занятия. Темы самые разнообразные: «Если ребенок боится стоматолога», «Алкоголь и потомство», «Профилактические прививки — защита от инфекционных болезней», «О здоровье всерьез», «Профилактика детского травматизма», «Формируем потребность в здоровом образе жизни» и др.

Систематически для родителей организуются дни открытых дверей. На наш взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в педагогический процесс. В течение дня папы, мамы, бабушки и дедушки имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку, закаливающие процедуры и другие режимные моменты

Для успешной работы с родителями мы ежегодно проводим исследование семей воспитанников, используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями и детьми, наблюдения за детьми, тестирование, посещение на дому и др

Работа по формированию ЗОЖ проводится вместе с родителями. Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок – родитель – педагог» невозможно успешное развитие ребенка.

 В ходе проведенной работы по использованию выбранных методов работы педагога  с семьей выяснилось, что использование данных методов работы с семьей повышает активность родителей в совместной с педагогом деятельности по формированию здорового образа жизни детей.

Повысился не только формальный уровень посещения родителями мероприятий, проводимых в традиционной форме (родительских собраний, педагогических бесед, участий в спортивных мероприятиях и т.д.), но и заметно возросла их готовность к применению полученных знаний. В частности к выполнению требований педагога, способствующих оздоровлению детей и поддержанию режимных моментов ДОУ.

Родители стали более активными участниками жизни группы и ДОУ. Они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.

Список литературы

  1. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская,- Здоровьесберегающая система дошкольного образования. Издательство «Учитель»
  2. В.Г., Алямовская. Как воспитать здорового ребенка.-М.:2003.
  3. И. Новикова- Формирование представлеий о здоровом образе жизни у дошкольников-М.:Мозайка-синтез,2010
  4. Г.Решетнева, С. Абольянина., -Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания. М.: «Дошкольное воспитание» №4-2008
  5.  Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
  6. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через  спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы)...

«Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми»

   Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стал...

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.

Особое место среди задач воспитания детей старшего дошкольного возраста занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания/...

Программа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"

Программа "Здоровей-ка" - комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста...

ПРОГРАММА по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Здоровей-ка».

             Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Она ориентирована на формирова...

План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья  и формирование здорового образа  жизни детей старшего дошкольного возраста...