Трудовое воспитание в детском саду
статья на тему

Амельчакова Любовь Александровна

   Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребёнка, складываются коллективные взаимоотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Амельчакова Любовь Александровна,

воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения муниципального образования

г. Саяногорск детский сад комбинированного вида  № 20 «Дельфин»

Трудовое воспитание в детском саду

Посеешь привычку – пожнёшь характер. А.С. Макаренко писал: « Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определённую группу привычек…» Под группой привычек он подразумевал санитарно – гигиенические, нравственные, культурное поведение, привычные способы мышления, рассуждения и трудовые привычки.

   Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребёнка, складываются коллективные взаимоотношения.

   Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для человеческой жизни и культуры.

   Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего возраста. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

  Не так просто заставить ребёнка делать то, что ему не хочется. Принуждение у него может вызвать протест, а впоследствии и вовсе отвращение к труду. Не принуждать, а приучать ребёнка к трудовому усилию. Терпеливо, настойчиво, постепенно.

   Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело, и пусть родители и воспитатели не ждут быстрых и лёгких  результатов, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребёнок постепенно находит удовлетворение.

   Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям. Значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Основные виды детского труда:

Самообслуживание, труд детей в природе,

Хозяйственно – бытовой труд, ручной труд.

Итак, начинать надо очень рано – с самообслуживания. Научить ребёнка умываться, убирать игрушки на своё место и повторять это надо изо дня в день, пока ребёнок эту « науку» не усвоит. С каждым разом он делает это всё быстрее, сноровистей, постепенно приобретая автоматизм, благодаря которому энергии тратится минимум, а неприятные эмоции, связанные с напряжением, исчезают.

   Ребёнок проводит в дошкольном учреждении значительную часть времени. Поэтому хочется, чтобы детский сад стал для него вторым домом, чтобы жизнь его была не только по - домашнему уютной, но и насыщенной, разумной деятельностью. Мы поставили задачу научить детей трудиться, сделать их нашими помощниками.

   Мы приучаем детей убирать игрушки, предлагаем  помочь няне вытереть пыль, накрыть на стол, вместе с воспитателем полить растения. Стараемся, чтобы ребята принимали посильное участие в любой работе.

   Посильные  трудовые поручения по столовой подготовили детей к выполнению обязанностей дежурных.

   Зимой на прогулке они помогают нам делать из снега различные постройки, убирать снег маленькими лопатками.

   Весной при вскапывании цветников охотно приносят грабли, лопату, и сами пытаются копать своими совочками. С желанием рыхлят землю и вместе с воспитателем сажают цветы, затем поливают всходы. Конечно, не всем детям сразу всё удаётся, но систематические упражнения обязательно дают положительные результаты.

   Привлекая детей к повседневной трудовой деятельности, мы формируем у них привычку охотно выполнять поручения старших, помогать своим товарищам. Постепенно у наших детей всё чаще появляется  желание помогать друг другу: убирать игрушки, мусор, застёгивать пуговицы, развязывать шарф. Мы учим детей благодарить за оказанную услугу.

   Коллективная работа объединяет ребят, развивает в них трудолюбие, воспитывает важнейшие качества: заботу о других, желание быть полезным товарищам.

   Мы стараемся воспитывать в детях интерес и уважение к труду взрослых. Много беседуем и рассматриваем иллюстрации о труде взрослых.

   Работая с детьми, давая им какое- либо поручение, мы всегда ставим перед ними определённую задачу, чтобы они знали, какой должен быть результат. Наши дети, например, хорошо знают, для чего они вытирают пыль, поливают растения.

   Трудовую деятельность организовываем так, чтобы каждый ребёнок мог выполнить посильное ему поручение.  Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения.

   В конце года мы проводим родительское собрание. Говорим о значении труда для нравственного воспитания дошкольников, о том, как повлияла совместная трудовая деятельность на каждого ребёнка, отмечаем общие удачи и неудачи. Некоторых родителей просим, как можно больше дома приобщать своих детей к труду. И все мы сходимся во мнении, что единство требований способствует формированию у детей организованности, воспитывает у них ответственность и дисциплинированность.

     А.С. Макаренко, советовал родителям заострить внимание на том, что ребёнок в будущем станет членом общества, частью трудового коллектива, «…его значение в  этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду подготовлен». Поэтому одна из основных задач семьи – всячески поддерживать стремление ребёнка участвовать в общественной жизни, стараться, чтобы он жил интересами коллектива, чтобы занял в нём своё место.

   Воспитания трудолюбия у ребёнка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Вследствие коллективного труда ребёнок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.        

 Список литературы:

     1. Буре Р.С. Нравственно - трудовое воспитание детей в детском саду.- М.: Просвещение,1987.

     2. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М.: Просвещение, 1983.

     3. Дошкольное воспитание./Под ред.М.А. Васильева. – М. Просвещение,

     4. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1986

     5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.; Художественная литература, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание в детском саду. Дежурство.

Трудовое воспитание в детском саду.Дежурство....

Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.

Воспитание положительного отношения к труду взрослых...

Значение трудового воспитания в детском саду

Материал для педагогов дошкольных организаций...

Презентация "Трудовое воспитание в детском саду"

Презентация "Трудовое воспитание в детском саду"Мы рассматриваем трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности ребенка....

Трудовое воспитание в детском саду

Приобщение детей к работе на огороде и в цветнике.Посев семян, поливка, сбор урожая....

Трудовое воспитание в детском саду

О значении трудового воспитания в ДОУ...