Опыт работы по ОБЖ
учебно-методический материал на тему

Иванова Любовь Геннадьевна

1.Введение.

Условия возникновения, становления опыта

Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворённая жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие ,прочность знаний, вера в свои силы.

В.А.Сухомлинский

Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?

Современное общество несёт колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Во всём мире всё больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды,

рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, социального, техногенного и социального происхождения, идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.

БЕЗОПАСНОСТЬ-это не только сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей- дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них .

Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Уделяю большое внимание организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей ,они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

2.СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Воспитательная среда.

В группе был создан комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам , атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей.

Пространственно-предметное окружение построено следующим образом, я красиво расставила мебель в группе ,где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности

(настольно-печатные игры, картины, ,сборники стихов и загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре).

В группе есть изо уголок ,где есть возможность ребёнку порисовать, подумать, отобразить в рисунке впечатления об увиденном! Так же есть место и для коллективных игр, занятий.

В целом в группе царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества.

В нашей группе имеется уголок безопасности ,где находится разнообразный материал для обучения детей основам безопасного поведения

(дорожная разметка с макетами домов и машин, дорожные знаки, картотека игр по пдд, карточки иллюстрации по данной теме, детские рисунки и другие атрибуты для сюжетно-ролевой игры).

3. СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ

В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использовала:

Плакаты;

Иллюстрации;

Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

Разрезные картинки;

Мозаики;

Настольно-печатные игры;

Дидактические игры;

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

Компьютерные презентации;

Карточки для индивидуальной работы;

Костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора;

Видеоуроки по ОБЖ;

Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);

Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);

Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);

Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;

Альбомы по ОБЖ;

Маски автомобилей;

Автоплощадка для практических занятий;

Дорожные знаки;

Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

Аптечка;

Карточки с телефонами служб спасения;

Телефон;

Картотека подвижных игр по ОБЖ;

Подборка художественной литературы по теме;

Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;

Папки-передвижки;

Цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.

Предметы рукотворного мира.

Мир разнообразен, поэтому и предметы ,окружающие ребёнка ,должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока я сама не укажу на них, не создам условия для действий с предметами.

В группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей :электрические разетки, иголки, ножницы, нож, вилки, пылесос.

По мере познания предметного мира ребёнок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивать способы действия с ними .

По поводу этих предметов мы ведём беседы, рассуждения. Какие ещё опасности спрятаны в группе до поры до времени?(гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами и т.д.)

Художественная литература.

Является одновременно источником знаний и источником чувств.Мной были отработаны литературные произведения разных жанров-сказки,рассказы,стихи,пословицы,загадки.

Произведения с разным содержанием:познавательные-Е.Хоринский «Спичка-невеличка»,И.Тверабукин «Андрейкино дежурство» ,Б.Житков «Пожар в море»,Л.Толстой «Пожар»,С.я.Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения буратино»,К.Чуковский «Телефон», «Айболит».

Особое место я уделяла сказке.Сказка способствует развитию сердечных чувств,благородству души,желание доставлять людям радость.Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности,т.к.конкретизируют его через наглядность,образность.

Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках», К.Люцис «Учимся вежливости»», Г.Зайцев «Уроки Айболита».

Так же отдаю предпочтение русскому фольклору, который помогает прививать детям культурно-гигиенические навыки. Не забыты русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка» и др. На примере героев этих сказок я знакомлю детей с правилами безопасности.

Конечно, говоря о художественных произведениях, надо отметить всеми любимые «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Кошкин дом», которые не только прочитываются по несколько раз, но и просматриваются на DVD. Хотелось бы отметить и художественные произведения современных поэтов Н. Мигунова, Н. Никитина.

В своих стихах «Почему надо чистить зубы», «На зарядку становисьони стараются прививать детям навыки здорового образа жизни.

МУЗЫКА

Объединяет эмоциональные и эстетические сферы. Музыка позволяет ребенку любого возраста окунаться в музыкальный мир, понимать его, наслаждаться, душевно реагировать.

В группе имеется проигрыватель. Дети имеют возможность слушать сказки, стихи, песни. Дети могут работать под музыку. Музыкальная окрашенность жизни создаёт жизнерадостность.

 

4.Методы и формы обучения

В качестве методов и форм обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использовала:

комплексные занятия;

экскурсии;

целевые прогулки;

походы;

подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры;

игры-соревнования;

сочинение историй;

наблюдения;

беседы;

чтение специальной детской литературы;

упражнения;

рассматривание;

анализ заданных ситуаций;

выполнение поручений;

экспериментирование;

ситуационно - имитационное моделирование (под ситуативно-имитационным моделированием понимается процесс конструирования модели реальной ситуации например: опасной обстановки на дороге, в природе и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней).

Объяснительно - иллюстративные: (объяснение, показ, рассматривание). Это наиболее эффективные способы передачи детям систематизированного опыта. При помощи их за короткие сроки можно помочь ребёнку осознать, почему на данном участке улицы или в транспорте или в природе нужно вести себя так, а не иначе, что обозначает каждый из дорожных знаков.

Кроме того, объяснительно-иллюстративные методы позволяют сделать следующий шаг сформировать умения и навыки поведения в той или иной ситуации путём действий по предложенному образцу. (На этом этапе особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми.)

5.ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ.

Работая по своему опыту, я использовала такие методические приёмы как словесный метод, метод показа и игровой метод. В играх ребёнка отражаются наиболее значительные события.

От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения , отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира ,ребёнок как бы становится их участником, знакомятся с миром, действуя активно. Он искренне переживает всё ,что воображает в игре.

Именно в искренности переживаний ребёнка и заключена сила воспитательного воздействия игры.

Т.к. в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

Всем известно, что игра является естественным спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был и остаётся традиционным средством педагогики. Ведь игра это источник радостных эмоций и хорошего настроения.

6. Особенности обучения детей навыкам безопасного поведения в разные возрастные периоды

Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода.

Первый это дети 3-5 лет (младшая и средняя группа), второй дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группа). Первый период это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность.

В связи с этим активно применяется метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы.

В этом возрасте я разучиваю с детьми строение тела человека с помощью плакатов и самопоказа. Объясняю правила безопасности детских игр «между собой» (нельзя садиться другу на спину, нельзя поднимать друг друга, нельзя громко кричать другу в ухо и т.п.). Учу прислушиваться к сигналам своего организма «хочу есть», «хочу спать» и т.п.

Прививая детям 3-5 лет необходимость ведения здорового образа жизни и занятий физкультурой, я конечно опиралась на режимные мероприятия нашего МБДОУ (физ.занятия, подвижные игры и т.п.)

Большое внимание уделяется укреплению физического здоровья детей. Это не только занятия физкультурой и ежедневная двигательная активность, но и ежедневные комплексы дыхательной гимнастики .

Ребёнок 4-5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.

Немало внимания уделяется обучению детей правилам поведения на улицах города, правилам дорожного движения (дидактическая игра «Светофор», дидактический материал «На улице не шалить»), и знакомству с видами транспортаСложи картинку», «Умные машины»).

Большой популярностью у детей пользуются занятия ОБЖНе попади в беду»). Я предостерегаю их о возможных проблемах со здоровьем при встрече с бродячими животнымиСобака бывает кусачей» и т.д.). Такие занятия способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности и мерах предосторожности.

Ну и конечно всеми любимая игра «в Доктора», где дети даже при моём невмешательстве «блещут» знаниями и богатым словарным запасом. А если вдруг появляется наглядный пример (ушиб коленки или ссадина на руке) многие говорят, что «сначала прозрачная водичка (перекись водорода), а потом зелёнка или йод.

Принимая во внимание возрастные особенности детей, стараюсь развивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку 3-5 лет, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство.

Дети уже должны иметь чёткое представление о том, как вести себя при случайных встречах и возможном общении с незнакомыми людьми (драматизация сказки «Колобок».). В беседах мы рассматриваем и обсуждаем наиболее типичные ситуации, обращая внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком.

Стараюсь убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями (плакат «Правила безопасности для дошкольников»).

А после таких занятий как «Когда ты дома один», «Малыш и Карлсон одни дома» они должны знать, какие опасности могут подстерегать их при неправильном поведении в доме и неправильном обращении с электроприборами.

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности я рассматриваю плакатыПричины пожара», «Правила поведения при пожаре») и провожу занятияОпасные предметы. Спички.», «Безопастность на льду»).

Говоря о втором периоде, то есть о детях 5-7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Я пыталась создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставила перед ними более сложные задачи, развивая волю и желание преодолевать трудности.

Старалась в увлекательной наглядно-практической форме обогащать представления детей о здоровье, о потребностях организма, о способах предупреждения травматизма и вообще о правилах жизнесбережения.

В феврале в нашем детском саду прошло городское методическое объединение по теме "Проектная деятельность как средство формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности", где мною совместно с физинструктором Лабодиной И.Н. было проведено открытое занятие "Безопасность на льду".

Дети показали не только теоретические знания, но и на практике показали как правильно и безопасно кататься на лыжах и как действовать в случае возникновения опасности на льду.

Продолжая знакомить детей со строением организма, старалась в доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказать об основных системах и органах человека (дидактическая игра «Рука, нога»).

А в формировании навыков личной гигиены уже пользовалась простейшими медицинскими объяснениями и такими дидактическими играми как "Здоровый малыш», «Малыш-крепыш».

Дети старшего возраста должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать им возможность рассказать друг другу то, что они знают о болезнях, о том, как они себя чувствуют, когда болеют.

Хорошим дополнением послужит рассказ о том, как и чем их лечили дома родители. Многие даже знают названия лекарств (ролевые игры «Семья», «Больница», дидактический материал «Малыш поранился»).

В игровой деятельности (дидактическая игра «У кого мы лечимся?») и на занятияхСохрани своё здоровье», «Витамины укрепляют организм»)

я знакомлю ребят с некоторыми профессиями, связанными с медициной, объясняю, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, учу не бояться посещения врача, рассказываю о важности прививок.

Дети должны знать о пользе витаминов, здоровом питании. Общаясь с детьми, я рассказываю о вредных привычках и их последствиях для человеческого организма (беседа «Полезные и вредные привычки»).

В своих беседах нацеливаю детей на ведение здорового образа жизни и пользу занятий физкультурой и спортом.

В этом мне помогают режимные мероприятия нашего детсада: физ. занятия, подвижные и спортивные игры, физкультурные досуги ("Весёлые эстафеты", "День здоровья" ,"Малые олимпийские игры".),

а также беседы о физкультуре и спорте, дидактические игры . В ненавязчивой форме рассказывала о том, как природа заботится о нашем здоровье и том, как она может навредить здоровью

(плакаты «Ядовитые растения и грибы», «Безопасность на природе»).

В старшем возрасте обширнее становится и тема о правилах дорожного движения. Дети уже должны различать предупреждающие и запрещающие знаки, знать, как правильно переходить дорогу и правила поведения в транспорте.

В этой работе мне помогают плакаты «Информационные знаки», «Правила поведения на дороге», дидактические игры «О чём говорят знаки», «Как проехать, как пройти?», «Дорожные знаки», «Светофорик».

В помощь родителям и педагогам мною были проведены консультации "О правилах перевозки детей дошкольного возраста в автомобильном транспорте", "Дисциплина на улице-залог безопасности!", "Значение физкультминуток для детей дошкольного возраста", "Обучение детей наблюдательности на улице",

"Закаливание детского организма", "Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге", "Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог", "Ребёнок и опасности на дорогах". Совместно с родителями была проведена" Семейная гостиная" по ПДД, где дети в игровой форме ещё раз закрепили свои знания по ПДД.

 

Большое место в навыках личной безопасности занимают правила противопожарной безопасности. Ведь число детей, пострадавших от пожара или игры с огнём, возрастает с каждым годом.

Детей любого возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция. Поэтому наша задача научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстремальных ситуациях, дать представление о причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам.

Я провожу такие занятия и беседы как «Пожарная машина», «Труд пожарных», «Огонь-друг, огонь-враг», «Лесной пожар». Рассматриваем плакаты «Правила поведения при пожаре», «Причины пожара в доме», «Ты один дома».

Играем в дидактические игры «Бытовые приборы», «Четвёртый лишний», «Чего нельзя делатьС детьми 5-7 лет так же необходимо заучивать номера телефонов экстренных служб, знать свой домашний адрес и уметь описать место происшествия.

Большой интерес и важные знания дети получили в ходе экскурсии в пожарную часть нашего города. Начальник караула вместе с сотрудниками тепло встретили маленьких посетителей и провели увлекательное путешествие по пожарной части,

где детям в доступной форме рассказали о профессии пожарного ,разрешили детям примерить боевую форму и посидеть в пожарной машине, что вызвало у детей неописуемый восторг.

Из опыта видно, что работа по ОБЖ проводилась не только на занятиях, но и в процессе режимных моментов и других видов деятельности (игровой, творческой).

7.ИТОГ Подводя итог, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения и выживания.

Результатом моей работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности является положительная динамика, выявленная в результате диагностики, проведённой мною в начале и конце учебного года.

На начало года в- 0% на конец года в-40%

с-55 % с-60%

н-45% н-0%

 

Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...