Главные вкладки

    Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому»
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Баннова Екатерина Анатольевна

     

      Ученые пришли к заключению, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.  Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов.( Мизинец- сердце, безымянный палец- печень(почки), средний- кишечник, указательный- желудок, большой – голова). Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

     Существует несколько разновидностей упражнений для развития мелкой моторики:     пальчиковые   игры с предметами, палочками, игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, пальчиковые игры с элементами самомассажа. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «ДУБОК»  СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

    Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы

    «В гости к пальчику большому»

                                                                                            Подготовила:

                                                                                     Воспитатель МБДОУ № 5 «Дубок»

                                                         ст. Архангельской

                                                Баннова Е.А.                

    2014 год

    Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы

    «В гости к пальчику большому»

    Дата проведения: 15.09.2014 год

    Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.

    Задачи:

    1. Вызвать у детей и родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелкой моторики;
    2. Построить эмоционально – доверительные взаимоотношения, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
    3. Повысить  компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики  в домашних условиях.
    4. Раскрыть актуальность пальчиковых игр.

     Оборудование: фломастеры, карандаши, палочки, разносы с разной крупой, мелкие игрушки и природный материал, грецкие орехи, резиновые игрушки с шипами, пальчиковый театр, крышки от бутылок, шнурки, нитки, бусины, пуговицы, мозаика, пирамидки, матрешки,  различные пособия по мелкой моторике и развитию речи.

    Участники: родители и дети.

    Форма проведения: мастер-класс.

    Ход мероприятия.

     Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня, я предлагаю вам отправиться  «В гости к пальчику большому». В своей работе я большое  внимание  уделяю развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Ученые пришли к заключению, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.  Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов.( Мизинец- сердце, безымянный палец- печень(почки), средний- кишечник, указательный- желудок, большой – голова). Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

     Существует несколько разновидностей упражнений для развития мелкой моторики:      

     Пальчиковые игры с предметами: массажными мячами, карандашами, прищепками  развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

      Игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания: 
    • выполнить узор после выкладывания его взрослым; 
    • по конечному результату (образцу); 
    • по уменьшенной схеме; 
    • по словесной инструкции; 
    • выкладывание цифр из веточек.  


          Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий: 
    • нанизывание на шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности); 


    • сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка»; 


    • сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно; 


    • растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону); 


    • перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками); 


    • перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно; 


    • складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям; 


    • нанизывание колец на тесьму, стержень; 


    • пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, теневой театр.

    •бумажные колпачки и крышки от бутылок.(можно стучать тихо-громко, шуршать, катать, скрипеть)

    • выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков; 


    • «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев. 

          Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т.д.

         Я подготовила игры с пальчиками и упражнения, которым  хочу вас научить. Итак, мы все вместе отправляемся «В гости к пальчику большому»

           Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а родитель повторяют упражнения:        

    “В гости к пальчику большому”

    В гости к пальчику большому

     Приходили прямо к дому

     Указательный и средний,

     Безымянный и последний

     Сам мизинчик-малышок

     Постучался об порог.

     Вместе пальчики-друзья,

     Друг без друга им нельзя.

    На первую строчку - выставляем вверх большие пальцы, на вторую - соединяем под углом кончики обеих рук, на третью - поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. На шестую - кулачки стучат друг о дружку. На последние строчки - ритмично сжимаем и разжимаем пальцы на обеих руках.

    СЕМЬЯ 
    Этот пальчик — дедушка, 
    Этот пальчик — бабушка, 
    Этот пальчик — папочка, 
    Этот пальчик — мамочка, 
    Этот пальчик — я. 
    Вот и вся моя семья! 
    Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.

    Домик для зайчат

    Тук, тук, перестук,

    Раздается где- то стук.

    Молоточки стучат, строят дом для зайчат  ( кулачками друг о друга стучим).

    Вот с такою крышей  ( ладошки над головой).

    Вот с такими стенами ( ладошки около щечек).

    Вот с такими окнами ( ладошки перед лицом).

    Вот с такою дверью ( одна ладошка перед лицом).

    И  с таким замком ( сцепили ручки).

    ПРЯТКИ 
    В прятки пальчики играли 
    И головки убирали. 
    Вот так, вот так, 
    И головки убирали. 

    Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочерёдное сгибание каждого пальчика на обеих руках.

    ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ 
    Раз, два, три, четыре, пять 
    Вышли пальчики гулять. 
    Раз, два, три, четыре, пять 
    В домик спрятались опять. 

    На первые строчки поочерёдное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки - поочерёдное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

    РУКИ В СТОРОНЫ 
    Руки в стороны, в кулачок, 
    Разожми и на бочок. 
    Руки вверх, в кулачок, 
    Разожми и на бочок. 
    Руки вниз, в кулачок, 
    Разожми и на бочок. 


    Выполнять движения согласно тексту стихотворения

    ЗАМОК 
    На дверях висит замок. 
    Кто открыть его не смог? 
    Мы замочком постучали, 
    Мы замочек повертели, 
    Мы замочек покрутили 
    И открыли! 

    На первую строчку - пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком». Затем - круговые движения «замочком». На слова последней строчки - показать ладошки.

    КАПУСТКА 
    Мы капустку рубим-рубим, 
    Мы капустку солим-солим, 
    Мы капустку трём-трём, 
    Мы капустку жмём-жмём. 

    Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдно поглаживать пальцы, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки..                                                                                                

    Я предлагаю вам проиграть в игру с предметами, пусть это будет карандаш.

    Карандаш в руках держу

    Поиграть я с ним хочу.

    Карандаш в ладони взяли

    И немного пошуршали

    Карандашик я возьму

    Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

    Детям еще можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями) 
    • катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони; 
    • катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой; 
    • катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.); 
    • поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу. 

      Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли  активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените  полученные знания в семье.

     Пожалуйста, заполните анкету.

    Анкета для родителей

    1.Насколько вы удовлетворены  сегодняшней  встречей?

    (нужное подчеркнуть)

    -полностью удовлетворен

    -частично

    -неудовлетворен

    2.Что произвело наибольшее впечатление?

    __________________________________________________________________

    3. Что не понравилось?

    4.Закончите, пожалуйста, предложение:

    -развитие движения руки – это __________________________________________________________________

    -я узнала, что игры по развитию движений руки  можно проводить __________________________________________________________________

    5.Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч?

    -да

    -не знаю

    -нет

    6.Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече?

    -да

    -не знаю

    -нет

    7.Ваши предложения и пожелания: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер -Класс с родителями второй младшей группы "В гости к пальчику большому".

    В своей работе я большое  внимание  уделяю развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчикам...

    Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы "В гости к пальчику большому"

    Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большомуЦель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелко...

    Мастер-класс для детей и родителей во 2 младшей группе "В гости к пальчику большому".

    Познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики. Вызвать у детей и родителей желание заниматься с ребенком по развитию мелкой моторики. Повы...

    Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому»

    Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому»...

    Мастер-класс «В гости к пальчикам» (для детей и родителей второй младшей группы)

    Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.Задачи:Вызвать у детей и родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелк...

    Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому».

    Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы«В гости к пальчикам»Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой мотори...